История искусств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).

Файлы: 1 файл

Ответы по Истории искусства.docx

— 447.45 Кб (Скачать)

Ван Гог в  большинстве случаев писал, с  натуры, но даже его этюды имеют  характер законченной картины, так  как он не отдается всецело непосредственному  впечатлению от натуры, а привносит  в образ сложнейший комплекс идей и чувств, обостренную чувствительность к дисгармонии жизни, сострадание  к человеку, соединенное с безысходным  трагизмом. Именно эти качества лежат  в основе  мироощущения Ван Гога («Прогулка заключенных», 1890; «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889).

При жизни Ван Гог не был известен. Его огромное влияние на искусство  сказалось много позже.

Сезанн, Ван Гог, Гоген имели огромное влияние на все последующее развитие художественной культуры новейшего  времени.

41. Творчество А. Иванова и  К. Брюллова в контексте русской  художественной культуры сер.  XIXв.

В 30-е годы в русской живописи появляется множество исторических картин аналитического характера, где художники изображают народы в переломные моменты их истории. Одно за другим создаются колоссальные полотна К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, П.В. Басина, А.А. Иванова.

Карл  Павлович Брюллов (1799—1852) — один из самых интересных русских живописцев тех десятилетий.

Брюллов родился в семье академика, резчика по дереву и живописца-декоратора. В 1809 г. он был принят в Академию художеств, где занимался в классе исторической живописи. В 1882 г. окончил Академию и был отправлен в пенсионерскую поездку за границу, в Италию. В первые же годы жизни в Риме, им написаны картины «Итальянское утро», «Итальянский полдень» и «Вирсавия». Все три работы раскрывают одну оптимистическую тему — жизнеутверждающую красоту здорового человека, всем своим существом ощущающего радость бытия.

В 1830—1833 гг. Брюлловым была создана  большая историческая картина «Последний день Помпеи», занимающая центральное  место в его творчестве. Замысел  картины романтичен: трагически неотвратима  гибель людей под действием слепых, стихийных сил. Изображен самый  момент извержения. Зарево вулкана  и свет внезапно вспыхнувшей молнии озаряют мечущуюся в ужасе  толпу людей, ищущих спасения. Кругом рушатся здания, низвергаются со своих пьедесталов статуи.

Как историческая картина «Последний день Помпеи» была для русской  живописи, бесспорно, шагом вперед: объектом внимания художника здесь  впервые становится не отдельная  героическая личность, а исторические судьбы целой цивилизации. Картина  восторженно была принята в Италии, Брюллов был признан итальянцами  как лучший русский художник. Известный  в то время русский поэт Е. Баратынский  посвятил ему такие стихи:

Принес он мирные трофеи

С собой в отеческую сень — 

И стал «Последний день Помпеи» 

Для русской кисти первый день.

В 1836 г. Брюллов возвратился в Россию. На родине его встретили с триумфом. Он был избран академиком, на него дождем посыпались правительственные и частные заказы. По-видимому, именно результатом последнего был расцвет его портретного мастерства. К числу лучших портретов Брюллова относятся портреты В. А. Перовского, Ю. П. Самойловой, А. Н. Струговщикова,                                    Н. В. Кукольника, В. А. Жуковского.

Характерное для русской живописи тех лет  соединение аналитической разработки новых методов изображения живой  действительности с попытками философски осмыслить суть исторических процессов  ярче всего выразилось в творчестве Александра Андреевича Иванова (1806—1858). Вдумчивое, необычайно требовательное отношение к собственному творчеству, самозабвенная преданность искусству, глубокая убежденность в необходимости создания искусства нового, «удовлетворяющего требованиям новой жизни», — вот отличительные черты Иванова.

Александр Иванов родился в Петербурге. Его отец, Андрей Иванов, был профессором Академии художеств. Одиннадцати лет Александр  был помещен в Академию, которую  окончил по классу исторической живописи. По окончании Академии Иванов в 1830 г. отправился на средства общества поощрения художников в Италию и сразу же погрузился в серьезную, систематическую работу. Там Иванов сближается с некоторыми итальянскими и немецкими художниками, в частности, с представителями так называемой «назарейской школы» — Овербеком и другими. Наиболее интересная работа тех лет — картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой» (1831—1834гг.).

В начале 30-х  годов, после длительных поисков  темы для большой картины, Иванов наконец остановился на сюжете из Евангелия, избрав тот момент евангельской легенды, когда Христос впервые появляется перед еврейским народом. Так была задумана композиция картины «Явление Христа народу» (1837—1857), работа над которой поглотила большую часть творческой жизни художника. Общая композиция полотна сложилась довольно быстро: на первом плане — толпа людей, пришедших слушать проповедь Иоанна и совершить символическое омовение. В центре — Иоанн, направляющий внимание толпы к Христу, чье появление вызывает радость, изумление, восторг, недоверие, враждебность. Художник отмечает в толпе римского патриция с его рабом, состоятельных иудеев, римских всадников, надзирающих за порядком, иудейских священнослужителей.

В «Явлении Христа народу» — впервые в  русской исторической живописи —  правдивость передачи исторического  облика народа понимается не только как  археологическая точность изображения  костюмов и утвари, но и как воссоздание  мироощущения изображаемого народа, его общественных взаимоотношений, его национального темперамента и облика.

 

42. Создание товарищества передвижных  художественных выставок и его  историческое значение для русской  культуры.

Расцвет русского реалистического  искусства второй половины XIX в. неразрывно связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных   выставок, Товарищество было создано в 1870 году по инициативе Г. Г. Мясоедова, горячо поддержанной Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, а также В. Г. Перовым, Н. М. Прянишниковым, А. К. Саврасовым и другими, после распада Артели художников. Цель Товарищества, как говорилось в его уставе, — «знакомить Россию с русским искусством». Выставки устраивались в Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие города. Товарищество просуществовало свыше пятидесяти лет (до 1923 г.), проведя за это время сорок восемь выставок, две из них — в годы Советской власти.

Программой своей деятельности и строгим требованием к профессиональной стороне искусства передвижники в значительной мере обязаны художнику-мыслителю Ивану Николаевичу Крамскому (1837—1887), который чутко подмечал все новое, положительное, что было в искусстве его времени.

Главное место в творчестве художника  занимал портрет. Лучшими его  портретными работами являются: автопортрет, портреты                             Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. И. Шишкина. Крамской создал целую галерею крестьянских образов — «Крестьянин», «Полесовщик», «Крестьянин с уздечкой» и  др.

Глубокое раскрытие внутреннего  мира человека, проявившееся в портретах  Крамского, характерно и для его  картин. Из них наиболее известны хранящиеся в Третьяковской галерее картины  «Христос в пустыне», «Осмотр старого  дома», «Неизвестная», «Неутешное горе».

Лучшая из этих картин — «Христос в пустыне». По признанию Крамского, образ Христа в его картине  есть символ мучительных раздумий, свойственных человеку, когда он решает вопрос: уступить ли злу или пожертвовать собой, своим счастьем ради общего блага. Тема таких раздумий выражена во всем облике Христа — его лице, позе, жесте  сцепленных рук; она раскрывается и  в пейзаже, в борьбе света и  мрака, розовых красок утра с сине-серыми холодными красками ночи.

Те же большие морально-философские  вопросы волновали и Николая Николаевича Ге (1831—1894).

Творчество этого художника, полное мятежных исканий, представляет собой  одно из наиболее сложных и вместе с тем значительных явлений в  русском искусстве.

Ге воодушевляла идея нравственного совершенствования человечества, характерная для шестидесятников, вера в моральную, воспитательную силу искусства. Но он ошибочно — для тех исторических условий — считал, что высокий нравственный идеал не может быть выражен в картинах на современные темы. Это заставляло его обращаться к евангельским сюжетам, к иносказательной форме выражения своего чувства боли и негодования против социальной несправедливости. В картине «Тайная вечеря» (1863 г.) показано полное трагизма столкновение мировоззрений героя, обрекающего себя на жертву во имя общего блага, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя.

Ге — натура необычайно искренняя, эмоциональная — горячо откликнулся на идею создания Товарищества передвижных художественных выставок. В 1869 году он вернулся на  родину после долгого пребывания в Италии, твердо веря, что «художник должен быть гражданином и отражать интересы современности».

В 1871 году им была написана картина  «Петр I допрашивает царевича Алексея  в Петергофе» — лучшая историческая картина досуриковского периода. Главная тема творчества Ге — тема страдающего человека, драматическое столкновение мировоззрений, тема самопожертвования и душевной красоты, которым противостоят эгоизм, ограниченность и грубая сила. Это особо отчетливо воплотилось в его поздних картинах о страданиях Христа «Что есть истина?», «Голгофа».

Значительный вклад внес Ге и в развитие русского портретного искусства. В числе лучших портретных работ художника следует назвать прежде всего портреты А. И. Герцена, Л. Н. Толстого и автопортрет. В этих работах проявился тот высокий гуманизм, те постоянные творческие дерзания и поиски «живой» формы, которые так характерны для искусства Ге.

Вершиной развития реалистического  искусства 70—80-х гг. явилось творчество И. Е. Репина и В. И. Сурикова,

 

43. Деятельность  объединения «Мир искусства»

 

В последнее  десятилетие XIX в. складывается ряд объединений художников, которые резко полемизируют и даже враждуют друг с другом, ибо коренным образом расходятся по вопросам искусства и эстетики. Наиболее влиятельными объединениями становятся «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Хотя «Мир искусства» привлек в  свои ряды многих художников, не разделявших  эстетические и мировоззренческие  взгляды его лидеров С. П. Дягилева и А. Н. Бенуа, основу объединения  составляла группа петербургских художников, резко выступивших против академизма и передвижничества, заинтересованных в контактах с художниками  Западной Европы. Специфика «мирискусстничества» проявлялась наиболее отчетливо в творчестве А. Н. Бенуа и К. А. Сомова.

Александр Николаевич Бенуа (1870—1960) создал искусство утонченное, изящное, отмеченное печатью индивидуалистических настроений. Излюбленной его темой был Версаль и эпоха Людовика XIV. В цикле посвященных им картин и акварелей с легкой иронией А. Бенуа вспоминал о престарелом, пережившем свой век короле и его придворных, чьи гротескно трактованные фигурки «вкраплены» в природу Версальского парка и противопоставлены вечной красоте этой упорядоченной гением человека природной стихии. Таковы небольшого формата работы «У бассейна Цереры», «Прогулка короля», «Фантазия на версальскую тему». Бенуа весьма тяготел к театру и охотно выступал как театральный художник. Значительным вкладом в русское искусство являются его иллюстрации к произведениям русской классической литературы (например, рисунки к «Медному всаднику» А. С. Пушкина), а так же к книгам для детей (Азбука в картинках).

Для   произведений Константина Андреевича Сомова (1869—1939) присущ уход от современности, от ее жгучих социальных проблем в эфемерный, придуманный мир, лишенный исторической и социальной конкретности. Эти мотивы сказываются в излюбленных сюжетах Сомова — изображении празднеств, фейерверков, маскарадов, свиданий, легкомысленных любовных сцен. Порой в его работах («Мигрень», «Книга маркизы» и др.) проскальзывает утонченная эротичность. Имея серьезную художественную подготовку и навык неустанного и упорного изучения натуры, Сомов сохранял и развивал эти принципы в реалистических работах, но искал иные приемы, когда писал свои стилизованные картины. Отдаваясь непосредственному восприятию мира, он создавал чудесные пленэрные пейзажи («Купальщицы») и поэтические портреты, например «Дама в голубом».

В конце 90-х годов XIX века с объединением «Мир искусства» сблизился уже широко известный тогда художник Валентин Александрович Серов (1865—1911), хотя его творчество и не отвечало идейным позициям лидеров этого объединения.

Серов родился в семье, которая  была тесно связана с передовыми деятелями русской художественной культуры. Его отец А. Н. Серов —  известный композитор и музыкальный  критик, его учителями были И. Е. Репин, а в академические годы — П. П. Чистяков. Частое пребывание в благотворной художественной среде Абрамцева, отличное знание с ранних лет лучших музеев России и Западной Европы способствовали многогранности и глубине его  культуры.

При всем многообразии интересов художника  портрет стал тем жанром, который  в первую очередь определяет исключительное значение Серова в русском и мировом  искусстве. Ранние портреты, написанные Серовым на рубеже 80—90-х г.г. — «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», — по справедливости были оценены как новое слово в русской живописи. С необыкновенной поэтической силой и мастерством художник утверждал идеалы гуманизма. В противовес печальному, тяжелому, чему посвящали свое творчество многие из его предшественников, молодой живописец мечтал писать «только отрадное», уподобляясь, как он полагал, мастерам Ренессанса с их гармоническим пониманием человека.

За свою творческую жизнь Серов  создал целую галерею портретов  выдающихся людей своего времени  — художников, писателей, артистов (художников К. А. Коровина, И. И. Левитана, писателей А. М. Горького. Н. С. Лескова, артистов М. Н. Ермоловой,  Ф. И. Шаляпина,                       Г. Н. Федотовой, К. С. Станиславского, П. М. Качалова, В. С. Москвина и других).

44. Зарождение модернистских и  авангардных течений в европейском  искусстве нач. XXв.

Углубление  социальных противоречий западноевропейского  общества наиболее отчетливо сказалось  в архитектуре. Стихийный рост городов, численности населения вызвал к  жизни повышение этажности в  жилищном строительстве и неизбежное уничтожение зеленых насаждений. Эти обстоятельства породили массу  проблем, которых не знали предыдущие эпохи.

Информация о работе История искусств