Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат
В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).
В архитектуре Испании XVII в. исконно национальные черты переплелись с элементами мавританского зодчества и с традициями народного ремесла. Архитектура переходит к большой праздничности, нарядности, пышной орнаментике.
Скульптура 
словно ковер украшает фасады и порталы 
испанских архитектурных 
Испанская пластика раньше архитектуры вступает на путь самостоятельного развития: создаются деревянные культовые произведения, статуи святых, раскрашенные в естественные тона. Ноги и руки таких статуй делались на шарнирах, волосы были естественными, в глаза вставлялись стекла. В статуях много от готической скульптуры, как в общем выражении, так и в религиозной экзальтации.
В конце XVII в. испанское искусство переживает упадок.
29. Основные направления в 
В живописи 
дело обстояло сложнее. На французскую 
живопись первой половины XVII в. имели 
влияние фламандское и 
Классицизм 
возник на гребне общественного подъема 
французской нации и 
Основой теории классицизма стал рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта.
Предметом 
искусства классицизма 
Основателем классицистического направления в живописи Франции XVII в. стал Никола Пуссен (1594--1665). Еще в ученические годы он проявляет интерес к античному искусству. В 1623 г. едет в Италию, сначала в Венецию, а затем в Рим.
Тематика 
полотен художника 
Единство человека и природы, мироощущение характерны для его картин «Царство Флоры», «Спящая Венера», «Венера и сатиры».
В его работах нет тициановской чувственной радости бытия. Чувственная стихия в них овеяна целомудрием, на смену стихийному началу пришли элементы логики, упорядоченность, сознание непобедимой силы разума, все обрело черты героической, возвышенной красоты.
В 40-х годах в творчество Пуссена врывается тема смерти, бренности и тщеты земного. Это новое настроение выражено в его «Аркадских пастухах». Философская тема трактуется Пуссеном вроде бы очень просто: действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе, юноша и девушка, случайно натолкнувшиеся на надгробную плиту с надписью «И я был в Аркадии» (т. е. «И я был молод, счастлив, беззаботен», но помни о смерти), похожи скорее на античные статуи. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение - все это создает определенный возвышенный строй, чуждый всего суетного и преходящего. Мудрое приятие смерти, стоическое примирение с неизбежным, роднит классицистическое мироощущение с античным.
Лучшими в творчестве Пуссена последних лет жизни являются пейзажи. Художник в природе ищет гармонию. Человек трактуется им как часть природы. Пуссен является создателем классического идеального пейзажа - это не реальная природа, а сочиненна художником, ибо только такой она достойна быть предметом искусств. Около 1648 г. Пуссен пишет «Пейзаж с Полифемом», где чувство гармонии мира, близкое античному мифу, проявилось особенно ярко. Игру на свирели усевшегося на скале и слившегося с ней циклопа Полифема слушает не только нимфа Галатея, но вся природа: деревья, горы, пастухи, сатиры, дриады.
Вначале Лоррен писал небольшие работы с пасторальными фигурами на холсте или меди; затем — порты, с заходящим солнцем. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Лоррен не получил особого образования — он был самоучкой; тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия).
 
С большим мастерством художник 
изображал игру солнечных лучей 
в различные часы дня, свежесть утра, 
полуденный зной, меланхолическое мерцание 
сумерек, прохладные тени теплых ночей, 
блеск спокойных или слегка колышущихся 
вод, прозрачность чистого воздуха 
и даль, застилаемую лёгким туманом. 
В его творчестве можно различать 
две манеры: картины, относящиеся 
к ранней поре его деятельности, 
писаны сильно, густо, в теплых тонах; 
позднейшие — более плавно, в холодноватом 
тоне. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены 
его пейзажи, принадлежат, в основном, 
не его кисти, а его друзей — Ф. Лаури, Я. Миля, Фр. Аллегри и Н. Колонбеля.
Лоррен, в отличие от Пуссена, выходил за рамки метафизического (читай — академического) пейзажа. В его работах всегда важен свет. Он — первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего; первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью. Его работы оказали влияние на развитие европейского пейзажа, в частности, на Уильяма Тёрнера (нач. XIX века).
В последние десятилетия (1660—80 гг.) Лоррен работает медленнее, но всегда с успехом. К этому периоду относятся эрмитажные «Времена суток». В поздних работах Лоррен сам пишет фигуры. Он их помещает в воображаемые строения; тематически — это вольные интерпретации римских поэтов, особенно Овидия и Вергилия: «Вид берега Делоса с Энеем», 1672 (Национальная Галерея, Лондон), «Парнас» (Музей Изящных Искусств, Бостон).
Последняя работа Лоррена — «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.
 
Картины Лоррена имеются почти во всех 
крупных галереях Европы. Особенно много их 
в общественных и частных коллекциях Англии, Лувре, палаццо 
Дориа в Риме, мюнхенской 
пинакотеке, Дрезденская 
галерее и Эрмитаж в Санкт-Петербурге; в последнем находится 
12 картин, в том числе «Четыре времени 
года», едва ли не самые замечательные 
из всех произведений художника.
30. Характерные черты эпохи 
Искусство Франции века Просвещения развивалось в условиях упадка феодализма, роста и сплочения демократических сил общества накануне буржуазной революции.
Деятельность 
французских просветителей,  их  
философские и политические воззрения 
были важнейшим элементом 
В изобразительном искусстве, безусловно, побеждает светское начало, а позднее - гражданское: в борьбе против дословного неравенства утверждается достоинство личности. В развитии французского искусства XVIII в. выделяются несколько этапов:
- 
первые два десятилетия 
- 1730-1740 гг. развитие стиля рококо, 
расцвета реализма в бытовом 
жанре Шардена и 
- начиная с 70-х годов классицизм становится ведущим направлением во всех видах искусства.
Архитектура. В XVIII в. строительство переместилось в города. Потребности эпохи выдвинули задачу строительства жилого дома - особняка, бирж, торговых помещений, публичных театров. Единство внешнего и внутреннего архитектурного облика к началу века распадается.
В отличие от пышности и импозантной представительности, свойственных дворцам XVII в., теперь в создаваемых особняках, отелях большое внимание уделяется удобству жизни.
В отелях первой половины XVIII в. наиболее ярко проявилось характерное противоречие зодчества этой эпохи - несоответствие наружной архитектуры декору интерьера. Часто здание строилось одним архитектором, а оформлялось другим. Период раннего и зрелого рококо знает плеяду мастеров, создавших изысканные шедевры украшения внутренних помещений (Жиль Мари Оппенор, Жюст Орель Мейссонье и др.). Комнаты в особняках-отелях имели ровные панели, лепные орнаменты, живописные панно: сплошным ковром устилали стены и потолок.
Культовое 
строительство имело 
Таковы церкви Сен Рош (архитектор Роберт и Ж.-Р. де Котт) и Сен-Сюльпис (архитектор Жан Никола Сервандони, 1695-1766).
В связи с ростом городов идет реконструкция, создаются площади. Одной из площадей нового типа стала площадь в Бордо. Проектировщик и строитель Жак Габриэль (1667-1742). В ХVIII в. возникает площадь, сыгравшая громадную роль в создании ансамбля парижского центра - нынешняя площадь Согласия. Основным творцом ее был виднейший архитектор Жак Анж Габриэль (1699-17б2). Им также создан Малый Тритон в Версале.
Из сооружений общественного характера, построенных в ХVIII в., выделяется, «Хирургическая школа» Жака Гондуэна (1737-1788) и красивейшее здание театра в Бордо, построенного, в. 1775-1780 гг. архитектором Виктором Луи (1731-1807). Массовое здание, в форме прямоугольника поставлено на открытом участке местности. Двенадцатиколонный портик украшает, одну из узких сторон здания театра. На антаблементе портика установлены статуи муз и богинь, определяя назначение здания. Парадная лестница театра, вначале одномаршевая, расчленяется затем на два рукава.
Простая, 
ясная и торжественная 
Французская скульптура. ХVIII века развивалась иначе, чем в ХVII столетии. Главным образом, решительно меняются тематиками и формы. Развитие скульптуры идёт от принципов рококо к нарастанию черт классицизма.
Монументальность форм, дух барокко еще живут в двух группах укротителей коней, исполненных Гийомом Кусту (1678-1746) для увеселительного замка Марли (теперь на Елисейских полях). Изображение королевы Марии Лещинской в образе Юноны говорит о новом эстетическом идеале эпохи: быстрое движение, резкий поворот, нога, обнаженная почти до бедра, - такое изображение никогда не могло появиться в ХVII веке.
Новаторски подходит к созданию скульпторы молодой Пигалль (1714-1785). Его Меркурий, подвязывающий сандалию, полон прелести, легкости, непосредственности, стремительного движения.
Трудно представить, как бы сложилась творческая биография такого прекрасного мастера, как Этьен Морис Фальконе, если бы он не был приглажен в Россию, где обрел своего Героя и, проявив талант монументалиста, создал в «Медном всаднике» истинное произведение эпохи.
Младший современник Фальконе Жан Антуан Гудон (1741-1828) передал в своей портретной галерее духовную атмосферу века.
Среди множества портретов ученых, мыслителей, фигур и бюстов выделяется статуя Вольтера. Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его худое, немощное тело. Но он не поступился правдой и изобразил лицо старика с ввалившимися щеками, проваленным ртом. Но в этом: лице напряженно живет неугасающий, насмешливый ум философа, что в целом превращает произведение в гимн человеческому интеллекту, провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом.
Представителем стиля рококо в живописи был Жан Антуан Ватто (1684-1721), создавший свой неповторимый образ.
Главная его тема - галантные празднества: аристократическое общество в парке, музицирующее, танцующее; праздное («Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке»).
Ватто был искуснейшим мастером колорита, с помощью цветовых оттенков он умел передать все тончайшие оттенки любовного чувства.
Для живописи Ватто характерна театральность, и он этого не скрывает: действие развертывается на переднем плане, он всегда пишет кулисы - обрамление главной сцены, как в театре располагает группы фигур. Это не случайно, так как театром была вся жизнь.
Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703-1770). «Первый художник короля», как он официально именовался, директор. Академии Буше был истинным сыном своего века. Он все умел делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, книжные иллюстрации, рисунки обоев, эскизы костюмов и т. д.
Во всех его 
произведениях показано откровенно 
чувственное наслаждение 
Искусство Ватто и Буше во второй половине XVIII в. подвергалось резкой критике со стороны Дидро, бывшего теоретиком эстетических идей.
В 60-70-х годах появляется интерес к голландскому реализму, вызванному влиянием буржуазии.
В русле этих новых эстетических идей развивается искусство батиста Жан - Батист Симеон Шардена (1699-1779). Шарден начинает с натюрморта, а затем находит свою тему - это вещи кухонного обихода, котлы, кастрюли, бачки («Медный котел», здесь проявляется величайшее живописное мастерство художника).