Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат
В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).
Феофан внес в живопись XIV в. страсть, движение, свободную живописную лепку. Мастера Новгорода и Москвы испытали на себе воздействие его дарования, что не помешало им искать собственные пути и решения в искусстве. В этот период работает группа русских мастеров, создавших лучшие образцы новгородской стенописи. Самыми значительными в художественном отношении являются росписи церкви Успения на Волотовом поле и церкви Федора Стратилата (вторая половина XIV в.).
15. Архитектура Москвы.
В Москве создаются замечательные
каменные шатровые храмы, начинается обширное
строительство городов и
Возведение кремлевских
В XVII веке широкий размах приобретает в Москве художественное производство. Его средоточием служит Оружейная палата в Кремле. Сюда стягиваются лучшие мастера, здесь распределяются заказы между живописцами. Масса царских иконописцев рассматривается как армия исполнительных мастеров-ремесленников. Они используются для самых различных нужд: расписывают терема, пишут иконы, а также узоры и гербы. Лучшие произведения, вышедшие из Оружейной палаты, — это ювелирные изделия, оклады, братины, эмали, шитые пелены и т. д.
16. Творчество крупнейших
Московская живопись XV века развивалась под воздействием личности гениального русского живописца Андрея Рублева и в течение всего века сохраняла верность лучшим традициям этого прославленного мастера.
Подробности жизненного пути Андрея Рублева (между 1360 и 1370 — ок. 1430) почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя упоминалось редко. Все же тщательные исследования историков древнерусского искусства позволяют предполагать, что он был монахом Троице-Сергиева монастыря, для Троицкого собора которого он и написал одну из самых известных и прославленных в мире икон — «Троицу».
Сюжет «Троицы» прост. Три ангела, пришедшие по ветхо-библейской легенде к старцам Сарре и Аврааму с благой вестью о скором рождении Саррой сына, собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых золотисто-желтых красок.
Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но это не так.
В «Троице» три ангела символизируют
единство, согласие. Рублев зримо, в
совершенной художественной форме
воплощает эту символику
Не только в Москве можно увидеть творения великого мастера. В 1408 году он вместе с Даниилом Черным, своим товарищем, расписал Успенский собор во Владимире. Здесь до наших дней сохранились фрески на тему «страшного суда» (по церковным догмам — это божий суд над грешниками и воздаяние праведникам, которые якобы произойдут во времена «конца света»). Средневековые мастера обычно в трактовке «страшного суда» особо выделяли изображение адских мук. Андрей Рублев сумел придать этой сцене глубокий гуманизм.
Творчество Андрея Рублева является одной из вершин не только русского, но и европейского средневекового искусства.
17. Особенности Итальянского
Термин «Возрождение» (по-французски ренессанс, по-итальянски ринашименто) впервые введен Джоржо Вазари - историком искусства XVI в. - для определения начала эпохи развития капиталистических отношений.
Эта эпоха дала миру гениев в области науки, литературы, живописи, архитектуры, создавших шедевры искусства.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Термин «возрождение» по отношению к культуре этой эпохи не случаен, т.к. в искусстве вновь возрождается идеал прекрасного, гармоничного человека. Однако это не означает, что, возрождение повторяет античный период в искусстве.
Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке - физически и духовно развитом, свободном, творце своей судьбы.
Истинный гуманизм признает благо человека основой социального устройства, утверждает принцип равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми.
Гуманисты славят земную красоту, возвеличивают человека. уделяют ему такое место в мире, какое до этого и не грезилось ему.
Знаменитый гуманист Пико делла Мирандолла восторженно утверждал: «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хотел».
Итальянское Возрождение охватывает время во второй половины XIII в. по первую половину XVI в. и подразделятся на три этапа:
- проторенессанс и треченто - XIII - XIV вв.;
- раннее Возрождение (
- Высокий Ренессанс - конец XV - первая треть XVI в.
В период Возрождения в Италии получили бурное развитие все виды искусства, в особенности архитектура и живопись.
Ведущими
школами в искусстве
В конце XIII - начале XIV в. Флоренция превращается в богатую республику, становится центром складывающейся буржуазной культуры.
4.2. Треченто
Изменения прежде всего проявились в скульптуре. Они были подготовлены скульптурными работами Никколо Пизано, мозаиками и фресками Пьетро Каваллини.
Но подлинное начало новой эпохи связывается с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337). Его значительные работы - фрески капеллы дель Арена в Падуи «Поцелуй Иуды».
В капелле дель Арена фрески расположены в три ряда по глухой стене. Интерьер однонефной капеллы освещается пятью окнами на противоположной стороне. Внизу на живописно имитированном цоколе размещены 14 аллегорических фигур пророков и добродетелей. Над входом в капеллу расположена роспись «Страшный суд», на противоположной стороне - сцена «Благовещение». 38 сцен, взятых из жизни Христа и Марии, Джотто связал в целое, создав единый эпический цикл.
Евангельские сюжеты представлены художником как реально существующие события.
Живым языком Джотто повествует о проблемах, которые всегда волновали людей: о добросердечности и взаимопонимании («Встреча Марии и Елизаветы»), о глубине скорби, извечной материнской любви «Оплакивание».
Вместо разобщенных фигур и отдельных сцен, характерных для средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ о сложной внутренней жизни героев. Благодаря их тщательному отбору он сосредоточил внимание на главном. Вместо условного фона византийской мозаики Джотто вводит пейзажный фон. Если фигуры в византийской живописи как бы парят в пространстве, то в джоттовских фресках они обрели прочную почву под ногами.
Джотто вводит в свои изображения черты быта, которые создают впечатление достоверности обстановки. Его персонажи - различные человеческие типы. Образы Джотто величавы и монументальны, его язык суров и лаконичен, но понятен каждому, входящему в капеллу. Недаром росписи капеллы стали называть «евангелием Джотто», «евангелием для неграмотных».
Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.
Джотто был не только живописцем, но и архитектором. По его проекту построена колокольня Флорентийского собора, которая украшает город и по сей день.
В период треченто центром художественной культуры был также город Сиена.
Культура Сиены аристократична, пронизана феодальным мировоззрением, духом церковности. Произведения мастеров сиенской школы нарядны, праздничны, архаичны, полны черт готики.
Так, в искусстве Дуччо ди Буонинсенья много византийских черт (его знаменитая «Маэста»). Творчеству другого мастера сиенской школы Симоне Мартини (1284-1344) присущи черты искусства северной готики.
Он написал фигуру сиенского кондотьера Гвидориччо да Фольяно, главы наемных войск, на коне, на фоне сиенских башен. Фигура воина выражает дух самой эпохи раннего Возрождения с ее верой в человеческие возможности, вволю человека, вправо сильного.
18. Характерные черты
В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того "реализма деталей", который был характерен для искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.
В своей борьбе
с традицией готики художники
раннего Возрождения искали
В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.
Кватроченто
С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к дому банкиров Медичи. Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекаются писатели, поэты, ученые, архитекторы и художники. Начинается век медицейской культуры. Первые признаки новой, буржуазной культуры и зарождение нового, буржуазного мировоззрения особенно ярко проявились в XV в., в период кватроченто.
Но именно потому, что процесс сложения новой культуры и нового мировоззрения не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного разложения и распада феодальных отношений), XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это поистине век гуманизма. Кроме того, это эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Ренессанса. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека; в XV в. итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая уже назрела в искусстве треченто.
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реапистически портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.