Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат
В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).
47. Сюрреализм в искусстве XX в. С. Дали как крупнейший представитель сюрреализма
В 1924 г. появляется «Первый манифест сюрреализма».Сюрреализм означает - «сверхреальное». Сюрреалистическое направление в искусстве родилось как философия «потерянного поколения», чья молодость совпала с первой мировой войной. Сюрреалисты исходят из отрицания искусства как средства отражения и познания мира. Для них искусство есть «акт бессознательно психологического автоматизма». Искусство сюрреалисты рассматривают как средство субъективного самовыражения. Теория сюрреализма строилась на философии интуитивизма Анри Бергсона, философии Зигмунда Фрейда с его учением о психоанализе, с культом полового инстинкта - «либидо», которое, по Фрейду, сопутствует человеку с детства и сублимируется (переходит) в творческий акт.
Именно Фрейда сюрреалисты считают своим духовным отцом.
В искусстве сюрреалистов, по словам исследователей, дали ростки все «цветы зла» - культ агрессивных влечений, низменных побуждений, разрушительных инстинктов, извращенной эротики, патологической психики.
В 30-х годах в среде
В 1936 г. он, испанец по происхождению, откликнулся на события у себя на родине картиной «Предчувствие гражданской войны». В ней изображена ужасающая конструкция из разлагающейся головы на костяной ноге с двумя огромными лапами, одна из которых сжимает грудь с окровавленным соском. Все это «покоится» на маленьком, иллюзорно написанном ящике-шкафчике и размещается на фоне безжизненно мертвого, типично сюрреалистического пейзажа.
Во время второй мировой войны центр сюрреализма переместился в США. Сюда переезжают Дали, Бретон, Массон, Эрнст, Танги и др.
Деятельность Дали в эти годы необычайно разнообразна: он пишет полотна, которые продает очень дорого, ставит балеты, сотрудничает с журналистами, оформляет магазины. Исследователи отмечают два метода в его творчестве:
- либо он вводит в абсолютно нереальный пейзаж, нереальную среду;
- либо искажает знакомое и реальное до какого-то чудовищного образа.
Так, грудь, живот, колени копии Венеры Милосской он превращает в какие-то выдвинутые ящики шкафа с ручками-присосками.
После второй мировой войны Дали пишет такие картины: «Атомный Нерон», «Атомная Леда».
В 40-50-е годы в Америке сюрреалисты имели наивысший успех. В 1947 г. с выставки в Нью-Йоркском музее современного искусства начался новый этап сюрреализма Дали, так называемый католический сюрреализм.
Произведения 50-х годов не имеют никакой деформации, выполнены на высоком профессиональном уровне («Тайная вечеря», 1955; «Христос св. Иоанна на кресте», 1951; «Святой Иаков», 1957). Кроме того, Дали пишет картины, в которых пытается примирить религию и науку («Атомистический крест», 1952 - изображение атомного реактора и куска хлеба как символа святого причастия).
В 60-е годы сюрреализм стал уступать свои позиции новой волне абстракционизма и, главное, новым направлениям авангардизма, прежде всего искусству поп-арта (народное, популярное искусство, «ширпотреб-искусство»).
48. П. Пикассо и его открытие в искусстве
Общую эволюцию XX века наиболее ярко выразил Пикассо (Пабло Пикассо, 1881-1973). Он вызывал к себе различное отношение. Пикассо - истинный вдохновитель почти всех направлений нашего столетия. В 1901 г. он открывает в Париже свою первую персональную выставку, чтобы последующие 70 лет быть в центре художественной культуры Запада.
Первые картины Пикассо, посвященные нищим, странствующим актерам, бродягам-людям обездоленным, выражают настроение усталости и обреченности. Они написаны в сине-зеленой гамме, рисунок острый, контуры изломаны, тела умышленно удлинены. Полотном «Авиньонские девушки» (1907) Пикассо отметил рождение кубизма, но уже в 1921 г. он вновь возвращается к реалистическим формам («Три женщины»). 27 апреля 1937 г. маленький испанский городок Герника был сравнен с землей фашистской бомбардировкой и несколько тысяч людей оказались погребенными под развалинами. Событие это потрясло Пикассо.
Пикассо незадолго до гибели Герники получил заказ на роспись испанского павильона международной выставки в Париже. Панно под названием «Герника» стало главным событием международной выставки и всей художественной жизни.
Громадная композиция связала искусство Пикассо с жизнью всех народов, сражающихся с фашизмом. Вторая мировая война еще более усилила значение этого полотна, звучащего и воспринимаемого как пророчество.
В «Гернике» нет ничего от конкретного города басков, нет ни самолетов, ни убийц. В ночи среди черепов и костей, символов смерти, погибают люди, в предсмертных судорогах корчатся кони.
Расширенные глаза лиц-масок не видят цвета и многообразия предметов - только мертвенный свет, только искореженные обломки. Таким, представлялось художнику, должны были видеть этот мир погибающие под обломками люди. Общественный резонанс произведения Пикассо был огромен. Испанцы плакали на выставке, стоя перед «Герникой». Пикассо выступил здесь как художник-борец, яростный обличитель фашизма.
Год войны и оккупации Пикассо прожил в Париже, отказавшись эмигрировать в Америку, ибо Францию считал своей второй родиной. В 1952 г. Пикассо создает произведение «Война».
Как художник Пикассо живо откликался на волнующие общество события, выступал экспериментатором, находил свое ярко индивидуальное образное решение, вызванное его уникальной способностью к постоянному самообновлению.
Страстный защитник мира, он создал своего знаменитого «Голубя мира», которого полюбила вся планета и который стал символом борьбы человечества с войной.
Пикассо был полон жажды открытия новых ценностей, новых возможностей искусства.