История ораторского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Понятие об ораторском искусстве. Уровни ораторского мастерства. Владение материалом («что говорить»). Владение собой («как говорить»). Естественность поведения. Техника речи. Контакт с аудиторией. Образ оратора (кто говорит).

Оглавление

Краткая история ораторского искусства.
Принципы и законы риторики.
Этапы подготовки к публичному выступлению.
Требования, предъявляемые к оратору.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет» 

    Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    по  дисциплине: Культура речи

    по  теме: вариант - 1 
 
 
 
 
 

                  Исполнитель: студент(ка)

                  Направление: юриспруденция

                  Профиль Гражданско-правовой

                    Группа ЮР-11 Ом

                    Ф.И.О Червинская А.Н. 
                 
                 
                 
                 

    Екатеринбург

    2011

      План

      1. Краткая история ораторского искусства.

      2. Принципы и законы риторики.

      3. Этапы подготовки к публичному выступлению.

      4. Требования, предъявляемые к оратору.

      5. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОРАТОРСКОГО  ИСКУССТВА.
 

      Сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.

      В последние годы огромное распространение  получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим!

      Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти  автоматически. Он всем интересен, ему  легко вступить в контакт, он может  влиять на собеседников.

      Ораторскому искусству можно обучиться! Открыть свой потенциал, научиться произносить речь перед публикой, обрести уверенность в себе могут практически все желающие. (Ведь владение словом дано человеку!) 

        Понятие об ораторском искусстве

      Термин "ораторское искусство" античного  происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.).

      Древние греки трактовали риторику как "искусство  убеждения". Монологическая речь, по мнению Платона и Сократа, Аристотеля и других философов, призвана обратить в свою веру слушающих.

      Начиная с Древней Греции ораторское искусство было неразрывно связано с политикой. Все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями (Перикл, Демосфен).

      Во  времена римской цивилизации  под риторикой стали понимать "искусство говорить хорошо". Искусство здесь означало совершенствование речи со стороны ее воздействия на слушателя и с точки зрения ее эстетической характеристики. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и ораторы Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон).

      Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл: 1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант; 2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления. 

      Уровни  ораторского мастерства

      Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления): I. Владение материалом («что говорить»); II. Владение собой («как говорить»); III. Образ оратора («кто говорит»). Каждый из уровней включает несколько составляющих компонентов. (См. табл. 1).

      Таблица 1

      Уровни  ораторского мастерства 

      Уровень искусства оратора

      Составляющие  компоненты

      1       2
      I. Владение материалом        
      (что говорить)       1. Грамотная речь (соблюдение лексических,  грамматических, орфоэпических норм  русского литературного языка)

      2. Словарный запас

      3. Композиция (принципы построения)

      II. Владение собой        
      (как говорить)       1. Естественность поведения оратора

      2. Техника речи (дикция, темп, интонация,  
голос)

      3. Контакт с аудиторией

      III. Образ оратора        
      (кто говорит)       1. Одежда

      2. Положение сидя или стоя

      3. Выражение лица (мимика)

      4. Жесты

 

      Рассмотрим  подробнее эти уровни и их составляющие. 

            Владение материалом («что говорить»)

      Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка (о нормах см. гл.1)

      Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Словарный запас бывает активным (слова, активно используемые в речи) и пассивным. Активный словарь, как правило, в 4–5 раз меньше пассивного.

      Задача  оратора – увеличивать активный словарный запас. Это достигается, когда регулярно используется внешний источник информации: при прослушивании лекций, при просмотре теле- и радиопередач, прочтении книг. Пополнение словарного запаса происходит в основном за счет синонимов. Активный словарь оратора формируют также многозначные слова, заимствования, фразеологизмы, антонимы (см. гл.8)

      Композиция  речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Речи могут быть различными (по типам): академические, политические, судебные, информативные, развлекательные. Но любая речь  с точки зрения ее структуры строится по единому принципу.

      Речь  состоит из трех частей: 1. Вступление, 2. Основная часть, 3. Заключение. Их основное назначение таково (см. табл. 2).

      Таблица 2

      Назначение  частей речи

      Часть речи       Назначение
      Вступление       Привлечь  внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету
      Основная  часть       Сообщить  информацию; обосновать ее
      Заключение       Суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию
 

      Следует соблюдать пропорции речи. Вступление плюс заключение должны составлять не более 1/3 всего выступления. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более конструктивным. Вот некоторые речевые приемы, которые обычно используются ораторами во вступительной части:

  • изложение плана предстоящей речи;
  • актуальность темы с позиции сегодняшнего дня;
  • история вопроса.

      При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет  речи оставался неизменным, чтобы на него "нанизывались" все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные аспекты.

      В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление на полуслове  придает речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая (основная) часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания. 

Владение  собой («как говорить»)

      Публичная речь – это владение информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией. 

  Естественность поведения

      Естественность  поведения оратора – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

      Неестественное  поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора. 

Техника речи

      Важный  критерий оценки выступающего перед  аудиторией человека – техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

      1. Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.

      Существует  целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.

      2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)

      Могут наблюдаться две крайности темпа  речи: слишком быстрый темп ("строчит  как из пулемета") или замедленная  речь ("вымученная", "нудная", "как воду цедит"). Обе крайности  темпа утомляют и нервируют аудиторию.

Информация о работе История ораторского искусства