Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:20, контрольная работа
Понятие об ораторском искусстве. Уровни ораторского мастерства. Владение материалом («что говорить»). Владение собой («как говорить»). Естественность поведения. Техника речи. Контакт с аудиторией. Образ оратора (кто говорит).
Краткая история ораторского искусства.
Принципы и законы риторики.
Этапы подготовки к публичному выступлению.
Требования, предъявляемые к оратору.
Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.
3. Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. Например:
1) Вы поедете на юг осенью? (Вы или не Вы?)
2) Вы поедете на юг осенью? (на юг или на север?)
3) Вы поедете на юг осенью? (осенью или летом?)
С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.
Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в русском языке. Например:
1) Ребенок: – Мама! Я пойду в кино!
Мать: – Иди! Иди! (смысл: "Можешь идти, но последствия будут не самыми лучшими!" – угроза)
2) Преподаватель в аудитории:
– Так, я вижу все готовы сдавать контрольную работу, все разговаривают друг с другом… (смысл: "Если вы разговариваете, я соберу контрольные работы" – предупреждение)
Оратор должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.
Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.
4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.
Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).
Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. табл. 3).
Таблица 3
Критерии оценки речи оратора
Составляющие техники речи | Критерии оценки речи оратора | ||
положительные | отрицательные | ||
1 | 2 | 3 | |
Дикция | четкое произнесение звуков и слов | невнятное произнесение; дефекты речи; "глотание" звуков и слогов | |
Темп | 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости | 1)
темп слишком быстрый или | |
Интонация | мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы | мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы | |
Голос | 1)
умение менять (повышать и понижать)
тон; 2) достаточно громкий (уверенный) |
1)
монотонный голос (одинаково | |
Контакт с аудиторией
Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.
Два оратора (два лектора) могут говорить одно и то же, но слушать одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.
Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).
Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.
Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт. Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.
Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.
Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт…), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.
Настраивают
аудиторию против выступающего и
разрушают контакт и энергетику
зала высокомерие, менторский тон, презрение,
выказывание превосходства, спор со слушателями,
публичные замечания, выражение вслух
своих предпочтений или антипатий, враждебные
выпады в адрес аудитории.
Образ оратора (кто говорит)
При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом:
60% – КТО оратор, что он из себя представляет;
30% – КАК оратор говорит;
10% – ЧТО он говорит.
Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.
Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора.
1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой.
2. Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.
3. Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.)
4. Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.
Обучение жестам – кропотливый процесс, который должен осуществляться под руководством педагога. (Например, американские политики и бизнесмены говорят и держатся безупречно именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, стоять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться.)
Итак, мы рассмотрели три уровня основ красноречия и их составляющие – критерии оценки речи оратора.
Да,
очень трудно быть действительно
хорошим оратором. Необходимо много
работать над собой, своей речью, даже
жестами. Но всему можно научиться, и знания
эти очень важны. Ведь в любой профессии
человеку придется общаться с людьми,
а для этого необходимо глубокое понимание
принципов общения, особенно речевого.
Современная риторика исходит из того, что пассивной стороны в коммуникативном акте фактически нет. Роль слушающего так же активна, как и роль говорящего. Oт взаимодействия этих двух сторон зависит успех общения. Оратор должен «не побеждать» аудиторию, а «сотрудничать» с ней.
Универсальным принципом успешной коммуникации становится принцип Кооперации, сформулированный Г. П. Грайсом. Любое общение, в том числе и деловое, – это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу. Этот принцип регулирует количество и качество информации, выдаваемой каждым из коммуникантов на том или ином шаге речевого общения. Например, правило, регулирующее количество, требует, чтобы говорящий не скрывал нужной информации, которая принципиально важна для принятия решения по обсуждаемой проблеме, и не сообщал той, которая не требуется.
Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией в диалоге, когда хотели, но не могли высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию.
К правилам организации и оптимизации диалога, представляющего информационный обмен, относится также принцип Интереса.
Этот
принцип означает, что диалогическое
общение развивается более
Следующий принцип, выработанный современной риторикой и особенно актуальный для делового общения, – принцип Поллианы. Этот принцип требует, чтобы содержание речевого общения удовлетворяло критериям оптимистического настроения участников.
Принцип Удовольствия – это универсальный принцип общения. Мы стараемся больше общаться с теми, кто нам интересен, с кем приятно разговаривать. Для того чтобы расположить к себе собеседника, используют широкий набор средств, с помощью которых создается Аттракция. К ним относятся:
Этикетные формулы: имеем честь предложить вам, многоуважаемый Николай Петрович и т. д;
Обращение к человеку по имени (прием «имя собственное»);
Использование комплиментов;
Прием, условно называемый «зеркалом отношений»: добрая улыбка, приятное выражение лица. В ходе диалога учитываются не только вербальные средства общения (слова), но и невербальные (мимика, взгляд, поза, дистанция и т. д.), которые дают косвенные данные о настроении, чувствах партнера, его расположении к собеседнику.
К Законам речевого поведения, или к законам современной риторики, относятся следующие:
1.
Концептуальный закон.
2.
Закон моделирования аудитории.