История ораторского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Понятие об ораторском искусстве. Уровни ораторского мастерства. Владение материалом («что говорить»). Владение собой («как говорить»). Естественность поведения. Техника речи. Контакт с аудиторией. Образ оратора (кто говорит).

Оглавление

Краткая история ораторского искусства.
Принципы и законы риторики.
Этапы подготовки к публичному выступлению.
Требования, предъявляемые к оратору.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

      5) фонетические стяжения: тыща, щас, воще, чё?

      6) иноязычные "вкрапления": о'кей, ноу-проблем, вау!

      7) орфоэпические ошибки: *катлог, инциндент.

      Названные явления недопустимы в речи оратора. 

      Этап III. Окончательная  подготовка выступления

      Итак, ваше выступление написано. Вы заранее  позаботились и о его структуре, и о словесном оформлении, стремясь к понятности, информативности, выразительности языка, богатстве словаря.

      Начинающему оратору написать целиком  текст выступления очень полезно. Даже психологически, когда вы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает уверенность. На завершающем этапе удобно пользоваться маркерами, выделяя цветом ключевые  фразы текста (разметка). И, конечно, поменьше зачеркиваний и надписываний. Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий должен тут же видеть интересующие его фрагменты. (Что касается ораторов более опытных, то они вполне могут ограничиться подготовкой развернутого плана-конспекта.)

      Если  выступление предстоит важное, желательно его прорепетировать. Лучше всего, если есть живой слушатель, в крайнем случае, можно использовать диктофон.

      Мастерство  публичного выступления приходит с  опытом работы в профессии. И все  же узнать о главных "секретах" ораторского искусства и применении их в аудитории полезно как  можно раньше, начиная со студенческой скамьи. 

    1. ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОРАТОРУ
 

      По  правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным  доверия и способным  вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять умеренность в еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.

      Эти требования особенно важны в ораторике, когда оратор выступает перед  аудиторией впервые и только один раз. Слушатели его еще  не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.

      В гомилетической речи эти общие требования к оратору ослабляются. В гомилетике слушатели и оратор уже объединятся  в один коллектив, поэтому аудитория  обращает внимание на содержание речи и мастерство, с каким его произносит оратор. Гомилетическая речь требует, чтобы оратор умел представлять характер своей профессии, показывать манеры, типичные для своей профессии, особенно манеру речи-мысли.

      Оратор  решительно отличается от актера: актер  сегодня может быть принцем, а завтра шутом. Оратор всегда должен быть самим собой. Он должен быть представителем определенной идеи, которую отстаивает всей жизнью. По образу оратора судят о содержании речи.

      Принцип подчиненности ораторского образа профессиональной или политической идее – необходимая часть смысла речи. Никто не станет слушать лектора, если он лицемерит, т.е. сам не верит в идею своей речи. Для аудитории личность говорящего является ключом к содержанию речи.

      По  определенному виду речевой деятельности мы различаем индивидуальное разнообразие людей. Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный тип личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, интеллектом и образованностью. Все это развивается в человеке с умением слушать, понимать и говорить.

      Женщина и мужчина должны строить свои образы несколько по-разному. Мужчина  может себе позволить большее  своеобразие во внешнем облике. Женщина  – нет. Требования, которые предъявляет  к ней аудитория, таковы, что женщина-оратор будет несколько скрывать свои личные эмоции и высказываться обобщенно. Поэтому от женщины обычно ожидают внешности, в которой скрыты характерные черты индивидуальности. Они присутствуют, но даны как будто намеком. Разработка образа женщины-оратора сложна тем, что небольшими штрихами в костюме, голосе, жестикуляции можно подчеркнуть свое своеобразие, выделить природные и индивидуальные качества своей личности.

      Образ оратора не складывается стихийно. Он – результат достаточно большой  работы над собой независимо от меры ораторского таланта, отпущенного человеку природой.

      Для создания ораторского образа необходима богатая практика. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия сильно изменяет не только нервную конституцию  говорящего, но и его внешность, формирует  разные типы личности.

 
 

Практическое  задание.

      Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте  свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной.

      Современный мир биотехнологий предлагает нам  невиданные ранее возможности бесконечного продления жизни, омоложения, в недалеком  будущем, - возможность замены жизненно важных органов, частей тела и даже самого мозга. Люди уже готовы создать  искусственного человека, которому будут неведомы страдания и тяготы человеческой земной жизни. 
И в прошлом, и сейчас, старение и смерть для нас – абсолютное зло. Но, в отличие от религии современная наука предлагает нам не призрачный загробный мир, куда переходят «бессмертные» души умерших после смерти, а настоящее земное техногенное бессмертие. К чему стремится человек, переделывая собственную природу? Успехи биологии, информационных технологий убеждают человека в том, что он может стать абсолютно всемогущим, подобным Богу. Не тяжела ли ноша для земного существа? 
Чего боятся в смерти? Так ли нужно ли человеку земное бессмертие? Может быть человек может смириться со своей смертной природой без религии и науки? 
Стоит ли человеку побеждать старость и смерть?
 
 
 
 
 

Литература

      Александров, Д. Н. Риторика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. Н. Александров. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

      Андреев, В. И. Деловая риторика [Текст] / В. И. Андреев. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1993.

      Культура русской речи [Текст] : учеб. для вузов / под ред. Л. К. Граулино, Е. Н. Ширяева. М. : Норма-ИНФРА-М, 1998.

      Русский язык и культура общения для деловых людей [Текст]. Саратов : Слово, 1998. 

Информация о работе История ораторского искусства