История ораторского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Понятие об ораторском искусстве. Уровни ораторского мастерства. Владение материалом («что говорить»). Владение собой («как говорить»). Естественность поведения. Техника речи. Контакт с аудиторией. Образ оратора (кто говорит).

Оглавление

Краткая история ораторского искусства.
Принципы и законы риторики.
Этапы подготовки к публичному выступлению.
Требования, предъявляемые к оратору.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

      3. Стратегический закон. Исходя  из характеристик аудитории (собеседника)  и на основе концепции, замысла выстраивается стратегия, конкретная программа действий.

      4. Тактический закон. Предусматривает  на основе выработанной стратегии  в процессе общения использовать  те или иные тактические приемы  для того, чтобы заинтересовать  собеседника, вызвать его на  размышление и общение.

      5. Закон словесно-речевого выражения.  Предусматривает умение облекать  мысль в действенную речевую  форму, логично, красочно доказывать  свои «тезисы». Формула Цицерона  гласит: «Оратор есть тот, кто  любой вопрос изложит со знанием  своего дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

      6. Закон эффективного общения. Предусматривает  умение устанавливать, сохранять  и закреплять контакт с аудиторией (собеседником), завоевывать ее симпатии  и внимание, интерес. Для этого  необходимо управлять собственным  поведением, управлять поведением аудитории, корректировать, если необходимо, план встречи.

      7. Системно-аналитический закон. Предполагает  умение анализировать полученный  результат. 
 

    1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К РУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
 

      Для того чтобы выступление на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского мастерства. Не менее важно знать и о том, как правильно заранее подготовиться к речи.

      Правильная  подготовка публичной речи осуществляется в несколько этапов. Этап I.  Подготовка содержательной стороны речи. Этап II. Словесное оформление выступления. Этап III. Окончательная подготовка выступления.

      На  каждом этапе у будущего оратора  образуются свои объекты внимания, т.е. то, чем он должен заняться именно сейчас. Рассмотрим эти этапы. 

      Этап I. Подготовка содержательной стороны речи

      К выступлению нужно правильно  подготовиться. Если упустить из виду хотя бы один из этапов подготовки, речь может быть неудачной. При подготовке выступления (как и при выполнении любой другой важной задачи) необходимо задать себе три самых важных вопроса: 1. Что я делаю? 2. Зачем я это делаю? 3. Как я это делаю? Ответы на них помогут определить соответственно тему выступления, цель выступления, а также непосредственно заняться подготовкой содержательной стороны речи (составлением плана, сбором материала, обдумыванием структуры речи). 

      Тема  выступления

      На  первом этапе подготовки речи нужно  выбрать и уточнить тему выступления, т.е. четко и ясно сформулировать, о каком предмете пойдет речь. Необходимо подчеркнуть, что успех выступления (который, безусловно, закладывается уже в процессе правильной подготовки к речи) во многом зависит от отношения и интереса автора к теме. Опыт показывает, что самое лучшее прочтение лекции – это, как правило, ее первое прочтение: изложение материала, в котором лектор сам недавно разобрался; передача фактов, которые автор еще недавно сам узнал; восторг от новизны, которым он "заражает" слушателей.

      Если  же приходится говорить на давно известную  тему, то хороший оратор обязательно  каждый раз будет вносить в нее что-то новое. И опять-таки не столько для других, сколько для себя. Всякий раз необходимо посмотреть на предмет выступления по-новому, "разумом новичка".

      Итак, новизна темы и ваш интерес  к ней – залог будущего успеха. 

      Цель  речи

      Следующий очень важный шаг подготовки – определение цели речи. Возможных целей (и соответственно типов речи) достаточно много, например речи воспитательные, речи развлекательные. Выделим две главные: информационная речь и агитационная. У информационной речи главная задача – поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься. Агитационная же речь всегда содержит в себе призыв к действию.

      Важно также отдавать себе отчет в том, какова субъективная цель вашего выступления. Выступление можно готовить для того, чтобы получить отличную оценку на экзамене, можно – для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно – чтобы выиграть спор, например, в суде.

      Далее важно представить себе то, что  режиссер К.С. Станиславский называл "сверхзадачей выступления", т.е. представить себе идеальный исход: чего автор речи хочет добиться? Например, при подготовке курсовой работы задача должна быть сформулирована так: "Защитить курсовую работу". А сверхзадача может быть следующей: "Написать работу, которая может стать основой диплома; написать работу, которая убедит преподавателя пригласить меня писать дипломную работу именно у него; написать работу, которая покажет, что в будущем автор достоин обучения в аспирантуре". 

      Рабочий план

      Третий  шаг подготовки к выступлению – составление предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчинен собственной логике, он  прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей. План состоит из 5–6 главных вопросов, которые вы хотели бы осветить в своем выступлении. 

      Сбор  материала

      Следующий, четвертый, шаг работы над речью – сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.

      Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала – это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня.

      На  этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке – где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать. Где именно записывать, каждый выбирает сам, и во многом это зависит от организованности человека. Наиболее удобный вариант для записи, конечно, компьютер. Удобно, например, завести отдельный файл "Заметки по поводу" и каждый раз, когда в голову приходит перспективная мысль, заносить ее в этот файл. Помимо этого, нужно для себя определить, как часто (раз в пять дней, в неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобный способ работы. Потом, когда начнется этап компоновки материала, выяснится, что уже процентов на восемьдесят ваша речь готова!  

      Структура речи

      После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой: тщательно продумать структуру речи, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение (см. выше 5.1.2.1). 

      §6.2. Этап II. Словесное оформление выступления

      Второй  этап подготовки – подготовка к непосредственному изложению текста, словесное оформление публичного выступления по законам красноречия.

      Давайте вспомним о том, что слово красноречие означает умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно (так этот термин объяснил В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка"). В основе красноречия лежит высокая культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов, а также для всех, кто стремится говорить правильно, красиво и убедительно.

      На  этапе словесного оформления выступления  объектами внимания оратора должны стать 1) изобразительные возможности, или богатство языка, а также 2) явления, "засоряющие" речь. Первые необходимо развивать, а вторых – избегать в своей речи. 

      Богатство языка1[1]

      В отзывах о стиле хороших писателей  можно услышать: "Какой богатый язык!" А о плохом писателе или ораторе говорят: "У него язык такой бедный…" Чем же отличается богатая речь от бедной?

      Количество  слов (активный словарь). Самый первый критерий богатства и бедности речи – это количество слов, которые использует оратор. У Пушкина, например, в активном обращении было более 20 тысяч слов, а известная героиня Ильфа и Петрова Эллочка Щукина "легко и свободно обходилась тридцатью", о чем уже шла речь выше. Так что активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым.

      Многозначность. Богатая речь характеризуется также правильным использованием многозначных слов. Например, слово дом. В каких значениях оно употребляется Пушкиным?  1) Господский дом уединенный, горой от ветров огражденный, стоял над речкою" (дом  "здание, строение"); 2) Страшно выйти мне из дому (дом  "жилище, где кто-нибудь живет"); 3) Всем домом правила одна Параша (дом – "домашнее хозяйство"); 4) Три дома на вечер зовут (дом"семья"); 5) Дом был в движении (дом  "люди, живущие вместе"). Таким образом, разные значения слова расширяют границы его использования в речи. И мы сами можем приумножать богатства родного языка, если научимся открывать в словах их новые значения.

      Синонимы. Ничто так не обогащает речь оратора, как синонимы родного языка. Совершенно однозначных слов в русском языке совсем немного: лингвистика – языкознание. Но зато распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки. Например:

      Смеяться  хихикать, хохотать, ржать, умирать со смеху, кататься от смеха, посмеиваться, гоготать, ухохатываться, смеяться до слез, до упаду.

      Любить  быть неравнодушным, питать слабость, обожать, пылать любовью, страдать по кому-либо, вздыхать, сохнуть, быть без ума, души не чаять.

      Нет  избавь, уволь, дудки, ни за что, вот еще, еще чего, ни за какие коврижки, держи карман шире, ни в коем разе! Никогда!

      Передавая ту или иную мысль, следует использовать богатые синонимические возможности  русского языка!

      Сравнения. Пополнение словарного запаса оратора происходит также за счет сравнений. Сравнения создают неповторимые образы.

      Д. Карнеги в книге "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично" дает сравнения, например, к слову холодный: холодный, как лягушка, шомпол, гробница, соль, осенний дождь, глина, ледяная вершина

      Удачное сравнение делает речь богатой, украшает ее.

      Фразеологизмы. Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками).

      Главное условие правильности речи – употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом они ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние  слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника. Недопустимо также смешение фразеологизмов, например: 3десь собрался узкий круг ограниченных людей (правильно: узкий круг или ограниченный круг людей).

      Итак, богатство и разнообразие публичной  речи создается богатым активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов. 

      Явления, засоряющие речь2[2]

      У косноязычного человека речевая  бедность, неумение выразить мысль  часто соседствуют с негативными  явлениями, "засоряющими" речь. В  их  числе:

      1) "заезженные" формулировки: более-менее, нормально, ничего;

      2) слова-паразиты: так-сказать, типа, типа того, чисто конкретно, как бы;

      3) сленговые формы: отпад! круто! классно! прикол! тащусь!

      4) сокращения слов: коммуналка, Б МБ-ушка, видак, телик;

Информация о работе История ораторского искусства