История развития детских изображений в западноевропейском искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Особый мир теплых и сокровенных чувств открывается перед нами в творчестве художников многих поколений, посвятивших свои полотна изображению детей. Трудно найти хоть одного известного художника, которого бы не волновала и не увлекала эта тема. Многие художники в момент творческого подъема обращались к ней. Дети служили вечным источником красоты и вдохновения, с ними связано немало шедевров мирового изобразительного искусства, поэтому тему своей курсовой работы мне хочется посвятить изучению детских портретов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. История развития детских изображений в западноевропейском искусстве……………………………………………………………………..4
Глава II. Детские портреты в искусстве ХV и ХVI веков
2.1.Ребенок в развитии темы материнства……………………...13
2.2.Образ «путти» в искусстве Возрождения………………....28
Глава III. Одиночные и групповые портреты в искусстве ХVII века…..30
Заключение………………………………………………………………….38
Приложение………………………………………………………................40
Библиографический список………...…………

Файлы: 1 файл

Курсовая все.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..2

Глава I. История развития детских изображений в западноевропейском искусстве……………………………………………………………………..4

Глава II. Детские портреты в искусстве ХV и ХVI веков

               2.1.Ребенок в развитии темы материнства……………………...13

              2.2.Образ «путти» в искусстве Возрождения………………....28

Глава III. Одиночные и групповые портреты в  искусстве ХVII века…..30

Заключение………………………………………………………………….38

Приложение………………………………………………………................40

Библиографический список………...……………………………................51

 

      

 

Введение

        Особый мир теплых и сокровенных  чувств открывается перед нами  в творчестве художников многих  поколений, посвятивших свои полотна  изображению детей. Трудно найти  хоть одного известного художника,  которого бы не волновала и  не увлекала эта тема. Многие  художники в момент творческого  подъема обращались к ней. Дети  служили вечным источником красоты  и вдохновения, с ними связано  немало шедевров мирового изобразительного  искусства, поэтому тему своей  курсовой работы мне хочется  посвятить изучению детских портретов. 

          Рождение ребенка всегда было  одним из величайших таинств природы, и те родительские чувства, которые возникают к своим детям, являются одними из самых сильнейших чувств, заложенных природой в человеке. На мой взгляд, поэтому эта тема не могла не возникнуть в творчестве многих художников, как у людей способных чувствовать особо тонко. Тема детских портретов является неисчерпаемой, не проходящей со временем и перекликающейся с такой вечной темой для творчества, как тема любви.

        Целью данной курсовой работы  является исследовать и проанализировать  некоторые аспекты западноевропейского  искусства XV-XVII века, касающиеся детской портретной живописи этого периода, так как именно в XV веке появляются новые типы изображения ребенка, а в XVII веке одиночные портреты детей получают широкое распространение и занимают значительное место в искусстве.

          Средневековое искусство примерно  до XII века не касалось темы детства и не пыталось его изобразить. Трудно представить, что пробел этот существует по причине отсутствия опыта или художественного мастерства.

Дело в том, что люди Х—ХI веков не задерживали своего внимания на детстве, не представлявшем для них интереса и даже не являвшемся частью реальности. В области нравов и привычек, а не только в эстетическом выражении, детство считалось переходным периодом, быстро проходящим, о котором скоро забывали. До определенного этапа социального и культурного развития общества, утверждал французский историк Филипп Арьес, мир был «миром взрослых», и, как правило, никто глубоко не задумывался над возрастными особенностями ребенка, который еще не признавался как самостоятельная социальная и психологическая ценность.

       Научно-познавательный  и художественно-гуманитарный интерес  к этому вопросу  возникает  лишь в эпоху Возрождения. Появляется  новое отношение к детям. Ребенок  это уже индивидуальность, будущий  человек, в нем заложены все  качества разносторонней  личности. Он со всеми неповторимыми  особенностями своего физического  существа, привлекает пристальное  внимание. Детство начинает осознаваться  как особое время в жизни человека, которое имеет свои периоды: младенчество, детство, подростковый возраст, юность.

        В  семье ребенок становится более  значительным лицом. Он не просто  наследует честь и имущество  семьи, он должен воспитать  в себе качества и умения, которые  поддерживают социальный статус. Налицо интерес к воспитанию, появляется представление о том,  что детей надо специально  учить и уделять этому большое  внимание.

       Происходит  открытие детства в жизни и  в искусстве. 

       XV век в истории детской портретной живописи знаменателен тем, что он является новым этапом в изображении детей. Интерес к ребенку находит воплощение в развитии темы материнства, появляются парадный и групповой детские портреты. Реалистическое раскрытие образа не ограничивалось только развитием портрета, получает дальнейшее развитие образ «путти» - маленьких детей в виде ангелов.  

       Детские портреты этого периода  связаны с именами таких выдающихся  художников как Леонардо да  Винчи, Рафаэль, Тициан, Рубенс, Веласкес, Рембрандт. Все эти великие  художники в разные периоды  своего творчества искали вдохновение,  обращаясь к самым трогательным  и очаровательным образам –  детям, внося в его понимание  свои индивидуальные оттенки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История развития детских изображений в западноевропейском искусстве

В данной главе я хотела бы рассмотреть, как в ходе истории  в сознании художников складывалось понятие детства и чем оно  отличалось в различные исторические эпохи.                                                                                                                                             

Исследования французского историка Филиппа Арьеса в области изобразительного искусства привели к выводу, что вплоть до XII века средневековое искусство не обращалось к детям. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Никто не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Арьеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью.

Миниатюра оттоновского времени (XI век) дает яркое представление о том, насколько художник искажает, с позиций современного видения и ощущения, детскую фигуру и лицо. (Илл.1). Сюжетом этой миниатюры является эпизод из Евангелия, согласно которому, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца, тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме. Однако миниатюрист изображает вместо детей настоящих мужчин без единой детской черты, они изображены лишь в меньшем масштабе. Только рост отличает их от взрослых.

На французской миниатюре  конца XI века три ребенка, воскрешенные св. Николаем, тоже изображены в меньшем  масштабе, чем взрослые, никакая  другая черта, хотя бы в выражении  лиц, не отличает одних от других. В  некоторых случаях, когда художник рисует обнаженную детскую натуру, он даже  изображает мускулатуру  взрослого человека. В Псалтыри св. Людовика Лейденского, датированной концом XIII века, у Измаила вскоре после  его рождения мышцы груди и  живота, как у взрослого мужчины.

Несмотря на то, что XIII век  относится с большим вниманием  к изображению детства, прием  остается тем же. В нравоучительной  Библии св. Людовика дети появляются чаще, но понять, что это дети, можно  только по их размерам. “Эпизод из жизни Иакова: Исаак сидит в окружении двух жен и двух десятков низкорослых людей, достающих до пояса взрослого, это их дети. Иов в награду за непоколебимую веру становится богатым, и иллюстратор, подчеркивая его богатство, помещает Иова между огромным стадом домашних животных и столь же многочисленной толпой детей— традиционный образ неразделимости богатства и плодовитости”1.

В мире романских художественных форм до конца XIII века просто нет детей  со свойственными им чертами —  там люди уменьшенного роста. Отказ  принять в искусстве детскую  морфологию свойственен большинству  древних цивилизаций. Сардская скульптурная композиция из бронзы IX века представляет собой что-то вроде умиления богоматери: мать держит на руках тело достаточно большого сына. Все выглядит так, будто реалистическое изображение ребенка или идеализация детства — детской грации и форм — является уделом греческого искусства. Невозможно сосчитать маленьких Эротов в эллинистическую эпоху. Детство полностью исчезает в изобразительном искусстве вместе с другими эллинистическими мотивами, и римская традиция возвращается к отказу от специфических черт детства, характерному для еще более древних, доэллинских, времен. Здесь не только простое совпадение. Историки литературы  делают то же замечание по поводу героико-эпической литературы, где чудо-дети ведут себя столь же бесстрашно и обладают той же физической силой, что и настоящие герои. Это, безусловно, означает, что люди Х—ХI веков не задерживают своего внимания на детстве, не представлявшем для них интереса и даже не являвшемся частью реальности. Это наводит на ту мысль, что в области нравов и привычек, а не только в эстетическом выражении детство считалось переходным периодом, быстро проходящим, о котором скоро забывали.

К XIII веку появляется несколько  детских типов, близких современному восприятию.

 Первый — ангел,  изображаемый в виде очень  молодого человека. Взрослые уменьшенных  размеров с миниатюр периода  правления Оттона уже далеко позади. Этот тип ангела- подростка очень часто встречается с XIV века и существует до конца итальянского кватроченто: ангелы Фра Анджелико (Илл.2), Боттичелли (Илл.3) и Гирландайо ( Илл. 4) принадлежат к этому типу.

Второй детский тип  станет моделью для всех детских  изображений в истории изобразительного искусства: младенец Иисус или Богоматерь с сыном, так как детство связанно здесь еще и с тайной материнства  и культом Девы Марии. Сначала  Иисус оставался, как на изображениях других детей, уменьшенной копией взрослого  человека. Переход к более эмоциональному и реалистичному изображению  начинается в живописи во второй половине XII века. С материнством Девы Марии  раннее детство проникло в мир  художественных образов, но очарование раннего детства ограничивалось  только младенцем Иисусом. Так продолжалось до XIV века, когда, как известно, итальянское искусство дало толчок развитию этой темы, связав ее с материнской нежностью. Тема младенца Христа начиная с XIV века становиться богаче и разнообразнее: ее успех и богатство воплощений свидетельствовал о развитии в коллективном сознании особого восприятия детства, присутствие которого в XIII веке можно выделить только при очень внимательном рассмотрении и которого вовсе не существовало в XI веке. В композиции с Иисусом и его матерью художники подчеркивают грациозные наивность и нежность, характерные для раннего детства: ребенок, ищущий грудь или собирающийся поцеловать или обнять свою мать; ребенок, играющий в детские игры,— с привязанной за лапку птицей, с яблоком; ребенок, которого кормят кашей; пеленание ребенка. Каждое действие, связанное с темой, присутствует на картинах, и тот, кто хочет, без труда может его разглядеть. Эти черты эмоционального реализма довольно поздно вышли за пределы религиозной иконографии,— то же происходит с пейзажем и с жанровыми сценами. Как бы то ни было, композиция Девы с Ребенком меняется и становится более мирской, становится сценой из повседневной жизни. Сначала очень робко, а потом все чаще и чаще религиозное изображение детства перестает ограничиваться маленьким Иисусом; начинает изображаться детство Девы Марии, внесшее по меньшей мере две новые и часто встречающиеся темы; первая — тема рождения Марии; вторая — тема воспитания Марии. Затем появляется детство и других святых: Иоанна Предтечи, товарища Иисуса по детским играм, св. Иакова и детей святых жен: Марии Саломии, Марии Зеведеевой. Возникает совершенно новая иконография, со множеством детских сцен и с явным стремлением изобразить вместе всех этих святых детей, с матерями или без них.

Третий детский тип  появляется в эпоху готики: обнаженный ребенок. “ Маленького Христа почти никогда не изображали обнаженным. Чаще всего он, как и другие дети его возраста, представал  целомудренно завернутым в пеленки либо одетым в рубашку или платье. В конце Средних веков появляются изображения обнаженных детей. На тех нескольких миниатюрах Библии с комментариями, где есть детские сцены, обнажены только невинные младенцы и мертвые дети на суде Соломона. Образ юной наготы вошел в изобразительное искусство как аллегория смерти и души. Уже в довизантийском искусстве V века, обозначившем первые черты будущего романского искусства, мертвые тела уменьшали в размерах”2.

 В традициях средневекового  искусства душа изображается  в виде обнаженного бесполого  ребенка. На картинах Страшного  суда именно так выглядят души  праведников, отправляющихся в  лоно Авраама. Маленькая фигурка  выходит изо рта умирающего  — символ ухода души. Точно  таким же образом символизируется и приход души в этот мир.

На протяжении XIV и особенно XV веков эти средневековые типы развиваются в направлении, обозначившемся уже в XIII веке.

От религиозных изображений  детей в XV—XVI веках отделяются светские изображения. Ребенок еще не появляется на изображениях один. Развивается жанровая сцена. Бытовые сцены и жизненные зарисовки вытесняют статические изображения символических персонажей. Ребенок становится одним из самых частых героев маленьких историй: ребенок в семейном кругу; ребенок и его товарищи по игре, часто взрослые; ребенок в толпе, но не сливающийся с ней,— сидит на руках у матери или держит ее за руку; присутствует при чуде, стоит рядом со святыми мучениками, внимает проповеди, участвует в праздничной службе; ребенок — подмастерье художника, ювелира и т. д.; ребенок в школе — тема столь же частая, сколь и старая, она восходит к XIV веку и будет лежать в основе жанровых сцен вплоть до XIX столетия.

          Жанровые сцены не посвящены исключительно описанию детства, но часто в образе главных или второстепенных персонажей присутствуют дети. Из этого можно сделать два вывода: во-первых, дети в повседневной жизни смешивались со взрослыми, и всякое скопление народа собирало вместе и детей и взрослых; во-вторых, внимание художников намеренно задерживается на изображении ребенка из-за его грации и живописности, художнику нравится выделять ребенка в общей толпе или группе. Две позиции, одна из которых представляется нам архаической,— сегодня, как и в конце XIX века, существует тенденция разделять мир детей и мир взрослых,— тогда как другая предвосхищает современное восприятие детства.

Информация о работе История развития детских изображений в западноевропейском искусстве