Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:27, курсовая работа
Особый мир теплых и сокровенных чувств открывается перед нами в творчестве художников многих поколений, посвятивших свои полотна изображению детей. Трудно найти хоть одного известного художника, которого бы не волновала и не увлекала эта тема. Многие художники в момент творческого подъема обращались к ней. Дети служили вечным источником красоты и вдохновения, с ними связано немало шедевров мирового изобразительного искусства, поэтому тему своей курсовой работы мне хочется посвятить изучению детских портретов.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. История развития детских изображений в западноевропейском искусстве……………………………………………………………………..4
Глава II. Детские портреты в искусстве ХV и ХVI веков
2.1.Ребенок в развитии темы материнства……………………...13
2.2.Образ «путти» в искусстве Возрождения………………....28
Глава III. Одиночные и групповые портреты в искусстве ХVII века…..30
Заключение………………………………………………………………….38
Приложение………………………………………………………................40
Библиографический список………...…………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. История
развития детских изображений в западноевропейском
искусстве………………………………………………………
Глава II. Детские портреты в искусстве ХV и ХVI веков
2.1.Ребенок в развитии темы материнства……………………...13
2.2.Образ «путти» в искусстве Возрождения………………....28
Глава III. Одиночные и групповые портреты в искусстве ХVII века…..30
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Библиографический
список………...…………………………….......
Введение
Особый мир теплых и
Рождение ребенка всегда было одним из величайших таинств природы, и те родительские чувства, которые возникают к своим детям, являются одними из самых сильнейших чувств, заложенных природой в человеке. На мой взгляд, поэтому эта тема не могла не возникнуть в творчестве многих художников, как у людей способных чувствовать особо тонко. Тема детских портретов является неисчерпаемой, не проходящей со временем и перекликающейся с такой вечной темой для творчества, как тема любви.
Целью данной курсовой работы
является исследовать и
Средневековое искусство
Дело в том, что люди Х—ХI веков не задерживали своего внимания на детстве, не представлявшем для них интереса и даже не являвшемся частью реальности. В области нравов и привычек, а не только в эстетическом выражении, детство считалось переходным периодом, быстро проходящим, о котором скоро забывали. До определенного этапа социального и культурного развития общества, утверждал французский историк Филипп Арьес, мир был «миром взрослых», и, как правило, никто глубоко не задумывался над возрастными особенностями ребенка, который еще не признавался как самостоятельная социальная и психологическая ценность.
Научно-познавательный
и художественно-гуманитарный
В
семье ребенок становится
Происходит открытие детства в жизни и в искусстве.
XV век в истории детской портретной живописи знаменателен тем, что он является новым этапом в изображении детей. Интерес к ребенку находит воплощение в развитии темы материнства, появляются парадный и групповой детские портреты. Реалистическое раскрытие образа не ограничивалось только развитием портрета, получает дальнейшее развитие образ «путти» - маленьких детей в виде ангелов.
Детские портреты этого
Глава I. История развития детских изображений в западноевропейском искусстве
В данной главе я хотела
бы рассмотреть, как в ходе истории
в сознании художников складывалось
понятие детства и чем оно
отличалось в различные исторические
эпохи.
Исследования французского историка Филиппа Арьеса в области изобразительного искусства привели к выводу, что вплоть до XII века средневековое искусство не обращалось к детям. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Никто не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Арьеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью.
Миниатюра оттоновского времени (XI век) дает яркое представление о том, насколько художник искажает, с позиций современного видения и ощущения, детскую фигуру и лицо. (Илл.1). Сюжетом этой миниатюры является эпизод из Евангелия, согласно которому, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца, тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме. Однако миниатюрист изображает вместо детей настоящих мужчин без единой детской черты, они изображены лишь в меньшем масштабе. Только рост отличает их от взрослых.
На французской миниатюре конца XI века три ребенка, воскрешенные св. Николаем, тоже изображены в меньшем масштабе, чем взрослые, никакая другая черта, хотя бы в выражении лиц, не отличает одних от других. В некоторых случаях, когда художник рисует обнаженную детскую натуру, он даже изображает мускулатуру взрослого человека. В Псалтыри св. Людовика Лейденского, датированной концом XIII века, у Измаила вскоре после его рождения мышцы груди и живота, как у взрослого мужчины.
Несмотря на то, что XIII век относится с большим вниманием к изображению детства, прием остается тем же. В нравоучительной Библии св. Людовика дети появляются чаще, но понять, что это дети, можно только по их размерам. “Эпизод из жизни Иакова: Исаак сидит в окружении двух жен и двух десятков низкорослых людей, достающих до пояса взрослого, это их дети. Иов в награду за непоколебимую веру становится богатым, и иллюстратор, подчеркивая его богатство, помещает Иова между огромным стадом домашних животных и столь же многочисленной толпой детей— традиционный образ неразделимости богатства и плодовитости”1.
В мире романских художественных форм до конца XIII века просто нет детей со свойственными им чертами — там люди уменьшенного роста. Отказ принять в искусстве детскую морфологию свойственен большинству древних цивилизаций. Сардская скульптурная композиция из бронзы IX века представляет собой что-то вроде умиления богоматери: мать держит на руках тело достаточно большого сына. Все выглядит так, будто реалистическое изображение ребенка или идеализация детства — детской грации и форм — является уделом греческого искусства. Невозможно сосчитать маленьких Эротов в эллинистическую эпоху. Детство полностью исчезает в изобразительном искусстве вместе с другими эллинистическими мотивами, и римская традиция возвращается к отказу от специфических черт детства, характерному для еще более древних, доэллинских, времен. Здесь не только простое совпадение. Историки литературы делают то же замечание по поводу героико-эпической литературы, где чудо-дети ведут себя столь же бесстрашно и обладают той же физической силой, что и настоящие герои. Это, безусловно, означает, что люди Х—ХI веков не задерживают своего внимания на детстве, не представлявшем для них интереса и даже не являвшемся частью реальности. Это наводит на ту мысль, что в области нравов и привычек, а не только в эстетическом выражении детство считалось переходным периодом, быстро проходящим, о котором скоро забывали.
К XIII веку появляется несколько детских типов, близких современному восприятию.
Первый — ангел, изображаемый в виде очень молодого человека. Взрослые уменьшенных размеров с миниатюр периода правления Оттона уже далеко позади. Этот тип ангела- подростка очень часто встречается с XIV века и существует до конца итальянского кватроченто: ангелы Фра Анджелико (Илл.2), Боттичелли (Илл.3) и Гирландайо ( Илл. 4) принадлежат к этому типу.
Второй детский тип
станет моделью для всех детских
изображений в истории
Третий детский тип появляется в эпоху готики: обнаженный ребенок. “ Маленького Христа почти никогда не изображали обнаженным. Чаще всего он, как и другие дети его возраста, представал целомудренно завернутым в пеленки либо одетым в рубашку или платье. В конце Средних веков появляются изображения обнаженных детей. На тех нескольких миниатюрах Библии с комментариями, где есть детские сцены, обнажены только невинные младенцы и мертвые дети на суде Соломона. Образ юной наготы вошел в изобразительное искусство как аллегория смерти и души. Уже в довизантийском искусстве V века, обозначившем первые черты будущего романского искусства, мертвые тела уменьшали в размерах”2.
В традициях средневекового
искусства душа изображается
в виде обнаженного бесполого
ребенка. На картинах
На протяжении XIV и особенно XV веков эти средневековые типы развиваются в направлении, обозначившемся уже в XIII веке.
От религиозных изображений детей в XV—XVI веках отделяются светские изображения. Ребенок еще не появляется на изображениях один. Развивается жанровая сцена. Бытовые сцены и жизненные зарисовки вытесняют статические изображения символических персонажей. Ребенок становится одним из самых частых героев маленьких историй: ребенок в семейном кругу; ребенок и его товарищи по игре, часто взрослые; ребенок в толпе, но не сливающийся с ней,— сидит на руках у матери или держит ее за руку; присутствует при чуде, стоит рядом со святыми мучениками, внимает проповеди, участвует в праздничной службе; ребенок — подмастерье художника, ювелира и т. д.; ребенок в школе — тема столь же частая, сколь и старая, она восходит к XIV веку и будет лежать в основе жанровых сцен вплоть до XIX столетия.
Жанровые сцены не посвящены исключительно описанию детства, но часто в образе главных или второстепенных персонажей присутствуют дети. Из этого можно сделать два вывода: во-первых, дети в повседневной жизни смешивались со взрослыми, и всякое скопление народа собирало вместе и детей и взрослых; во-вторых, внимание художников намеренно задерживается на изображении ребенка из-за его грации и живописности, художнику нравится выделять ребенка в общей толпе или группе. Две позиции, одна из которых представляется нам архаической,— сегодня, как и в конце XIX века, существует тенденция разделять мир детей и мир взрослых,— тогда как другая предвосхищает современное восприятие детства.
Информация о работе История развития детских изображений в западноевропейском искусстве