История развития детских изображений в западноевропейском искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Особый мир теплых и сокровенных чувств открывается перед нами в творчестве художников многих поколений, посвятивших свои полотна изображению детей. Трудно найти хоть одного известного художника, которого бы не волновала и не увлекала эта тема. Многие художники в момент творческого подъема обращались к ней. Дети служили вечным источником красоты и вдохновения, с ними связано немало шедевров мирового изобразительного искусства, поэтому тему своей курсовой работы мне хочется посвятить изучению детских портретов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. История развития детских изображений в западноевропейском искусстве……………………………………………………………………..4
Глава II. Детские портреты в искусстве ХV и ХVI веков
2.1.Ребенок в развитии темы материнства……………………...13
2.2.Образ «путти» в искусстве Возрождения………………....28
Глава III. Одиночные и групповые портреты в искусстве ХVII века…..30
Заключение………………………………………………………………….38
Приложение………………………………………………………................40
Библиографический список………...…………

Файлы: 1 файл

Курсовая все.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

 Для такого  жизнелюба, как Рубенс, дети были  одним из прекраснейших проявлений  творческой силы природы.

 После второго  брака, в 1630 году, с шестнадцатилетней  Еленой Фоурмен, Рубенс все чаще обращается к теме материнства. В его творчестве она образует две основные линии: портреты молодой жены с первым сыном, а затем с двумя детьми (после 1636 г., Париж, Лувр) и различные варианты мадонны с младенцем.

Елена Фоурмен была для Рубенса воплощением идеала красоты — земного, цветущего, полного изысканной гармонии. И высокое эстетическое чувство от созерцания этого идеала, слившееся с ощущением счастья обладания и чувством отцовства, послужило основой для создания портретов жены с детьми в обобщенном образе мадонны в „Святом семействе”.

Картина „Святое  семейство" (Илл. 14 ) относится к последним годам жизни Рубенса. В нем художник воплотил не только материнскую любовь, но и глубокую, очевидно, волновавшую его тему о связующей любви к детям в отношениях различных поколений. По церковному преданию Иоанн Креститель родился от старых родителей, родственников Марии, матери Христа. На картине изображен момент, когда маленький Иоанн в радостном порыве протягивает сверстнику Христу живую птичку, привязанную к шнурку. Родители Иоанна, восхищенные затеей сына, с любовью смотрят на него. Мария обращает взгляд своих больших лучистых глаз на Иоанна, радуясь дружбе детей.

Эта, казалось бы, совсем бытовая сцена, полна больших  общечеловеческих чувств. Художник не задерживает нашего внимания ни на одной бытовой детали. Одежда дана обобщенно. Головы женщин покрыты легкими прозрачными покрывалами, едва накинутыми на волосы. Нет здесь и стремления передать разнообразие фактур тканей, свойственного Рубенсу в ранних произведениях. Все внимание художник сосредоточил на раскрытии взаимоотношений людей. Он достигает этого тонкими нюансами выражения доброты и любви у Захария и Елизаветы, ласково склоненных к молодой Марии. Родительские чувства объединяют их, делают близкими и стирают грань возраста между старым и молодым поколениями. Эту внутреннюю связь Рубенс передает и замкнутой композицией, и ритмическим строением картины, и гармонией ее двух главных тонов — красных и зеленых.

Широкие обобщения, гениальность замыслов и исполнения создали мировую славу творчеству Рубенса. В нем открывалась одна из наиболее значительных сторон искусства XVII века. Но в это время искусство было настолько разнообразным и многосторонним, что творчество художников каждой страны имело свое национальное лицо.

         Особенности исторического пути Испании, ее длительная борьба за национальную независимость в течение многих веков, создали почву для развития демократического направления в ее реалистическом искусстве XVI—XVII столетий. Оно ярко проявилось в творчестве Риберы, Сурбарана, раннего Веласкеса.

У Риберы большое место занимает изображение бедняков. Значительную часть своего времени он наблюдал окружающую жизнь, а мир обездоленных привлекал его своей характерностью, беспечностью нравов и неистощимой жизнерадостностью. Эти качества он ценил и в детях бедняков. Именно они и легли в основу одного из лучших его произведений — „Хромоножка''  (Илл. 15).  

Художник своеобразно  использует противопоставления для раскрытия внутреннего мира хромого мальчика. Он изображает его весело шагающим вдоль дороги, с палкой через плечо. Некрасивое, но привлекательное и смышленое лицо подростка смотрит на нас с такой живой и доброй улыбкой, что невольно вызывает горячую симпатию. Улыбка — единственное оружие, способное защитить бродяжку от мучительной для него жалости, которую может вызвать его физический недостаток. Она делает его сильным и стойким в борьбе с постоянными невзгодами. Это настоящее дитя испанского народа, ценившего стойкость выше всего.

“Чистота и непорочность душевного мира детей были особенно близки Сурбарану. Вдумчивый и глубоко чувствующий мастер даже состояние религиозного экстаза стремился передать лишь в выражении лиц, а не в жестах. Художник часто обращался к теме детей, и в его творчестве она овеяна особенно теплым чувством. Одна из таких картин—„Отрочество Марии" (Илл. 16) хранится в Государственном Эрмитаже в Ленинграде. На низком деревянном кресле сидит девочка-подросток, одетая в скромное розово-красное длинное платье, из-под которого видны вышитые лиловым манжеты и воротничок рубашки. С округлых, узких плеч Марии спускается синий плащ. Она держит на коленях зеленую подушку с работой — куском белой ткани, на которой молитвенно сложены ее руки. Нежное детское лицо с несколько острым подбородком и пухлыми, слегка сжатыми, как бы от шепота, губами приподнято кверху. Ввысь устремлен взгляд ее больших темных глаз, полных скорее сознания долга, чем мольбы. Лицо Марии очень индивидуально, портретно, и вместе с тем художнику удалось достигнуть той высокой степени обобщенности, что всякий находит в нем знакомые и близкие черты. Внутренним покоем веет от всей фигуры и лица этой не по годам сосредоточенной, но невыразимо прекрасной в своей детской чистоте и наивной серьезности девочки. Ее молитва — обращение к близкому, родному существу, которому она привыкла поверять бесхитростные потребности души и заботы своей маленькой жизни. Внутреннее состояние Марии, лишенное мистики, передано естественно, с подкупающей простотой реалистическим мастерством Сурбарана”18.

Иные стороны  внутреннего мира детей воплотил в своих произведениях величайший испанский художник Веласкес. Гениальный живописец, он создал неподражаемый по богатству красок и тонкости нюансировки звучный колорит в своих картинах и как чуткий наблюдатель-психолог передал внутреннюю сущность изображаемых им лиц. Он стал гордостью испанцев еще при жизни и гордостью мирового искусства в веках. Всегда сдержанный и беспощадный, Веласкес никогда не льстил моделям, он позволял себе проявления чувств лишь при изображении детей. К его лучшим детским портретам относятся „Инфант Бальтасар-Карлос в охотничьем костюме" (ок. 1635, Мадрид, Прадо) и широко известные „Менины" (1656, Мадрид, Прадо), (Илл. 17).

“Строгий этикет испанского двора лишал детей королевской семьи свойственных их возрасту радостей. Воспитание сводилось к подчинению условностям. Сознание исключительности своего положения рано калечило психику детей, делало их скрытыми, властными, жестокими. Но иногда природа брала свое — молоденькое деревцо не сразу подчинялось рукам садовника и росло по своей воле. Тогда в ребенке открывались детская непосредственность и наивное отношение к миру, проступающие сквозь внешнюю подчиненность придворному этикету”19.

Инфанта Бальтасара-Карлоса Веласкес помещает на фоне холмистого пейзажа, постепенно уходящего вдаль. Детская фигурка, одетая в костюм, точно скопированный с королевской охотничьей одежды взрослого, кажется особенно легкой и хрупкой среди суровой природы. Охота, любимое развлечение аристократии, для инфанта— игра, веселая, полная движения, одна из немногих ему доступных. Художник подчеркивает это всеми атрибутами: и маленьким ружьем, и надетой набекрень каскеткой, которая вот-вот свалится с головы, и громадной собакой, спокойно и лениво лежащей у ног инфанта. Инфант изображен в непринужденной позе взрослого человека, которая забавно контрастирует с выражением его продолговатого бледного, с округлыми детскими щеками лица. Оно спокойно, но вместе с тем ребенок не без любопытства с детским лукавством смотрит на окружающий его мир. Это выражение глаз, мастерски переданное живописцем, разрушает всю напускную важность инфанта.

„Менины" („Придворные дамы") — самое выдающееся произведение Веласкеса. “Это групповой портрет, созданный как живая, выхваченная из жизни сцена. В просторном зале королевского дворца стоит тишина — Веласкес пишет парный портрет короля Филиппа IV и его жены. Пока король безмолвствует, по придворному этикету никто не имеет права говорить. Веласкес погружен в работу, внешний мир для него не существует. Вдруг распахивается дверь, и в нее вбегает маленькая светловолосая девочка в неудобном, тяжелом платье. Придворные дамы и карлица стараются удержать ее от неуместного проявления резвости и нарушения этикета, но инфанта не признает запретов, ей, как всякому ребенку, хочется бегать и резвиться. Увидев отца и мать, она внезапно останавливается, и менина, почтительно склонившись, подносит бокал воды, чтобы успокоить ее. Вероятно, такой случай произошел на глазах у Веласкеса и увлек его воображение. Он передал его с такой композиционной ясностью и простотой, с такой жизненной правдой, что сюжет картины — кусочек интимной жизни королевской семьи — вызывает острый интерес у зрителя, определяет его отношение к каждому из участников сцены. Инфанта является центром композиции. Лицо ее передано с большим мастерством и любовью. В нем есть и капризность, и некоторое упрямство, радость осознанной свободы, даже отвага и удивление. Фигура девочки ярко освещена золотистым трепетным светом. Он играет на одеждах и лицах окружающих, передавая фактуру ткани, и постепенно гаснет в глубине комнаты, слегка отражаясь в зеркале, где видны позирующие король и королева, а затем снова вспыхивает в отдалении через открытую дверь дворцовой анфилады. Гамма ясных и нежных золотистых, желтых, розовых, темно-красных и коричневых тонов тончайших оттенков, наполненное светом и воздухом пространство помещения придают радостное звучание полотну”20.

В испанской живописи XVII века не было последователей Веласкеса. Трагическая судьба Испании, экономическая  разруха, усиление иезуитства постепенно приводят к перерождению испанской культуры. Идеи гуманизма вытесняются богословскими догмами.

Интерес к внутренней жизни детей сменяется увлечением внешней занимательностью, хотя присущая испанскому искусству демократичность все же сохраняется в работах известного художника второй половины XVII века Мурильо (1617—1682). В его творчестве сочетались религиозная чувствительность и реалистический взгляд на окружающий его мир. Порой интерес художника к реальной действительности был настолько велик, что он писал небольшие сценки из жизни детей городской бедноты. Живые и занимательные, они показывают внешнюю сторону бесхитростных событий (уличные игры, завтраки, споры, дружбу детей и пр.), не раскрывая социальных или психологических причин нищеты испанского народа. В ряде картин художник стремится показать характерные народные типы детей — (Илл. 18) „Мальчик с собакой" „Девочка с цветами и плодами". И в этом стремлении передать национальный характер в изображении детей сказывалась искренняя любовь к своему народу и надежда на его будущее, принадлежащее детям.

В 1648 году, после  многолетней революционной борьбы, северная часть испанской провинции  Нидерландов добилась независимости, и образовавшееся государство стало  называться Голландией. Годы борьбы, которую  вела голландская буржуазия, сменились  периодом покоя и благополучия. В  этот период в Голландии расцветают искусства и главным образом живопись. Любовь к уютной жизни с ее повседневными мелочами, любование каждой конкретной вещью, окружающая природа, тихие улицы, стада коров — все у голландцев становится предметом изображения. Обычные люди не блещут красотой или героизмом, они хороши такие, какими их создала природа и сделала жизнь.

Реалистическое  раскрытие повседневной жизни, доброжелательное и подчас добродушно-ироническое  отношение к ней породило это  искусство, украшавшее жилища и богатого купца и зажиточного крестьянина. Оно раскрыло людям новый взгляд на окружающий мир повседневности, уловив в нем красоту. Дети вошли  в голландскую живопись как часть  семьи, дома. Но разнообразие творческих индивидуальностей художников, зоркий наблюдательный взгляд многих из них показывают детский мир со всеми его проблемами.

Среди многочисленных и интересных голландских художников, в творчестве которых нашла отражение жизнь детей, особенно выделяются Франс Хальс (ок. 1580—1666) и Рембрандт (1606—1669). Искусство Франса Хальса воплотило демократические идеалы своего времени. Главные герои художника — это самые бедные слои жителей городов Голландии: уличные музыканты, продавцы рыбы, рыбаки, завсегдатаи кабачков. Все они радостно и полно воспринимают жизнь, несмотря на ее невзгоды. На полотнах художника много детей, большая часть жизни которых проходила на улице. Художник относится к ним не только с большой симпатией, но понимает их внутренний мир и убедительно раскрывает его перед нами. Таковы картины „Маленький рыбак" и „Мальчики-рыбаки" (ок.1627), которые с малого возраста познали и нелегкий труд и удачу. Белобрысые мальчуганы — истинные сыны своего трудолюбивого народа. Старший из них с приветливой улыбкой смотрит на нас, и на его загорелом обветрившемся лице видна неподдельная доброта простой души, знакомой уже с горем и страданием. Это, по существу, жанровый портрет. В нем соединились меткость характеристики с небольшим рассказом о жизни действующих лиц. Светлый теплый колорит, построенный на сочетании серебристо-белых, кремово-коричневых тонов, оживленных красными бликами, и широкая манера письма легкими прозрачными мазками создают впечатление жизненной достоверности.

Искусство Рембрандта насыщено большими общечеловеческими  чувствами, способными волновать и захватывать души людей многих поколений. Природа наградила его великим даром проникновения в самые глубины человеческой психики и умением передать это средствами живописи. Все внимание художника обращено на передачу внутреннего мира. Дети входят в его творчество как носители добра и счастья. Они еще не знают тягот жизни, ее пороков и страданий. Таким изобразил художник своего сына Титуса (Илл. 19). “С темного фона картины на нас смотрит мальчик лет восьми-десяти. Он освещен теплым, нежным, мерцающим золотистым светом, как бы исходящим от его лица. Трепетные блики света скользят по тканям одежды, меховой отделке, золотым шнурам и волосам. На нежном личике ребенка, обрамленном слегка золотистыми пушистыми волосами, сияют большие светлые глаза. Они глядят на нас с доверием и лаской, ожидая от окружающих только добра. В позе Титуса, слегка устремленного вперед, чувствуется незащищенность ребенка от внешнего мира. Какая глубина отцовского чувства и проникновение мудреца в духовный мир ребенка создали этот трогательный и вечно живой в своем обаянии детский образ”21.

В XVII веке во Франции  работал художник Луи Ленен (1593—1648), один из трех братьев-живописцев, посвятивший свое творчество изображению французских крестьян. Интерес к окружающей жизни, простым людям, их быту был вызван у художника любовью к родным местам и симпатией к их жителям.

Самобытный художник-реалист, Ленен обладал крупным живописным даром; его композиция отличалась большой статичностью, которая как бы отражает размеренную и неторопливую крестьянскую жизнь. Художник не столько стремится передать действия людей, сколько запечатлеть их черты. Дети на картинах Ленена постоянно находятся среди взрослых, они непосредственные участники их жизни, помощники в работе.

На картине  „Посещение бабушки” (1640-е гг.) Ленен изобразил детей, пришедших порадовать старушку своим пением и игрой. Большая комната освещена солнечным светом, падающим сквозь высокое окно. Свет скользит по одежде и лицам, оставляя в тени помещение, объединяет всю коричнево-золотистую гамму тонов и рубином вспыхивает на красной кофте бабушки, куртке одного из мальчиков и розовом платье девушки на переднем плане. Атмосфера спокойствия наполняет картину. Даже собака и кошка неподвижно созерцательны, так же как и посторонний мальчик, подглядывающий в открытую дверь. Все находящиеся в комнате разделены на две равные группы по четыре человека, что придает большую устойчивость и уравновешенность композиции.

Творчество рассмотренных  нами различных художников разных стран  показывает, как разносторонне, многогранно  реалистическое искусство XVII века сумело передать не только внешнюю жизнь детей многих социальных групп своего времени, но и раскрыть их внутренний мир во всей его привлекательности и значительности.

Информация о работе История развития детских изображений в западноевропейском искусстве