Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:27, курсовая работа
Особый мир теплых и сокровенных чувств открывается перед нами в творчестве художников многих поколений, посвятивших свои полотна изображению детей. Трудно найти хоть одного известного художника, которого бы не волновала и не увлекала эта тема. Многие художники в момент творческого подъема обращались к ней. Дети служили вечным источником красоты и вдохновения, с ними связано немало шедевров мирового изобразительного искусства, поэтому тему своей курсовой работы мне хочется посвятить изучению детских портретов.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. История развития детских изображений в западноевропейском искусстве……………………………………………………………………..4
Глава II. Детские портреты в искусстве ХV и ХVI веков
2.1.Ребенок в развитии темы материнства……………………...13
2.2.Образ «путти» в искусстве Возрождения………………....28
Глава III. Одиночные и групповые портреты в искусстве ХVII века…..30
Заключение………………………………………………………………….38
Приложение………………………………………………………................40
Библиографический список………...…………
«Мадонна в гроте»
Среди живописных произведений Леонардо да Винчи, посвященных раскрытию темы материнства не менее значительной является выполненная в Милане картина, известная под названием «Мадонна в гроте» (Илл.7). В ней Леонардо ввел в итальянскую живопись новый мотив — изображение Марии с детьми (младенцем Христом и Иоанном Крестителем) в пейзаже. Этот мотив будет развит затем Рафаэлем в таких картинах, как «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница», и ряде других.
“«Мадонна в гроте» знаменует творческую зрелость Леонардо и представляет собой первое законченное воплощение принципов искусства Высокого Возрождения. Все здесь построено на расчете и поражает ясностью пространственного решения и ощущением спокойного равновесия, достигнутым благодаря тонкой координации асимметричной группы фигур и пейзажа. Картина привлекает всеобщее внимание внутренней гармонией.”13
В центре композиции мы видим фигуру Марии – молодой женщины с правильными чертами красивого лица, которая сидит, несколько возвышаясь над другими персонажами картины . “Она в расцвете сил и красоты, это земная женщина из плоти и крови, и вся ее фигура, пластичные округлые руки полны юной прелести. Мария с чувством, свойственным и доступным всем людям, склонив голову, правой рукой, обнимает стоящего внизу мальчика лет трех – Иоанна Крестителя. К его груди прислонен длинный тонкий крест. Властным движением Мария простирает левую руку над Христом. Ее кисть с напряженно раскинутыми пальцами спасительно раскрыта над мальчиком и передает ему свою силу, а Христос благословляющим жестом передает духовное руководство людьми Иоанну”14.
Фигуры изображены у входа в грот, почти естественную крипту, свет в которую проникает сверху и через боковые проемы. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонен в сторону зрителя; Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях; возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол», из которого нисходит свет. Перед нами центрическая пространственная структура. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проемы. Заметим, что грот — это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, а цветы и травы тщательно выписаны вплоть до мельчайших деталей. В этом сказалось влияние нидерландцев, с которыми Леонардо познакомился во Флоренции. В своей картине Леонардо, несомненно, ставит проблему соотношения между большими и малыми величинами и решает ее «натуралистически» — с учетом того, что эти различия заложены в самой природе. Но он предвосхищает также психологическое решение.
Леонардо исходит из предположения, что человеческий ум, также являющийся природным инструментом, прекрасно может переходить от одного масштаба к другому, нисколько не нуждаясь в сведении больших и малых величин к какой-то средней величине. Пространство, таким образом, представляется ему не постоянной структурой, основанной на математической логике, а безбрежным простором, вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование.
Фигуры изображены не перед пейзажем, как в живописи более раннего периода, а в самом пейзаже. Мария помещена на темном фоне скал, пространство которых прорезано несколькими просветами. Пейзаж как фон, в данном произведении является символом только что рожденной земли: голые скалы, первые растения, чистые воды, еще не заселенные своими обитателями. Мы видим на картине момент, символизирующий рождение материи, природы и момент зарождения жизни на этой земле.
Преодолевая
Совершенная согласованность всех частей создает единое целое композиции. Картина сразу подчиняет себе зрителя, заставляя взор следовать по установленному художником пути.
“«Мадонна в Гроте», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Она полна герметических, но отнюдь не символических значений, так как символ — это всегда намек на какое-то иное, переносное значение, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей остался темным, до конца не раскрытым. Глазу даны одни лишь формы. Точно так же в природе человек видит предметы и явления, имеющие свои причины и значения. Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно. «Феномен» пещер, как явствует из различных заметок художника, сильно привлекал Леонардо. Его интересовала научная и геологическая суть этого явления, в котором он видел проявление «внутренней» жизни земли, подземных, сверхъестественных ее сил. Пещера для него — это «средоточие геологических процессов, огромных сдвигов в пространстве и времени, составляющих тайну Земли» (Шастель). Быть может, древние ледники были свидетелями далекого прошлого Вселенной, ее предыстории, закончившейся с рождением Христа, когда природа и история обрели наконец настоящую жизнь и потянулись к свету (Леонардо — единственный художник кватроченто, не верящий в «возврат древности» и не советующий подражать классическому искусству), а непостижимая тайна действительности стала доступной для человеческого понимания. Стены и свод пещеры рушатся, и в расщелины врывается свет: эпоха подземной жизни кончилась, начинается эпоха исследований и опыта. У порога стоят четыре фигуры, над ними небо. Но почему перед нами встреча младенца Христа с младенцем Крестителем? Почему ангел указывает перстом на Крестителя? Быть может, это тот же ангел, который принес Марии благую весть и его миссия на этом окончилась? Христос явлен на свет, и теперь человеку надлежит возвестить об этом людям. Миссия Крестителя — это не откровение или пророчество, а интуиция. Интуиция, как внушение свыше, которая предшествует опыту и его стимулирует, как предположение, которое предстоит проверить. Таково одно из возможных истолкований этой картины (ведь Леонардо еще вернется к Крестителю как к человеку, «прозревшему» благодаря природе). Тем более что оно соответствует неоплатоническим, хотя и не ортодоксальным основам культуры художника.
Леонардо в Милане вполне
мог выступать как
Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. В настоящее время историки искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет, из которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде; возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне.
В этом произведении
Леонардо впервые ввел в
Микеланджело « Мадонна Донни»
Современником Леонардо, родившись двумя десятилетиями позже, был Микеланджело. Природа наградила его равной гениальностью в различных областях искусства — скульптуре, архитектуре, живописи, присоединив к тому же и поэтический талант и легендарную трудоспособность.
Творчество Микеланджело
является не только кульминацией искусства
эпохи Возрождения, но и завершением
этого прославленного
периода. Пламенный бурный темперамент
Микеланджело всегда был
наполнен борьбой разума и чувств. Его
герои — крупные, мускулистые, мощные
— действуют под влиянием сил и эмоций,
выходящих
за грани обычного. Они находятся во власти
стихий и скорее являются порождением
космоса, чем одной земли. И мадонна, женщина-
мать, у Микеланджело приобретает черты
героизма. Поэтому и тема
детей получает у него новое решение, особенно
ярко проявившееся
в „Мадонне Дони” (Илл.
8).
В центре картины находится мадонна—женщина с гибким, крупным и сильным телом. Она сидит на земле, поджав ноги, и, повернувшись вправо, берет на руки сына с колен Иосифа. Тело ребенка полно мощи; это маленький Геркулес, способный уже сейчас совершать подвиги. Он дан в сложном повороте и является смысловым центром картины — к нему обращены мать и Иосиф. Но это не повседневная сцена из жизни простых людей, — глубокая обобщенность трактовки образов, отсутствие бытовых деталей вносят героическое звучание в картину. В то же время движения каждого непринужденно естественны и соответствуют возрасту: жесты молодой матери — широкие и плавные, ребенка — сложные и беспокойные, старика—сдержанные и скупые. Изображение одежды придает фигурам скульптурную объемность, ее крупные глубокие складки увеличивают динамизм центральной группы. Взор зрителя мало задерживается на лицах, хотя каждое из них повествует о сложных человеческих чувствах. Все его внимание поглощается, втягивается стремительным, подобно взметнувшемуся в небо вихрю, разворотом движения, создающим эмоциональную напряженность картины.
В качестве одного из решающих элементов композиционной структуры «Мадонны Дони» следует назвать очень сложную пространственную организацию картины. Повышенная пластическая активность фигур первого плана (мадонны, младенца и Иосифа, сильно выступающих вперед, как бы за плоскость холста) мастерски уравновешена глубинной частью картины — фигурами маленького Иоанна Крестителя на втором плане и обнаженных юношей, образующих третий план и рисующихся на далевом фоне пейзажа. Избежав, по своему обыкновению, применения архитектурных форм, уходящие в глубину линии которых наиболее наглядно передавали бы эффекты линейной перспективы, Микеланджело одними лишь контрастами в размерах фигур, помещенных в различных планах, добился впечатления энергии и многообразия пространственных импульсов. Таким образом, в «Мадонне Дони» поставлена очень сложная проблема синтеза трех начал — линейно-ритмических элементов, связанных с выбором картины круглого формата (тондо), повышенной стереоскопичности объемов, в столь сильной степени еще не встречавшейся в живописи Высокого Возрождения, и, наконец, динамики пространственного построения. Такой сложной полифонии изобразительных приемов не знал Рафаэль, увлекшийся проблемой тондо еще с юношеских лет и ставший великим мастером этого композиционного мотива.
Образ матери и ребенка в «Сикстинской Мадонне» Рафаэля
Своеобразен аспект раскрытия темы детей у Рафаэля (1483—1520). Рафаэль умер рано, но оставил после себя достаточно много произведений, которые позволяют проследить весь его творческий путь. Еще при жизни Рафаэлю сопутствовала громкая и блестящая слава. Его считали величайшим гением веков, „Божественным Рафаэлем", у него учились, ему подражали, его глазами старались смотреть на античность. Творчество Рафаэля стоит в зените Высокого Возрождения. Его искусство, отмеченное чертами счастливого равновесия разума и чувств, реальности и идеала, безупречной ясностью композиции и форм, стало совершеннейшим воплощением классического стиля Высокого Возрождения.
На протяжении всей своей
Именно такова была «
“Вместо интимного и земного изображения прекрасной юной девы, снисходительно следящей за забавами двух малышей, здесь перед нами словно внезапно возникшее в небесах из-за отдернутого кем-то занавеса чудесное видение”16.
Информация о работе История развития детских изображений в западноевропейском искусстве