Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:41, реферат
За 15 лет независимости в экономику нашей страны было привлечено более 50 $ млрд. США. В начале 90-х годов экономика Республики Казахстан только вставала на ноги и благодаря мягкому налоговому климату, созданным СЭЗ-ам, предоставленным преференциям – инвесторы из таких стран как: США, Россия, Китай, Канада, Индия, Италия, Сингапур, Азербайджан, Великобритания, Франция, Голландия, Турция, Германия, Япония стали вкладывать инвестиции во многие отрасли экономики, а это: сырьевой сектор, аграрный сектор, банковский сектор, легкая и тяжелая промышленность, химическая промышленность, обрабатывающая промышленность, строительный бизнес, автомобильный бизнес, рынок сотовой связи.
Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.
Нельзя упускать, что при
формировании благоприятного инвестиционного
климата следует учитывать не
только внутренние, но и внешние
факторы, способные оказывать на
него влияние, общее состояние рынка
мирового капитала и то, что иностранные
инвесторы, расширяя сферу своей
деятельности, предпочитают иметь дело
со странами со стабильной политической
ситуацией и схожими социально-
Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых: [11, c.24]
1) национальный режим,
т.е. иностранные инвесторы
2) правительственные гарантии от имени республики;
3) гарантии от изменений
законодательства и
4) гарантии от экспроприации и др.
Самым главным фактором,
препятствующим притоку портфельных
инвестиций в республику, является
то, что в Казахстане отсутствует
нормально функционирующий
В последние годы в Республике Казахстан наметились определенные предпосылки для создания нормального инвестиционного климата. В первую очередь к ним следует отнести создание рыночной инфраструктуры - банков, бирж, инвестиционных фондов, консалтинговых организаций, страховых обществ, рекламных агентств и др.
К факторам, положительно влияющим
на инвестиционный процесс, можно отнести
развитие информационных технологий.
Созданы системы
Однако наиболее существенный
фактор, способный возродить
Для создания более благоприятного
инвестиционного климата в
- совершенствование законодательной базы;
- либерализация внешней и внутренней торговли;
- формирование частного сектора;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- устойчивость банковской системы;
- развитие валютного рынка;
- упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы.
Как видно, наиболее важным
фактором, которому придают наибольшее
значение иностранные инвесторы, является
дальнейшее совершенствование
- предоставление государственных гарантий по защите интересов инвесторов;
- свобода репатриации прибыли и вывоза капитала;
- упрощенная процедура регистрации предприятий;
- свободный доступ иностранных предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и недвижимости;
- формирование рыночной системы ценообразования;
- свобода предпринимательской деятельности;
- предоставление льгот и преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики.
Основными законодательными актами в формировании общегосударственной системы по поддержке и привлечению иностранных и отечественных прямых инвестиций, помимо Конституции страны, являются:
1) Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы;
2) Законы о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах;
3) Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании и другие.
Таким образом, государственная поддержка прямых инвестиций заключается в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности, установлении системы льгот и преференций, наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед иностранными инвесторами.[11, c. 27]
2. Анализ привлечения
иностранных инвестиций в
2.1 Состояние инвестиционной
деятельности в Республике
За период независимости
Казахстан добился значительных
успехов в привлечении
Республика Казахстан
представляет для иностранных инвесторов
большой интерес. Инвестиционную привлекательность
казахстанского рынка обеспечивают
совокупность доступа к природным
ресурсам, величина рынка, стратегическое
расположение Казахстана, а также
стабильная внутриполитическая обстановка
и наличие соответствующей
Рейтинг инвестиционно-привлекательных регионов Казахстана. Агентство «Fich Ratings» присвоило рейтинги только трем регионам Казахстана. Но, несмотря на общепризнанную привлекательность в плане инвестиций городов Алматы, Астана, Атырау и Мангыстауской области, есть и другие регионы в Казахстане, к которым следует присмотреться потенциальному инвестору.
На сегодня наиболее инвестиционно-привлекательными регионами Казахстана считаются г. Алматы, г. Астана, Атырауская и Мангистауская области. По данным Агентства по статистике Республики Казахстан, за 2010 год в эти регионы поступило наибольшее количество инвестиций в основной капитал, в том числе и иностранных инвестиций.
Методология оценки рейтинга Агентства «Fich Ratings» основана на факторах кредитоспособности, возврата кредитных средств, открытости для международной торговли, доходности населения, развитости инфраструктуры, и т.д. Основываясь на методологии Агентства «Fich Ratings», мы постарались разработать свою методику оценки инвестиционной привлекательности регионов.
По итогам анализа на основе
выбранных показателей и
В ходе рейтинговой оценки было определено, что для жилищного строительства наиболее привлекательными, кроме г. Астана и прилегающей к ней области, являются Восточно-Казахстанская и Карагандинская области. В этих регионах спрос на рынке кредитного жилья с подтвержденной платежеспособностью покупателей на сегодняшний день превышает предложение в Восточно-Казахстанской области в 3 раза, в Карагандинской области - в 3,4 раза. Это подтверждается информацией о ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, где указано, что жилищное строительство в этих регионах является приоритетным направлением и поддерживается государством.
Кроме того, возвратность кредитов
обеспечивается средним уровнем
доходов населения
Уровень безработицы в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях достаточно высок - соответственно, 52% и 51%, а значит в регионах избыток дешевой рабочей силы. По данным о состоянии рынка строительных работ Республики Казахстан на 2007 год, опубликованным на портале «Недвижимость», наибольшее число действующих строительных организаций за 2010 год насчитывалось в Восточно-Казахстанской (488, или 9,2 % от общего числа) и Карагандинской (479, или 9,1 % от общего числа) областях.
В Северо-Казахстанской области
строительство также
Развивать торговый бизнес удобно в приграничных регионах: Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Жамбылской областях. В Северо-Казахстанской области развита внешнеторговая деятельность с Россией. Южно-Казахстанская область имеет налаженные внешнеторговые связи с Китаем и может считаться наиболее привлекательным регионом для торговли.
Необходимо особо выделить Жамбылскую область, являющуюся также привлекательной для развития торговли. В этой области только налаживается приграничное сотрудничество с Кыргызстаном и Узбекистаном, развиваются оптовые продовольственные рынки. Развитие торговли в этом регионе поддерживается государством.
Для размещения промышленного производства наиболее привлекательной остается Карагандинская область. По информации, представленной на сайте региона, для строительства индустриальной зоны в городе Темиртау Карагандинской области определен земельный участок общей площадью 940 гектаров. Предпринимателям предоставляются земельные участки под строительство объектов бизнеса в первоочередном порядке, а также для организации производств предоставляются на безвозмездной основе объекты недвижимости, входящие в состав коммунальной собственности. Территория индустриальной зоны оснащена инженерными сетями и коммуникациями, основными автомобильными и железнодорожными путями. Субъектам малого предпринимательства гарантируется государственный заказ (в размере до 30%) на конкурентоспособные услуги и товары. В Карагандинской области создана национальная лаборатория новых технологий для углеводородной и горно-металлургической промышленности, разработки которой планируется внедрять на промышленных объектах. Кадровый потенциал региона имеет достаточно высокий профессиональный уровень.
Необходимо отметить, что
в целях экономического развития
регионов в семи регионах республики
были созданы социально-
Информация о работе Теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности