Теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:41, реферат

Краткое описание

За 15 лет независимости в экономику нашей страны было привлечено более 50 $ млрд. США. В начале 90-х годов экономика Республики Казахстан только вставала на ноги и благодаря мягкому налоговому климату, созданным СЭЗ-ам, предоставленным преференциям – инвесторы из таких стран как: США, Россия, Китай, Канада, Индия, Италия, Сингапур, Азербайджан, Великобритания, Франция, Голландия, Турция, Германия, Япония стали вкладывать инвестиции во многие отрасли экономики, а это: сырьевой сектор, аграрный сектор, банковский сектор, легкая и тяжелая промышленность, химическая промышленность, обрабатывающая промышленность, строительный бизнес, автомобильный бизнес, рынок сотовой связи.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 50.36 Кб (Скачать)

Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего  инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля  Казахстана при разумном использовании  может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения  и одновременно относительная дешевизна  рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные социально-экономические  преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.

Нельзя упускать, что при  формировании благоприятного инвестиционного  климата следует учитывать не только внутренние, но и внешние  факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка  мирового капитала и то, что иностранные  инвесторы, расширяя сферу своей  деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения  иностранных инвестиций особо льготные для них условия. 

Казахстан стремится создать  благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых: [11, c.24]

1) национальный режим,  т.е. иностранные инвесторы вправе  пользоваться условиями не менее  благоприятными, чем отечественные  инвесторы;

2) правительственные гарантии  от имени республики;

3) гарантии от изменений  законодательства и политической  ситуации;

4) гарантии от экспроприации  и др.

Самым главным фактором, препятствующим притоку портфельных  инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует  нормально функционирующий рынок  ценных бумаг - реальная основа для  привлечения подобных инвестиций в  эту область. Несмотря на успешный дебют  казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что  Казахстан сделал свой первый удачный  шаг в развитии интеграции в международный  рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом  фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится  в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредственно  вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные  с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в  ценные бумаги Казахстана.

В последние годы в Республике Казахстан наметились определенные предпосылки для создания нормального  инвестиционного климата. В первую очередь к ним следует отнести  создание рыночной инфраструктуры - банков, бирж, инвестиционных фондов, консалтинговых организаций, страховых обществ, рекламных  агентств и др.

К факторам, положительно влияющим на инвестиционный процесс, можно отнести  развитие информационных технологий. Созданы системы телекоммуникаций, электронной почты, спутниковой, и  т.д. обеспечен выход в зарубежные коммуникационные сети и их базы данных.[11, c. 25]

Однако наиболее существенный фактор, способный возродить инвестиционный процесс - это складывающийся слой отечественных  специалистов, способных работать в  условиях рыночной экономики. В предкризисный  период они смогли обеспечить проведение акций, присущих рыночной экономике. Это  тендеры, торги, конкурсы, аукционы в  инвестиционной, проектно-сметной, подрядной  и других сферах деятельности, в  результате чего заложены основы будущих  инвестиционных процессов.

Для создания более благоприятного инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных  мер:[11, c. 26]

-   совершенствование законодательной базы;

-   либерализация внешней и внутренней торговли;

-   формирование частного сектора;

-   развитие рыночной инфраструктуры;

-   устойчивость банковской системы;

-   развитие валютного рынка;

-   упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы.

Как видно, наиболее важным фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является дальнейшее совершенствование законодательной  базы, так как это прямой способ поддержки со стороны государства  капиталовложений зарубежных инвесторов. В принципе, уже не мало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются следующие аспекты:

- предоставление государственных гарантий по защите интересов инвесторов;

-   свобода репатриации прибыли и вывоза капитала;

-   упрощенная процедура регистрации предприятий;

- свободный доступ иностранных предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и недвижимости;

-   формирование рыночной системы ценообразования;

-   свобода предпринимательской деятельности;

-  предоставление льгот и преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики.

Основными законодательными актами в формировании общегосударственной  системы по поддержке и привлечению  иностранных и отечественных  прямых инвестиций, помимо Конституции  страны, являются:

1)  Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы;

2) Законы о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах;

3) Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании и другие.

Таким образом, государственная  поддержка прямых инвестиций заключается  в законодательных гарантиях  обеспечения инвестиционной деятельности, установлении системы льгот и преференций, наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед иностранными инвесторами.[11, c. 27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ привлечения  иностранных инвестиций в Республике  Казахстан.

2.1 Состояние инвестиционной  деятельности в Республике Казахстан  на современном этапе и проблемы  их привлечения.

 

За период независимости  Казахстан добился значительных успехов в привлечении иностранных  инвестиций, которые сыграли важную роль в становлении экономики  нашей страны в целом и добывающих секторов в особенности.

Республика Казахстан  представляет для иностранных инвесторов большой интерес. Инвестиционную привлекательность  казахстанского рынка обеспечивают совокупность доступа к природным  ресурсам, величина рынка, стратегическое расположение Казахстана, а также  стабильная внутриполитическая обстановка и наличие соответствующей законодательной  базы. Если вспомнить ситуацию начала 2000 года, прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана достигли 13 млрд. долларов США. Но поскольку потребность  в инвестициях далеко еще не исчерпана, то Казахстан по-прежнему заинтересован  в их привлечениях. В настоящее  время приоритетными направлениями  для инвестиций являются: топливно-энергетический комплекс; агропромышленный комплекс; инфраструктура, включая транспорт, телекоммуникации, социальную инфраструктуру. [12,c.56]

Рейтинг инвестиционно-привлекательных регионов Казахстана. Агентство «Fich Ratings» присвоило рейтинги только трем регионам Казахстана. Но, несмотря на общепризнанную привлекательность в плане инвестиций городов Алматы, Астана, Атырау и Мангыстауской области, есть и другие регионы в Казахстане, к которым следует присмотреться потенциальному инвестору.

На сегодня наиболее инвестиционно-привлекательными регионами Казахстана считаются  г. Алматы, г. Астана, Атырауская и Мангистауская области. По данным Агентства по статистике Республики Казахстан, за 2010 год в эти регионы поступило наибольшее количество инвестиций в основной капитал, в том числе и иностранных инвестиций.

Методология оценки рейтинга Агентства «Fich Ratings» основана на факторах кредитоспособности, возврата кредитных средств, открытости для международной торговли, доходности населения, развитости инфраструктуры, и т.д. Основываясь на методологии Агентства «Fich Ratings», мы постарались разработать свою методику оценки инвестиционной привлекательности регионов.

По итогам анализа на основе выбранных показателей и индексов, источником которых явились статистические данные Агентства по статистике и  анализу, официальные сайты регионов, а также данные Министерства индустрии  и торговли РК, выяснилось, что, кроме  названных выше регионов, высокую  рейтинговую оценку имеют Южно-Казахстанская  и Карагандинская области.

 

В ходе рейтинговой оценки было определено, что для жилищного  строительства наиболее привлекательными, кроме г. Астана и прилегающей  к ней области, являются Восточно-Казахстанская  и Карагандинская области. В этих регионах спрос на рынке кредитного жилья с подтвержденной платежеспособностью покупателей на сегодняшний день превышает предложение в Восточно-Казахстанской области в 3 раза, в Карагандинской области - в 3,4 раза. Это подтверждается информацией о ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, где указано, что жилищное строительство в этих регионах является приоритетным направлением и поддерживается государством.

Кроме того, возвратность кредитов обеспечивается средним уровнем  доходов населения Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей по отношению к другим регионам Казахстана. Тем более что по объему кредитов, выданных банками второго уровня физическим лицам, Карагандинская область  занимает третье место, Восточно-Казахстанская - четвертое.

Уровень безработицы в  Карагандинской и Восточно-Казахстанской  областях достаточно высок - соответственно, 52% и 51%, а значит в регионах избыток дешевой рабочей силы. По данным о состоянии рынка строительных работ Республики Казахстан на 2007 год, опубликованным на портале «Недвижимость», наибольшее число действующих строительных организаций за 2010 год насчитывалось в Восточно-Казахстанской (488, или 9,2 % от общего числа) и Карагандинской (479, или 9,1 % от общего числа) областях.

В Северо-Казахстанской области  строительство также поддерживается государством, а спрос на жилье  превышает предложение в 3 раза, но, учитывая низкую платежеспособность населения, этот регион менее привлекателен  для инвестиций. [13]

Развивать торговый бизнес удобно в приграничных регионах: Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Жамбылской областях. В Северо-Казахстанской области развита внешнеторговая деятельность с Россией. Южно-Казахстанская область имеет налаженные внешнеторговые связи с Китаем и может считаться наиболее привлекательным регионом для торговли.

Необходимо особо выделить Жамбылскую область, являющуюся также привлекательной для развития торговли. В этой области только налаживается приграничное сотрудничество с Кыргызстаном и Узбекистаном, развиваются оптовые продовольственные рынки. Развитие торговли в этом регионе поддерживается государством.

Для размещения промышленного  производства наиболее привлекательной  остается Карагандинская область. По информации, представленной на сайте региона, для  строительства индустриальной зоны в городе Темиртау Карагандинской области  определен земельный участок  общей площадью 940 гектаров. Предпринимателям предоставляются земельные участки под строительство объектов бизнеса в первоочередном порядке, а также для организации производств предоставляются на безвозмездной основе объекты недвижимости, входящие в состав коммунальной собственности. Территория индустриальной зоны оснащена инженерными сетями и коммуникациями, основными автомобильными и железнодорожными путями. Субъектам малого предпринимательства гарантируется государственный заказ (в размере до 30%) на конкурентоспособные услуги и товары. В Карагандинской области создана национальная лаборатория новых технологий для углеводородной и горно-металлургической промышленности, разработки которой планируется внедрять на промышленных объектах. Кадровый потенциал региона имеет достаточно высокий профессиональный уровень.

Необходимо отметить, что  в целях экономического развития регионов в семи регионах республики были созданы социально-предпринимательские  коорпорации (СПК): Северный макрорегион (Северо-Казахстанская, Костанайская, Акмолинская области и город Астана); Каспийский макрорегион (Атырауская, Мангистауская область); Уральский макрорегион (Западно-Казахстанская, Актюбинская область); Иртышский макрорегион (Восточно-Казахстанская, Павлодарская область); Сары-Аркинский макрорегион (Карагандинской область); Жетысуйский макрорегион (Алматинская область и город Алматы); Южный макрорегион (Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская области). Недавно было подписано постановление, определяющее конкретный перечень госактивов (недооцененные активы коммунальной собственности, нерентабельные предприятия, а также участки земли и инфраструктуры на уровне области и районов), передаваемых в уставные капиталы 7 социально-предпринимательских корпораций. Деятельность СПК направлена на привлечение инвесторов для реализации крупных проектов и создания новых конкурентоспособных производств, что делает регионы Казахстана еще более привлекательными для инвестиций.[13]

Информация о работе Теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности