Теоретические аспекты инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.
Главным механизмом повышения эффективности использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по Приоритетным направлениям является заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики……4
1.1 Становление и развитие инновационной деятельности экономики….....7
1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности………10
1.3 Инвестиции в основной капитал………………………………………….13

Глава 2. Характеристика сложившейся ситуации в
инвестиционной политике государства………………………….15
2.1 Механизм реализации инвестиционной политики………………………15
2.2 Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ…………….18
2.3 Исследование сложившейся ситуации инвестиционного климата……..23

Глава 3. Анализ развития инвестиционной деятельности РФ…..27
3.1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации…………..27
3.2 Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей…….30

Заключение………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 385.78 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….3

 

Глава 1. Теоретические аспекты  инвестиционной политики……4

1.1 Становление и развитие  инновационной деятельности экономики….....7

1.2 Государственное регулирование  инвестиционной деятельности………10

1.3 Инвестиции в основной  капитал………………………………………….13

 

Глава 2. Характеристика сложившейся  ситуации в

инвестиционной  политике государства………………………….15

2.1 Механизм реализации  инвестиционной политики………………………15

2.2 Показатели состояния  инвестиционной деятельности в  РФ…………….18

2.3 Исследование сложившейся  ситуации инвестиционного климата……..23

 

Глава 3. Анализ развития инвестиционной деятельности РФ…..27

3.1 Стратегия инновационного  развития Российской Федерации…………..27

3.2 Оценка инвестиционных  решений в условиях неопределенностей…….30

 

Заключение………………………………………………………….32

Список литературы…………………………………………………33

 

 

Введение

В работе определены сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики как деятельности государства, направленность на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования, состав инвестиций, их источники, инвестиционную сферу, инвестиционный процесс и инвестиционный климат. Объектом исследования в этой работе является определения факторов, влияющих на эффективность регулирования  инвестиционной деятельности России.

Развитие общества в целом  и отдельных хозяйствующих субъектов  базируется на расширенном воспроизводстве  материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и  соответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста  является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения инвестиций, или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных  условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного  климата является одной из узловых.

Главной задачей государственной  инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности  использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды. Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:

-расширение объема и  повышение эффективности инвестиций  за счет совершенствования их  структуры;

-приоритетное развитие  производств, имеющих стратегически  важное значение для экономики  региона и страны в целом;-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.

 

Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана  экономического и социального развития страны. Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.

Главным механизмом повышения эффективности использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по Приоритетным направлениям является заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны.

Достижение поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения  современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий.

 

Глава 1. Теоретические аспекты  инвестиционной политики

Государственные инвестиции, осуществляемые центральными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также  предприятиями и организациями  государственной формы собственности.

Инвестициями (инвестиционными  ресурсами) являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции  и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том  числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные  права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской  деятельности и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного экономического и социального эффекта.

В современной экономической  системе государство выполняет  ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа  должна иметь соответствующую финансовую поддержку.

Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной  системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных  с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается  или увеличивается имущество, находящееся  в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели.

Для решения проблемы привлечения  инвестиции в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных доходов и  решений, определяющих объем, структуру  и направления использования  инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

-определение целесообразных  для каждого периода времени  объемов инвестиций и их структуры:  отраслевой, воспроизводственной, технологической,  территориальной и по формам  собственности;

- выбор приоритетов;

- повышение эффективности  инвестиций.

Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое  трактование. Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

- обеспечении структурной перестройки экономики;

- стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;

- создании дополнительных рабочих мест;

- привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

-стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

-создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

- развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

- поддержке малого и  среднего предпринимательства;

-совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса.

Следует отметить, что государственное  регулирование инвестиций и инвестиционная политика- не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные  инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических  программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования. Государственные инвестиции финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег или путем выпуска внутренних и внешних займов правительства.Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также  поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники  инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут  быть физические и юридические лица.

Существует следующая  классификация инвестиций.

В зависимости от объекта  инвестирования:

1) реальные (капиталообразующие) инвестиции

– вложение в создание новых, реконструкцию и техническое  перевооружение действующих предприятий. Это средства, направляемые как в  основной, так и в оборотный  капитал.

Реальные инвестиции на предприятии  включают инвестиции:

– на развитие производства (реконструкцию и техническое  перевооружение; расширение производства; выпуск новой продукции; модернизацию продукции и освоение новых ресурсов; приобретение нематериальных активов);

– на развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство; сооружение спортивных и оздоровительных объектов и др.);

2) финансовые инвестиции  – вложение средств в ценные бумаги, активы других предприятий, банковские депозиты, долговые права.

По отношению к совокупности реальных и финансовых инвестиций на предприятиях применяют понятие  инвестиционного портфеля, а инвестиции в различные виды активов, связанные  единой инвестиционной политикой, называются портфельными инвестициями. Интеллектуальные инвестиции – подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки и др.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Не запрещенное законодательством  РФ и республик в составе РФ инвестирование имущества и имущественных  прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора  и охраняется законом. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться  объектами и результатами инвестиций, осуществлять реинвестирование на территории РФ.

 

1.1 Становление и развитие  инновационной экономики

Инновационная экономика  — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом  совершенствовании, на производстве и  экспорте высокотехнологичной продукции  с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль  создаёт интеллект новаторов  и учёных, информационная сфера, а  не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Государственная инновационная  политика — часть государственной  социально-экономической политики, направленной на совершенствование  государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной  деятельности. Инновационная программа (инновационный проект) межгосударственного, федерального, межрегионального, регионального, отраслевого уровней — обоснованный интересами рынка комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоение инновационного продукта. Формирование инновационной экономики – это сложный многоплановый и длительный процесс, затрагивающий интересы большого количества регионов, предприятий и организаций, сотен тысяч специалистов, работающих на них. Лишь широкомасштабная государственная протекционная политика, строгое государственное регулирование в сочетании с механизмом цивилизованного рынка помогут осуществлению подобных сложных социально-экономических программ. Начав социально-политические и институционально - экономические преобразования, наша страна встала перед выбором наиболее перспективных направлений государственной политики, определяющих новые контуры общества. В научных исследованиях рассматривается множество вариантов развития страны, среди которых выделяются два:

• продолжение рыночных реформ при сырьевой ориентации народного  хозяйства, чреватой распадом федеративного  государства;

• активизация экономических  преобразований на основе стабилизации политической и законодательно-правовой системы, новой социально-экономической  стратегии, а также интеграции страны в мировое хозяйство.

Государственное внедрение  инновационного развития обеспечит  устойчивый спрос на инвестиции, который  может обслуживаться инвестиционно-финансовыми  структурами, денежно-кредитной системой. Формирование рынка инноваций, в  свою очередь, зависит от стимулирования спроса на средства труда и импортозамещения путем приоритетного инвестирования производства наукоемких технологий, машин и оборудования для потребителей всех секторов экономики. Необходимо создание государственной институциональной системы, интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации инновационное - инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Создание эффективного механизма инновационной деятельности и формирование инновационной экономики помогут осуществить научно-технологический прорыв России в XXI веке. Возможности социально ориентированного научно технологического прорыва определяются социальными компонентами инновационной политики, степенью их взаимодействия и важнейшими приоритетными направлениями инновационной деятельности, что является главным фактором этого прорыва, социальный прогресс достигается на основе инновационного развития, а последнее обеспечивается социальными условиями общества. В первую очередь, здесь важны повышение квалификации научной и технической интеллигенции и ее социальной обеспеченности, доступность высококачественного высшего образования всем слоям общества, наличие у всех слоев населения жизненно необходимых благ.

Современная Россия обладает уникальными национальными ресурсами, которые будут способствовать формированию инновационной экономики, конечно  при правильном и разумном управлении ими.

Возможен весьма эффективный  инновационный путь развития экономики, предполагающий взаимосвязанное прорывное  развитие научно-технической,производственной,финансовой,социальной,институциональной и других сфер общества. При этом стержнем может стать государственный протекционизм научно-технического развития, обеспечивающий социально ориентированный инновационно-технологический прорыв.

Понимая перспективность  этого направления развития экономики, многие развитые страны мира целенаправленно  осуществляют переход к непрерывному инновационному процессу в управлении экономическим ростом общественного  хозяйства. Проведение НИОКР и инновационная  деятельность занимают все большее  место в инвестиционных расходах, значительно превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной  политики, определяющей общие условия  научно-технического прогресса. Постоянно  растет доля расходов на науку в  ВВП развитых стран, интенсивность  НИОКР и внедрение их результатов  в реальное производство во многом определяют сегодня уровень экономического развития страны. На долю новых знаний и изобретений, воплощаемых в  технологиях, оборудовании, системах машин, подготовке кадров, организации и  планировании производства в развитых странах, приходится не менее 60…80 % прироста ВВП. Внедрение новых наукоемких технологий и систем машин стало  ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности  общественного производства и улучшения  качества товаров и услуг. Огромное значение государственного стимулирования научно-технического прогресса и  инновационной деятельности в обеспечении  современного экономического роста  определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким  риском, связанным с внедрением инноваций; зависимостью от степени развития общей  научной среды и инновационной  инфраструктуры; значительной капиталоемкостью научных исследований и опытно-конструкторских  работ по созданию инноваций; требованиями к научно-технической квалификации кадров; необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности.

Информация о работе Теоретические аспекты инвестиционной политики