Теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:41, реферат

Краткое описание

За 15 лет независимости в экономику нашей страны было привлечено более 50 $ млрд. США. В начале 90-х годов экономика Республики Казахстан только вставала на ноги и благодаря мягкому налоговому климату, созданным СЭЗ-ам, предоставленным преференциям – инвесторы из таких стран как: США, Россия, Китай, Канада, Индия, Италия, Сингапур, Азербайджан, Великобритания, Франция, Голландия, Турция, Германия, Япония стали вкладывать инвестиции во многие отрасли экономики, а это: сырьевой сектор, аграрный сектор, банковский сектор, легкая и тяжелая промышленность, химическая промышленность, обрабатывающая промышленность, строительный бизнес, автомобильный бизнес, рынок сотовой связи.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 50.36 Кб (Скачать)

- подрядчики;

- пользователи объектов  капитальных вложений.

Заказчики - любые физические или юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую  или иную деятельность инвестора. Заказчиками  могут быть и инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и  распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые устанавливаются договором подряда или государственным контрактом.

Подрядчик - это физическое или юридическое лицо, выполняющее  работы по договору подряда или государственного контракта, которые заключаются  с заказчиками. Подрядчик обязан иметь лицензию на осуществление  данной деятельности. [6, c. 51]

Пользователями объектов капитальных вложений - могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные  и муниципальные органы, иностранные  государства и международные  организации, для которых создается  объект инвестиционной деятельности. Если пользователь объекта не является инвестором, то взаимоотношения между  ними стоятся на договорной основе.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или  нескольких участников.

Под объектом инвестирования или инвестиционной деятельности понимается предмет вложения средств инвесторами.[6, c. 57]

Объектами инвестиционной деятельности является, прежде всего, вновь создаваемые  и модернизируемые производственные и непроизводственные основные фонды  и оборотные средства во всех отраслях и сферах национальной экономики. Именно сюда направляется основная часть реальных, капиталообразующих инвестиций. Это объясняется тем, что материальной основой роста экономики, объемов выпуска различной продукции (продукции машиностроения, продукции сельского хозяйства, минеральных удобрений, лесопродукции и т.д.) и оказания услуг (железнодорожные, водные, автотранспортные перевозки, теле- и радио коммуникации, телефонная связь, коммунально-бытовое обслуживание и т.д.) являются наличие и качественный уровень соответствующих основных фондов, включая в них и сельскохозяйственные угодья. При этом все фонды должны сохраняться, развиваться и совершенствоваться. Поэтому объемы капиталообразующих инвестиций и их рост определяют состояние и будущее национальной экономики, экономики регионов, отдельных отраслей, предприятий.

Законодательством Республики Казахстан запрещается инвестирования в объекты, создание и использования  которых не отвечает требованиям  экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и других норм обеспечения безопасной жизнедеятельности людей.[7, c.24]

Субъектами иностранных  инвестиций могут быть иностранные  государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица.

Таким образом, инвестиции - это вложения, как в денежный, так и в реальный капитал. Они  осуществляются в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг, а также вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные  права и другие ценности.

 

1.2 Структурно-инвестиционная  политика государства

 

Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных  мероприятий, воздействует на различные (прежде всего субъективные) составляющие инвестиционного климата. Она актуализируется  через разработку и реализацию стратегии  регулирования инвестиционной деятельности. [2, c. 54]

Инвестиционная политика государства -составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения  инвестиционного климата в более  благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние  инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону  ее дальнейшего совершенствования.

Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают  инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе. [2, c. 58]

Инвестиционная политика государства это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий  для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения  эффективности производства и решения  социальных проблем. [7, c. 21]

Цель государственной  инвестиционной политики состоит в  реализации стратегии экономического и социального развития страны. Являясь  важнейшим рычагом воздействия  на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику  в целом, инвестиционная политика государства  призвана способствовать активизации  инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличение темпов и объемов производства, повышение  эффективности общественного производства и изменение его структуры, ускорение  научно-технического прогресса, реализацию задач социального развития. Цель инвестиционной политики и особенности  конкретно сложившейся экономической  ситуации в стране определяют её задачи:

- выбор и поддержка развития отдельных регионов и отраслей экономики;

- поддержка развития малого и среднего бизнеса;

- обеспечение сбалансированности развития всех отраслей хозяйства;

- стимулирование развития экспортных производств;

- обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

- реализация программы жилищного строительства в стране и др.

Кроме государственной инвестиционной политики, различают региональную, отраслевую и инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Они тесно  взаимосвязаны между собой, но доминирующей является инвестиционная политика государства.[7, c. 25]

Региональная инвестиционная политика - система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих мобилизации  инвестиционных ресурсов и определению  направлений их наиболее эффективного и рационального использования  в интересах жителей региона  и инвесторов. Её целью является подъем экономики, повышение её эффективности  и обеспечение самофинансирования развития региона.

Региональная инвестиционная политика решает следующие задачи:

- создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

- определение приоритетных направлений инвестирования;

- поддержка инвестиций со стороны местных властей;

- обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка в общеэкономический;

- создание условий для притока инвестиционных ресурсов в регионы;

- формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа;

Отраслевая инвестиционная политика - совокупность действий, преследующих такие цели, как:

- выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей экономики, развитие которых обеспечивает поступательность экономического развития страны;

- государственная структурная и промышленная политика;

- экономическая и оборонная безопасность страны, а также ускорение научно-технического прогресса.[8, c. 138]

Отраслевая инвестиционная политика разрабатывается на уровне отдельных отраслей экономики и  межотраслевых комплексов.

Структурно – инвестиционная политика проводится на макроэкономическом и микроэкономическом уровне.

На макроэкономическом уровне решаются следующие задачи:

- повышение совокупного спроса и емкости внутреннего рынка;

- создание благоприятных условий для сбережений и увеличения нормы накоплений;

- создание и совершенствование механизма трансформации накоплений в инвестиции и обеспечение благоприятных условий для непрерывного осуществления этого процесса;

- увеличение валового объема инвестиций;

- стимулирование экспорта;

- регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей.

На микроэкономическом уровне решаются следующие задачи:

- поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и организаций;

- ликвидация и реорганизация неэффективных структур;

- недопущение возможности появления новых монополий;

- стимулирование и регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения межотраслевого перелива капитала.

В 2003 году принят Закон Республики Казахстан "Об инвестициях" от 08.01.2003 № 373-II, в котором были сохранены  все оправдавшие себя и положительно зарекомендовавшие положения раннего  инвестиционного законодательства, учтен международный опыт стимулирования и поддержки инвестиций.

Принципиально новыми положениями  данного закона стали обеспечение  равенства прав отечественных и  иностранных инвесторов, усовершенствование механизмов разрешения инвестиционных споров и др. [1]

Необходимо отметить, что  в новом законе закреплен принцип  стабильности ранее заключенных  контрактов с иностранными инвесторами.

Сохранён принцип поддержки  приоритетных для государства 237 видов  деятельности (среди которых - обрабатывающая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, коммуникаций и  многие другие) путем предоставления инвестиционных преференций. Они предусмотрены  в виде инвестиционных налоговых  льгот на срок до 10 лет, освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также  предоставления государственных натурных грантов. [1]

 

1.3 Факторы, влияющие привлечению  иностранных инвестиций

 

Инвестиционный климат тесно  связан с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов  управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание оптимальных условий  для вложения инвестиций.

Инвестиционный климат выступает  объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой - является ее результатом. [9 c. 78]

Факторы, оказывающие влияние  на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них  со стороны общества на:

- объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.);

- субъективные (связанные с управлением деятельностью людей).

Хотя Казахстану свойственны  изобилие природных ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных  инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной по отношению к иностранным инвестициям внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан: [10, c. 111]

1) бюрократия;

2) финансовый риск;

3) налоговый и финансовый  режим Казахстана;

4) правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права;

5) валютный контроль.

Два из пяти факторов, не являясь  чисто экономическими, оказывают  существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим  и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в  странах СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией  и колебаниями валютных курсов. 

Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия  налогообложения, а их стабильное, предсказуемое  и экономически эффективное и  для государства, и для инвестора  состояние. Несомненно, то, что все  эти факторы связаны с общеэкономической  стратегией правительства, поэтому  решение этих проблем нуждается  в комплексном подходе. Необходим  четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения  и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

Не последнюю роль в  привлечении иностранных инвестиций сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности  и разгосударствление. Создается  рыночный механизм регулирования внешнеэкономической  деятельности, адекватный современным  международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием  административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с  четким распределением функций.[10, c. 113]

Информация о работе Теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности