Теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:41, реферат

Краткое описание

За 15 лет независимости в экономику нашей страны было привлечено более 50 $ млрд. США. В начале 90-х годов экономика Республики Казахстан только вставала на ноги и благодаря мягкому налоговому климату, созданным СЭЗ-ам, предоставленным преференциям – инвесторы из таких стран как: США, Россия, Китай, Канада, Индия, Италия, Сингапур, Азербайджан, Великобритания, Франция, Голландия, Турция, Германия, Япония стали вкладывать инвестиции во многие отрасли экономики, а это: сырьевой сектор, аграрный сектор, банковский сектор, легкая и тяжелая промышленность, химическая промышленность, обрабатывающая промышленность, строительный бизнес, автомобильный бизнес, рынок сотовой связи.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 50.36 Кб (Скачать)

 

2.2.Пути совершенствования  привлечения и эффективного использования  иностранных инвестиций в Республике  Казахстан. 

 

Важнейшим направлением государственной  политики является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование притока  прямых иностранных инвестиций в  экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения  среди стран СНГ.

Экономика Казахстана развивается  в условиях большого притока иностранной  валюты, роста объема внешнего заимствования  реального и банковского секторов, а также иностранных инвестиций.

Сырьевая направленность экономики по-прежнему доминирует. Наибольший поток инвестиций направляется в добывающий сектор. Несырьевой экспорт остается на низком уровне. Потенциал диверсификации и модернизации экономики не реализован.

В рамках решения задач  по модернизации и диверсификации экономики  будет активизирован процесс  перехода к инвестиционному этапу  реализации Стратегии индустриально-инновационного развития. Правительство уделит особое внимание реализации "прорывных" инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики. [24]

Стимулирование инвестиционной активности будет осуществляться в  области развития смежных и сопутствующих  производств минерально-сырьевого  комплекса, нефтехимической отрасли, машиностроения и других приоритетных отраслей. В среднесрочной перспективе  основной задачей будет являться создание первого интегрированного нефтехимического комплекса мирового класса.

В настоящее время государственная  политика в сфере привлечения  иностранных инвестиций определяется Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и приоритетными  задачами, поставленными в соответствии с данным документом перед государственными органами республики.

Проблемными являются следующие  вопросы: низкий уровень притока  инвестиций в обрабатывающие отрасли  экономики, а также неадекватность инвестиционного законодательства политике индустриального развития. В этой связи, Комитетом по инвестициям  проводится работа в двух основных направлениях:

1. Мероприятия по презентации  инвестиционных возможностей в  Республике Казахстан.

2. Деятельность по привлечению  крупных иностранных компаний  в несырьевые секторы экономики.

Комитетом по инвестициям, в  рамках мер по привлечению крупных  иностранных инвесторов в приоритетные для развития экономики Казахстана сферы организованы ряд визитов  казахстанской делегации в страны пребывания крупных потенциальных  инвесторов для проведения переговоров  по сотрудничеству.

Например, в 2007 году делегация Министерства индустрии и торговли РК и государственных институтов развития посетила Итальянскую республику и Швейцарскую Конфедерацию для проведения двусторонних переговоров с руководством крупных транснациональных компаний (по вопросам реализации инвестиционных проектов в Казахстане) и презентации Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015г.[13]

Привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного  экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную  производственную структуру экономики  Казахстана, создать новые высокотехнологические  производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить  многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Привлечение иностранных  инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и  государственное регулирование  его использования позитивно  воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в  странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных  проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько  успешно экономика Казахстана будет  интегрироваться в мирохозяйственные  связи, зависит стратегия и тактика  преодоления кризиса.

Приток прямых иностранных  инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных  предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным  фирмам крупных промышленных предприятий  и инвестирования банковского сектора.

Основной формой привлечения  прямых инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей  степени - со 100%-ным иностранным капиталом – дочерние предприятия.]

Как известно, главной задачей  государственной инвестиционной политики нашей страны является создание благоприятной  среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных  вложений и привлечения частных  отечественных и иностранных  инвестиций на основе дальнейшего совершенствования  нормативно-законодательной базы и  государственной поддержки эффективных  инвестиционных проектов.

Об этом говорится в  книге Президента Республики Казахстан  К.А.Назарбаева "Казахстан - 2030", в которой он, в частности, отмечает: "В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики - разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, – которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический

Для стимулирования притока  иностранных инвестиций и финансового  контроля за их использованием необходимо совершенствовать действенность механизма  государственного регулирования процесса привлечения внешней помощи, включающего  организационную структуру управления иностранными инвестициями и широкий  арсенал правовых и экономических  средств, используемых специалистами  этой структуры; совершенствовать систему страхования и перестрахования рисков; налаживать качественное и своевременное информационное обеспечение иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но главное – инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим реалиям.[24]

Пути совершенствования  привлечения иностранных инвестиций

1. проведение правовой  реформы (в рамках которой ожидается  принятие еще ряда законов  помимо существующих, а также  дальнейшее совершенствование уже  существующих законодательных актов);

2. облегчение бремени  налогообложения (предоставление  льгот и преференций);

3. предоставление государственных  гарантий;

4. административная реформа  (направленная на четкое определение  функций государственного управления  и преодоление бюрократизма);

5. поддержание макроэкономической  стабилизации (жесткий контроль  со стороны государства денежно-кредитной  политики, темпов инфляции, приверженность  государства политике экономических  реформ);

6. организационное оформление  иностранного и отечественного  корпоративного капитала в лице  транснациональных и национальных  компаний, акционерных обществ и  финансово-промышленных групп, составляющих  сегодня стержень экономики и  тесное сотрудничество которых  с государством, становится неизбежным  и оправданным;

7. серьезный капитал заинтересован  в поддержке государства в  виде прямого содействия государства  в продвижении конкурентоспособной  продукции на мировые рынки  сбыта, в создании благоприятных  условий при реализации проектов  реконструкции промышленности и  производственной инфраструктуры  и т.д.;

Правительство Казахстана намерено усилить государственное воздействие  на инвестиционные процессы. Речь идет, прежде всего, о согласовании инвестиционного  развития ключевых производств. Также  предстоит увязать стратегические интересы республики и практические действия государства и капитала, заключение соглашений должно предусматривать  взаимные обязательства государства  и ведущих вкладчиков капитала в  осуществлении крупных, стратегически  важных проектов в целях структурно-технологической  перестройки экономики, другими  словами согласование ценовой, тарифной, таможенной и валютной политики, а  также других направлений взаимодействия.

На современном этапе  развития Казахстан нуждается не только в зарубежных, но и в отечественных  инвестициях, вкладываемых одновременно в различные отрасли экономики. При чем со стороны государства будут приложены все усилия по дальнейшему углублению и расширению экономического сотрудничества.[1]

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон Республики Казахстан "Об инвестициях" от 8 января 2003 года № 373-II (с внесенными изменениями и дополнениями Законом РК от 04.05.05 г. № 48-III, от 31.01.06 г. № 125-III, от 19.02.07 г. № 230-III)

2. Виноградов В. Инвестиционная политика. М., 2005.-146 c.

3. Горфинкель В.Я. Экономика организаций (предприятий): Учебник для Вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 608 с.

4. Богданов Ю.В., Швандар В.А.. Инвестиционный анализ.- М.Юнити 2005.- 214c.

5. Деева А.К. Инвестиции. Учебное пособие: "Экзамен". 2005.-124с.

6. Бочаров В.В. Инвестиции. Инвестиционный портфель. Источники финансирования. – СПб.: Питер, 2003. – 286 с.

7. Каренов Р.С. Основы государственного регулирования экономики. Алматы: Бiлiм, 2005. – 75c.

8. Шопшекбаев А.Б. Инвестиционная политика в Республике Казахстан // Актуальные проблемы современности. – 2006. - № 1. – С. 137-140.

9. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" от 6 февраля 2008г.

10. Абулгазин Д. Регулирование инвестиционной деятельности в экономике Казахстана // Транзитная экономика. – 2007. - № 5. – С. 111-115.

11. Нупов К.Ш. Тенденции инвестиционной деятельности в Казахстане // АльПари. – 2003. - № 2. – С. 24-27.

12. Косжанов Т., Атамкулов Б. Промышленная и инвестиционная политика в долгосрочной стратегии развития экономики страны// Транзитная экономика. -2007.-№6. – С. 56-58.

13.  Интернет ресурс: http://www.kursiv.kz. Статья «Рейтинг инвестиционно-привлекательных регионов Казахстана».

14. Официальный сайт Инвестиционного фонда Казахстана // www.ifk.kz

15. Информация о ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.


Информация о работе Теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности