Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:23, дипломная работа
Цель данного исследования – обоснование инвестиций в предприятие сельского хозяйства на основе разработки инвестиционного бизнес-плана с использованием программного продукта «Project Expert».
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
изучить теоретические аспекты стратегического планирования, систематизировать методические подходы, обеспечивающие эффективность разработки инвестиционной стратегии коммерческой организации;
исследовать рыночную конъюнктуру деятельности объекта исследования;
разработать предложения по реализации инвестиционного проекта, направленного на сохранение и развитие финансово-производственной деятельности;
провести оценку экономической эффективности предложенного инвестиционного проекта, доказать эффективность вложения заемных средств в проект, с использование программного продукта «Project Expert».
Введение……………..…………………………………………………………..….3
Глава 1. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности на предприятии……………………………………………………………………..….8
1.1. Предприятия агропромышленного комплекса и тенденции развития отрасли……………………………………………………………………………..8
1.2. Инновации и инвестиции в сельском хозяйстве…………………..……….11
1.3. Стратегическое управление организацией………………… ..……..…….16
1.4. Project Expert – программное средство разработки бизнес планов и оценки инвестиционных проектов……………..…………………………..…………….40
Глава 2. Инвестиционный бизнес-план развития предприятия сферы АПК……………………………………………………………………….……….60
2.1.Резюме бизнес плана………………………………………………….. …….60
2.2. Инвестиционный план……………………………………….……..………..65
2.3. План сбыта………………………………………………………… ..……….70
2.4. План производства…………………………………………………..……….73
2.5. Эффективность инвестиций…………………………………..……..………78
Заключение……………………………………………………………….……...103
Список литературы……………………………………………………….……..106
Возрастание
роли науки и инноваций в развитии
сельского хозяйства
Рис. 2. Классификация инноваций в агарном секторе экономики по целевой направленности
Объектами инноваций выступают элементы экономических систем, участвующие в производственных процессах. Под инновациями в сельском хозяйстве, по нашему мнению, следует понимать инновации, затрагивающие непосредственно (или опосредованно, в рамках технологической цепи) процессы, участниками которых являются люди, машины и оборудование, а также элементы биосистемы (животные, растения и т. д.), существование которых в естественной природной среде (без участия человека) невозможно или возможно только с утратой базовых функциональных характеристик.
Вектор целей развития агарного сектора экономики России, обозначенный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития и в Доктрине продовольственной безопасности РФ, содержит амбициозные задачи, решать которые необходимо в условиях инерционно продолжающегося системного кризиса отрасли. На фоне наметившихся в последние годы позитивных тенденций увеличения общих объемов производства сельскохозяйственной продукции внутри отрасли продолжают сохраняться тенденции, вызывающие опасения. Во-первых, это в определенной степени продолжающееся разукрупнение сельскохозяйственного производства, преобладание мелкотоварного сектора в виде личных подсобных хозяйств населения, которые не могут выступать локомотивом развития отрасли. Серьезные проблемы с этим в овощеводстве и животноводческих отраслях, особенно в молочном скотоводстве, где за последние пять лет не произошло позитивных изменений в развитии крупных производств (рис. 3).
1) Включая индивидуальных предпринимателей.
Рис. 3. Структура производства основных продуктов животноводства по категориям хозяйств (в % от общего объема производства в хозяйствах всех категорий)
Технологический прогресс во всем мире связан с укрупнением производства и повышением уровня производительности труда. Сельское хозяйство России по этим параметрам продолжает откатываться назад: количество крупных сельскохозяйственных предприятий значительно сократилось и продолжает сокращаться, более того, в последние годы отчетливо наметился рост числа убыточных хозяйств (рис. 4).
Вторая основная
проблема – это сложное финансово-
Рис. 4. Динамика численности сельскохозяйственных предприятий РФ за 2005–2009 гг.
Таблица 2
Основные
финансово-экономические
Виды животных |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. в % к | |
2006 г. |
2008 г. | |||||
Число организаций, тыс. |
25,3 |
24,0 |
23,0 |
22,5 |
88,9 |
97,8 |
в т.ч. прибыльных |
16,4 |
18,1 |
18,0 |
16,2 |
98,8 |
90,0 |
убыточных |
8,9 |
5,9 |
5,0 |
6,3 |
70,8 |
126,0 |
Уровень рентабельности, включая субсидии, % |
9,9 |
17,2 |
15,3 |
9,7 |
98,0 |
63,4 |
Уровень рентабельности без субсидий, % |
2,6 |
8,1 |
2,3 |
-3,3 |
-126,9 |
-143,5 |
Прибыль (убыток), включая субсидии, млрд руб. |
50,1 |
105,8 |
117,4 |
83,6 |
166,9 |
71,2 |
в том числе субсидии из бюджета, млрд руб. |
36,8 |
56,0 |
99,7 |
112,0 |
304,3 |
112,3 |
Прибыль (убыток) без субсидий, млрд руб. |
13,3 |
49,8 |
17,7 |
-28,4 |
-213,5 |
-160,5 |
Выручка от реализации всей продукции (работ, услуг), млрд руб. |
566 |
734 |
888 |
970 |
171,4 |
109,2 |
Затраты на основное производство, млрд руб. |
650,7 |
783,4 |
1038,9 |
1088,8 |
167,3 |
104,8 |
Кредиторская задолженность – всего, млрд руб. |
599,3 |
827,4 |
1148,6 |
1314,5 |
219,3 |
114,4 |
Кредиторская задолженность, в % к выручке |
105,8 |
112,7 |
129,4 |
135,5 |
128,1 |
104,7 |
Среди продолжающих
функционировать крупных
Рис. 5. Структура инвестиций в основной капитал АПК в 2009 г.
Увеличение государственного финансирования сельского хозяйства в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ безусловно способствует росту объемов производства. Обследование регионов Приволжского федерального округа РФ позволило выявить положительную связь нелинейного характера между объемами государственного финансирования сельского хозяйства и стоимостью валовой продукции отрасли (рис. 6).
Рис. 6. Влияние размеров государственного финансирования на объемы сельскохозяйственного производства
Нелинейный
характер взаимозависимости
Стратегическое управление заключается в умении моделировать ситуацию, в способности выявлять необходимость изменений, в разработке самой стратегии; в способности воплощать стратегию в жизнь. Исходя из сказанного, можно предложить несколько определений стратегического управления.
Так, О.С. Виханский определяет стратегическое управление следующим образом: «Это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе»1.
«Патриарх» стратегического управления Игорь Ансофф определяет такое управление как совокупность стратегического планирования, планирование возможностей руководства и управления процессом стратегических изменений.
Несколько отличное определение дает голландец Ханс Виссема. В его понимании - это «стиль управления (мотивированный потребителями, ориентированный в будущее, направленный на конкуренцию) и методы коммуникации, передачи информации, принятия решений и планирования, с помощью которых аппарат управления и линейные руководители своевременно принимают и конкретизируют решения, касающиеся целей предпринимательской деятельности. Стратегическое управление предполагает стратегическую ориентацию всех работников и синхронизацию планов подразделений, отвечающих за реализацию целей компании»2.
Как видим, речь идет о своевременности решений, принимаемых работниками организации, ориентированными в будущее при удовлетворении запросов внешней среды и сплоченно устремленными к общей цели.
Таким образом, стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов.
Причем, важны
обе составные части
Вместе с тем существуют и другие два подхода. В первом случае специалисты по управлению допускают, что все возможные изменения предсказуемы, а происходящие процессы строго определены и управляемы. Поэтому разработка стратегии сводится только к определению цели и разработке стратегического плана действий организации в достижении намеченных целей.
Но подобная
ситуация возможна только в короткие
интервалы времени. Тем более
что скорость изменения внешней
среды на практике постоянно возрастает.
Поэтому эффективность управлен
Второй подход
заключается в определении
То есть стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и реакции на непредвиденное развитие событий.
Если рассматривать стратегическое управление как науку, то ее предметом будет разработка методологии решения проблем стратегического развития организаций, а также изучение возможностей использования этой методологии в практической деятельности организаций. Деятельность организации (текущая и перспективная) является объектом стратегического управления и рассматривается обычно в трех плоскостях: социально-экономической, где рассматриваются закономерности развития соответствующих процессов; организационной, в которой реализуется процесс непосредственной разработки стратегии организации; методологической, где формируется инструмент выработки нового знания о происходящих процессах.
В качестве методологии стратегического планирования российские ученые склонны считать системный подход во всех аспектах его проявления, однако, на наш взгляд, в деятельности организации всегда присутствуют несистемные факторы, обусловленные несистемной деятельностью человека в организации. Кроме того, как пишут специалисты в этой области, не существует одного оптимального подхода к принятию стратегических решений в фирме.
Основным способом,
с помощью которого решаются, как
правило, неструктурированные или
слабо структурированные
Однако необходимо заметить, что стратегическое управление не лишено некоторых недостатков, которые всегда присутствуют при моделировании процессов реального мира:
не дает детальной картины будущего, а является лишь качественным описанием желаемого состояния организации;
не позволяет
полностью формализовать
требует корректировок стратегии по мере возникновения изменений во внешней и внутренней среде организации;
велика цена возможных ошибок при выборе неверной стратегии;
разработка добротного стратегического плана не гарантирует положительного результата, поскольку многое зависит от внедрения необходимых изменений в самой организации.