Разработка бизнес-плана в сфере АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования – обоснование инвестиций в предприятие сельского хозяйства на основе разработки инвестиционного бизнес-плана с использованием программного продукта «Project Expert».
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
изучить теоретические аспекты стратегического планирования, систематизировать методические подходы, обеспечивающие эффективность разработки инвестиционной стратегии коммерческой организации;
исследовать рыночную конъюнктуру деятельности объекта исследования;
разработать предложения по реализации инвестиционного проекта, направленного на сохранение и развитие финансово-производственной деятельности;
провести оценку экономической эффективности предложенного инвестиционного проекта, доказать эффективность вложения заемных средств в проект, с использование программного продукта «Project Expert».

Оглавление

Введение……………..…………………………………………………………..….3
Глава 1. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности на предприятии……………………………………………………………………..….8
1.1. Предприятия агропромышленного комплекса и тенденции развития отрасли……………………………………………………………………………..8
1.2. Инновации и инвестиции в сельском хозяйстве…………………..……….11
1.3. Стратегическое управление организацией………………… ..……..…….16
1.4. Project Expert – программное средство разработки бизнес планов и оценки инвестиционных проектов……………..…………………………..…………….40
Глава 2. Инвестиционный бизнес-план развития предприятия сферы АПК……………………………………………………………………….……….60
2.1.Резюме бизнес плана………………………………………………….. …….60
2.2. Инвестиционный план……………………………………….……..………..65
2.3. План сбыта………………………………………………………… ..……….70
2.4. План производства…………………………………………………..……….73
2.5. Эффективность инвестиций…………………………………..……..………78
Заключение……………………………………………………………….……...103
Список литературы……………………………………………………….……..106

Файлы: 1 файл

АПК бизнес-план изм.doc

— 3.70 Мб (Скачать)

 

Возрастание роли науки и инноваций в развитии сельского хозяйства обусловлено  объективными эволюционными процессами, происходящими в мировой экономике, связанными с изменением движущих сил  экономического развития. В современных условиях для эффективного развития сельского хозяйства недостаточно наличия только определенных условий функционирования и механизмов конкурентного взаимодействия товаропроизводителей, которые иногда не способствуют развитию, а оказывают разрушительное воздействие. Необходима еще и движущая сила, заставляющая агроэкономическую систему динамично развиваться, не утрачивая положительных качеств и приобретая новые, сохраняя и увеличивая производственный потенциал см. рис. 2.

Рис. 2. Классификация инноваций в агарном секторе экономики по целевой направленности

 

Объектами инноваций  выступают элементы экономических  систем, участвующие в производственных процессах. Под инновациями в  сельском хозяйстве, по нашему мнению, следует понимать инновации, затрагивающие непосредственно (или опосредованно, в рамках технологической цепи) процессы, участниками которых являются люди, машины и оборудование, а также элементы биосистемы (животные, растения и т. д.), существование которых в естественной природной среде (без участия человека) невозможно или возможно только с утратой базовых функциональных характеристик.

1.2. Инновации  и инвестиции в сельском хозяйстве

 

Вектор целей  развития агарного сектора экономики  России, обозначенный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития и в Доктрине продовольственной безопасности РФ, содержит амбициозные задачи, решать которые необходимо в условиях  инерционно продолжающегося системного кризиса отрасли.  На фоне наметившихся в последние годы позитивных тенденций увеличения общих объемов производства сельскохозяйственной продукции внутри отрасли продолжают сохраняться тенденции, вызывающие опасения. Во-первых, это в определенной степени продолжающееся разукрупнение сельскохозяйственного производства, преобладание мелкотоварного сектора в виде личных подсобных хозяйств населения, которые не могут выступать локомотивом развития отрасли. Серьезные проблемы с этим в овощеводстве и животноводческих отраслях, особенно в молочном скотоводстве, где за последние пять лет не произошло  позитивных изменений в развитии крупных производств (рис. 3).

1) Включая индивидуальных предпринимателей.

 

Рис. 3. Структура производства основных продуктов животноводства по категориям хозяйств (в % от общего объема производства в хозяйствах всех категорий)

 

Технологический прогресс во всем мире связан с укрупнением производства и повышением уровня производительности труда. Сельское хозяйство России по этим параметрам продолжает откатываться назад: количество крупных сельскохозяйственных предприятий значительно сократилось и продолжает сокращаться, более того, в последние годы отчетливо наметился рост числа убыточных хозяйств (рис. 4).

Вторая основная проблема – это сложное финансово-экономическое  положение сельскохозяйственных предприятий  России. Доходность сельскохозяйственного  производства даже с учетом государственной поддержки из бюджетов различных уровней не позволяет предприятиям вести нормальное воспроизводство, не говоря уже о расширенном, необходимом для инновационного развития. Уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий не превышает уровень процентных ставок по кредитам, и накапливающаяся в последние годы кредиторская задолженность хозяйств может привести к негативным последствиям (табл. 2).


 

Рис. 4. Динамика численности сельскохозяйственных предприятий РФ за 2005–2009 гг.

 

 

Таблица 2

Основные  финансово-экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий  России

Виды  животных

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. в % к

2006 г.

2008 г.

Число организаций, тыс.

25,3

24,0

23,0

22,5

88,9

97,8

 в т.ч.  прибыльных 

16,4

18,1

18,0

16,2

98,8

90,0

           убыточных 

8,9

5,9

5,0

6,3

70,8

126,0

Уровень рентабельности, включая субсидии, %

9,9

17,2

15,3

9,7

98,0

63,4

Уровень рентабельности без субсидий, %

2,6

8,1

2,3

-3,3

-126,9

-143,5

Прибыль (убыток), включая субсидии, млрд руб.

50,1

105,8

117,4

83,6

166,9

71,2

в том числе  субсидии из бюджета, млрд руб.

36,8

56,0

99,7

112,0

304,3

112,3

Прибыль (убыток) без субсидий, млрд руб.

13,3

49,8

17,7

-28,4

-213,5

-160,5

Выручка от реализации всей продукции (работ, услуг),    млрд руб.

566

734

888

970

171,4

109,2

Затраты на основное производство, млрд руб.

650,7

783,4

1038,9

1088,8

167,3

104,8

Кредиторская  задолженность – всего, млрд руб.

599,3

827,4

1148,6

1314,5

219,3

114,4

Кредиторская  задолженность, в % к выручке 

105,8

112,7

129,4

135,5

128,1

104,7


 

Среди продолжающих функционировать крупных хозяйств есть предприятия, применяющие передовые  технологии и осваивающие инновации, но их очень немного. Нехватка оборотных  денежных средств вынуждает сельскохозяйственных товаропроизводителей  экономить  на применении удобрений, средств защиты растений и животных, высококачественных семян и кормов, что негативно сказывается на объемах производства сельскохозяйственной продукции и ее качестве. В сложившихся условиях не приходится говорить о массовом техническом перевооружении сельского хозяйства России, что также сдерживает применение многих инноваций и повышение производительности труда. Несмотря на увеличение государственной поддержки, главным источником инвестиций в основной капитал остаются средства предприятий (рис. 5).

Рис. 5. Структура инвестиций в основной капитал АПК в 2009 г.

 

Увеличение  государственного финансирования сельского  хозяйства  в рамках реализации федеральных  и региональных целевых программ безусловно способствует росту объемов производства. Обследование регионов Приволжского федерального округа РФ позволило выявить положительную связь нелинейного характера между объемами государственного финансирования сельского хозяйства и стоимостью валовой продукции отрасли (рис. 6).

Рис. 6. Влияние размеров государственного финансирования на объемы сельскохозяйственного производства

 

Нелинейный  характер взаимозависимости свидетельствует  о том, что в условиях недофинансирования прирост валовой продукции будет опережать темпы увеличения объемов государственной поддержки. Увеличение государственного финансирования положительно влияет не только на объемы производства сельскохозяйственной продукции, темпы развития отрасли, но и на инвестиционную привлекательность и инновационную активность отрасли. Вместе с тем для обеспечения не только количественного роста, но и качественного инновационного развития, эффективного использования выделяемых государством средств необходима система управления сельским хозяйством, способная параллельно с финансированием отрасли транслировать инновации, определять направления развития, формировать реальные механизмы инновационного хозяйствования для сельскохозяйственных товаропроизводителей различных категорий, типов и размеров. Это требует формирования эффективной системы стратегического управления и инноваций в сельском хозяйстве.

1.3. Стратегическое управление организацией

 

Стратегическое  управление заключается в умении моделировать ситуацию, в способности  выявлять необходимость изменений, в разработке самой стратегии; в способности воплощать стратегию в жизнь. Исходя из сказанного, можно предложить несколько определений стратегического управления.

Так, О.С. Виханский  определяет стратегическое управление следующим образом: «Это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе»1.

«Патриарх»  стратегического управления Игорь  Ансофф определяет такое управление как совокупность стратегического планирования, планирование возможностей руководства и управления процессом стратегических изменений.

Несколько отличное определение дает голландец Ханс Виссема. В его понимании - это  «стиль управления (мотивированный потребителями, ориентированный в будущее, направленный на конкуренцию) и методы коммуникации, передачи информации, принятия решений и планирования, с помощью которых аппарат управления и линейные руководители своевременно принимают и конкретизируют решения, касающиеся целей предпринимательской деятельности. Стратегическое управление предполагает стратегическую ориентацию всех работников и синхронизацию планов подразделений, отвечающих за реализацию целей компании»2.

Как видим, речь идет о своевременности решений, принимаемых работниками организации, ориентированными в будущее при удовлетворении запросов внешней среды и сплоченно устремленными к общей цели.

Таким образом, стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов.

Причем, важны  обе составные части стратегического  управления: и разработка, и внедрение. Об этом с некоторой долей иронии американские специалисты в области  стратегического менеджмента замечают, что некоторые менеджеры развивают сильные стратегии, но не могут претворить их в жизнь. Другие – создают посредственные стратегии, но с блеском осуществляют их. В обоих случаях есть возможность усовершенствования.

Вместе с тем существуют и другие два подхода. В первом случае специалисты по управлению допускают, что все возможные изменения предсказуемы, а происходящие процессы строго определены и управляемы. Поэтому разработка стратегии сводится только к определению цели и разработке стратегического плана действий организации в достижении намеченных целей.

Но подобная ситуация возможна только в короткие интервалы времени. Тем более  что скорость изменения внешней  среды на практике постоянно возрастает. Поэтому эффективность управления в значительной степени определяется способностью получить преимущества от использования изменений и возникающих при этом возможностей.

Второй подход заключается в определении только направления развития организации, которое приводит ее к достижению выбранной цели. В этом случае у организации имеется свобода выбора с учетом изменений во внешней среде.

То есть стратегия  организации состоит как из продуманных  целенаправленных действий, так и  реакции на непредвиденное развитие событий.

Если рассматривать стратегическое управление как науку, то ее предметом будет разработка методологии решения проблем стратегического развития организаций, а также изучение возможностей использования этой методологии в практической деятельности организаций. Деятельность организации (текущая и перспективная) является объектом стратегического управления и рассматривается обычно в трех плоскостях: социально-экономической, где рассматриваются закономерности развития соответствующих процессов; организационной, в которой реализуется процесс непосредственной разработки стратегии организации; методологической, где формируется инструмент выработки нового знания о происходящих процессах.

В качестве методологии  стратегического планирования российские ученые склонны считать системный  подход во всех аспектах его проявления, однако, на наш взгляд, в деятельности организации всегда присутствуют несистемные факторы, обусловленные несистемной деятельностью человека в организации. Кроме того, как пишут специалисты в этой области, не существует одного оптимального подхода к принятию стратегических решений в фирме.

Основным способом, с помощью которого решаются, как  правило, неструктурированные или  слабо структурированные проблемы организации, является экспертный (эвристический) метод, реализуемый как непосредственно экспертами, так и консультантами по управлению и организационному развитию.

Однако необходимо заметить, что стратегическое управление не лишено некоторых недостатков, которые  всегда присутствуют при моделировании  процессов реального мира:

не дает детальной  картины будущего, а является лишь качественным описанием желаемого  состояния организации;

не позволяет  полностью формализовать процесс  управления, поскольку представляет собой органическое соединение интуиции и искусства руководителей организации;

требует корректировок  стратегии по мере возникновения  изменений во внешней и внутренней среде организации;

велика цена возможных ошибок при выборе неверной стратегии;

разработка  добротного стратегического плана  не гарантирует положительного результата, поскольку многое зависит от внедрения необходимых изменений в самой организации.

Информация о работе Разработка бизнес-плана в сфере АПК