Обучение разговорной речи учеников среднего звена общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень жизни, прогресс во всех сферах деятельности, экономическое и политическое развитие предполагают наличие большого количества высококвалифицированных специалистов для работы в различных областях науки и техники. Для достижения таких задач как расширение деловых и международных контактов, осуществление научных и технических связей, специалисты должны не только в совершенстве знать язык, но и разбираться в вопросах истории, культуры, традиций. Все эти факторы повлияли на повышение требований к специалистам, а так же, необходимости роста их количества.

Оглавление

Введение. __________________________________________________стр. 3
Глава I. Обучение разговорной речи учеников среднего звена. __ стр. 5
1.1 Психологические и возрастные особенности учеников 5-8 классов.
_____________________________________________________стр. 6
1.2 Говорение как вид речевой деятельности. ____________________стр. 8
1.2.1 Взаимосвязь говорения с аудированием, чтением и письмом.
___________________________________________________________ стр. 13
1.3 Методы обучения разговорной речи учеников среднего звена. ___стр. 15
Глава II. Разработка уроков по обучению разговорной речи. ____стр. 27
2.1 Анализ учебников, использующихся в 5-8 классах. ____________стр. 28
2.2 Разработка урока, направленного на развитие навыка говорения. стр.34
Заключение. ______________________________________________ стр. 39
Список использованной литературы. ________________________ стр.40

Введение.
Современный уровень жизни, прогресс во всех сферах деятельности, экономическое и политическое развитие предполагают наличие большого количества высококвалифицированных специалистов для работы в различных областях науки и техники. Для достижения таких задач как расширение деловых и международных контактов, осуществление научных и технических связей, специалисты должны не только в совершенстве знать язык, но и разбираться в вопросах истории, культуры, традиций. Все эти факторы повлияли на повышение требований к специалистам, а так же, необходимости роста их количества.
Иностранный язык в современном мире является не только средством общения, но и средством обмена опытом, передачи знаний, поддержания международных контактов. Условия жизни в современном мире приводят к необходимости владеть всеми видами речевой деятельности. Данные умения необходимы для общения, как с носителями языка, так и иностранцами, говорящими на данном языке.
Нельзя забывать, что совершенствование речевой деятельности не может считаться достаточным для совершенного владения языком. Чтение, письмо и говорение должны развиваться на одинаковом уровне, что приводит к овладению языком в совершенстве.
Но всё же, если мы говорим об общении на иностранном языке, речевая деятельность является важнейшим видом деятельности, необходимым для свободного общения с иностранцами.
Обучение любому иностранному языку необходимо начинать с раннего возраста, так как на данном этапе изучение проходит легче, к концу 11 класса ученики обладают достаточным уровнем знаний для овладения иностранным языком в совершенстве.
Таким образом, актуаль

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по методике 21.1.docx

— 72.95 Кб (Скачать)

 

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что оба представленных учебника подходят для использования в целях развития навыков говорения в условиях обучения учеников 6 классов общеобразовательной школы. Но, на наш взгляд, учебник Happy English больше подходит для развития навыков говорения, так как материал в нем представлен ярче, разнообразнее, следовательно, мотивация у учеников выше, что приводит к лучшему развитию навыков говорения. В Happy English задания проще, но помогают всесторонне раскрывать и развивать обучающихся и не предполагают достижения какой-либо вершины. Психологами доказано, что человек запоминает исключительно ту информацию, которая ему интересна и нужна. Обилие картинок и структура учебника позволяет ученикам, занимающимся по учебнику Happy English с более простыми заданиями двигаться быстрее и плодотворнее, чем по учебнику Верещагиной.

 

2.2 Разработка урока, направленного на развитие навыка говорения.

За основу для построения нашего урока был взят учебник  Happy English, Unit 12, Lesson 4. В данном уроке представлена экскурсия по Лондону для туристов, впервые приехавших в Великобританию. Данный урок предназначен для 6 класса общеобразовательной школы.

 

The aim of the lesson is to meet you with London and its sightseeing.   You will learn about new places, also you will try to be a guide or a tourist.

 

1) Listen to the teacher and repeat.

London

Great Britain

Trafalgar Square

Hyde Park

Admiral Nelson’s Column

Westminster Abbey

Big Ben

Buckingham Palace

  British Museum.

 

2) Now learn and reproduce a traditional English tongue twister.

A wise old owl sat in an oak, 
The more he heard the less he spoke; 
The less he spoke the more he heard. 
Why aren't we all like that wise old bird?

 

3) In the left column you have English phrases. Your task is to find Russian equivalent from the right column.

Is Trafalgar Square (Hyde Park, Admiral Nelson’s Column, etc.) far from here?

Лучше я сам покажу Вам  дорогу.

You can get there by bus (taxi, tram, etc.).

Где ближайшая автобусная остановка?

Where is the nearest bus stop?

Покажите мне дорогу по карте, пожалуйста.

It’s not a very long way from here.

Это не очень далеко отсюда.

I am afraid to lose my way.

Где я могу найти такси?

Let me show you the way to the bus stop.

Позвольте, я сам покажу вам дорогу к автобусной станции.

Where can I find a taxi?

Вы можете добраться туда на автобусе (такси, трамвае и т.д.)

I’d better show you the way myself.

Я бы хотел добраться до Гайд парка (Трафальгарской площади  и т.д.).

Please, show me the way on the map.

Я боюсь потеряться.

I would like to go to Hyde Park (Trafalgar Square, etc.).

Трафальгарская площадь (Гайд парк, колонна адмирала Нельсона и т.д.) далеко отсюда?


 

4) Tell me what you want to see in London. Start with “I want to visit/ I want to see…” and then name some place, using words from ex. 1.

e.g. I want to visit London, I want to see Hyde Park…

 

5) Work in pairs. Reproduce the dialogue by heart.

  • Good morning! Excuse me, could you help me?
  • Hello! Yes, of course. How can I help you?
  • Is Trafalgar Square far from here?
  • No, it’s not. You can get there by bus.
  • Where is the nearest bus stop?
  • It’s not a very long way from here.
  • Sorry, but I am afraid to lose my way.
  • Let me show you the way to the bus stop.
  • Oh, thank you.
  • You are welcome.

 

6) You have here 2 people: a tourist and a citizen of London and you want to know what they talked about. But their phrases are mixed.  So, work in pairs. Restore the right order and reproduce it in pairs. The first sentence of the dialogue is on its place.

a tourist

a citizen of London

-Good afternoon! I’m sorry, can you help me?

  • You can get there by bus or by taxi.
  • You can find taxis near the Tower Bridge.
  • I’d better show you the way myself.
  • Hello! Of course, I can.
  • Please, show me the way on the map.
  • I would like to go to Hyde Park.
  • You are welcome.
  • Thank you very much!
  • Where can I find a taxi?

 

7) Now you know how to ask something if you want to get to some place or even you can help yourself. Using previous tasks make your own dialogue. Work in pairs.

Start with “I’m sorry. Could you help me, please?”

 

8) Now we know how to get to some place in London. But still we know nothing about those places. You will get a card with some famous place on it. Your task is to describe this place for your classmates to guess.

 

 

Данный урок построен с  опорой на учебник Кауфмана.

Первые 3 упражнения являются подготовительными. Первые два упражнения представляют собой подготовку речевого аппарата. Подготовительные упражнения представляют собой изучение материала, его тренировку, основ, необходимых для перехода к речевым упражнениям. Таким образом, выбор неслучаен. В первом упражнении представлены новые слова, а именно, достопримечательности Лондона, так как весь урок построен на использовании данных слов. В третьем упражнении представлены фразы и структуры, необходимые для дальнейшего создания диалога и монолога. В упражнениях подготовительного этапа соблюдена градация уровня сложности.

Упражнения с 4 по 8 представляют собой речевую практику. Начинать необходимо именно с задания 4 упражнения, так как в данном упражнении повторяются  пройденные слова, необходимые для  создания монологов и диалогов по выбранной теме. Учащимся предлагается выбрать любую достопримечательность, которую они хотели бы увидеть. Уровень  сложности минимальный. Пятое упражнение представляет собой подготовленную речь с опорой на источники информации, что согласно Ляховицкому, соответствует  выбранной нами позиции в уроке. В данном задании тренируется память и использование структур, разобранных в задании 3. Шестое задание направлено на развитие логического мышления, что, согласно Зимней [13, c. 84], важно для построения связного высказывания. Данное задание представляет собой первое, направленное на коммуникацию. Вид коммуникации, используемый в данном упражнении – псевдо-коммуникация. Упражнения 7 и 8 являются собственно коммуникацией. Они представляют собой неподготовленную речь, что соответствует высшему уровню сложности.  В 7 задании учащимся предлагается создать диалог с опорой на заданную тему. В 8 задании задачей учащихся является создание монолога с элементами диалога. Данное задание является завершающим в уроке, так как, согласно Гез [9, c.71], монологическая речь обладает наибольшей сложностью, так как требует четкого изложения мыслей.

 

 На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) При анализе учебника  на развитие любого вида деятельности  стоит учитывать и структуру  учебника.

2) Сложность или простота  упражнений не всегда определяет  достижение поставленных результатов.  Важно наличие мотивации. 

3) Оба проанализированных нами учебника в равной мере развивают навыки говорения. разница в походах к обучению. Выбор учебника зависит от задач, поставленных учителем.

4) При анализе или составлении  урока необходимо учитывать деление  упражнений на подготовительные  и речевые, диалогическую речь  и монологическую. Также необходимо  обращать внимание на связь  между заданиями в уроке. 

 

 

Заключение.

 

Важность изучения иностранного языка в современном мире определяется необходимостью свободного общения  с носителями языка для достижения таких задач как расширение деловых  и международных контактов, осуществление  научных и технических связей. Кроме того, знание хотя бы одного иностранного языка характеризует человека как  всесторонне развитую личность.

Говорение является важнейшим  видом речевой деятельности, но не стоит забывать о необходимости  изучения всех видов деятельности как  целостной системы, что необходимо для достижения поставленных задач.

В ходе нашей работы мы изучили  говорение как вид речевой  деятельности, психологические особенности  учеников 5-8 классов, рассмотрели некоторые  методы, использующиеся для обучения говорению, проанализировали одни из самых  популярных учебников. На базе всего  изученного нами был создан комплекс упражнений, направленный на развитие говорения как вида речевой деятельности. Таким образом, мы достигли цели нашего исследования.

 

 

 

 

Список литературы.

1) http://standart.edu.ru/

2) Леонтьев А. А. Речь  и общение: М., 1974. – с. 83

3)  Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: М.,  2004. – с. 336, с. 246

4) Миролюбов А. А., Рахманова И. В.. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе: М, 2003. - с. 13

5) Филатов В.М. Коммуникативная грамматика английского языка для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений:  Ростов, 2002. –                       с. 265

6) Большая Российская энциклопедия: М., 2004 - т. 10, с. 489

7) Г.  Лозанов Суггестология: София, 1971. – с. 29

8) Устинова Е. С., Колкер  Я. М. практическая методика  обучения иностранному языку,  М., 2000. – с. 38, 114

9) Гез Н. И., Ляховицкий М. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: М., 1982. – с. 70, 71, 257

10) Кауфман К. И. Happy English: «Титул», 2008

11) Верещагина И. Н. English: М., 1997

12) Миронова Е. И. говорение  как вид речевой деятельности  в группах с разной языковой  подготовкой: Иркутск, 2010. – с. 232-233, 392

13) Зимняя И. А. Психологические  аспекты обучения говорению на  иностранных языках: М., 1978

14) Китайгородская Г. А.  Методические основы обучения  иностранным языкам: М., 1986

15) Соболев А. Н. О  традиционных и нетрадиционных  методах обучения иностранному  языку: www.repetitor.org

16) Клинберг Л. Проблемы теории обучения. - М., 1984

17) Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1970

 


Информация о работе Обучение разговорной речи учеников среднего звена общеобразовательной школы