Обучение разговорной речи учеников среднего звена общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень жизни, прогресс во всех сферах деятельности, экономическое и политическое развитие предполагают наличие большого количества высококвалифицированных специалистов для работы в различных областях науки и техники. Для достижения таких задач как расширение деловых и международных контактов, осуществление научных и технических связей, специалисты должны не только в совершенстве знать язык, но и разбираться в вопросах истории, культуры, традиций. Все эти факторы повлияли на повышение требований к специалистам, а так же, необходимости роста их количества.

Оглавление

Введение. __________________________________________________стр. 3
Глава I. Обучение разговорной речи учеников среднего звена. __ стр. 5
1.1 Психологические и возрастные особенности учеников 5-8 классов.
_____________________________________________________стр. 6
1.2 Говорение как вид речевой деятельности. ____________________стр. 8
1.2.1 Взаимосвязь говорения с аудированием, чтением и письмом.
___________________________________________________________ стр. 13
1.3 Методы обучения разговорной речи учеников среднего звена. ___стр. 15
Глава II. Разработка уроков по обучению разговорной речи. ____стр. 27
2.1 Анализ учебников, использующихся в 5-8 классах. ____________стр. 28
2.2 Разработка урока, направленного на развитие навыка говорения. стр.34
Заключение. ______________________________________________ стр. 39
Список использованной литературы. ________________________ стр.40

Введение.
Современный уровень жизни, прогресс во всех сферах деятельности, экономическое и политическое развитие предполагают наличие большого количества высококвалифицированных специалистов для работы в различных областях науки и техники. Для достижения таких задач как расширение деловых и международных контактов, осуществление научных и технических связей, специалисты должны не только в совершенстве знать язык, но и разбираться в вопросах истории, культуры, традиций. Все эти факторы повлияли на повышение требований к специалистам, а так же, необходимости роста их количества.
Иностранный язык в современном мире является не только средством общения, но и средством обмена опытом, передачи знаний, поддержания международных контактов. Условия жизни в современном мире приводят к необходимости владеть всеми видами речевой деятельности. Данные умения необходимы для общения, как с носителями языка, так и иностранцами, говорящими на данном языке.
Нельзя забывать, что совершенствование речевой деятельности не может считаться достаточным для совершенного владения языком. Чтение, письмо и говорение должны развиваться на одинаковом уровне, что приводит к овладению языком в совершенстве.
Но всё же, если мы говорим об общении на иностранном языке, речевая деятельность является важнейшим видом деятельности, необходимым для свободного общения с иностранцами.
Обучение любому иностранному языку необходимо начинать с раннего возраста, так как на данном этапе изучение проходит легче, к концу 11 класса ученики обладают достаточным уровнем знаний для овладения иностранным языком в совершенстве.
Таким образом, актуаль

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по методике 21.1.docx

— 72.95 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.А. ЕСЕНИНА» ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДРА ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

Курсовая работа по методике по теме

Обучение разговорной  речи учеников среднего звена общеобразовательной  школы

 
 
 
 

 

 

Рязань 2011





Выполнила:

студентка  4 курса группы «В»

отделения английского языка

института иностранных языков

Чухненко Ирина Александровна

 

Научный руководитель:

Кузнецова Нелли Юрьевна

 

 

Содержание.

Введение. __________________________________________________стр. 3

Глава I. Обучение разговорной речи учеников среднего звена. __ стр. 5

    1. Психологические и возрастные особенности учеников 5-8 классов.

_____________________________________________________стр. 6

1.2 Говорение как вид  речевой деятельности. ____________________стр. 8

1.2.1 Взаимосвязь говорения  с аудированием, чтением и письмом. 

___________________________________________________________ стр. 13

1.3 Методы обучения разговорной речи учеников среднего звена. ___стр. 15

Глава II. Разработка уроков по обучению разговорной речи. ____стр. 27

2.1 Анализ учебников, использующихся в 5-8 классах. ____________стр. 28

2.2 Разработка урока, направленного на развитие навыка говорения. стр.34

Заключение. ______________________________________________ стр. 39

Список использованной литературы. ________________________ стр.40

 

Введение.

Современный уровень жизни, прогресс во всех сферах деятельности, экономическое и политическое развитие предполагают наличие большого количества высококвалифицированных специалистов для работы в различных областях науки и техники. Для достижения таких задач как расширение деловых и международных контактов, осуществление научных и технических связей, специалисты должны не только в совершенстве знать язык, но и разбираться в вопросах истории, культуры, традиций. Все эти факторы повлияли на повышение требований к специалистам, а так же, необходимости роста их количества.

Иностранный язык в современном  мире является не только средством  общения, но и средством обмена опытом, передачи знаний, поддержания международных  контактов. Условия жизни в современном мире приводят к необходимости владеть всеми видами речевой деятельности. Данные умения необходимы для общения, как с носителями языка, так и иностранцами, говорящими на данном языке.

Нельзя забывать, что совершенствование  речевой деятельности не может считаться  достаточным для совершенного владения языком.  Чтение, письмо и говорение  должны развиваться на одинаковом уровне, что приводит к овладению языком в совершенстве.

Но всё же, если мы говорим  об общении на иностранном языке, речевая деятельность является важнейшим  видом деятельности, необходимым  для свободного общения с иностранцами.

Обучение любому иностранному языку необходимо начинать с раннего возраста, так как на данном этапе изучение проходит легче, к концу 11 класса ученики обладают достаточным уровнем знаний для овладения иностранным языком в совершенстве.

Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью развития говорения  в процессе обучения в условиях средней общеобразовательной  школы.

В связи с этим, целью  данной работы является создание на базе проанализированных уроков комплекса упражнений, направленного на развитие говорения.

Задачи, поставленные в данной работе, следующие:

- изучение говорения, как вида речевой деятельности;

- выявление психологических  особенностей учеников 5-8 классов;

- описание существующих  методов развития говорения;

- анализ трудностей при  обучении говорению;

- анализ учебников, использующихся в общеобразовательной школе среднем звене;

- разработка урока, направленного на развитие говорения.

В нашем исследовании будут рассмотрены методы обучения говорению, существующие принципы, проанализированы их достоинства и недостатки. Также будут раскрыты психологические и возрастные особенности учащихся общеобразовательной школы среднего звена, которые должны учитываться при обучении говорению на уроках английского языка. Кроме того, будут проанализированы базовые учебники, использующиеся в школе, охарактеризованы их достоинства и недостатки.

На основе всех перечисленных  пунктов, будет создан урок, направленный на развитие говорения на уроках английского языка.

 

Глава I. Обучение разговорной речи учеников среднего звена.

 

Обучение иностранному языку  в школе можно разделить на четыре составляющие: говорение, письмо, аудирование, чтение. Каждая из этих составляющих играет немаловажную роль в обучении иностранному языку.  Изучение каждого компонента, согласно Государственному образовательному стандарту [1, c.284], должно проходить в равном количестве.

Говорение – сложный мыслительный процесс, требующий достаточного развития таких навыков и умений как  понимание речи на слух, внимание, память. Этот процесс непосредственно связан с мышлением, которое позволяет  формировать и формулировать  мысли. Процесс говорения начинается с отдельных слов, восклицаний, составления  предложений и ответов на вопросы  и заканчивается развернутой  монологической или диалогической  речью. Но зачастую психологические  и возрастные особенности не позволяют  ученикам выполнить поставленную задачу в силу несоответствия предъявляемых  требований уровня развития.

Обучение любому предмету, в том числе и иностранному языку, на каждом возрастном этапе происходит по-разному. Следовательно, прежде чем  перейти непосредственно к изучению говорения как вида речевой деятельности и методик, предложенных для обучения учеников 5-8 классов, мы считаем необходимым  рассмотреть возрастные и психологические  особенности школьников данного  возраста.

 

 

 

 

 

 

1.1 Психологические  и возрастные особенности учеников 5-8 классов.

 

Средний школьный возраст (11-15 лет) является связующим звеном между  периодом детства и периодом взрослости. Данный период, согласно Леонтьеву  [2, c.83] является самым сложным в жизни школьника. Основной особенностью данного возраста является взросление ребенка, изменение его взглядов на окружающий мир и приоритетов, формирование нового отношения к личностной, учебной, познавательной и развлекательной сферам. Учебная деятельность перестает быть для ребенка на первом месте. На первое место выходят личностные отношения. Тем не менее, обучение остается важным, так как формируются приоритеты, связанные с необходимостью получения образования и поступления в высшие учебные заведения. Появляется мотивация к учению. У школьников наблюдаются изменения в развитии памяти. Она приобретает отдельный и логический характер. Отличительной особенностью данного периода является неприятие ребенком помощи от окружающих, желание делать всё самостоятельно, проявляется инициатива в организации учебного сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность характеризуется стремлением к саморазвитию и самообразованию.

По мнению Леонтьева [2, c.83], данный период является наилучшим для развития навыков говорения, так как ведущей деятельностью становится личностное общение.

Развитие общения со сверстниками приводит к необходимости овладения разными средствами общения, в первую очередь речевыми. Следовательно, стоит учитывать необходимость осуществления целенаправленной деятельности по развитию коммуникативных навыков.

Учащиеся начинают овладевать формальным, теоретическим и другими  видами мышления, не проявлявшимися до данного возрастного этапа. Формируется умение рассуждать логически, основываясь на дедуктивный метод. Исчезает опора на действия с конкретными предметами.

В данном периоде у учеников проявляется интерес к целенаправленному просмотру фильмов на иностранном языке, использованию аудиозаписей, записанных носителями языка. Любые проблемы и вопросы, касающиеся школьников, вызывают бурную реакцию и активное обсуждение, что естественным образом отражается на уровне развития навыков говорения.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что говорение  на данном возрастном этапе является ведущей деятельностью, обучение проходит легко, если ученикам предлагаются на рассмотрение вопросы, интересующие или  касающиеся их.

 

 

1.2 Говорение  как вид речевой деятельности.

 

Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение[3, c. 336]. Говорение, в первую очередь, опирается на язык как на средство общения. Язык является связующим звеном между людьми, которые общаются между собой.

Целью обучения говорению  является развитие у учащихся способности  в соответствии с их реальными  потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях. Это означает, что по окончании  любого типа школы учащийся должен быть способен:

– общаться в условиях непосредственного  общения, понимать и реагировать (вербально  и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;

– связно высказываться  о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при  этом свое отношение к воспринятой  информации или предмету высказывания[4, c. 13].

Данные высказывания означают, что по окончании школы ученики  будут способны не только читать, писать, но и общаться как с русскоговорящими людьми, так и с иностранцами, в том числе с носителями языка. Ученики смогут рассказать о себе, объяснить, как пройти куда-то, начать и поддержать диалог.

Говорение как вид речевой  деятельности имеет ряд характеристик:

1) Говорение всегда мотивировано.

Данный пункт означает, что у всех высказываний, производимых человеком, есть причина и цель. Человеком  движут определенные причины, согласно которым он высказывает ту или  иную мысль.

2) Говорение  - активный  процесс. 

В  разговоре человек  отражает свое отношение к предмету, о котором он говорит, его жизненная  позиция и активность в поддержании  темпа общения. Достижение данной цели является одной из задач обучения говорению.

3) Говорение всегда ставит  перед собой конкретную цель.

Целью может быть решение  поставленных задач, достижение определенного  уровня знаний, умений и навыков.

4) Говорение «обслуживает»  все другие виды человеческой  деятельности [5, c. 265].

Все виды речевой деятельности связаны между собой, все влияют друг на друга. Но процесс говорения  связан с наибольшей ответственностью, так как связан с коммуникативной  целью обучения иностранным языкам.

Существует 3 формы говорения:

- монолог – процесс  говорения, изложения непрерывного  связного потока речи одним  лицом, обращенный к себе, к  одному или нескольким лицам,  осуществляемый одним человеком;

- диалог – процесс  говорения, осуществляемый 2 или  более лицами;

- полилог (диалог + монолог) – представляет собой связное соединение речи одного лица с кратковременным вмешательством другого или других лиц.

В условиях средней школы  ученикам предлагаются первые 2 формы  говорения. Каждая форма представляет собой часть говорения как  процесса, но обладает собственными характеристиками и отличительными чертами.

Данные отличительные  черты представлены в приведенной  ниже таблице.

 

 

 

 

 

 

Диалогическая речь

Монологическая речь

Психологические характеристики

Свободный акт коммуникации, предполагающий процесс совместного  создания речи: процесс создания коммуникации, осуществляемый двумя или более лицами, где высказывания, совершенные одной стороной влияют на поведение и ответную реакцию другой. Диалог не может быть спланирован, речетворчество происходит спонтанно, вне зависимости от желаний и ожиданий одной из сторон. Предполагает эмоциональную окрашенность. Диалогическая речь может быть понята в контексте той ситуации, в которой она производится.

Акт коммуникации, предполагающий процесс единоличного порождения речи, без учета внешних факторов и  обратной связи. Имеет логический характер и происходит спланировано, по заданной говорящим схеме. Предполагает четкое изложение мыслей, наличие плана: вступление, развитие, заключение. Часто  встречается яркая эмоциональная  окрашенность.

Влияние неязыковых средств

Значительное влияние

Незначительное влияние

Лингвистические характеристики

Предложения короткие, лаконичные. Простые предложения превалируют над сложными. Наличие всех видов предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения в относительно равном количестве встречаются в речи. Ответные реакции предполагают большое количество незаконченных предложений. Использование нейтральных и сокращенных слов. Частое появление в речи фраз-клише.

Предложения развернутые, связанные  между собой. Простые предложения  в монологической речи используются редко. В высказывании встречаются 2 вида предложения: повествовательные  и вопросительные. Монологическая речь предполагает частое использование риторических вопросов. Предложения по структуре разные, незаконченные предложения встречаются только в случаях сильной эмоциональной окрашенности. В большинстве предложений присутствует подлежащее и сказуемое. Слова в предложении не сокращаются.

Информация о работе Обучение разговорной речи учеников среднего звена общеобразовательной школы