Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа
Современный уровень жизни, прогресс во всех сферах деятельности, экономическое и политическое развитие предполагают наличие большого количества высококвалифицированных специалистов для работы в различных областях науки и техники. Для достижения таких задач как расширение деловых и международных контактов, осуществление научных и технических связей, специалисты должны не только в совершенстве знать язык, но и разбираться в вопросах истории, культуры, традиций. Все эти факторы повлияли на повышение требований к специалистам, а так же, необходимости роста их количества.
Введение. __________________________________________________стр. 3
Глава I. Обучение разговорной речи учеников среднего звена. __ стр. 5
1.1 Психологические и возрастные особенности учеников 5-8 классов.
_____________________________________________________стр. 6
1.2 Говорение как вид речевой деятельности. ____________________стр. 8
1.2.1 Взаимосвязь говорения с аудированием, чтением и письмом.
___________________________________________________________ стр. 13
1.3 Методы обучения разговорной речи учеников среднего звена. ___стр. 15
Глава II. Разработка уроков по обучению разговорной речи. ____стр. 27
2.1 Анализ учебников, использующихся в 5-8 классах. ____________стр. 28
2.2 Разработка урока, направленного на развитие навыка говорения. стр.34
Заключение. ______________________________________________ стр. 39
Список использованной литературы. ________________________ стр.40
Введение.
Современный уровень жизни, прогресс во всех сферах деятельности, экономическое и политическое развитие предполагают наличие большого количества высококвалифицированных специалистов для работы в различных областях науки и техники. Для достижения таких задач как расширение деловых и международных контактов, осуществление научных и технических связей, специалисты должны не только в совершенстве знать язык, но и разбираться в вопросах истории, культуры, традиций. Все эти факторы повлияли на повышение требований к специалистам, а так же, необходимости роста их количества.
Иностранный язык в современном мире является не только средством общения, но и средством обмена опытом, передачи знаний, поддержания международных контактов. Условия жизни в современном мире приводят к необходимости владеть всеми видами речевой деятельности. Данные умения необходимы для общения, как с носителями языка, так и иностранцами, говорящими на данном языке.
Нельзя забывать, что совершенствование речевой деятельности не может считаться достаточным для совершенного владения языком. Чтение, письмо и говорение должны развиваться на одинаковом уровне, что приводит к овладению языком в совершенстве.
Но всё же, если мы говорим об общении на иностранном языке, речевая деятельность является важнейшим видом деятельности, необходимым для свободного общения с иностранцами.
Обучение любому иностранному языку необходимо начинать с раннего возраста, так как на данном этапе изучение проходит легче, к концу 11 класса ученики обладают достаточным уровнем знаний для овладения иностранным языком в совершенстве.
Таким образом, актуаль
Из приведенной выше таблицы
можно выделить основные особенности,
принадлежащие каждой форме говорения.
Диалогическая речь предполагает четкое
построение высказываний, целью которого
является донесение нужной информации
и получение необходимой
Таким образом, необходимость обучения диалогической и монологической речи отражается в следующих пунктах:
1) диалог необходим для приобретения новых знаний, обмена информацией и опытом.
2) монолог предполагает цельное логическое выражение мыслей говорящего.
Общение с носителями языка
предполагает необходимость в совершенстве
владеть всеми формами
1.2.1 Взаимосвязь говорения с аудированием, чтением и письмом.
Как нами было уже сказано ранее, ни один из видов деятельности не может осуществляться и развиваться самостоятельно, без опоры на другие виды деятельности. Обучение говорению, чтению, письму, аудированию всегда происходит целостно, в комплексе, где в процессе всего обучения прослеживается связь между разными видами деятельности. На основе сказанного, мы считаем необходимым рассмотреть взаимосвязь говорения с другими видами деятельности.
Сравнительная характеристика говорения и аудирования дает возможность выделить общие психологические параметры. Оба вида речи характеризуются наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования.
Основным различием этих процессов являются их конечные звенья – порождение высказывания для говорения и восприятие речи для аудирования. В методическом отношении существенным является то, что аудирование и говорение, находясь в тесной взаимосвязи, способствуют развитию друг друга в процессе обучения. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания.
Краткий сопоставительный анализ
говорения и аудирования
Письмо возникло на базе звучащей речи как способ фиксации звуков языка для сохранения и последующего воспроизведения информации. Чтение является переходной формой от устной речи к письму, сочетая в себе признаки того и другого. Обучение как чтению, так и письму связано с развитием связей между речевым слухом и артикуляцией.
Общие умения, свидетельствующие о взаимодействии различных видов речевой деятельности, можно рассматривать на сенсорно-перцептивном уровне, формирование которого происходит на начальном этапе[3, c.246].
Не стоит забывать, что переход от одного вида речевой деятельности к другому не происходит стихийно, а должен направляться учителем. Он требует специальных приемов обучения, правильного отбора источников информации и определенной индивидуализации, развивающей языковые способности учащихся, стимулирующей мотивацию учения. Невозможно научить говорению без опоры на другие виды речевой деятельности. Даже при условии, что необходимо научить именно говорению, не стоит забывать, что все процессы взаимосвязаны. Обучение любому виду речевой деятельности возможно только в целостной системе.
1.3 Методы
обучения разговорной речи
Вне зависимости от метода, представленного педагогами, все ученые сходятся на основных параметрах обучения говорению. Таковыми параметрами являются следующие:
Данные параметры универсальны для любого из методов. Изучив их, мы можем перейти к рассмотрению современных методов обучения иностранному языку в школе. Но прежде чем перейти к изучению методов, мы считаем необходимым рассмотреть определение понятия «метод».
Метод (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи [6, с. 489].
Таким образом, метод определяется как способы работы учителей с учениками, определяющие достижение поставленных целей.
На настоящий момент существует большое количество методов обучения говорению. Помимо традиционных появляются также и нетрадиционные, базирующиеся больше на психологическом аспекте обучения и обучаемости личности. Несмотря на изобилие методов, большинство из них являются далеко не идеальными. Для выбора наиболее подходящего и корректного метода необходим анализ основных существующих методов, выделение их положительных и отрицательных сторон.
Нетрадиционные методы появились в советскую эпоху, но широким их использование не было, так как, во-первых, они основывались на неприемлемые, по мнению большинства советских педагогов, принципы и положения и, во-вторых, стандарт образования использовал всего одному методику, по которой шло преподавание. Использование этой методики было обязательным, без включения любых других дополнительных посторонних элементов.
Несмотря на предъявляемые требования, нетрадиционные методы использовались. Говоря о них, мы считаем необходимым выделить основные моменты, характеризующие их:
Данная методика интересна тем фактом, что она предполагает изучение иностранного языка на основе эффекта сверхзапоминания, когда человек воспринимает и запоминает информацию без понимания того материала, который ему предложен.
На наш взгляд, данный метод является неприемлимым, так как предполагает безвольное и невдумчивое запоминание материала, что способствует развитию исключительно памяти без развития других процессов.
На наш взгляд, данный
метод может применяться
Говоря о положительных моментах использования нетрадиционных методов для обучения говорению, можно выделить следующие:
Что касается отрицательных, моментов, здесь можно выделить следующие:
Таким образом, использование
нетрадиционных методов как вспомогательных
приводит к интенсивному и плодотворному
уровню развития знаний и навыков
учащихся, но использование их как
самостоятельных методов
Что касается традиционных методов, на настоящий момент их существует огромное множество. Рассмотреть их все в контексте данной работы не представляется возможным, поэтому в настоящем исследовании будут представлены наиболее интересные и важные положения.
Методика, представленная Е. С. Устиновой.
Этап речевой практики
представляется для преподавателя
сложную задачу. Речевой деятельностью
учащихся необходимо управлять, но нельзя
ставить школьников в жесткие
рамки. При обучении говорению нельзя
навязывать им ни языковых средств, ни
логики высказывания. Хотя говорение
нельзя «запрограммировать», некоторые
компоненты продуктивных умений могут
также формироваться в рамках
самостоятельной работы, построенной
как цикл обучающей программы. Но
не следует забывать, что обучение
не может проходить целиком
В своей работе Елена Сергеевна говорит о важности «цепной» работы. Всё обучение представляет собой цепочку из звеньев, переход от простого звена к более сложному. Звено - единица учебного процесса, включающая ряд заданий, объединенных примерно идентичными требованиями к распределению внимания между формой и содержанием (на конкретном занятии звено может быть представлено и одним заданием или же какое-то звено может полностью выпасть: это зависит от цели урока)[8, c. 38]. Хотя задания внутри звена также постепенно усложняются, внимание учащихся распределяется между формой и содержанием примерно в той же степени.
При формировании умений устного
высказывания, которыми учащиеся плохо
владеют на родном языке, следует
начинать каждый взаимосвязанный блок
заданий с рецептивных, а затем
через рецептивно-
З а д а н и е 1 (рецептивное). Прочитайте диалог и укажите, какое (-ие) из средств воздействия на слушающего в нем использовано (-ы): пример, сопоставление по сходству (сравнение, контраст, аналогия), дефиниция, классификация, перечисление.
Например:
"...Poets are always taking the weather so personally. They are always sticking their emotions in things that have no emotions."
"...Aren't emotions what poets are primarily concerned with?"
'"Nothing in the voice of the cicada intimates how soon it will die.' 'Along this road goes no one, this autumn eve.'"
"What was that? Say that again."
"These are two Japanese poems. They are not full of a lot of emotional stuff." (J. D. Salinger)
З а д а н и е 2 (рецептивно-репродуктивное на основе множественного выбора).
Прочитайте фрагмент диалога и воспроизведите его, используя в указанном месте заданный способ воздействия на слушающего. Например:
"...Anyway, the Crock isn't a sadist. That's what I'm saying. It wouldn't be so frightening if he were - because at least it would show he had some feelings. But he hasn't... (аналогия) and he seems to hate people to like him." (T. Rattigan)
Множественный выбор:
a) He hisses like a stove when you put water on it.
b) He's all shrivelled up inside like a nut.
c) He attacks his pupils like a hungry tiger.
З а д а н и е 3 (рецептивно-продуктивное, с самостоятельным завершением).
Прочитайте диалог. Завершите его от лица одного из говорящих, обобщая сказанное.
Информация о работе Обучение разговорной речи учеников среднего звена общеобразовательной школы