Лингвокогнитивный аспект цветообозначения в английской идиоматике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:37, дипломная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ дипломной работы состоит
- в широком смысле: выявить специфичность взаимосвязи человеческого мышления и языка (как социального явления) на материале фразеологии английского языка;
- в узком смысле: определить семантические поля цвета в английской языковой картине мира на примере концептуального анализа идиоматических выражений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИДИОМЫ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ И ВТОРИЧНАЯ НОМИНАЦИЯ
1.1. Когнитивная лингвистика - новый подход к изучению языковых явлений……………………………………………………………………………….6
1.2. Концепт – основная категория когнитивной лингвистики...........................9
1.3. Семантика цвета и концептуализация действительности...........................12
1.4. Идиома в системе фразеологии……………………………………………..19
1.5. Процедура концептуального анализа………………………………………27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………................29
ГЛАВА II. КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОРОЖДЕНИЯ ИДИОМ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ
2.1. Критерии отбора материала…………………………………………..........31
2.2. Классификации идиом…………………………………………….………..34
2.3. Концептуальный анализ идиом цветообозначения…………………….…41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………………..84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….89
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….93

Файлы: 1 файл

Дипломная работа1.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

Среди основных свойств концепта нередко  выделяют его неизолированность, связанность с другими такими же – и это определяет то, что всякий концепт является частью домена, образующего структуру. Домены составляют тот фон, из которого выделяется концепт: концепт ‘дуга‘ понимается « с опорой» на представление о круге, ‘гипотенуза‘ «опирается» на понятие о треугольнике и т.д. [31,3]. Нередко домены представлены множеством, называемым «матрицей доменов». В этом случае число доменов включает также время, пространство и т.д.

В связи с тем, что идеология  когнитивной семантики тесно связана с визуальными, образными представлениями, концепты, как и другие теоретические конструкты этой теории, являются ментальными образами тех или иных явлений или объектов действительности.

В качестве примера невизуального  описания концепта могут служить всем известные списки свойств, характеризующих слова mother и bachelor по Дж. Лакоффу, которые подтверждают тот факт, что домен содержит набор признаков, каждый из которых может сам интерпретироваться как отдельный домен, ср. ’тон’, ’яркость’. Заметим, что эти признаки тем хуже организованы, чем менее исходное слово предикативно (и это естественно), но зато концептуальное описание глаголов привычно опирается на их ролевую структуру. Иногда над признаками, над ролевой структурой обнаруживается некоторая «надстройка» - Лакофф называет её «идеализированной когнитивной моделью». Это все наши представления об объекте сразу, в целом, некий «нерасчлененный образ», который и порождает признаки, ролевую структуру и т.д.[31,4].

Нередко понятие «концепт» связывают с понятием «толкование». Понятно, что по своей идее и назначению толкование прямо соотносится с концептом - именно поэтому понятие концепта воспринимается совершенно естественно. Однако, следует иметь в виду, что толкование отличается своей определенной структурой, и прежде всего, в нем принято выделять презумптивную и ассертивную часть. Презумпции, или коммуникативному фону в когнитивной теории соответствует база, а концепт (профиль) - это то, что называется коммуникативным фокусом, или ассерцией.

Попробуем проанализировать, что же происходит с человеческим восприятием. Начнем с того, что человек  оперирует не отдельными семантическими признаками или их множествами, а  целыми образами. Контуры или профили  этих образов дают возможность адресату проводить аналогии между разными концептами, сравнивать их, заменять один на другой. Среди основных понятий этого направления когнитологии можно отметить и концептуальную интеграцию, сцепление, слияние, смещение, взаимопроникновение. Самые сложные сцепления концептов происходят на базисном уровне. Предварительные знания способствуют реализации сложного комплекса ментальных структур, «задействованных призраками прошлого из долговременной памяти и предыдущих дискурсов»[29,60].

Человеческая когниция, включающая такие человеческие способности как знание, сознание, разум, мышление, представление, творчество, разработка планов и стратегий, размышление, символизация, логический вывод, решение проблем, делание наглядным, классифицирование, соотнесение, фантазирование и мечты, организация моторики, восприятие, мысленные образы, воспоминания и внимание и узнавание[26,23], получает из аналогов (и анналов) старых образ-схем материал для возбуждения сенсорно-моторных систем, взаимодействующих с новым коммуникативным контекстом, интегрируя информацию и способствуя ее конвергенции и пониманию.

Поскольку концептуализация новых явлений осуществляется по аналогии с уже сложившейся системой понятий, то при заимствовании непонятных реалий  или терминов происходит их ложная, или «народная», мотивировка, чаще всего проявляемая в виде метафоры.

Попытку установить взаимосвязь, аналогичную определяемой в некотором  обобщении, в нейролингвистическом программировании называют «паттерном аналогии». С помощью этой взаимосвязи становится возможным открыть новые подтексты этого обобщения при помощи абдуктивного (метафорического) мышления, противопоставляемого индуктивному (объединение) и дедуктивному (разделение)[30,12]. Абдуктивное мышление предполагает творческий подход, и в конечном итоге, дает возможность открывать более глубокие истины.

Бессознательно человеческое мышление обращается к нарративному воображению - иносказанию, аналогии, метафоре и т.п. Это связано с тем, что сам повседневный жизненный опыт существует в виде нарративного потока. Даже абстрактные понятия мы осознаем пораболически, иносказательно, моделируя их в тропеических терминах: «время не ждет», «любовь зла», «надежда умирает последней» и т.д.[29,62].

Даже если говорящий  старается выразиться объективно, выбор  слов, конструирование сообщения, средства передачи сообщения интенциональны. Ось выбора способна существенно повлиять на качество сообщаемого, не отступив от реальности, но по-другому организовав эту реальность.   

 

1.3. Семантика  цвета и концептуализация

действительности

1.3.1. Язык и  факторы окружающей действительности

 

Как отмечают когнитологи, поведение и восприятие человеком  окружающей информации постоянно меняется. Сиюминутное поведение формируется из комплекса раздражителей в определенный момент. На процесс поведения человека оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние.

Внешние факторы - это  все то, что происходит вокруг нас  в данный момент времени. Это могут  быть люди, находящиеся рядом, погодные условия и т.д. Внутренние факторы - это все то, что происходит внутри нас в тот же самый момент, например, наша установка, отношение к различным вещам, состояние здоровья, взгляды, убеждения, прошлый опыт и т.п.[15,38].

Внутренние и внешние  факторы вызывают определенный психологический  настрой, который в конечном итоге проявляется в определенном поведенческом действии, а в нашем случае - в процессе номинации.

Взаимоотношения раздражителей  и вербального и невербального  поведения человека можно представить  в виде следующей схемы[15,39]:

 

 

 

 

Внутренние факторы (раздражители)

                                                                


 

 

                                                    ПН ВП



 

                                                                

Внешние факторы (раздражители)

где ПН - психологический настрой человека в данный момент под воздействием внешних и внутренних факторов;

ВП - внешнее поведение человека.

Именно к внешним раздражителям  относится цвет.

 

1.3.2. Классификации  цвета

Психофизиологический  аспект цвета

 

В науке существуют разные классификации цвета.

Во-первых, все наблюдаемые в  природе цвета принято делить на две группы: ахроматические и хроматические [15,106]. К ахроматическим цветам относятся все цвета спектра, в котором они расположены в определенной последовательности.

Различают также теплые и холодные цвета. Цвета, находящиеся в левой  части спектра, - красный, оранжевый, желтый называют теплыми цветами. Правая часть спектра, включающая зеленый, голубой, синий, фиолетовый, относится  к холодным цветам. Кроме того, цвета бывают активные и пассивные. Теплые цвета – активные, холодные – пассивные.

Цвета делятся также на основные (красный, желтый, синий) и дополнительные (оранжевый, фиолетовый, зеленый), которые  получаются в результате смешения двух основных цветов. Цвета черный, белый и все производные от них серые принято считать нейтральными.

С точки зрения формы можно различать  следующие наименования красок (лингвистическая классификация) [7, 222-223]:

  • Простые наименования:
  • Качественные прилагательные;
  • Прилагательные с суффиксами, показывающими слабую интенсивность цвета: pinky (розоватый), yellowish (желтоватый) и т.д.;
  • Относительные прилагательные и адъективированные существительные, сравнивающие цвет с каким – либо предметом или явлением: cherry (вишневый),flamy (огненный) и т.д.;
  • Сложные обозначения из двух прилагательных, в том числе указывающие на интенсивность окраски: light blue, dark blue (темно – синий, светло - голубой) и т.д.;
  • Аналитические наименования со словом «цвет»: straw - colour (соломенный цвет), peach – coloured (персикового цвета); или с субстантивированными цветовыми прилагательными.

Как говорят физики, есть только три первичных цвета: красный, зеленый и синий. Физиологи говорят, что наименьшее число названий цвета, с помощью которых мы можем описать наш опыт цветовосприятия,  - это не три, а шесть.  Это красный, желтый, зеленый и синий – четыре элементарных цвета, и черный и белый – две крайние точки шкалы монохромных оттенков. За пределами первых шести цветов в последовательности Берлина и Кея остальные концептуализируются, на некотором уровне, как «смеси» (розовый= красный+белый; серый=черный+белый; оранжевый= желтый+красный; фиолетовый= синий+красный) [5,276-277].

Сегодня существует технология создания любой краски: можно наблюдать тысячи цветов всех мыслимых оттенков и интенсивности, легко воспроизводимых практически для любых целей. Теперь мы не просто имеем цвета голубого неба, багрового заката или зелени растений и все прочие природные цвета, но и пользуемся предметами, сделанными руками человека - неоновые огни, обои, цветное телевидение и изделия самых разных оттенков - которые либо завораживают, либо раздражают нас.

Подобный интерес, порожденный  все более возрастающим использованием цвета, привел к значительному развитию в области психологии цвета. Производитель сахара знает, например, что не должен продавать свой продукт в зеленой упаковке, а косметические средства в коричневой таре останутся на полках еще долгое время после того, как раскупят все прочие.

Действительно, природные  цвета оказывают влияние на физиологию и психологию человека. При этом то, что цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активность, психическое напряжение) научно доказано. Эмоциональная реакция является составной частью целостной психофизиологической части организма на цвет, человек же неосознанно использует цвет как средство психической саморегуляции [35,14].

Наиболее ранние суждения о влиянии  цвета на различные системы организма  и состояние человека в целом  связаны с учением об ауре и  возможностью контакта между аурами больного и целителя.

Интересны результаты наблюдений К.Гольдштейна [35,15], свидетельствующие о том, что красный и синий (зеленый) противоположно влияют на оценку отрезков времени, размеров и тяжести предметов. Под влиянием красного временные промежутки кажутся длиннее, больше и тяжелее.

Люди с разной структурой личности и в разном психологическом состоянии  склонны видеть мир в разном цвете. Эмоционально уравновешенные экстраверты видят мир более ярким и "красочным", с преобладанием теплых (желтых) тонов. Тревожные интроверты, напротив, - менее красочным, с преобладанием синего. Это сопоставимо с тем, что при радости человек видит мир "в розовом цвете", гнев "застилает глаза" красным, а печаль - синим (в английском языке "синий" (blue) имеет значение "грустный, печальный, подавленный")[35,17-18].

Многие физиологические реакции  организма на цвет протекают неосознанно. Логично предположить, что бессознательный характер имеют и ментальные процессы. В этом случае возникает вопрос: насколько адекватно эти процессы осознаются человеком?

Видимые вовне цвета изменяют наше психологическое состояние аналогично тому, как наше психологическое состояние  изменяет колорит нашего образа мира. Следовательно, то, что субъективно  переживается как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение).

Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Цвет несет в себе те или иные качества, совпадающие с символизируемыми им свойствами вещей в контексте субъект - объектных и субъект - субъектных отношений, либо воспроизводит эти свойства по ассоциативным цепям. Конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов реальности, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимости в отношении к человеку. Цвет предстает тогда как символ и носитель общей идеи определенных жизненных отношений.

Наконец, влияние цвета на психологическое и физиологическое состояние – лишь один аспект сложных взаимосвязей цвета и человека. Другой аспект этих взаимосвязей, к которому все чаще обращаются языковеды, состоит в столь же закономерном влиянии цветовой гаммы (колорита) окружающего мира на процесс номинации явлений этого мира.

Процесс номинации - промежуточный  этап между мыслью и словом. Он связывает  мир действительности с миром  языка и устанавливает корреляцию между предметом и выбранной  для его обозначения языковой единицей. Этот этап считается весьма сложным, так как он подчиняется ряду закономерностей. Из всего воспринимаемого мира "в акте номинации получают названия лишь те объекты, на которые направлена деятельность человека. Сами объекты могут принадлежать миру внешнему и внутреннему, они могут составлять принадлежность мира действительного и мира вымышленного, выдуманного, но название дается остановленной мысли об объекте"[8, 30].

Как было отмечено ранее, цвета воспринимаются достаточно субъективно каждым, но их воздействие строится на общих принципах реакции всего организма, на всех уровнях психики и физиологии: от реакции на цвет лица или обоев до символики, заложенной в подсознании коллективов. Здесь сами цвета используются как индикаторы некой системы ценностей или смысловых ориентиров[5, 320].

Любопытно то, что в русском языке  нет целенаправленных эквивалентов вышеназванных номинаций цвета: языковое обозначение часто, как  видно, носит относительный характер. Данная ситуация лишний раз подтверждает то, что "цвет" не является универсальным понятием. Конечно, концепт цвета возникает, видоизменяясь время от времени, но, несмотря на постоянное увеличение контактов между человеческими сообществами, все равно нет унифицированного (ни заимствованного, ни собственного) понятия "цвета". Во всех культурах для людей важно зрительное восприятие и важно описание того, что они видят, но они не обязательно имеют специальный термин "цвет" как отдельное обозначение одной из сторон их зрительного опыта.   

Информация о работе Лингвокогнитивный аспект цветообозначения в английской идиоматике