Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:22, дипломная работа
Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативно-компетентной личности, личности способной поддержать разговор на иностранном языке, способному к диалогу культур. Для того, чтобы реализовать эту цель, он должен обладать определённым запасом лексическим. Государственной программой иностранных языков предусмотрены требования, согласно которым ученик должен овладеть определённым количеством лексики.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1: Вопросы формирования лексического запаса школьников ………………………………………………………………………………...7
1.1. Краткий исторический обзор………………………………………...7
1.2.Понятия «навык», «лексическая единица», «активный и пассивный словарь» ……………………………………………………..10
1.3. Упражнения, используемые при обучении лексике……………..14 Глава 2: Коммуникативная игра, как средство формирования лексического запаса………………………………………………………19
2.1. Понятие «игра», сущность игры, её роль в учебном процессе…19
2.2. Классификация игр……………………………………………….….22
2.3. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.....................….29
2.4. Вопросы организации игры на учебном занятии…………….….36
Глава 3: Опытно-экспериментальная часть………………………….39
3.1. Гипотеза и задачи исследования…………………………………...39
3.2. Описание выборки…………………………………………………...39
3.3. Констатирующий эксперимент…………………………………….39
3.4. Формирующий эксперимент…………………………………….….42
3.5. Контрольный эксперимент………………………………………....44
Заключение………………………………………………………………...46
Список литературы………………………………………………
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Конечно,
урок иностранного языка - это не только
игра. Доверительность и
38
Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.
39
Глава 3:Опытно – экспериментальная часть
3.1.Гипотеза и задачи исследования
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, было сделано предположение о том, что если систематически использовать лексические игры на занятиях английского языка, то это будет способствовать формированию лексического запаса школьников.
В связи с выдвинутой
1. Выявить степень усвоения учащимися лексического материала;
2. Разработать комплекс игровых лексических упражнений, направленный на формирование лексического запаса и апробировать его в ходе педагогической практики;
3. Сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов;
3.2. Описание выборки
Базой эксперимента являлась одна из школ г. Владимира. В качестве экспериментального класса был взят один из 6-ыx классов, в котором было 8 мальчиков и 5 девочек. В ходе эксперимента были использованы следующие методы исследования:
-ранжирование;
-анкетирование;
-анализ;
-тестирование;
3.3. Констатирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент имел своей целью продиагностировать степень усвоения учащимися пройденного лексического материала.
Этому способствовали другие методы исследования:
Ранжирование продемонстрировало следующие результаты: выбирая из 12 учебных дисциплин по расписанию, лишь один человек отвел
40
предмету «Английский язык» второе место, что составляет 9% из общего количества учащихся;
-45% поставили его на 3-4-е места;
-18% отвели ему 6-ое место;
Однако нашлись также и учащиеся (28%), которые поставили английский язык на 2-а последних места.
Следовательно,
можно констатировать тот факт, что
72% учащихся относятся к предмету
«английский язык» с
Анкетирование проводилось с целью выявить интерес учащихся к предмету английский язык, трудно ли запоминается лексический материал и часто ли используется игра, как условие лучшего усвоения лексических единиц.
Подавляющее большинство
Среди наиболее
Анализ УМК. Был проанализирован УМК «Английский язык,3-ий год обучения» под редакцией О.В.Афанасьевой, И. В. Михеевой на предмет наличия или отсутствия в нем лексических игровых упражнений; анализ УМК продемонстрировал, что таковых не много. Среди них можно выделить следующие:
-вставить пропущенную букву в слово;
-разгадать кроссворд;
-описать картинку;
расшифровать
письмо, подставляя вместо картинок слова.
41
Тестирование проводилось на материале темы устной речи «Моя семья»; раздел предполагал усвоение учащимися 20 - и лексических единиц и следующего грамматического материала: притяжательный падеж имени существительного; множественное число имени
существительного; вопросительная и отрицательная структура в Present Simple.
Тестирование состояло из 2 – х этапов: письменного и устного.
Целью письменной работы было проверить то, насколько учащиеся способны воспроизвести графический образ усвоенной лексики, соотнести его с единицей родного языка и степень осознанности употребления ими лексических единиц при выполнении письменных заданий.
В качестве заданий ребятам предлагалось
- перевести слова с русского на английский язык;
- сопоставить английское слово с его русским эквивалентом;
- заполнить пропуски, используя нужное по смыслу слово;
-
образовать притяжательный
- перевести предложения с
Целью устной части работы было зафиксировать способность учащихся использовать усвоенную лексику в устной речи в ситуации реального общения. Учащимся предлагалось описать картинку на тему «Моя семья».
Анализ результатов письменной работы продемонстрировал, что из 100% учащихся лишь один человек (9%) показал знание 17-и лексических единиц; 18% от 12-и до 15-и.
Тест продемонстрировал, что (
42
притяжательного падежа существительных, единственного и множественного чисел.
Анализ результатов устной части тестирования продемонстрировал, что 27% учащихся неплохо усвоили лексический
материал в процессе описания своей семьи, употребили от 12 – до 15 – и лексических единиц.
Следует отметить, что речь детей не отличалась хорошим темпом, учащиеся долго подбирали нужную лексику.
Что касается грамматической стороны этого задания, то необходимо констатировать следующее: учащиеся затруднялись в выборе
вспомогательного глагола (45%), нарушали порядок слов вопросительного предложения (18%); некоторые ребята вообще не смогли задать вопрос преподавателю (9%).
Все это позволяет делать вывод, что учащиеся достаточно слабо владеют лексическими единицами изолированно, вне контекста. Следовательно, они крайне затруднялись в построении фраз с усвоенными лексическими единицами при описании картинки, делали большое количество грамматических ошибок.
3.4. Формирующий эксперимент
По результатам
1) подобрать комплекс игровых
лексических упражнений, направленный
на формирование активного
2) использовать данный комплекс в ходе эксперимента.
При подборе игр
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- интересы учащихся;
- уровень языковой подготовки;
- межличностные отношения в
43
-статус личности в коллективе.
Формирующий эксперимент проводился на материале темы устной речи “Classroom” в течение 9 занятий.
Интерес для учащихся представляли многие игры:
Игры преследовали различные цели:
- научить правильному написанию и произношению слов; (“Scandinavian crossword”, “The parts of the words”, “Don’t say “s”/”c”.)
- развить внимание, память, мышление; (“ Snowball”, “Guessing game”, “Memory game”.)
- обеспечить естественную необходимость многократного повторения языкового материала; (“Make up a story”, “What word is it?”.)
-
улучшить психологическую
Следует сказать о том, что все игры, использованные на уроках, вносили разнообразие, принимались с удовольствием и дети играли в них с большим интересом.
Лексические игры использовались ежеурочно и занимали 10 – 12 минут, иногда урок был связан одной игровой нитью. Особенно эффективно было использование игровых лексических упражнений на этапе закрепления изученного материала. Всё это способствовало незаметному усвоению языкового материала и помогало сделать скучную работу более интересной и увлекательной.
С помощью игры удалось создать естественную коммуникативную ситуацию, а постоянно присутствующий элемент соревнования, желание выиграть, мобилизовал внимание учащихся, тренировал их память. Всё это способствовало более прочному усвоению изучаемого.
Так как раньше на уроках игровые упражнения использовались редко, то учащиеся сначала испытывали стеснительность, трудности в выполнении заданий, робко и нерешительно включались в некоторые
44
игры. Но они очень быстро усвоили этот приём обучения и уже очень активно и решительно участвовали в соревнованиях.
На уроках были использованы и индивидуальная, и парная, и групповая формы работы, что способствовало развитию умения работать по одному, и в коллективе.
Иногда нарушалось традиционное расположение парт, и учащиеся садились буквой «П» или в круг, чтобы ребята видели друг друга. Такой элемент неожиданности способствовал созданию творческой обстановки, доверительной атмосферы, что очень помогало в формировании активного словаря школьников.
В ходе формирующего эксперимента наблюдался резкий подъём деловой активности детей, проявление творческой активности, появилась раскованность, непринуждённость, уверенность в своих силах у стеснительных ребят, улучшилось произношение и написание слов, попутно была сделана попытка формирования навыка устной речи. Игры побудили ребят к активному общению с преподавателем, и в результате учебный процесс превратился в активную познавательную активную деятельность (фрагменты занятий см. Приложение № 2).
3.5. Контрольный эксперимент
Целью
контрольного эксперимента было выявить
степень эффективности
Собственно
контрольный эксперимент
45
Целью тестирования было замерить степень усвоения учащимися лексического запаса, включающего 20 лексических единиц.