Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:22, дипломная работа
Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативно-компетентной личности, личности способной поддержать разговор на иностранном языке, способному к диалогу культур. Для того, чтобы реализовать эту цель, он должен обладать определённым запасом лексическим. Государственной программой иностранных языков предусмотрены требования, согласно которым ученик должен овладеть определённым количеством лексики.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1: Вопросы формирования лексического запаса школьников ………………………………………………………………………………...7
1.1. Краткий исторический обзор………………………………………...7
1.2.Понятия «навык», «лексическая единица», «активный и пассивный словарь» ……………………………………………………..10
1.3. Упражнения, используемые при обучении лексике……………..14 Глава 2: Коммуникативная игра, как средство формирования лексического запаса………………………………………………………19
2.1. Понятие «игра», сущность игры, её роль в учебном процессе…19
2.2. Классификация игр……………………………………………….….22
2.3. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.....................….29
2.4. Вопросы организации игры на учебном занятии…………….….36
Глава 3: Опытно-экспериментальная часть………………………….39
3.1. Гипотеза и задачи исследования…………………………………...39
3.2. Описание выборки…………………………………………………...39
3.3. Констатирующий эксперимент…………………………………….39
3.4. Формирующий эксперимент…………………………………….….42
3.5. Контрольный эксперимент………………………………………....44
Заключение………………………………………………………………...46
Список литературы………………………………………………
рецептивные и репродуктивные упражнения с дальнейшим делением последних на репродуктивные и продуктивные.
2) По стадиальности усвоения слова, т.е. по стадиям развития
лексического навыка.
3) По направленности
4) По направленности упражнений на создание определенного вида связи слова.
5) По тому, предполагает ли упражнение
работу с изолированным
словом или со словом в
6) По видам операций, проводимых с изучаемым словом (замена, вставка и т.д.).
7) По направленности лексических упражнений на усвоение нового слова или на повторение слов.
Упражнения в каталоге
А. Рецептивные упражнения.
Б. Репродуктивно – продуктивные упражнения.
Рецептивные упражнения делятся на:
17
- контекстные;
- не контекстные;
Среди них, в свою очередь, деление на:
- речевые и не речевые упражнения.
И даже среди речевых – деление на:
- монологические и диалогические.
Это основные поисковые
Не контекстные упражнения могут быть следующими:
- заучивание;
- номинация предметов;
- группировка слов по
- перевод отдельных слов с одного языка на другой.
Среди неречевых ориентиров могут быть соответствующие указания на запоминание и извлечение слов из контекста, включение слова в контекст, но все это осуществляется не на речевом уровне.
К монологическим речевым упражнениям относятся:
- комментирование серии картин
с употреблением изучаемых
- сочинение монологического
- сравнение содержания двух
- сообщение на тему;
- составление репортажа по теме;
- объяснение событий.
К диалогическим упражнениям относятся:
- употребление изученной
- ответы на вопросы
- составление микро-диалогов
- составление диалогов по
- серия вопросов по отгадыванию задуманного слова.
18
На старшей ступени обучения удельный вес приобретают письменные упражнения, выполненные в домашних условиях. Это:
- упражнения в виде фонограмм;
-
использование двуязычных
Таким образом, упражнения каталога
должны вместить в себя
все стороны обучения иноязычной
лексики. Также следует
напомнить, что лексические
упражнения играют очень
19
Глава 2. Коммуникативная игра, как средство формирования лексического запаса
2.1. Понятие «игра», сущность игры, её роль в учебном процессе
Учиться радостно, учиться радуясь
М. Ф. Стронин
Play; play, for your locks will grow grey.
Ch. S. Carverley (1831-1884)
It’s more than a game. It’s an institution.
Thomas Hughes (1822-1896).
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Существует много разных
По С. А. Шмакову
игра - уникальный феномен общечеловеческой
культуры, её исток и вершина. Игра - сердцевина
досуга [35,43].
Йохан Хейзинга считает, что человеческая
культура возникла и развёртывается в
игре. Рассматривая нетрадиционно игру
как источник культуры, он помещает в «игровое
пространство» самые противоположные
«сферы, явления жизни, деятельности человека»
[31,15].
20
С.
А. Шмаков считает, что эта позиция уязвима,
но очень интересна.
По определению В.С.
Мухиной:
Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление поведением [10,72].
Школа игры такова, что в ней ребёнок – и ученик, и учитель одновременно. Об этом писал большой поклонник игры К.Д. Ушинский Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни практика развития. Это определение дал С. Л. Рубинштейн [23,19].
Мы разделяем точку зрения С. А. Шмакова. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Наверное, ни в каких других видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих интеллектуальных психофизиологических ресурсов как в игре.
Это подтверждает и В. С. Сухомлинский: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка…. Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить…. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [36,68].
Итак, игра - особо организованное
занятие, требующее напряжения
эмоциональных и умственных
21
здесь
богатые обучающие возможности?
Дети, однако, над этим не задумываются.
Для них игра, прежде всего - увлекательное
занятие. Этим-то она и привлекает
учителей, в том числе и учителей
иностранного языка. В игре все равны.
Она посильна даже слабым ученикам.
Более того, слабый по языковой подготовке
ученик может стать первым в игре: находчивость
и сообразительность здесь оказываются
порой более важными, чем знание предмета.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности
и радости, ощущение посильности заданий
- все это дает возможность ребятам преодолеть
стеснительность, мешающую свободно употреблять
в речи слова чужого языка, и благотворно
сказывается на результатах обучения.
Незаметно усваивается языковой материал,
а вместе с этим возникает чувство удовлетворения
- "оказывается, я уже могу говорить
наравне со всеми".
Детская игра - понятие широкое.
Это и игра по ролям, когда ребенок воображает
себя летчиком, а стулья - сверхзвуковым
самолетом, и мы присутствуем на небольшом
домашнем спектакле. Это и игра по заранее
установленным правилам (в прятки, фанты
и т.д.) где между играющими происходит
в том или ином виде своеобразное соревнование.
С точки
зрения организации
словесного материала
игра не что иное, как
речевое упражнение.
Игру
так же рассматривают как ситуативно-
Игры способствуют выполнению
важных методических
задач:
*Созданию психологической
* Обеспечению
естественной необходимости многократного
повторения
ими языкового материала;
22
*
Тренировке учащихся в выборе
нужного речевого варианта, что
является подготовкой к
2.2. Классификация игр
Игры можно разделить на два раздела.
Первый раздел: игры, способствующие формированию речевых навыков. Их составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры. Отсюда его название "Подготовительные игры". Раздел открывают грамматические игры, занимающие по объему более трети пособия, поскольку овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие "строить" фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.
Второй раздел называется "
23
Игры
второго раздела тренируют
Фонетические игры