Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:22, дипломная работа
Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативно-компетентной личности, личности способной поддержать разговор на иностранном языке, способному к диалогу культур. Для того, чтобы реализовать эту цель, он должен обладать определённым запасом лексическим. Государственной программой иностранных языков предусмотрены требования, согласно которым ученик должен овладеть определённым количеством лексики.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1: Вопросы формирования лексического запаса школьников ………………………………………………………………………………...7
1.1. Краткий исторический обзор………………………………………...7
1.2.Понятия «навык», «лексическая единица», «активный и пассивный словарь» ……………………………………………………..10
1.3. Упражнения, используемые при обучении лексике……………..14 Глава 2: Коммуникативная игра, как средство формирования лексического запаса………………………………………………………19
2.1. Понятие «игра», сущность игры, её роль в учебном процессе…19
2.2. Классификация игр……………………………………………….….22
2.3. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.....................….29
2.4. Вопросы организации игры на учебном занятии…………….….36
Глава 3: Опытно-экспериментальная часть………………………….39
3.1. Гипотеза и задачи исследования…………………………………...39
3.2. Описание выборки…………………………………………………...39
3.3. Констатирующий эксперимент…………………………………….39
3.4. Формирующий эксперимент…………………………………….….42
3.5. Контрольный эксперимент………………………………………....44
Заключение………………………………………………………………...46
Список литературы………………………………………………
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра
активизирует стремление ребят к
контакту друг с другом и учителем,
создает условия равенства в
речевом партнерстве, разрушает
традиционный барьер между учителем
и учеником.
Игра дает возможность робким,
неуверенным в себе учащимся говорить
и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
В обычной дискуссии ученики-лидеры, как
правило, захватывают инициативу, а робкие
предпочитают отмалчиваться. В ролевой
игре каждый получает роль и должен быть
активным партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают
такими элементами общения, как
31
умение
начать беседу, поддержать ее, прервать
собеседника, в нужный момент согласиться
с его мнением или опровергнуть
его, умение целенаправленно слушать
собеседника, задавать уточняющие вопросы
и т.д.
Игры содействуют развитию
таких качеств, как самостоятельность,
инициативность; воспитанию чувства коллективизма.
Учащиеся активно, увлеченно работают,
помогают друг другу, внимательно слушают
своих товарищей; учитель лишь управляет
учебной деятельностью.
Основные требования к ролевым играм:
1.
Игра должна стимулировать мотивацию
учения, вызывать у школьника интерес
и желание хорошо выполнить задание, ее
следует проводить на основе ситуации,
адекватной реальной ситуации общения.
2. Ролевую игру нужно
хорошо подготовить с точки зрения, как
содержания, так и формы, четко организовать.
Важно, чтобы учащиеся были убеждены в
необходимости хорошо исполнить ту или
иную роль. Только при этом условии их
речь будет естественной и убедительной.
3. Ролевая игра должна быть
принята всей группой.
4. Она непременно проводится
в доброжелательной, творческой атмосфере,
вызывает у школьников чувство удовлетворения,
радости. Чем свободнее чувствует себя
ученик в ролевой игре, тем инициативнее
он будет в общении. Со временем у него
появится чувство уверенности в своих
силах, в том, что он может исполнять разные
роли.
5. Игра организуется таким
образом, чтобы учащиеся могли в активном
речевом общении с максимальной эффективностью
использовать отрабатываемый языковой
материал.
32
7.Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной
атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно
переоценить.
В процессе игры учитель
иногда может взять себе какую-нибудь
роль,однако не главную, чтобы игра не
превратилась в традиционную
форму работ под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.
Обычно учитель берет себе
роли лишь вначале, когда
В процессе игры сильные учащиеся
помогают слабым. Учитель же управляет
процессом общения: подходит то к одному,
то к другому ученику, который нуждается
в помощи, вносит необходимые коррективы
в работу.
В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.
Существует предположение, что ролевая игра может эффективно использоваться на уроках иностранного языка с учетом основных положений теории ведущей деятельности и содержания возрастных
периодов
развития школьников, исследований проблем
общения и речевой
Помимо форм игрового общения, соответствующих определенным возрастным особенностям учащихся и их ведущей деятельности на конкретном возрастном этапе, на уроках иностранного языка со
33
школьниками младшего, среднего и старшего возраста организовывались ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Школьники учатся правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинения и т.д.
На характере речевого
реагирует,
выполняет просьбу и т.п. В
учебных целях важно было
разнообразить коммуникативные
типы реплик каждого участника
игры.
В диалогическом общении каждая
фраза сопровождается ответной реакцией,
обращенной непосредственно к ученику,
произнесшему фразу. А в полилоге реплика
не обязательно сопровождается ответной
реакцией, которая может быть адресована
другому участнику игры. Это также необходимо
учитывать при организации речевого общения.
Игровое общение приближается
к естественному, если учащиеся овладевают
типичными способами речевого взаимодействия.
Эффективность ролевой игры
как методического приема обучения повышается,
если учитель правильно определит продолжительность
речевого общения участников. Продолжительность
оптимальной работоспособности учащихся
младших классов в общении достигает пяти
минут.
34
Целесообразность
использования ролевых игр в 1-4
классах обусловлена тем, что
дети отдают предпочтение групповой
форме учебной работы. Для них
совместная деятельность и общение
приобретают личностную значимость,
они стремятся к освоению новых
форм и способов общения, познанию других
людей в общении, организации
взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми.
При всем разнообразии сюжетов
в играх скрывается принципиально одно
и то же содержание - деятельность человека
и отношения людей в обществе.
Существенной психологической
особенностью детской ролевой игры является
ее неутилитарный характер, определяющий
привлекательность самого процесса игры.
Участие в ней сопровождается многообразными
и сильными эмоциями, связанными с пробой
собственных сил, самоутверждением.
Ролевая игра строится на
межличностных отношениях, которые
реализуются
в процессе общения. Являясь моделью
межличностного общения, ролевая игра
вызывает потребность в общении,
стимулирует интерес к участию
в общении на иностранном языке,
и в этом смысле она выполняет
мотивационно-побудительную
Ролевую игру можно отнести
к обучающим играм, поскольку
она в значительной степени
определяет выбор языковых
В ролевых играх воспитываются
сознательная дисциплина, трудолюбие,
взаимопомощь, активность подростка,
готовность включаться в
35
отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ДР. ориентирующую функцию. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Примеры ролевых игр.
Упражнение в имитации.
-Ролевая игра "Близнецы" ("Twins")
Задание первому партнеру. Вы участник художественной школьной самодеятельности. Мечтаете стать профессиональным актером. Интересуетесь всеми театральными жанрами.
Задание
второму партеру. Вы одноклассник и
ближайший друг будущего актера. Во
всем подражаете ему. Вас прозвали близнецами.
I'm interested in opera.1 I'm interested in opera, too.
Примеры варьируемых элементов, которые в дальнейшем будут набраны курсивом: 1 - opera and ballet, 2 - drama, 3 - comedy, 4 - tragedy, 5 - musical comedy, 6 - variety show, 7 - classical music, 8 - folk music, 9 - pop music.
Упражнение в подстановке.
-Ролевая игра "Театралы" ("Theatre-Goers").
36
Задание первому партнеру (девочке): Вы Мальвина. Любите театр. Скажите, в каком театре вы были вчера.
Задание второму партнеру (мальчику): Вы Буратино. Скажите, в каком театре побывали вы на прошлой неделе.
I went to the
Opera and Ballet Theatre and I went to the Puppet Theatre last
yesterday, Week.
Упражнение на усвоение ЛЕ вопрос-ответ.
-Ролевая игра "Интервью" ("Interview").
Задание
первому партнеру: Вы репортер газеты
"Советская культура". После
спектакля побеседуйте с
Задание второму партнеру: Вы известный театральный критик. Спектакль вам не очень понравился.
Did you enjoy the ballet "Swan Lake" Not very much? I didn't like the dan- cing by Tchaikovsky?
2.4.
Вопросы организации
игры на учебном
занятии
Одна и та же игра может быть
использована на различных этапах урока.
Однако все зависит от конкретных условий
работы учителя. Следует только помнить,
что при всей привлекательности и эффективности
игр необходимо соблюдать «чувство меры»,
иначе они утомят учащихся и потеряют
свежесть эмоционального воздействия.
Большинство игр не связаны
с какой-либо определенной темой, поэтому,
естественно, в них содержится некоторый
процент незнакомой учащимся лексики.
Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения
условий игры.
Приемы введения лексики могут быть различны. Один из них - зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным
37
переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной.
Знакомясь
с той или иной игрой, учитель
должен хорошо понять ее движущую пружину.
Если предусмотрено театрализованное
действие, надо позаботиться о деталях
костюма и реквизита - они сделают
игру более полноценной и
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.