Формирование лексического запаса школьников через организацию коммуникативных игр на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативно-компетентной личности, личности способной поддержать разговор на иностранном языке, способному к диалогу культур. Для того, чтобы реализовать эту цель, он должен обладать определённым запасом лексическим. Государственной программой иностранных языков предусмотрены требования, согласно которым ученик должен овладеть определённым количеством лексики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1: Вопросы формирования лексического запаса школьников ………………………………………………………………………………...7
1.1. Краткий исторический обзор………………………………………...7
1.2.Понятия «навык», «лексическая единица», «активный и пассивный словарь» ……………………………………………………..10
1.3. Упражнения, используемые при обучении лексике……………..14 Глава 2: Коммуникативная игра, как средство формирования лексического запаса………………………………………………………19
2.1. Понятие «игра», сущность игры, её роль в учебном процессе…19
2.2. Классификация игр……………………………………………….….22
2.3. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.....................….29
2.4. Вопросы организации игры на учебном занятии…………….….36
Глава 3: Опытно-экспериментальная часть………………………….39
3.1. Гипотеза и задачи исследования…………………………………...39
3.2. Описание выборки…………………………………………………...39
3.3. Констатирующий эксперимент…………………………………….39
3.4. Формирующий эксперимент…………………………………….….42
3.5. Контрольный эксперимент………………………………………....44
Заключение………………………………………………………………...46
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Департамент образования администрации Владимирской области.docx

— 103.24 Кб (Скачать)
ign="justify">   Цели:

   - тренировать учащихся в произнесении английских звуков;

   - научить учащихся громко и  отчетливо читать с правильным    

   интонационным оформлением.

  1. Слышу - не слышу. Цель: формирование навыков фонематического слуха.

    Ход игры: обучаемые делятся на  команды. Преподаватель произносит  слова. Если он называет слово,  в котором есть долгий гласный  ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

    2. Широкие и узкие гласные. Цель: формирование навыков фонематического слуха.

    Ход игры: преподаватель называет  слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

    3. Правильно - неправильно. Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха.

    Ход игры: преподаватель называет  отдельные слова или слова  в предложениях, фразах. Обучаемые поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определенные звукосочетания,

   

24

  слова,  фразы и предложения. При правильном  чтении звук обучаемые поднимают руку с зеленой карточкой (флажком), при неправильном - руку с красной карточкой (флажком). Выигрывает команда, которая

   после подсчета очков наиболее  правильно оценит наличие или   отсутствие ошибок.

       Орфографические игры

      Цель: - тренировка написания слов.

  1. Буквы рассыпались. Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

    Ход игры: преподаватель пишет  крупными буквами на листе  бумаги слова и, не показывая  его, разрезает на буквы, говоря: "Было у меня слово. Оно  рассыпалось на буквы". Затем  показывает буквы и рассыпает  их на столе: "Кто быстрее  догадается, какое это было слово?" Выигрывает тот, кто первый  правильно запишет слово. Выигравший  придумывает свое слово, сообщает  преподавателю или сам пишет  и разрезает его и показывает  всем рассыпанные буквы. Действие  повторяется. 
    2. Дежурная буква. Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.

  Ход игры: Обучаемым раздаются карточки, и предлагается написать как можно  больше слов, в которых указанная  буква стоит на определенном месте.

  Например, преподаватель говорит: "Сегодня  у нас дежурная буква "о", она  стоит на первом месте. Кто напишет  больше слов, в которых буква "о" стоит на первом месте?" Время  выполнения задания регламентируется (3-5минут).

    3. Из двух - третье. Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков. 

  25

  Ход игры: эта игра по смыслу очень близка к отгадыванию шарад. Поэтому  приведенные в ее описании слова  можно использовать и для игры в шарады. Подбираются сложные  существительные, которые можно  разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным  словом. Части слова пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры.

  Каждый  должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая часть слова. Выигрывает пара, которая сделает  это быстрее других.

  1. Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.

  Ход игры: образуются две команды. Доска  разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители  команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву  и читают слово.

Например: англ. c...t, a...d, a...m, p...n, r...d, s...t, r...n, t...n, o...d, t...a, l...g, h...n, h...r, h...s, f...x, e...g, e...t, d...b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed). 
    Игры для работы с алфавитом.

  1. 5 карточек. Цель: контроль усвоения алфавита. 
    Ход игры: преподаватель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами иностранного алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называют все 5 букв.

  1. Кто быстрее? Цель: контроль усвоения алфавита. 
        Ход игры: обучаемым раздаются по 3-5 карточек с буквами, и предлагается внимательно их рассмотреть. Затем преподаватель называет букву, а те, у кого есть карточка с названной буквой, быстрее ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Преподаватель проходит между рядами и

26

собирает  карточки. Выигрывает тот, кто быстрее  других остается без карточек. 
     3. Первая буква. Цель: тренировка, ориентированная на усвоение алфавита.

   Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель по очереди называет по три слова каждой команде. Участники  игры должны быстро назвать первые буквы этих слов. Выигрывает тот, кто  правильно выполнил задание.

     Грамматические игры.

       Цели: - научить учащихся употреблению речевых образцов;

   - создать естественные условия для употребления речевых образцов. 
     1. Изображение действия.
Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.

   Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или  пантомимическое), другой должен прокомментировать  его, употребляя изученные глаголы. 
     2. Игра в мяч. Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.

   Ход игры: образуются две команды. Представитель  первой команды придумывает предложение  с изученным глаголом. Он бросает  мяч партнеру из второй команды и  называет предложение, пропуская глагол.

  Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает  мяч партнеру из первой команды и  называет свое предложение, опуская  глагол, и т.д. За каждую ошибку начисляется  штрафного очка. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.

  Лексические игры.

  Цели: - тренировать учащихся в обучении лексике в ситуациях приближенных к естественной обстановке;

27

  - развивать речевую реакцию учащихся;

  - познакомить учащихся с сочетаемостью  слов;

  Рассмотрим  некоторые игры:

       1.Цифры. Цель: повторение количественных числительных. 
    Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. 
     2. Числительные. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных. 
     Ход игры: образуются две команды. Преподаватель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая - последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

     3. Запретное числительное. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

   Ход игры: преподаватель называет "запретное" числительное. Обучаемые хором считают (сначала называются количественные, затем порядковые числительные). "Запретное" числительное называть нельзя. Тот, кто  ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

  4. Пять слов. Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных уроков.

   Ход игры: пока обучаемый из одной команды  считает до пяти, представитель второй команды должен назвать пять слов по данной

   28

теме. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры. 
     5. Цвета. Цель: закрепление лексики по пройденным темам. 
     Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета.

Выигрывает  команда, которая сумеет назвать  больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

   6. Больше слов. Цель: активизация лексики по изученным темам. 
     Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов. Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд записывают слова на доске. В этом случае при подведении итогов учитывается не только количество слов, но и правильность их написания.

   7. Угадай название. Цель: активизация лексики по изученной теме. 
    Ход игры: каждый обучаемый получает тематический рисунок. Он должен рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то

же задание. Выигрывает тот, кто угадает больше названий. 
     8. Озвучивание картинки. Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.

   Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются  карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая  первой подготовит диалог и правильно  его воспроизведет. 
     9.Найди цифру. Цель: развитие лексического навыка. 
     Ход игры: один из играющих называет любое слово, пришедшее ему в голову, желательно короткое. Второй участник должен назвать слово, рифмующееся с первым, третий - добавить еще слово в рифму и т.д. Тот, кто не может назвать слово в рифму, получает минус. Когда у кого-нибудь из играющих наберется три минуса, он выходит из игры.

   29

   Выигрывает  оставшийся последним. Можно выбирать только существительные в именительном падеже единственного числа или любые другие слова.

     2.3. Ролевые игры в обучении иностранным языкам

   Психологические исследования показывают, что в период с четвертого по десятый класс, когда  осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходит несколько  возрастных стадий. Отмечается также, что главнейшие изменения в психических  особенностях личности на данной стадии ее развития обусловлены ведущей  деятельностью, характерной для  этой стадии. Младшему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более  ранний, дошкольный возрастной период, но также более ранняя форма ведущей деятельности. Этой ранней формой ведущей деятельности является ролевая игра. В младшем школьном возрасте, т.е. в семь - одиннадцать лет, ведущей деятельностью становится учение.

Как известно, большое значение в организации  учебного процесса играет мотивация  учения. Она способствует активизации  мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

  Наиболее  сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность  школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых  упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. 
    Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория - это определенная социальная среда, в которой

  30

учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех  в обучении - это результат коллективного  использования всех возможностей для  обучения. И обучаемые должны вносить  значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации  учебного процесса дает использование  ролевых игр.

   Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.  
     Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Информация о работе Формирование лексического запаса школьников через организацию коммуникативных игр на уроках английского языка