Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:22, дипломная работа
Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативно-компетентной личности, личности способной поддержать разговор на иностранном языке, способному к диалогу культур. Для того, чтобы реализовать эту цель, он должен обладать определённым запасом лексическим. Государственной программой иностранных языков предусмотрены требования, согласно которым ученик должен овладеть определённым количеством лексики.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1: Вопросы формирования лексического запаса школьников ………………………………………………………………………………...7
1.1. Краткий исторический обзор………………………………………...7
1.2.Понятия «навык», «лексическая единица», «активный и пассивный словарь» ……………………………………………………..10
1.3. Упражнения, используемые при обучении лексике……………..14 Глава 2: Коммуникативная игра, как средство формирования лексического запаса………………………………………………………19
2.1. Понятие «игра», сущность игры, её роль в учебном процессе…19
2.2. Классификация игр……………………………………………….….22
2.3. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.....................….29
2.4. Вопросы организации игры на учебном занятии…………….….36
Глава 3: Опытно-экспериментальная часть………………………….39
3.1. Гипотеза и задачи исследования…………………………………...39
3.2. Описание выборки…………………………………………………...39
3.3. Констатирующий эксперимент…………………………………….39
3.4. Формирующий эксперимент…………………………………….….42
3.5. Контрольный эксперимент………………………………………....44
Заключение………………………………………………………………...46
Список литературы………………………………………………
Наконец, как бы важны ни
были грамматические формы
Из сказанного не следует
Почти все авторы, касающиеся
вопросов обучение лексике,
10
Кроме того, само по себе слово - очень сложное и многообразное явление. Каждое слово, как известно, имеет определенный объём значений, форму и употребление.
Под формой слова понимается
фонетическая и
Вызывает трудности и объем
значения слов по сравнению
с родным языком, многозначность
слов, характер сочетаемости одних
слов с другими, употребление
слова, связанное с объемом
значения и определяемое
Помимо общих особенностей
1.2. Понятия « навык», « лексическая единица», « активный и пассивный словарь»
Формирование лексического
11
соответствующего навыка в процессе работы со словарем, с текстом, лексическими упражнениями, при активизации лексики в иноязычной речи.
В «Советском
Навык- умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного, многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной или учебной деятельности [26,854].
Согласно «Словаря русского языка»:
Навык- умение, выработанное упражнениями, привычкой [25,374].
По
законам памяти человеку
Учитывая эти данные
Опыт работы убеждает нас в
том, что если слабый и даже
средний ученик не проговорил
новую лексическую единицу
12
ознакомление учащихся с новыми словами (презентация и семантизация) и их первичное закрепление является очень напряженной работой.
В «Словаре русского языка»
дано понятие «лексическая
Лексическая единица- слово, словосочетание, идиоматическое выражение [25,229].
Среди круга вопросов,
составляющих содержание методики
обучения иностранным языкам,
проблеме лексического отбора
принадлежит одно из ведущих
мест. Правильно составленный
Количественное отношение школьного
словаря-минимума к общему
Обращаясь к словарному составу языка с целью отбора учебного
13
словаря, методисты сталкиваются с функциональной неоднородностью лексического материала, объясняющейся некоторыми особенностями речевого общения. В ходе речевого общения, представляющего собой единый процесс, проявляются две взаимосвязанные, но разные по характеру стороны речевой деятельности: понимание чужой речи и выражение собственных мыслей. Реализация этих сторон осуществляется при использовании различного по объему и составу лексического материала.
Каждый человек знает большое количество слов, которые он понимает, но обычно не употребляет в собственной речи. Эти слова составляют его пассивный словарный запас [19,36].
Более ограниченным количеством слов он пользуется для выражения своих мыслей, эти слова входят в его активный словарный запас [19,37].
Слова пассивного состава
Объем и состав активного и
пассивного словаря в родном
языке зависит от
Существуют определенные требов
- четкое произношение и различение на слух всех звуков английского языка;
-
соблюдение долготы и
- произнесение предложений при соблюдении основных типов интонации английского языка, адекватным целям высказывания;
14
- соблюдение ударения в словах;
- правильное ударение во фразе,
отсутствие ударения на
Объем языкового материала,
1.3.Упражнения, используемые при обучении лексике
Лексическим упражнением можно назвать любое упражнение, в котором соответственно смыслу обучающегося делается упор на обучение лексике. Система же лексических упражнений предполагает определенную концепцию на усвоение лексики.
При составлении системы
Понятие системы предполагает
не только наличие, каких –
либо составляющих единиц, но
и выделение определенных
15
1) Определить виды лексических упражнений.
2) Выделить
возможные стадии процесса
3) Расположить все упражнения в определенной последовательности.
Таким образом, система
Система лексических упражнений – обобщенное изложение процесса обучения лексике [19,49].
Не следует путать понятия «система» и «каталог». Каталог любого упражнения имеет тенденцию к исчерпывающему перечислению и написанию всех упражнений определенной направленности. Упражнения в каталоге должны быть классифицированы под определенным углом зрения, чтобы облегчить нахождение нужного лексического упражнения.
Каталог не решает вопрос
Каталог служит двум задачам:
1) Познакомить
с новыми лексическими
2) Дать
исчерпывающий набор
Каковы же требования к
Каталог должен соответствовать
конкретным задачам поиска
в нем на основании
определенных ориентиров. У
школьного учителя и
методиста в большинстве
16
Если таких ориентиров нет, то из каталога не узнаешь, как надо учить лексике.
Каталог – набор лексических упражнений, где от каждой единицы классификации дается исчерпывающий перечень упражнений [19,52].
При составлении каталога
возникают трудности. Лексические
упражнения можно
1) По видам речевой деятельности, в которую включено слово –