Формирование грамматических навыков посредством схем-опор на уроках немецкого языка у учащихся 6-7 классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление, обоснование и апробация педагогических условий формирования грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов посредством использования схем – опор.
Объект исследования – процесс обучения немецкому языку в 6 – 7 классах.
Предмет исследования – использования схем – опор для формирования грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ – ОПОР У УЧАЩИХСЯ 6 – 7 КЛАССОВ…………………………………………………6
Определение грамматического навыка и его характеристика………..6
Определение понятия схема-опора и его характеристика…………….35
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………….42
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАМММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ-ОПОР НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ ПО УМК И.Л.БИМ…………………………………………………………………………43
2.1 Разработки схем-опор по грамматике немецкого языка для учащихся 6-7 классов. Описание методики работы по опорной схеме.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………......................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КРMicrosoft Office Word (2).doc

— 252.50 Кб (Скачать)

   Трансформационные упражнения - это упражнения, предполагающие определённую трансформацию реплики (или части реплики учителя), собеседника, что выражается в изменении порядка слов, лица или времени глагола, числа существительного и т.п

   Например:

  • 1. Выразите ту же мысль иначе (скажите по-другому).
  • 2. Дополните предложение, обращая внимание на ... .
  • 3. Замените выделенные слова … .
  • 4. Напишите предложения в … форме.
  • 5. Объедините простые предложения в сложноподчинённые.
  • 6. Переведите предложения на иностранный язык.
  • 7. Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня.
  • 8. Посмотрите на незавершённый рисунок и выскажите предположение о том , что не успел нарисовать художник.
  • 9. Перескажите текст, представляя, что действие совершилось только что (вчера, раньше)
  • 10. Дайте начало следующих диалогов. (Приводятся ответные реплики.)
  • 11. Догадайтесь, какие вопросы были поставлены в следующих диалогах. (Приводятся ответы.)
  • 12. Прореагируйте на следующие приказания, употребляя изученные глагольные (грамматические) формы.
  • 13. Объясните причину, пор которой вы не сможете навестить товарища, используя при этом необходимые грамматические формы.
  • 14. Узнайте у товарища, где (когда, почему) произошли события, о которых идёт речь.
  • 15. Выразите сомнения в правильности высказываний вашего собеседника.
  • 16. Уточните, когда происходят указанные действия (события).
  • 17. Опровергните высказывания и дополните их.
  • 18. Сделайте вывод из того, что вам сказали, и выразите своё удивление.
  • 19. Ответьте на вопрос и задайте такой же вопрос товарищу.
  • 20. Скажите, какие вопросы вы зададите собеседнику, если захотите узнать о… .
  • 21. Передайте собеседнику смысл следующего сообщения своими словами.
  • 22. Поручите своим товарищам подготовить маршрут поездки.
  • 23. Ответьте на просьбу (приглашение, совет, комплимент).
  • 24. Откажитесь от поручения.
  • 25. Поделитесь друг с другом новостью (впечатлениями о летних каникулах.)
  • 26. Нарисуйте квартал города (дом, квартиру, комнату) и предположите, кто в нём будет жить.
  • 27. Запишите вопросы, которые вы могли бы задать в беседе с … .
  • 28. Решите и скажите, что вам нужно сделать в создавшейся ситуации.
  • 29. Разложите действие на более мелкие действия и операции. Сообщите подробно о том, что вы собираетесь делать.
  • 30. Прикиньте мысленно и скажите, что (где) должно находиться в комнате (аудитории, классе, читальном зале).
  • 31. Прокомментируйте движения (пантомимические действия).
  • 32. Передайте содержание диалога в монологической форме, обращая внимание на … .
  • 33. Измените ситуацию так, чтобы в ней можно было использовать другую грамматическую форму.

   Грамматический  навык является неотъемлемой частью любого речевого умения: чтения, аудирования, говорения и письма. Он влияет на эффективность, как понимания чужой, так и построения собственной речи.

   1.2 Определение понятия схема-опора и его характеристика 

   При обучении немецкому языку немаловажную роль играет использование различных наглядных средств: схем-опор, рисунков таблиц, фотографий и многого другого. Для нас наибольший интерес представляет понятие «схема-опора»

   Изучив  методическую литературу ряда авторов, мы пришли к выводу, что специального определения «схема – опора», «опорная схема» в обучении иностранным языкам не существует, поэтому для характеристики определения «схема-опора» мы использовали несколько источников, разделив это понятие на два основных: «схема» и «опора»

   В словаре Ушакова мы находим следующее определение схемы:

   Схема – 1)Чертеж, изображающий систему, устройство чего-нибудь или взаимоотношение частей чего-нибудь.

   2) Изложение, описание или изображение чего-нибудь в основных, главных, общих чертах.

   А в словаре Ожегова представлено такое определение, как:

   Схема – 1) Совокупность взаимосвязанных частей какого-н. устройства, прибора, узла, а также чертёж, разъясняющий принципы работы такого устройства.

   2) Изложение, описание, изображение чего-н. в главных чертах

   Словарь русских синонимов даёт нам более точное определение данного понятия:

   Схема - диаграмма, график, план, проект, таблица, схематическое изображение, чертеж; элемент, компонент, деталь, звено, метод, способ; программа, модель, изложение, скелет, описание.

   Схема в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» звучит так:

   Схема - 1) чертеж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия или установки и соединения или связи между ними.

   2) Описание, изложение чего-либо в  общих, главных чертах.

   В.Даль в Толковом словаре живого великорусского языка даёт следующее определение:

   Схема -1) образец; образ, отвлеченно от предмета.

   В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова рассмотрено следующее определение: 
      Схема -1) Место, на котором можно утвердить, укрепить что-н. для придания прочного, постоянного положения, а также предмет, служащий для поддержки чего-н.

   Понятие «опора» в словаре Ушакова даётся так: 

   Опора-1)То, что поддерживает или удерживает что-нибудь в постоянном положении, на что опирается что-нибудь, кто-нибудь.

   В словаре русских синонимов даётся следующее понятие опоры:

   Опора – помощь, основание, поддержка, базис, фундамент, первооснова, почва, главное, помочь, костяк, упор, стержень, содействие.

   Исходя  из вышеописанных определений, мы приходим к выводу, что: схемы-опоры – это средство наглядности, оформленное в виде графика, чертежа, таблицы, рисунка, диаграммы, которые рождаются в момент объяснения, позволяют включить учащихся в активную деятельность на уроке, довести представление по изучаемой теме до формирования устойчивых грамматических навыков.

   Схемы-опоры  играют важную роль в обучении грамматике. Они иллюстрируют особенности лексико-грамматического  оформления фраз, способствуя предупреждению возможных ошибок в речи учеников.

   Соотнесение модели диалога со схемами синтаксических конструкций позволяет ученикам уяснить, какие грамматические средства могут использоваться для выражения коммуникативного намерения.

   Одним из таких способов, применяемых как  русскими, так и немецкими педагогами, является применение SOS-модели, которая  состоит из 3 этапов:

   Sammeln – Ordnen – Systematisieren

   Рассмотрим  эффективность этой модели на примере  объяснения темы "Прямой и обратный порядок слов в немецком предложении". Для большей наглядности возьмем следующий текст:

   Peter treibt gerne Sport. Er spielt am Montag Fuβball. Dienstags geht er zum Schwimmen. Am Mittwoch spielt er Handball und jeden Donnerstag geht er zum Squash. Er arbeitet samstags an einer Tankstelle, am Sonntagnachmittag spielt er wieder Fuβball.

   Конечно же учитель может сначала сам  систематизировать черты общности и различия, касающиеся порядка слов в этих видах предложений, сформулировать правило и преподнести его ученикам в готовом виде. Но если эта же работа будет проделана учениками самостоятельно, в группах, учебный эффект будет гораздо интенсивнее.

Итак, на первом этапе – sammeln – учащиеся должны подчеркнуть в этих предложениях подлежащие, сказуемое и обстоятельства и определить, какие из них похожи по своей структуре.

   Второй  шаг – ordnen – предполагает упорядочивание данных предложений, т.е. учащиеся фактически должны разделить все предложения  на 2 группы и выписать их следующим  образом: 

Peter treibt gerne Sport.

Er spielt am Montag Fuβball.

Er arbeitet samstags an einer Tankstelle.

Dienstags geht er zum Schwimmen.

Am Mittwoch spielt er Handball und

jeden Donnerstag geht er zum Squash.

Аm Sonntagsnachmittag spielt er wieder Fuβball.

   Hermann Funk подчеркивает, что на этом этапе учитель является лишь созерцателем. Он может ходить по классу и наблюдать, какими стратегиями пользуются учащиеся для достижения поставленной цели. В отдельных случаях возможна индивидуальная помощь. Но в сам процесс работы учитель вмешиваться не должен.

Третий  этап – systematisieren. Ученики анализируют  сгруппированные предложения, находят  грамматические закономерности, формулируют  правило и записывают его в  виде схемы, таблицы или при помощи символов.

Что касается нашего конкретного примера, то записать полученное правило можно, используя уже знакомые нам абстрактные символы, следующим образом: 

   Таким образом, педагоги утверждают, что использование SOS-модели повышает активность учащихся, самостоятельность, развивает навыки анализа и синтеза. Применяя эту модель, учащиеся легко усваивают новое грамматическое явление, самостоятельно формулируют правило, визуализируют его с помощью схемы или рисунка и применяют затем новую грамматическую конструкцию при решении конкретной коммуникативной задачи [1, 29].

    Hermann Funk и Michael Knig выделяют следующие способы визуализации грамматических структур:

    А) полиграфические и графические  средства

    К таким средствам относятся подчеркивание, использование разных цветов и шрифтов, выделение при помощи рамок и др.

    Наглядность и легкость восприятия играют немаловажную роль в процессе обучения. Поэтому  многие учителя сообщают о том, что  работа с цветом на уроке не только увлекательна и интересна, но еще  и полезна для учеников.

    Б) Абстрактные символы

    К абстрактным символам можно отнести, например:

    

    Использование геометрических фигур в учебном  процессе наиболее распространено среди  остальных визуальных средств. Так, в учебниках И.Л. Бим встречается  много упражнений, где предложения  зашифрованы при помощи подобных символов.

    Вообще, методика обозначать глаголы через овалы, а дополнения в виде прямоугольников соответствует принципам грамматики зависимости. В основе этой грамматике лежит утверждение, что глагол определяет все предложение. В то время как в традиционной грамматике принято считать подлежащие особенной частью предложения, в грамматике зависимости оно является лишь номинальным дополнением к глаголу. Некоторые глаголы нуждаются в одном дополнении, чтобы сделать предложение полным, другие в двух или трех. Таким образом, предложение любое предложение можно представить следующим образом

    

    С одной стороны, как пишет Hermann Funk, на этом примере наглядно показано, что все члены предложения  находятся во взаимосвязи и глагол определяет их грамматические формы. Но с другой стороны, если зашифровать таким же образом распространенное предложение с несколькими второстепенными членами, схема не будет столь наглядной.

     При использовании абстрактных символов в процессе обучения необходимо помнить, что они, прежде всего, должны быть известны и понятны учащимся, как например, графические символы. Лучше всего руководствоваться правилом "меньше значит лучше", т.к. изобретение новых символов не принесет пользу, а только усложнит процесс восприятия правила или грамматических конструкций.

В) "Конкретные" символы или визуальные метафоры

Визуальные  метафоры, сочетание предметов и  конкретных картинок с абстрактными правилами, используются довольно редко. Учителя предпочитают лучше использовать таблицы или графические средства для создания наглядности, забывая о том, какой силой на самом деле обладают визуальные метафоры.

   Из  выше сказанного следует вывод, что  для урока иностранного языка  это означает, что абстрактные  слова лучше будут запоминаться, если они сопровождаются конкретными картинками и наглядными предложениями. С опорой на модель или схему школьники выполняют задания, с помощью которых они учатся задавать вопросы, отвечать на них, воспроизводить диалог-образец. Выполнение таких заданий с привлечением схематической наглядности позволяет сделать обучение диалогу более целенаправленным и управляемым [1;60]

Информация о работе Формирование грамматических навыков посредством схем-опор на уроках немецкого языка у учащихся 6-7 классов