Формирование грамматических навыков посредством схем-опор на уроках немецкого языка у учащихся 6-7 классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление, обоснование и апробация педагогических условий формирования грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов посредством использования схем – опор.
Объект исследования – процесс обучения немецкому языку в 6 – 7 классах.
Предмет исследования – использования схем – опор для формирования грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ – ОПОР У УЧАЩИХСЯ 6 – 7 КЛАССОВ…………………………………………………6
Определение грамматического навыка и его характеристика………..6
Определение понятия схема-опора и его характеристика…………….35
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………….42
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАМММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ-ОПОР НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ ПО УМК И.Л.БИМ…………………………………………………………………………43
2.1 Разработки схем-опор по грамматике немецкого языка для учащихся 6-7 классов. Описание методики работы по опорной схеме.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………......................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КРMicrosoft Office Word (2).doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Челябинской  области 

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования 

«Миасский педагогический колледж»

Кафедра иностранных языков 
 

Формирование  грамматических навыков  посредством схем-опор на уроках немецкого языка у учащихся 6-7 классов. 

Курсовая  работа 
 
 

              Выполнила студентка 400 группы

              специальности 050303 «Иностранный язык», квалификации «Учитель немецкого языка в средней школе»

              Хбатуллина  Айгуль Даниловна

              Научный руководитель: Каракина   Ю.Н.,

              преподаватель второй категории 
               
               
               

Курсовая работа допущена к защите                              Курсовая работа защищена с          

«___»________________2011г.                                        оценкой

Зав. кафедрой________________                                     «___ » _________________2011г.

                           Фамилия И.О.

Подпись____________________                                       Председатель комиссии 
 

Миасс

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ – ОПОР У УЧАЩИХСЯ 6 – 7 КЛАССОВ…………………………………………………6

    1. Определение грамматического навыка и его характеристика………..6
    2. Определение понятия схема-опора и его характеристика…………….35

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………….42

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАМММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ-ОПОР НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ ПО УМК  И.Л.БИМ…………………………………………………………………………43

2.1    Разработки схем-опор по грамматике немецкого языка для учащихся 6-7 классов. Описание методики работы по опорной схеме.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………......................47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..50

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….52 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы исследования.  Известно, что специфика учебного предмета обуславливает особенности мотивации учебной деятельности. Специфическое отличие иностранного языка от других дисциплин заключается в том, что объектом изучения в нём выступает речевая деятельность на данном языке. Часто изучающие иностранный язык уверены в том, что «если знаешь много слов, значит, хорошо умеешь говорить на иностранном языке».

    Язык  нельзя сводить к лексике, она  является лишь материалом, из которого с помощью логической системы - грамматической и синтаксической конструкций – строятся высказывания, то есть выражается мысль. Грамматические категории, в отличие от лексического материала, весьма ограничены и что особенно важно, неизменны в течение столетий. Они – то и составляют «скелет», «опорно – двигательный аппарат» языка. Без этого «скелета» язык – россыпь разнородных элементов. Именно этот аппарат придаёт языку «лицо», характер. Чтобы перевести любую мысль с одного языка на другой, нужны не только другие слова, но и другая логика построения высказывания, другие взаимосвязи, знание другой культуры.

    Принимая  во внимание то, что ученики не очень  любят грамматику своего родного  языка, так как очень большие  правила, с трудом запоминающиеся, поэтому от учителя иностранного языка требуется хорошее знание и русской грамматики и грамматики изучаемого иностранного языка. Как сказал великий немецкий классик И.В. Гёте: «Wer fremde Sprachen nicht lernt, weiß nicht von seiner eigenen». Кто не учит иностранный язык, тот не знает и свой собственный.

    Наиболее  интересными в плане освоения методики вопроса по формированию грамматического  навыка являются работы авторов И.Л.Бим, В.М.Филатова, Е.И.Пассова, Н.Д.Гальсковой, Е.Н.Солововой.

    Действительно, при изучении, например, немецкой грамматики часто приходится прибегать к грамматике русского языка; сравнивать, сопоставлять, но ещё большее значение имеет то, насколько учитель владеет методикой формирования грамматического навыка у учащегося.

    Грамматика представляет собой наиболее абстрактный ярус форм и значений, поэтому освоение грамматики как системы максимально способствует умственному развитию учащегося, развитию логического мышления. Однако многократно сталкиваясь с трудностями построения высказывания на иностранном языке, учащийся теряет интерес к «предмету». Здесь очень важно предоставить свою помощь в виде схем – опор.

    Исходя  из вышесказанного, сформулируем основное противоречие:

    - между низким уровнем сформированности грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов по иностранному языку и отсутствием эффективных методических средств для формирования грамматических навыков.

    Обозначенное  противоречие обусловило выбор темы нашего исследования «Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка  у учащихся 6 – 7 классов посредством схем – опор».

    На  основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: Каковы педагогические условия использования схем – опор как средства формирования грамматических навыков на уроках немецкого языка в 6 – 7 классах?

    Цель  исследования – выявление, обоснование и апробация педагогических условий формирования грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов посредством использования схем – опор.

    Объект  исследования – процесс обучения немецкому языку в 6 – 7 классах.

    Предмет исследования – использования схем – опор для формирования грамматических навыков у учащихся 6 – 7 классов.

    Гипотеза  исследования если:

-  проанализировать  УМК автора И.Л.Бим для 6 –  7 классов, выявить грамматические  темы;

-  разработать  и систематизировать комплекс  схем – опор для учащихся   6 – 7 классов по УМК

-  внедрить  разработанный комплекс схем  – опор в процесс обучения,

то это  будет способствовать эффективному и успешному формированию грамматических навыков.

Задачи исследования:

  1. изучить, проанализировать теоретический аспект по проблеме исследования;
  2. раскрыть ключевые понятия исследования «грамматические навыки», «схемы – опоры»;
  3. создать комплекс схем – опор по грамматике УМК и апробировать.

    Методы  исследования: теоретические – изучение и анализ литературы, конспектирование, составление библиографии; методы наглядного представления результатов (таблицы, графики) и др.

    Теоретическая значимость исследования: анализ и систематизация результатов методической, педагогической литературы по проблеме исследования. В рамках исследования уточнено понятие схем – опор по грамматике и рассмотрено понятие «грамматический навык» с различных  сторон.

    Практическая  значимость исследования: создание комплекса схем – опор по грамматике для учащихся 6 – 7 классов по УМК.

      Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, включающего 20 наименований. В работе содержится 2 таблицы и приложение в виде презентации.

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ – ОПОР У УЧАЩИХСЯ 6 – 7 КЛАССОВ

   В первой главе рассмотрены три вопроса, касающиеся теоретического обоснования проблемы нашего исследования: раскрыто содержание понятий «грамматический навык» и «схемы – опоры»; схемы – опоры как средство формирования грамматических навыков (характеристика, принципы работы и т.д.); обобщен педагогический опыт по формированию грамматических навыков.

   1.1 Определение грамматического навыка и его характеристика 

   Грамматика  наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. По определению доктора филологических наук, профессора В.Г. Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.

   Умение  грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий  использования языка как средства общения. Овладение грамматикой  изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

   При помощи набора лексических единиц нельзя точно передать мысль, поскольку  лексические единицы лишь называют предмет или явления. Отношения  же между ними отражаются в грамматических значениях. Грамматике принадлежит организующая роль. Грамматически выражаются отношения между подлежащим и сказуемым (субъектом и предикатом), определяемым и определяющим действием и объектом, временные, пространственные, причинные связи явлений, отношения говорящего к высказываемой мысли и собеседнику. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли.

   Таким образом, грамматика выполняет функцию  строительного материала речи (устной и письменной). Грамматика пронизывает  весь язык. По образному выражению В.М. Филатова, «это скелет, на котором держатся все слова. Речевые высказывания, тексты… это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на котором возводится здание под названием «Иностранный язык»… грамматику можно сравнить со знаками дорожного движения, с географической картой, с планом застройки города… она помогает нам общаться на языке, жить в этом языке, творить». [17; 15]

   Значение  изучения грамматики иностранного языка  заключается еще и в том, что  оно помогает лучше осознать грамматический строй родного языка, развивает логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и обобщению, т.е. в процессе ее изучения реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели обучения.

   В коре головного мозга действует система стереотипов, которая диктует правила организации слов в связное целое. Система стереотипов определяет существование интуитивной, неосознанной грамматики, которую носит в себе каждый человек на родном языке. При изучении иностранного языка также необходимо запустить механизм стереотипии на базе отобранного грамматического минимума, т.е. создать интуитивную грамматику, которая способствовала бы организации речи на иностранном языке.

   При этом надо иметь в виду следующие  существенные отличия в условиях овладения родным и иностранным языком, которые сказываются на подходе к обучению грамматике иностранного языка.

   1) Родной язык является первичным  жизненно необходимым средством  общения, усвоение которого естественно  мотивируется, поскольку родной язык усваивается в детском возрасте параллельно с приспособлением ребенка к окружающей среде. Иностранный язык – вторичное средство общения, использование которого не диктуется жизненной необходимостью; овладение иностранным языком начинается в школьном возрасте, когда основное средство общения – родной язык – уже сложилось, поэтому требуются специальные усилия для вызова мотивации изучения языка.

   2) Родной язык усваивается в  естественной языковой среде,  из которой ребенок без специальных  усилий, т.е. непроизвольно и в сжатые сроки, вычленяет закономерности. Освоение иностранного языка происходит в учебных условиях в чужеродной для него среде. Здесь нет достаточной базы для непроизвольного выявления закономерностей. Поэтому при овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой, а также соотношению произвольной формы внимания с непроизвольной, т.е. последовательному осуществлению принципа сознательности.

Информация о работе Формирование грамматических навыков посредством схем-опор на уроках немецкого языка у учащихся 6-7 классов