Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа
Сегодня в мировой экономике происходят беспрецедентные геополи-тические изменения, обусловленные, прежде всего, глобализацией и межго-сударственной экономической интеграцией. Однако приходится признать, что эти глобальные явления являются всего лишь объективным следствием других не столь броских и очевидных, но не менее масштабных и значимых явлений, связанных с формированием «новой экономики», или «экономики знаний».
Инновационный менеджмент связан с различными видами иннова-ционной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:
постоянная
корректировка инновационных
ориентация на достижение запланированного конечного результата инновационной деятельности предприятия:
использование современной информационной базы для многова-риантных расчетов при принятии управленческих решений;
изменение
функций стратегического
упор на все основные факторы изменения и улучшения инновационной деятельности предприятия;
оценка управления работы в целом только на основе реально достиг-нутых конечных результатов;
привлечение всего научно-технического и производственного потен-циала предприятия к ее управлению и др.
Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:
определение целей стратегического управления и развития предпри-ятия;
выявление приоритетных задач, их очередность и последовательность решения;
управление изменениями на предприятии;
разработка стратегии развития предприятия — системы хозяйственных задач и путей их решения;
подготовка системы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции (в рамках жизненного цикла продукции);
оценка необходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения;
обеспечение жесткого контроля за выполнением поставленных задач в сфере инновационной деятельности;
прогнозирование как предвидение результатов развития предприятия, происходящего под воздействием существующих факторов;
обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесто-чайшей конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожи-данности и др.
Инновационный менеджмент располагает своим собственным экономи-ческим механизмом и тесно связан с методологией научного управления. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой предприятия в рыночных условиях, когда результаты деятельности предпри-ятия получают оценку на рынке.
Содержание понятия «инновационный менеджмент» обычно рассмат-ривают как организацию управлении предприятием и как процесс принятия управленческих решений. Этапом разработки методологии научного управ-ления стал анализ содержания работы и определение се основных компо-нентов. Затем была обоснована необходимость систематического исполь-зования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объемов производства. Авторы работ по научному управлению А. Файоль. П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг и другие выдвинули и обосновали следующие научные положения:
важность применения научного анализа для определения наилучших способов достижения целей;
целесообразность отбора и использования работников, наиболее подхо-дящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последова-тельного обучения и переобучения;
необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.
Таким образом, управление инновациями — это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновле-ния различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями — ключ к поддержанию высокой эффективности производства.
2
АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1
Нормативно-правовая база инновационной
деятельности в Республике Беларусь
Мировой опыт показывает, что государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, разрабатывают и эффективно применяют государственную инновационную политику.
Государственная инновационная политика является составной частью государственной политики научно-технического и социально-экономи-ческого развития, которая выражает отношение государства к инновацион-ной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности орга-нов государственной власти в цепи событий цикла «наука - техника – произ-водство» [3, с. 10].
Научно-техническая
политика Республики Беларусь является
частью социально-экономической
Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются [3, с. 15] :
На
современном этапе научно-
Государственная инновационная политика республики касается широ-кого круга проблем:
Одним из основных элементов национальной инновационной политики (наряду с государственными приоритетами, институциональной инфра-структурой, системами финансирования и подготовки и переподготовки кадров) является нормативная правовая база. Более того, законотворческая деятельность является безусловной прерогативой государства, важнейшим инструментом регулирования научно-технической и инновационной деятель-ности в стране, главным фактором формирования «правил игры» на рынках научно-технической и инновационной продукции.
Согласно ст. 51 Конституции Республики Беларусь государство гаран-тирует свободу научного творчества и содействует развитию научных и технических исследований на благо общих интересов. Нормативные основы собственно научно-инновационной деятельности в Беларуси начали заклады-ваться в первые годы ее суверенитета в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2I05-XII. В преамбуле этого нормативного правового акта (в редакции 1997 г) прямо указывается, что наука находится под опекой государства и пользуется поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, культуры, общественных отношений, а государ-ство обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Дальнейшее
развитие правовая база получила в
рамках Программы развития научно-инновационной
деятельности, одобренной Правительством
в феврале 1996г. и разработанной
по инициативе Государственного комитета
по науке и технологиям (ГКНТ) для
активизации процесса продвижения
научно-технических разработок в
производство, создания новых механизмов
стимулирования научно-технического прогресса
и его государственной
В последующие годы принимается комплекс нормативных правовых актов, связанных с решением теоретико-методологических проблем опреде-ления новых и высоких технологий, формированием и функционированием базовых элементов инновационной инфраструктуры, порядка их финан-сирования и т. д., в том числе:
-
Положение Министерства
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1084 «Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. № 1301 «Об утверждении порядка софинансирования программ и проектов международного технического сотрудничества в Республике Беларусь»;
-
Постановление Совета
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда»;
-
Постановление Совета
Информация о работе Совершенствование системы управления инновационной деятельностью на предприятии