Совершенствование системы управления инновационной деятельностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в мировой экономике происходят беспрецедентные геополи-тические изменения, обусловленные, прежде всего, глобализацией и межго-сударственной экономической интеграцией. Однако приходится признать, что эти глобальные явления являются всего лишь объективным следствием других не столь броских и очевидных, но не менее масштабных и значимых явлений, связанных с формированием «новой экономики», или «экономики знаний».

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 120.91 Кб (Скачать)

     Инновационный менеджмент связан с различными видами иннова-ционной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:

     постоянная  корректировка инновационных целей  и программ в зави-симости от состояния рынка, изменений внешней среды;

     ориентация  на достижение запланированного конечного  результата инновационной деятельности предприятия:

     использование современной информационной базы для  многова-риантных расчетов при принятии управленческих решений;

     изменение функций стратегического управления и планирования — от текущего к перспективному;

     упор  на все основные факторы изменения  и улучшения инновационной деятельности предприятия;

     оценка  управления работы в целом только на основе реально достиг-нутых конечных результатов;

     привлечение всего научно-технического и производственного потен-циала предприятия к ее управлению и др.

     Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:

     определение целей стратегического управления и развития предпри-ятия;

     выявление приоритетных задач, их очередность  и последовательность решения;

     управление  изменениями на предприятии;

     разработка  стратегии развития предприятия  — системы хозяйственных задач  и путей их решения;

     подготовка  системы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции (в рамках жизненного цикла продукции);

     оценка  необходимых ресурсов и поиск  источников их обеспечения;

     обеспечение жесткого контроля за выполнением поставленных задач в сфере инновационной  деятельности;

     прогнозирование как предвидение результатов  развития предприятия, происходящего  под воздействием существующих факторов;

     обеспечение жизнеспособности своего предприятия  в условиях жесто-чайшей конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожи-данности и др.

     Инновационный менеджмент располагает своим собственным  экономи-ческим механизмом и тесно связан с методологией научного управления. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой предприятия в рыночных условиях, когда результаты деятельности предпри-ятия получают оценку на рынке.

     Содержание  понятия «инновационный менеджмент»  обычно рассмат-ривают как организацию управлении предприятием и как процесс принятия управленческих решений. Этапом разработки методологии научного управ-ления стал анализ содержания работы и определение се основных компо-нентов. Затем была обоснована необходимость систематического исполь-зования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объемов производства. Авторы работ по научному управлению А. Файоль. П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг и другие выдвинули и обосновали следующие научные положения:

     важность  применения научного анализа для  определения наилучших способов достижения целей;

     целесообразность  отбора и использования работников, наиболее подхо-дящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последова-тельного обучения и переобучения;

     необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

     Таким образом, управление инновациями — это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновле-ния различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями — ключ к поддержанию высокой эффективности производства.

 

     2  АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 
 

     2.1 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь 

     Мировой опыт показывает, что государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, разрабатывают  и эффективно применяют государственную  инновационную политику.

     Государственная инновационная политика является составной  частью государственной политики научно-технического и социально-экономи-ческого развития, которая выражает отношение государства к инновацион-ной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности орга-нов государственной власти в цепи событий цикла «наука - техника – произ-водство» [3, с. 10].

     Научно-техническая  политика Республики Беларусь является частью социально-экономической политики государства, выражающей отношение  государства к научно-технической  деятельности, определяющей цели, напра-вления и формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

     Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются [3, с. 15] :

  • обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
  • совершенствование научного, научно-технического и иннова-ционного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;
  • достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.
 

     На  современном этапе научно-техническая  политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разра-ботку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Главная задача инновационной политики - стимулирование иннова-ционных процессов.

     Государственная инновационная политика республики касается широ-кого круга проблем:

  • стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;
  • технологической перестройки производства;
  • формирования инфраструктуры и информационной базы ново-введений;
  • создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;
  • обеспечения единства инновационной политики в целях быстрей-шей технологической перестройки экономики;
  • совершенствования образования, прежде всего высшего, для под-готовки специалистов современного уровня, способных к активным иннова-ционным действиям;
  • привлечения иностранных инвестиций;
  • содействия формированию рыночных механизмов для поддер-жания инновационных процессов;
  • научно-технического прогнозирования и программирования и другого.
 

       Одним из основных элементов национальной инновационной политики (наряду с государственными приоритетами, институциональной инфра-структурой, системами финансирования и подготовки и переподготовки кадров) является нормативная правовая база. Более того, законотворческая деятельность является безусловной прерогативой государства, важнейшим инструментом регулирования научно-технической и инновационной деятель-ности в стране, главным фактором формирования «правил игры» на рынках научно-технической и инновационной продукции.

         Согласно ст. 51 Конституции Республики Беларусь государство гаран-тирует свободу научного творчества и содействует развитию научных и технических исследований на благо общих интересов. Нормативные основы собственно научно-инновационной деятельности в Беларуси начали заклады-ваться в первые годы ее суверенитета в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2I05-XII. В преамбуле этого нормативного правового акта (в редакции 1997 г) прямо указывается, что наука находится под опекой государства и пользуется поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, культуры, общественных отношений, а государ-ство обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационной деятельности.

     Дальнейшее  развитие правовая база получила в  рамках Программы развития научно-инновационной  деятельности, одобренной Правительством в феврале 1996г. и разработанной  по инициативе Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) для  активизации процесса продвижения  научно-технических разработок в  производство, создания новых механизмов стимулирования научно-технического прогресса  и его государственной поддержки. Результатом реализации этой программы  в законодательном плане явилась  разработка целого ряда нормативных  правовых актов, в числе которых  законы Республики Беларусь «О научной  деятельности», «О служебном изобретении», «О пресечении недобросовестной конкуренции», «О научно-технической информации», а также принятие нескольких документов методического плана, касающихся оценки научно-технического уровня инновационных  проектов, методических указаний по работе с нематериальными активами, а  также выпуск официального стандартизированного терминологического сборника «Инновационная деятельность. Термины и определения».

     В последующие годы принимается комплекс нормативных правовых актов, связанных  с решением теоретико-методологических проблем опреде-ления новых и высоких технологий, формированием и функционированием базовых элементов инновационной инфраструктуры, порядка их финан-сирования и т. д., в том числе:

  • Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1996 г. № 143 «О программе развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 фев-раля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки»;

     - Положение Министерства экономики  Республики Беларусь от 24 апреля  1997 г., Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г. «О порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы разрабаты-ваемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производств и организаций, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным»;

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1997 г. № 998 «Об утверждении Положения о научно-технологическом парке»;
  • Приказ Государственного комитета по науке и технологиям Респуб-лики Беларусь от 27 октября 1997 г. №95 «Об утверждении Порядка отнесе-ния субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 105 «О механизме реализации мер государственной поддержки создания и развития производств, основанных на новых и высоких техно-логиях»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 1998 г. № 712 «О некоторых вопросах регулирования научно-технической деятельности»;

     - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1084 «Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета»;

     - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. № 1301 «Об утверждении порядка софинансирования программ и проектов международного технического сотрудничества в Республике Беларусь»;

     - Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 29 октября  1998 г. № 1652 «Об утверждении положения о порядке разработки и выпол-нения государственных научно-технических программ»;

     - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда»;

     - Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 31 мая  1999г. «Об утверждении Положения  о порядке конкурсного отбора  и реали-зации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюд-жета»;

Информация о работе Совершенствование системы управления инновационной деятельностью на предприятии