Мероприятия по повышению инновационного потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является детальный анализ инновационного потенциала предприятия.
В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сводятся к следующему:
. Расскрыть основы инновационного менеджмента;
. Проанализировать инновационную деятельность предприятия ОАО «Восток-Хабаровск». Выявить достоинства и недостатки.
. Предложить рекомендации по повышению инновационного потенциала предприятия.

Оглавление

Введение
1. Основы инновационного менеджмента
1.1 Содержание и задачи инновационного менеджмента
.2 Организация инновационного менеджмента
.3 Регулирование инновационной деятельности
2. Оценка инновационной деятельности предприятия
2.1 Характеристика предприятия
.2 Анализ организационно-технического уровня предприятия
.3 Оценка профессиональных качеств персонала
3. Мероприятия по повышению инновационного потенциала предприятия
3.1 Выявление недостатков
.2 Мероприятия по улучшению инновационного потенциала предприятия
.3 Расчет годового экономического эффекта от внедрения мероприятий
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

дп2.rtf

— 764.67 Кб (Скачать)

Аннотация

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях инновационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любой успешной компании

Предметом исследования курсовой работы является оценка инновационного потенциала предприятия.

Объект исследования - ОАО «Восток-Хабаровск».

Целью курсовой работы является детальный анализ инновационного потенциала предприятия.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников.

Во введении обосновывается выбор темы, цель работы, ее актуальность, формируется круг вопросов, необходимых для решения поставленной проблемы.

В первом разделе теоретические основы инновационного менеджмента.

Во втором разделе произведена оценка инновационного потенциала предприятия.

Третий раздел носит рекомендательный характер.

В заключении излагаются теоретические и практические выводы по данной проблеме.

Объем работы 50 страниц, список источников состоит из 15 наименований, содержит 6 таблиц.

 

 

Содержание

инновационный менеджмент персонал маркетинг

Введение

1. Основы инновационного менеджмента

1.1 Содержание и задачи инновационного менеджмента

.2 Организация инновационного менеджмента

.3 Регулирование инновационной деятельности

2. Оценка инновационной деятельности предприятия

2.1 Характеристика предприятия

.2 Анализ организационно-технического уровня предприятия

.3 Оценка профессиональных качеств персонала

3. Мероприятия по повышению инновационного потенциала предприятия

3.1 Выявление недостатков

.2 Мероприятия по улучшению инновационного потенциала предприятия

.3 Расчет годового экономического эффекта от внедрения мероприятий

Заключение

Список используемых источников

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях инновационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любой успешной компании

Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Управление инновациями - сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой деятельности профессиональных управляющих.

Инновационный менеджмент основывается на таких ключевых моментах, как:

поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации;

организация инновационного процесса для данной инновации;

процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Предметом исследования курсовой работы является оценка инновационного потенциала предприятия.

Объект исследования - ОАО «Восток-Хабаровск».

Целью курсовой работы является детальный анализ инновационного потенциала предприятия.

В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сводятся к следующему:

. Расскрыть основы инновационного менеджмента;

. Проанализировать инновационную деятельность предприятия ОАО «Восток-Хабаровск». Выявить достоинства и недостатки.

. Предложить рекомендации по повышению инновационного потенциала предприятия.

Методологической основой исследования послужили работы таких авторов как: И.Г. Балабанов «Инновационный менеджмент», С.В. Валдайцев «Инновационный менеджмент», В.Т. Шишмаков «Основы инновационного менеджмента на предприятиях промышленности и транспорта» и др.

 

 

1. Основы инновационного менеджмента

 

.1 Содержание и задачи инновационного менеджмента

 

Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.[15, с. 5]

В настоящее время понятия инновации, принятого в документах международного стандарта, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Оно взято за основу и при выработке нормативной правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности.

Основными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна и коммерческая реализуемость, то есть новшество реализуемо на рынке, что означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Таким образом, сама по себе новая идея, отраженная в схемах, чертежах - это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями. Кроме того, в условиях рыночной экономики практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанной с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуги. [15, с. 5-6]

Чтобы управлять инновационной деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные варианты, сформировать организационные и производственные структуры, необходим особый вид профессиональной деятельности - инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент - это самостоятельная область научных знаний и профессиональной деятельности. [12, с. 7]

В общем понимании инновационный менеджмент - это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок с целью получения прибыли. Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств. Инновационный менеджмент рассматривает специфические формы управления в сфере инноваций, инновационных процессов, осуществляемых всеми хозяйствующими субъектами, во всех сферах национальной экономики.

Инновационный менеджмент как наука управления представляет собой систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами, инновационной деятельностью для достижения стратегических целей и решения тактических задач. Он базируется на теоретических положениях общего менеджмента, которые применимы к управлению научно-производственным циклом и представляет совокупность систематизированных знаний по теории инноватики.

Как способ управления инновационный менеджмент направлен на выполнение основных функций научно-технической деятельности в части разработки и внедрения полученных новых результатов, проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на создание новой продукции, модернизацию и совершенствование технических параметров и качества ранее освоенной и выпускаемой продукции. Инновационный менеджмент способствует созданию и рациональному использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке.

Как самостоятельная область научных знаний инновационный менеджмент сформировался во второй половине XX столетия.

Инновационный менеджмент позволяет реализовать возможности научной деятельности и тем самым достичь мирового лидерства в отдельных областях научных знаний, обеспечивающих высокий потенциал соответствующих стран, реализовать способность науки как средства производства богатства.

Объектами инновационного менеджмента выступают инновационные процессы во всем их разнообразии: сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационная деятельность предприятия, сами научно-технические новшества. Уровень инновационной деятельности включает: народное хозяйство в целом, отраслевой уровень, предприятие, отдельный инновационный проект, отдельная разработка. Условия ведения инновационной деятельности зависят от поставленных задач, сроков их выполнения, последовательности выполнения, исполнителей. [15, с. 7-8]

Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры развития на заданный период. С одной стороны, цель выступает как результат прогнозов и оценки ситуации, а с другой - как ограничитель для планируемых инновационных мероприятий.

Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области создания изобретения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации сбыта такой продукции, внедрения нового товара на рынок, закрепления на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.

Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно выделить следующие: ориентация инноваций на рынок, соответствие инноваций целям предприятия, восприимчивость предприятия к инновациям, наличие на предприятии источника творческих идей, экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов, эффективные методы управления инновационными проектами и контроль за их реализацией, индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.

Исходные принципы инновационного менеджмента сводятся к следующим основным положениям: инновации есть решающее условие выживания предприятия, и они должны соответствующим образом управляться; ресурсы, выделенные на НИР и ОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению поставленной цели. Чтобы выявить факторы, обеспечивающие успех, требуется постоянный анализ выполненных и внедренных инноваций; повышение эффективности инвестиций в НИР и ОКР.

Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих задач (работ):

разработка и осуществление единой инновационной политики;

разработка проектов и программ инновационной деятельности;

подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;

контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;

финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;

подготовка и обучение персонала к инновационной деятельности;

формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов. [14, с. 23]

Перечень задач, которые можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может различаться по отношению к продуктовым инновациям и технологическими нововведениями. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требующими своего решения, будут:

исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов;

прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара;

анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта;

определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта;

поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации технически сложных изделий и высокорисковых нововведений;

анализ затрат, цены с учетом объемов производства и сбыта нового продукта для получения целевой прибыли;

оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций;

выявление возможных технических и коммерческих рисков, их минимизация, способы страхования;

определение эффективной маркетинговой стратегии, выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта;

оценка идей по созданию новых продуктов, управление персоналом, занятым в разработке и производстве нового продукта, создание благоприятного климата и корпоративной культуры.

Состояние инновационной системы, когда обеспечивается эффективное и согласованное функционирование всех внутренних и внешних ее элементов, называется гармонией. Поэтому основная целевая задача инновационного менеджмента - достижение гармонии в развитии инновационного предприятия.

Выделяют две группы функций инновационного менеджмента:

) основные;

Информация о работе Мероприятия по повышению инновационного потенциала предприятия