Инновационный потенциал промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:31, реферат

Краткое описание

Понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как "совокупность возможностей" предприятия. Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность ресурсов, которые характеризуют его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие производственные резервы, которые могут быть использованные в экономической деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.07 Кб (Скачать)

Введение.

Рост роли отдельных субъектов  хозяйственной деятельности (в первую очередь предприятий высокотехнологических  отраслей), необходимость их целенаправленного  взаимодействия один с одним и  внешней средой в границах, предусмотренных  механизмами рыночной и административной регуляции, ставит проблему формирования и использования их инновационного потенциала. Эффективное решение  этой проблемы предусматривает выявление  и использование существующих и  перспективных рыночных возможностей, поддерживая определенный баланс внешних  и внутренних возможностей, с целью  достижения успеха у конкуренции, максимизации показателей прибыльности, достижения высокой благосклонности потребителей на рынке и тому подобное. Решение  этой проблемы создает возможности  трансформации стихийного, неуправляемого рыночными регуляторами или административно  интуитивного поиска путей формирования инновационного потенциала промышленных предприятий в научно обоснованный, обеспечив переход на концепцию  инновационного развития. Вышеприведенное обусловливает целесообразность разработки тематики исследования и оценки уровня инновационного потенциала промышленного предприятия.

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ  ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

1.1 Инновационный потенциал промышленного предприятия. Динамическая составляющая потенциала предприятия.

Понятие потенциала тесно  связано со структурой целей и  обычно определяется как "совокупность возможностей" предприятия. Под потенциалом  предприятия принято понимать совокупность ресурсов, которые характеризуют  его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие производственные резервы, которые  могут быть использованные в экономической  деятельности.

Модель потенциала любого предприятия определяется:

- имеющимися объемами  и качеством ресурсов (численностью  занятых, основными производственными  и непроизводственными фондами,  оборотными фондами или материальными  запасами, финансами и невещественными  ресурсами - патентами, лицензиями, информацией, технологией);

- способностью персонала  (специалистов, рабочих, вспомогательного  персонала) к созданию определенной  продукции, другими словами - его  образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивацонным потенциалом;

- способностью менеджмента  оптимально использовать имеющиеся  ресурсы предприятия (подготовкой,  талантом и профессиональной  адаптацией менеджеров, умением  создавать и обновлять организационные  структуры предприятия)

- инновационной способностью (то есть способностью предприятия  к обновлению производства, изменения  технологии, других инноваций)

- информационными характеристиками (то есть способностью накапливать,  обрабатывать и систематизировать  информацию для ее использования)

- финансовыми характеристиками (кредитоспособностью предприятия,  внутренней и внешней задолженностью  и тому подобное)

Общий потенциал предприятия  может быть структурированный с  производственно-технологического потенциала, научно-технического потенциала, финансово-экономического потенциала, кадрового потенциала и  собственно инновационного потенциала, который составляет будто ядро всего  потенциала, органически входя в  каждую его часть.

Между инновационным потенциалом  и другими составляющими общего потенциала предприятия существуют сложные диалектические связи. Выделение  части инновационного потенциала в  общем потенциале промышленного  предприятия является слабоструктуризирующей проблемой, которая нуждается в существенных исследованиях с точки зрения возможности формализации. В связи со слабоструктурированостью можно утверждать о возможности использования методов опосредствованной формализации.

Под инновационным потенциалом  понимается способность предприятия  создавать новую стоимость путем  привлечения всех его имеющихся  материальных и невещественных активов  с целью его инновационного развития. В рыночных условиях инновационный  потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ  предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.

Инновационный потенциал  формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный  потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал.

К основным средствам инновационной  деятельности можно отнести необоротные  материальные активы, в частности  машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, а также  библиотечные фонды. Объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена.

Второй подход к оценке инновационного потенциала материальных ресурсов заключается в использовании  коэффициенту, который определяет инновационность материальных ресурсов К (0 < К < 1). Обычно, коэффициент К зависит от отрасли деятельности предприятия и его инновационной активности, и оценивается экспертами.

Материальные ресурсы  предприятия отображаются в балансе  предприятия как активы. Традиционно  считается, что именно основные средства и оборотные активы, а также  способность предприятия эффективно их использовать определяют потенциал  предприятия. В то же время в информационную эпоху учета в управленческом учете преимущественно материальных активов не полностью адекватным действительности, поскольку не менее важным источником создания стоимости предприятия становятся невещественные и рыночные активы, трудовые ресурсы.

1.2 Приоритетность  интеллектуального потенциала в  формировании инновационного потенциала  предприятия

В течение последних двух лет произошел настоящий прорыв в ключевых отраслях науки и техники, в частности, отраслях информационных технологий, СМИ и коммуникаций. Вследствие этого получаются новые  инструменты формирования конкурентных преимуществ, которые никогда ранее  не существовали, однако воспринимаются сегодня как необходимая составляющая каждого вида деятельности. Много  из этих инструментов имеют невещественный характер, оттого, учитывая их стратегический для предприятия характер, их целесообразно  рассматривать как активы.

На сегодня стоимость  той или другой компании меньше определяется "ощутимыми" ценностями - домами, машинами, техникой и тому подобное. Все в большей степени ее цену формируют невещественные ресурсы  идеи, квалификация персонала, имидж  марки, стратегическое совокупление ключевых процессов из обработки информации.

До недавнего времени  понятие "интеллектуальный потенциал" использовалось в узком понимании  на уровне показателей количества запатентованных  предприятием результатов НИОКР  и тому подобное. В то же время, в  современных условиях нецелесообразно  останавливаться лишь на таком сравнительно узкой трактовке интеллектуального  потенциала, ведь внешняя среда стимулирует  предприятие к поиску и развитию других не менее важных форм невещественных активов предприятия. Развивая достижение зарубежных и отечественных ученых и учитывая национальные нормативные акты, целесообразно употреблять термин «интеллектуальный потенциал» как составляющую инновационного потенциала, которая в результате его реализации в ходе экономического развития предприятия, трансформируется в интеллектуальный капитал. Учитывая неоднородность интеллектуального потенциала среди его ресурсов целесообразно различать невещественные активы, маркетинговые, управленческо-инфраструктурные и трудовые ресурсы.

Нематериальные активы согласно с действующим законодательством - неовеществлённые активы, то есть немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированные (отделенные от предприятия) и содержаться предприятием с целью использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставленный в аренду другим лицам. Нематериальные активы могут быть приобретенные или полученные в результате разработки. Они отображаются в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена.

1.3 Методические  положения оценки инновационного  потенциала предприятия

Учитывая стратегический характер решений, уровень инновационного потенциала важно оценивать с  учетом особенностей внешней среды  и выявлением в нем стратегических возможностей исследующегося предприятия. С целью комплексной оценки уровня инновационного потенциала исследующегося предприятия текущее состояние предприятия должен быть проанализированный за двумя направлениями. Во-первых, посредством внутреннего анализа инновационного потенциала с учетом прошедшей, теперешней и будущей стратегической позиции предприятия. Во-вторых, анализа инновационного потенциала относительно текущих конкурентов в определенном отрезке времени. Такой подход позволяет определить основные отклонения инновационного потенциала относительно желаемых позиций.

Общая методологическая схема  многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую последовательность:

1. Устанавливается перечень кластер-факторов, связанных с соответствующими свойствами инновационного потенциала и строится «дерево кластер-факторов», ствол котрого - уровень развития и качество инновационного потенциала в целом, а ветви, расположенные на соответствующих уровнях, более детальные его свойства.

2. В соответствии с  установленным перечнем кластер-факторов и структуризацией их за разработанным «деревом кластер-факторов» устанавливаются показатели оценки потенциала.

3. Согласно проведенной  структуризации и иерархизации показателей оценки рассчитывается коэффициент весомости каждого показателя.

4. Избирается база сравнения уровня инновационного потенциала, за которую может быть взятый инновационный потенциал исследующегося предприятия за предыдущий период или инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурента.

5. Проводя сравнительный  анализ посредством метода средневзвешенной рассчитываем показатель роста инновационного потенциала (или показатель уровня инновационного потенциала) исследующегося предприятия. Оцениваем интенсивность инновационного развития.

6. На основании полученных  данных делается вывод относительно  уровня инновационного потенциала. Результаты оформляются соответствующим  образом в удобный для реализации поставленной цели форме.

 

 

 

Заключение.

Инновационный потенциал  формируется из двух основных элементов: потенциал материальных ресурсов инновационной  деятельности; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические  цели использования и развития, подлежит влиянию различных факторов и  в зависимости от уровня развития может быть отнесен к сильным  или слабым сторонам предприятия.

Для анализа инновационного потенциала промышленного предприятия  существует система оценки посредством  кластер-факторов (критериев) и основных показателей, которые их характеризуют. Эта система показателей может быть использованная как для внутренней оценки уровня инновационного потенциала, так и для сравнительного анализа касаемо инновационных возможностей конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия/. М.: Кнорус, 2009.-232 с.
  2. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С., Воробьев А.С. Инновационный менеджмент, Изд.: Академия, 2008г., 368с.
  3. Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент, Изд.: Центрполиграф, 2010г., 288с.
  4. Балдин К.В., Барышева А.В., Галдицкая С.Н., Передеряев И.И., Кочкин Н.А. Инновационный менеджмент, Изд.: Дашков и К, 2009г., 384с.
  5. Бусыгин А.В. Деловое проектирование и управление проектом. Курс лекций. –М.: Бусыгин, 2003.
  6. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. 3-е изд. –М.: ЮНИТИ, 2007г.,336с.
  7. Кузнецов Б. Т., Кузнецов А. Б. Инновационный менеджмент/ М.:Юнити-дана, 2009. -368 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА.

Информация о работе Инновационный потенциал промышленного предприятия