Мероприятия по повышению инновационного потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является детальный анализ инновационного потенциала предприятия.
В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сводятся к следующему:
. Расскрыть основы инновационного менеджмента;
. Проанализировать инновационную деятельность предприятия ОАО «Восток-Хабаровск». Выявить достоинства и недостатки.
. Предложить рекомендации по повышению инновационного потенциала предприятия.

Оглавление

Введение
1. Основы инновационного менеджмента
1.1 Содержание и задачи инновационного менеджмента
.2 Организация инновационного менеджмента
.3 Регулирование инновационной деятельности
2. Оценка инновационной деятельности предприятия
2.1 Характеристика предприятия
.2 Анализ организационно-технического уровня предприятия
.3 Оценка профессиональных качеств персонала
3. Мероприятия по повышению инновационного потенциала предприятия
3.1 Выявление недостатков
.2 Мероприятия по улучшению инновационного потенциала предприятия
.3 Расчет годового экономического эффекта от внедрения мероприятий
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

дп2.rtf

— 764.67 Кб (Скачать)

Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня является повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг. И в этом первоочередную роль играет активизация инновационной деятельности. В этих условиях государство должно принять меры, направленное на существенное оживление инновационной деятельности.

К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы являются:

аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

координация инновационной деятельности;

- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

- создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

кадровое обеспечение инновационной деятельности;

формирование научно-инновационной инфраструктуры;

институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

повышение общественного статуса инновационной деятельности;

региональное регулирование инновационных процессов;

регулирование международных аспектов инновационных процессов [15, с. 22].

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

содействие повышению инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;

содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства [2, с. 27].

Основной правовой формой государственного регулирования инновационной деятельности являются правовые акты. К сожалению, инновационная деятельность в России еще не имеет должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока нет. В условиях, когда активизации и поддержка государством инновационной деятельности становятся насущной проблемой, такой нормативный акт (федеральный закон об инновационной деятельности), безусловно, необходим.

Как известно, инновационная деятельность включает два этапа: создание инноваций и освоение их производством. Более или менее благополучна ситуация с правовым регулированием первого этапа инновационной деятельности. Правовой базой инновационного процесса является законодательство в области охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, в основные нормативные акты в области интеллектуальной собственности внесены соответствующие изменения и дополнения. В их числе Патентный закон РФ, законы « О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». На обсуждении в Государственной думе находятся изменения и дополнения в закон « Об авторском праве и смежных правах».

Что касается второго этапа инновационной деятельности, то ее правовое регулирование осуществляется посредством институтов гражданского законодательства. Отношения, возникающие в связи с использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами (лицензионный, уступки исключительного права (патента), доверительного управления, подряда на выполнение проектных и изысканных работ, на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и др.), регламентируемыми Гражданским кодексом РФ [15, с. 23].

Рассматривая государственное регулирование инновационной деятельности в России на региональном уровне, можно выделить следующие особенности:

выявлено 16 субъектов РФ, формирующих в той или иной степени законодательство в инновационной сфере и соответственно органы государственного управления инновационной деятельностью на территории;

основная цель управления в большинстве случаев формулируется как коммерциализация научных знаний и результатов научных исследований;

основной механизм управления и стимулирования - это государственный заказ на инновационную продукцию, финансирование из бюджета инновационных проектов, развитие инфраструктуры инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот и иных способов непрямого субсидирования [15, с. 24].

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности обеспечивает учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создает условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала.

К числу основных задач Миннауки РФ относятся:

организация научно-технического прогнозирования;

выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники;

разработка государственных научно-технических программ и проектов;

финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;

создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

В целом можно сказать, что государство выступает не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. И это придает ему достаточно важное значение в организации инновационной деятельности. И во многом от качества государственного регулирования инновационной сферы будет зависеть инновационная активность предприятий.

 

 

2. Оценка инновационной деятельности предприятия

 

.1 Характеристика предприятия

 

Предприятие ОАО «Восток-Хабаровск» является филиалом компании ОАО «Восток-Новосибирск».

Юридический адрес предприятия: 680000, г. Хабаровск, ул. Целинная 32.

ОАО «Восток-Хабаровск» является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, имеет в хозяйственном ведомстве обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, имеет самостоятельный баланс и собственный расчетный счет.

Одним из основных направлений деятельности ОАО «Восток-Хабаровск» является разработка и производство изделий специального и двойного назначения:

систем отображения информации с использованием LCD-панелей для авиационной техники;

бортовых информационно-управляющих систем на LCD - панелях для большегрузных автомобилей;

видеосмотровых устройств для бронетанковой техники;

разработка программных продуктов и создание моделирующих комплексов для систем специального назначения, телевизионных контроллеров с высоким разрешением для LCD панелей, эффективных алгоритмов цифровой обработки телевизионного сигнала, изделий по договорам с Министерством обороны РФ.

Основным направлением в работе с Министерством обороны РФ является создание новых образцов и модернизация имеющихся образцов полигонного оборудования применительно к требованиям подготовки соединений и воинских частей Вооруженных сил.

Управление предприятием строится на линейно-функциональной системе. Во главе каждого функционального подразделения стоит руководитель, который полностью отвечает за все стороны его работы.

Планово-экономический отдел (ПЭО) является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономике ОАО «Восток-Хабаровск».

ПЭО реализует на уровне ОАО «Восток-Хабаровск»: "Технико-экономическое планирование и анализ хозяйственной деятельности", "Оперативно-календарное планирование НИОКР", "Организация труда и заработной платы".

Отдел возглавляется начальником ПЭО, который назначается на должность приказом в установленном порядке.

 

2.2 Анализ организационно-технического уровня предприятия

 

Оценка достаточности инновационного потенциала предусматривает анализ составляющих его частей. Для анализа инновационного потенциала ОАО «Восток-Хабаровск» рассмотрим некоторые из них.

Рыночная составляющая. Отражает степень соответствия внутренних возможностей развития предприятия внешним условиям, созданным рыночной средой. Об ослаблении рыночной составляющей инновационного потенциала свидетельствуют: уменьшение доли рынка, занимаемой предприятием; ослабление конкурентных позиций и способности противодействовать конкурентному давлению; снижение возможностей предприятия адаптироваться к изменениям на рынке, отставание от требований рынка и т.п. За рыночную составляющую инновационного потенциала несет ответственность служба маркетинга предприятия.

Оценка рыночной составляющей инновационного потенциала выполняется следующим образом. Факторы рыночной среды и факторы, которые определяют внутренние возможности предприятия разделяют на две группы. Для внешней среды - возможности развития и угрозы развития, для предприятия - сильные и слабые стороны его деятельности.

Влияние каждого из факторов (как внешней среды, так и внутреннего) на возможности развития инновационного потенциала оценим с помощью шкалы [-1; +1]. Каждый из факторов рассматривается как свидетельство за или против возможности развития инновационного потенциала предприятия. При этом возможности, которые предоставляются рынком, и сильные стороны предприятия оцениваются от [0; +1], а угрозы и слабые стороны - [0; -1]. Факторы, влияющие на инновационный потенциал предприятия, рассмотрены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Факторы, влияющие на инновационный потенциал предприятия

Показатели

Оценка

Потенциальные внутренние слабости (W) и потенциальные внешние угрозы (Т):

 

1) Отсутствие анализа потребителей

-1

2) Устарелые технология и оборудование

-1

3) Недостаток опыта управления в области маркетинга

-1

Потенциальные внутренние сильные стороны и внешние возможности:

 

Собственная уникальная технология

+1

Проверенное надежное управление

+1

Возможность увеличения новых рынков сбыта

+1

Высокий уровень квалификации работников

+1

Стабильно высокое качество продукции

+1


 

Большинство факторов рыночной среды и факторы, которые определяют внутренние возможности предприятия оказывают положительное влияние на развитие инновационного потенциала.

Интеллектуальная составляющая. Определяет возможности генерации и восприятие идей и замыслов новаций, доведение их до уровня новых технологий, конструкций, организационных и управленческих решений. Отрицательное влияние на эту составную часть оказывают: уход высококвалифицированных работников, что приводит к ослаблению интеллектуального потенциала предприятия; снижение удельного веса инженерно-технических и научных работников в общем количестве работающих; снижение образовательного уровня работников, особенно лиц аппарата управления и т.п.

За интеллектуальную составляющую отвечает отдел кадров и непосредственно руководство предприятия (его структурных подразделений).

Уровень интеллектуальной составляющей инновационного потенциала определяется следующими показателями (коэффициентами):

Информация о работе Мероприятия по повышению инновационного потенциала предприятия