Формирование инновационной стратегии предприятия промышленности строительных материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:11, автореферат

Краткое описание

Целью диссертационной работы является совершенствование процесса формирования инновационных стратегий и развитие методики оценки инновационного потенциала предприятия промышленностистроительных материалов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) выявить тенденции и характер развития теории инновационного менеджмента;
2) определить инновационную стратегию как ключевой компонент развития предприятия и усовершенствовать процесс формирования инновационной стратегии;
3) оценить современные методы и подходы к оценке инновационного потенциала предприятия и выявить показатели, адекватно отражающие его состояние;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
1. ТЕОРЕТЖО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1. Становление и развитие инновационного менеджмента.
1.2. Сущность и особенности инновационных стратегий.
1.3. Процесс формирования инновационной стратегии предприятия.
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ.
2.1. Анализ существующих подходов и методов к оценке инновационного потенциала предприятия.
2.2. Система показателей инновационного потенциала промышленного предприятия.
2.3. Методика оценки состояния инновационного потенциала промышленного предприятия.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО.
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
3.1. Тенденции и перспективы инновационного развития промышленности строительных материалов.
3.2. Направления инновационной деятельности предприятий. промышленности строительных материалов г. Новосибирска.
3.3. Оценка инновационного потенциала предприятия промышленности строительных материалов.

Файлы: 1 файл

Формирование инновационной стратегии предприятия промышленности строительных материалов.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

Формирование инновационной  стратегии предприятия промышленности строительных материалов

Автореферат

 

Диссертация

 

Артикул: 223395

Год: 

2006

Автор: 

Ли, Александр Сергеевич

Ученая cтепень: 

кандидат экономических  наук

Место защиты диссертации: 

Новосибирск

Код cпециальности ВАК: 

08.00.05

Специальность: 

Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и  сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и  демография; экономика природопользования; землеустройство и др.)

Количество cтраниц: 

151

Оглавление: 

ВВЕДЕНИЕ.

1. ТЕОРЕТЖО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.1. Становление и развитие  инновационного менеджмента.

1.2. Сущность и особенности инновационных стратегий.

1.3. Процесс формирования инновационной стратегии предприятия.

2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ  ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА  ПРЕДПРИЯТИЙ.

2.1. Анализ существующих  подходов и методов к оценке  инновационного потенциала предприятия.

2.2. Система показателей  инновационного потенциала промышленного  предприятия.

2.3. Методика оценки состояния  инновационного потенциала промышленного  предприятия.

3. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА  ИННОВАЦИОННОГО.

РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

3.1. Тенденции и перспективы  инновационного развития промышленности  строительных материалов.

3.2. Направления инновационной  деятельности предприятий. промышленности  строительных материалов г. Новосибирска.

3.3. Оценка инновационного  потенциала предприятия промышленности  строительных материалов.

Введение: 

Актуальность темы исследования. В современной экономике инновации становятся важнейшим фактором перспективного роста и развития предприятий. Новые продукты, прогрессивные технологии во многом определяют лидерство, обеспечивают эффективное долгосрочное функционирование и конкурентоспособность предприятий. Вместе с тем, инновационная направленность деятельности предприятий вызывает необходимость совершенствования механизмов управления их развитием.

В экономической литературе недостаточно полно освещены вопросы  формирования инновационныхстратегий предприятий. Инновационное развитие руководители предприятий чаще всего отождествляют с производственно-хозяйственным характером их деятельности, а не с корпоративным уровнем принятия решений. На практике у большинства предприятий стратегии инновационного развития не считаются приоритетными. В результате на освоение инноваций выделяется недостаточное количество ресурсов, а потенциал новых технологий используется неполноценно.

Эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот предприятий также препятствует несовершенство существующих методов оценки инновационного потенциала. Управление инновационнымпотенциалом предприятия является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы формирования и реализации инновационных стратегий. Формирование инновационных стратегий осуществляется на основе оценки потенциальных возможностей предприятия и его инновационного потенциала.

Проблемам стратегического менеджмента посвящены многочисленные зарубежные и отечественные научные работы таких ученых, как: И. Ансофф, X. Виссема, Ф. Котлер, Г. Минцберг, П. Лоранж, Л.Ф. Манаков, В.Д. Маркова, А.Н. Петров, М. Портер, А.Дж. Стрикленд, А.А. Томпсон, Г. Хартман, А. Шток и многие другие.

В формирование науки об инновациях весомый вклад внесли: В.М. Аньшин, В.П. Баранчеев, JI. Водачек, О.Водачкова, JIM. Гохтберг, P.M. Гусейнов, П.Н. Завлин, С.Д. Ильенкова, Н. Кондратьев, А. Кляйнкнехт, Э.И. Крылов, А.К. Казанцев, В.Г. Медынский, Л.Э. Миндели, Ю.П. Морозов, Г. Менш, Б. Санто, Б. Твисс, X. Фримен, Р.А. Фатхутдинов, Й. Шумпетер, А.И. Щербаков и другие.

Актуальность исследования проблем инновационного развития, необходимость  повышения роли инновационного менеджмента, а также недостаточная разработанность  методических и практических положений  в области управления инновационным  потенциалом предприятий предопределили выбор темы исследования, определили его цель и основные задачи.

Целью диссертационной работы является совершенствование процесса формирования инновационных стратегий  и развитие методики оценки инновационного потенциала предприятия промышленностистроительных материалов.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) выявить тенденции и  характер развития теории инновационного  менеджмента;

2) определить инновационную стратегию как ключевой компонент развития предприятия и усовершенствовать процесс формирования инновационной стратегии;

3) оценить современные  методы и подходы к оценке  инновационного потенциала предприятия  и выявить показатели, адекватно  отражающие его состояние;

4) разработать методические  рекомендации по оценке инновационного  потенциала предприятия;

5) установить характер  инновационного развития предприятий  промышленности строительных материалов г. Новосибирска;

6) апробировать методику  оценки инновационного потенциала  на предприятиях.

Объект исследования ~ предприятия  промышленности строительных материалов г. Новосибирска.

Предмет исследования ~ инновационная  деятельность предприятий.

Методологической основой  диссертационного исследования является нормативно-правовая и законодательная  база инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, современная теория стратегического и инновационного управления предприятиями. При разработке положений диссертационной работы использовались такие основные методы научного исследования как системный анализ, ситуационный подход, метод группировок, метод сравнений, структурирование, классифицирование, статистический анализ, метод экспертных оценок.

Научная новизна диссертации:

• применительно к объекту  и предмету исследования обосновано и уточнено понятие «инновационная стратегия»;

• обоснована система корпоративных и конкурентных стратегий развития предприятий и признаки классификации инновационных стратегий;

• усовершенствованы процесс  формирования инновационной стратегии  и методика оценки состояния инновационного потенциала предприятия;

• установлен характер инновационного развития предприятий промышленности строительных материалов;

• предложен механизм использования  оценки состояния инновационного потенциала предприятия.

Практическая значимость исследования заключается в возможности  использования основных положений  диссертационной работы при разработке инновационных стратегий и оценке инновационного потенциала предприятиями  промышленности строительных материалов.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались  на научно-практических конференциях, семинарах различного уровня.

Публикации. По теме диссертации  опубликовано 6 научных работ общим  объемом 1,5 печ. л.

Структура диссертации. Диссертационная  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение: 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В настоящее время  успех перспективного развития  предприятия определяется, прежде  всего, реализацией различного  рода инноваций. Они дают наибольший эффект, когда стратегии инновационногоразвития включают в число общих корпоративных стратегий предприятия. Это позволяет вывестиинновационный процесс с функционального уровня в сферу корпоративных интересов и осуществлять данную деятельность на принципах стратегического управления. Возможность эффективного осуществления стратегий инновационного развития определяется потенциалом предприятия и состоянием ресурсов, используемых винновационной деятельности.

2. Предпочтительным является  деление инновационных стратегий на наступательную и оборонительную. Они различаются разным типом и масштабом внедряемой инновации, характером управления процессами, составом и характером участников, а также объемом ресурсов, необходимым для реализации соответствующей стратегии. Учет этих факторов позволяет руководству предприятия на раннем этапе определить, какую стратегию инновационного развития выбрать.

3. Процесс формирования  инновационной стратегии должен  представлять собой интеграциюстратегического и инновационного менеджмента. Он объединяет в себе основные этапы формирования корпоративных стратегий предприятия с принципами разработки и реализации инноваций. При таком методе стратегического управления в основу каждого перспективного плана предприятия включается цель инновационного развития.

4. Выявлены недостатки  существующих методик и подходов  к оценке инновационного потенциала. Сформулированы предпосылки и  основные требования к предлагаемой  методике оценки инновационного  потенциала. Предложена усовершенствованная  методика оценки состояния инновационного  потенциала предприятий. Она основана  на оценке совокупности показателей,  которые адекватно отражают способности  и возможности предприятия, направленные  на реализацию инновационных  стратегий.

5. Разработанная методика  оценки состояния инновационного  потенциала предприятия позволяет:

- повысить эффективность  управления инновационным процессом, основываясь на комплексной оценке инновационного потенциала предприятия;

- повысить эффективность  процесса разработки стратегий  инновационного развития, требующего  определенного уровня инновационного  потенциала, адекватного современному  состоянию рынка;

- оценивать свою конкурентоспособность.

6. Исследование инновационной  деятельности ряда предприятий промышленности строительных материалов г. Новосибирска показало, что в стратегических целях развития предприятий обычно не применяются эффективные методы и формы управления инновационными ресурсами. Установлены следующие особенности, характеризующие стратегическую направленность инновационных преобразований:

- реализация инновационных  процессов на большинстве предприятий  направлена на создание улучшающих  продуктов и процесс-инноваций,  а также псевдоинноваций, свойственным оборонительным инновационным стратегиям;

- необходимость в инновационной  деятельности предприятий большинство  руководителей связывают с завоеванием  новых географических рынков, т.е.  с выбором рыночной стратегической направленности инновационных преобразований;

- преимущественное использование  результатов собственных научных  разработок, слабая взаимосвязь  предприятий с различными секторами науки и институциональными структурами свидетельствуют онеразвитости инфраструктуры трансфера технологий, а также об отсутствии стратегий интеграции и кооперации с другими предприятиями и организациями инновационной сферы;

- при реализации инновационной  деятельности большинство руководителей  предприятий не придает должного  значения вопросам патентной  защиты создаваемых новшеств, что можно объяснить малым объемом инновационных изменений в продуктах и процессах предприятий и отсутствии стратегической составляющей в инновационной деятельности.

7. Применение разработанной  методики оценки инновационного  потенциала ООО «Силикон» позволило:

- определить факторы, сдерживающие инновационную деятельность на предприятии;

- выявить, что в настоящий  момент предприятие обладает  достаточными экономическими возможностями  для внедрения улучшающих нововведений и, одновременно, определенными ресурсами для разработки новых продуктов и технологий;

- сравнение деятельности  ООО «Силикон» с конкурентами показало, что предприятие является одним из лидеров рынка альтернативных стеновых материалов;

- учитывая состояние рынка  и инновационного потенциала  ООО «Силикон», руководству предприятия рекомендуется наступательная инновационная стратегия.

Список  литературы: 

1. Агафонов В. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ/В. А. Агафонов.-М.: Наука, 1990.-95 с.

Информация о работе Формирование инновационной стратегии предприятия промышленности строительных материалов