Формирование инновационной стратегии предприятия промышленности строительных материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:11, автореферат

Краткое описание

Целью диссертационной работы является совершенствование процесса формирования инновационных стратегий и развитие методики оценки инновационного потенциала предприятия промышленностистроительных материалов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) выявить тенденции и характер развития теории инновационного менеджмента;
2) определить инновационную стратегию как ключевой компонент развития предприятия и усовершенствовать процесс формирования инновационной стратегии;
3) оценить современные методы и подходы к оценке инновационного потенциала предприятия и выявить показатели, адекватно отражающие его состояние;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
1. ТЕОРЕТЖО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1. Становление и развитие инновационного менеджмента.
1.2. Сущность и особенности инновационных стратегий.
1.3. Процесс формирования инновационной стратегии предприятия.
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ.
2.1. Анализ существующих подходов и методов к оценке инновационного потенциала предприятия.
2.2. Система показателей инновационного потенциала промышленного предприятия.
2.3. Методика оценки состояния инновационного потенциала промышленного предприятия.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО.
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
3.1. Тенденции и перспективы инновационного развития промышленности строительных материалов.
3.2. Направления инновационной деятельности предприятий. промышленности строительных материалов г. Новосибирска.
3.3. Оценка инновационного потенциала предприятия промышленности строительных материалов.

Файлы: 1 файл

Формирование инновационной стратегии предприятия промышленности строительных материалов.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

Особенно остро возникает необходимость  быстрой оценки и правильного  выбора варианта на фирмах, применяющих  ускоренную амортизацию, при которой  сроки замены действующих машин  и оборудования на новые существенно  сокращаются.

Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов  их освоения с затратами, позволяет  принимать решение о целесообразности использования новых разработок.

Общая экономическая эффективность  инноваций

Для оценки общей экономической  эффективности инноваций может  использоваться система показателей:

1. Интегральный эффект.

2. Индекс рентабельности.

3. Норма рентабельности.

4. Период окупаемости.

1. Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.

,                                      (11.1)

где

Тр – расчетный год;

Рt – результат в t-й год;

Зt – инновационные затраты в t-й год;

at – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный эффект имеет также  другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный  эффект.

2. Индекс рентабельности инноваций Jr.

Рассмотренный нами метод дисконтирования - метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать  направления вложения средств в  инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для  организаций, находящихся на подчиненном  положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный  бюджет, где суммарная величина возможных  инвестиций в инновации определена однозначно.

В таких ситуациях рекомендуется  проводить ранжирование всех имеющихся  вариантов инноваций в порядке  убывающей рентабельности.

В качестве же показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных  доходов к приведенным на эту  же дату инновационным расходам.

Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:

,                                            (11.2)

где

JR – индекс рентабельности

Дj – доход в периоде j

Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

Приведенная формула отражает в  числителе величину доходов, приведенных  к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных  к моменту начала процесса инвестирования.

Или иначе можно сказать – здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности J> 1, и наоборот. При J> 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае J< 1 – неэффективен.

Предпочтение в условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться тем инновационным решениям, для  которых наиболее высок индекс рентабельности.

3. Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.

, и 

Данный показатель иначе характеризует  уровень доходности конкретного  инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость  денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

Показатель нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности. Внутренняя норма  прибыли, норма возврата инвестиций.

За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого  шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается  величиной не ниже 15-20%.

Норма рентабельности определяется аналитически, как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический  срок жизни инноваций.

Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины.

Если инновационный проект полностью  финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным.

В случае, когда имеет место финансирование из других источников, то нижняя граница  значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом.

Инвестирование в условиях рынка  сопряжено со значительным риском и  этот риск тем больше, чем длиннее  срок окупаемости вложений. Слишком  существенно за это время могут  измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса  и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

Наконец, ориентация на показатель «период  окупаемости» часто избирается в  тех случаях, когда нет уверенности  в том. Что инновационное мероприятие  будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

Формула периода окупаемости

,                                                (11.3)

где

К – первоначальные инвестиции в  инновации;

Д – ежегодные денежные доходы.

Рассмотрим на примерах методику расчета  экономического эффекта от внедрения  новой техники.

 

http://www.google.kz/url?sa=t&rct=j&q=%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&source=web&cd=4&sqi=2&ved=0CEEQFjAD&url=http%3A%2F%2Frex.vniigim.ru%2FHTML%2Fosen-if-innov.doc&ei=6OFvT8nxBsnoOeHO9f8F&usg=AFQjCNHpq2GNsAKhkDac6YnVMVYsCrieDw

 

 

 

 

 

МЕТОД РАСЧЕТА  ЧИСТОГО ПРИВЕДЕННОГО ЭФФЕКТА    
МЕТОД РАСЧЕТА ИНДЕКСА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИИ  
МЕТОД РАСЧЕТА НОРМЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИЕЙ  
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКА ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ  
МЕТОД РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИИ       
         
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
ИСТОЧНИКИ ФОРМИОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  
Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы:  
а) основанные на дисконтированных оценках;  
б) основанные на учетных оценках.  
 МЕТОД РАСЧЕТА ЧИСТОГО ПРИВЕДЕННОГО ЭФФЕКТА    
Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IС) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком  самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или можете иметь на инвестируемый им капитал.  
Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IС) будет генерировать в течение n лет годовые доходы в размере р1, р2... Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (РV) и чистый приведенный эффект (NРV) соответственно рассчитываются по формулам:  
 
При прогнозировании доходов по годам необходимо учитывать все виды поступлений как производственного, так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.  
Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение m лет, то формула для расчета NРV модифицируется следующим образом  
          
        
 показатель NPVотражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта.   
 МЕТОД РАСЧЕТА ИНДЕКСА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИИ 
Этот метод является следствием предыдущего. Индекс рентабельности (РI) рассчитывается по формуле  
 
В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NРV, либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NРV.  
 МЕТОД РАСЧЕТА НОРМЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИЕЙ  
Под нормой рентабельности, или внутренней нормой прибыли, инвестиции (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при котором NРV проекта равен нулю:           
IRR = r, при котором NPV= f(r) = 0.         
Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR  показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.         
На практике любое предприятие финансирует свою деятельность, в том числе и инвестиционную, из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т.п., т.е. несет некоторый обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий относительный уровень этих расходов, можно назвать ценой авансированного капитала (СС). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.  
Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя СС (или цены источника средств для данного проекта, если он имеет целевой источник). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова. Если: IRR > СС, то проект следует принять;  
IRR < СС, то проект следует отвергнуть;  
IRR = СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный. 
Практическое применение данного метода осложнено, если в распоряжении аналитика нет специализированного финансового калькулятора. В этом случае применяется метод последовательных итераций с использованием табулированных значений дисконтирующих множителей. Для этого с помощью таблиц выбираются два значения коэффициента дисконтирования r< r 2таким образом, чтобы в интервале (г1, г2) функция NРV=f(r) меняла свое значение с «+» на «—» или с «—» на «+». Далее применяют формулу: 
 
Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала (г1, г2), а наилучшая аппроксимация с использованием табулированных значений достигается в случае, когда длина интервала минимальна (равна 1%), т.е. r 1и r— ближайшие друг к другу значения коэффициента дисконтирования, удовлетворяющие условиям (в случае изменения знака функции с «+» на «-»); 
 
Рассмотренная методика применима лишь к акционерным обществам. На предприятиях, не являющихся акционерными, аналогом показателя СС является уровень издержек производства и  обращения (дебетовый оборот счета 46 «Реализация») в процентах к общей сумме авансированного капитала (итог баланса-нетто). 

 

 МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКА  ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ

Этот метод — один из самых простых и широко распространен в мировой учетно-аналитической практике, не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений. Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиции. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид:  
 
При расчете показателя РР следует учитывать временной аспект. В этом случае в расчет принимаются денежные потоки, дисконтированные по показателю цена авансированного капитала. Очевидно, что срок окупаемости увеличивается.  
Показатель срока окупаемости инвестиции очень прост в расчетах, вместе с тем он имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать в анализе. Применение метода, основанного на расчете срока окупаемости затрат, может быть  целесообразным когда руководство предприятия в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта — главное, чтобы  инвестиции окупились, и как можно скорее. Метод также хорош  в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью  риска, поэтому, чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект.  
   
 МЕТОД РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИИ               
Этот метод имеет две характерные черты: во-первых, он не  предполагает дисконтирования показателей дохода; во-вторых,  доход характеризуется показателем чистой прибыли РN (балансовая прибыль за минусом отчислений в бюджет). Алгоритм  расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое  использование этого показателя на практике: коэффициент эффективности инвестиции (АRR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли РN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах). Средняя величина инвестиции  находится делением исходной суммы капитальных вложений на  два, если предполагается, что по истечении срока реализации  анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной или ликвидационной стоимости (RV), то ее оценка должна быть учтена.  
 
Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чистой прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (итог среднего баланса-нетто).  
Метод, основанный на коэффициенте эффективности инвестиции, также имеет ряд существенных недостатков, обусловленных в основном тем, что он не учитывает временной составляющей денежных потоков. В частности, метод не делает различия между проектами с одинаковой суммой среднегодовой прибыли, но варьирующей суммой прибыли по годам, а также между проектами, имеющими одинаковую среднегодовую прибыль, но генерируемую в течение различного количества лет, и т. п.  
Организация и финансирование инновационной деятельности  
         Innowation (анг.) означает “введение новаций”, новшеств.  
Под инновацией, или нововведением, понимается процесс внедрения в производство новейших идей, разработок, видов продукции, технологии, организации и управления производством, предпринимательства, а также применение новых маркетинговых и сбытовых мер, позволяющих полнее удовлетворить потребности общества и создать дополнительный экономический и (или) социальный эффект.  
Впервые инновация как научно-техническое определение появилось в трудах известного немецкого ученого Шумпитера, который под инновацией понимает процесс внедрения в среду производственно-хозяйственной деятельности новых организационно-технических комбинаций, новых методов в производство продукции, новой организационной структуры, открытие нового рынка, завоевание нового источника сырья.  
Понятие НТР не тождественно инновации. НТР является первичной основой внедрения достижений науки и техники в строящиеся заводы, корабли, машины, оборудование и в основном связан с перспективой развития производительных сил. Инновация – это процесс текущего внедрения в производственную, коммерческую, предпринимательскую деятельность коммерческих идей, новшеств, обусловленных необходимостью качественных изменений экономического состояния.  
В теории и практике происходит подразделение понятий новшества, нововведения, инновации.  
Под новшеством обычно понимается готовый к внедрению и оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторские и экспериментальные работы в какой-то сфере деятельности, направленные на  повышение ее эффективности.  
Инновация – это полученный результат внедрения новшеств с целью улучшения, изменения потребительских свойств продукта труда и получения экономического, социального, экономического, научно-технического и других эффектов.  
Цели инновации можно свести к следующим:          
-          поиск нового технического решения - создание изобретения;  
-          проведение научных исследований и технологических   разработок;                                       
-          технологическая подготовка серийного производства и новой  
продукции;  
-          закрепление продукции на новых рынках путем постоянного                     совершенствования технологии, повышение конкурентоспособности.  
Нововведение – это понятие, тождественное инновации.  
К объектам инновации относятся:  
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ. 

ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИИ 

ВИДЫ ИННОВАЦИЙ

1. Уровень новизны инновации. 

1.1.  Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов).  
1.2.  Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.) 

2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество. 

2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга.  
2.2. То же НИОКР.  
2.3. Организационно-технологическая подготовка производства  
2.4. Производство (включая тактический маркетинг).  
2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем. 

3.Масштаб новизны инновации   
(новшества). 

3.1.    Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты);  
3.2.    Новые в стране;  
3.3.    Новые в отрасли;  
3.4.    Новые для фирмы. 

4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация. 

4.1. Новшества и инновации,  созданные (внедренные) в сфере  науки;  
4.2. Тоже в сфере образования;  
4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.);  
4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.). 

5. Сфера применения инновации (новшества). 

5.1. Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения;  
5.2. Новшества для накопления на фирме;  
5.3. Новшества, в основном для продажи. 

6. Частота применения инновации. 

6.1. Разовые;  
6.2. Повторяющиеся (диффузия). 

7. Форма новшества – основы инновации. 

7.1. Открытия, изобретения, патенты;  
7.2. Рационализаторские предложения;  
7.3. Ноу-хау;  
7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы;  
7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, методы. 

8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации. 

8.1. Научно-технический;  
8.2. Социальный;  
8.3. Экологический;  
8.4 Экономический (коммерческий);  
8.5. Интегральный. 

9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация. 

9.1. Подсистема научного сопровождения;  
9.2. Целевая подсистема;  
9.3. Обеспечивающая подсистема;  
9.4. Управляемая подсистема;  
9.5. Управляющая подсистема. 

Информация о работе Формирование инновационной стратегии предприятия промышленности строительных материалов