Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:11, автореферат
Целью диссертационной работы является совершенствование процесса формирования инновационных стратегий и развитие методики оценки инновационного потенциала предприятия промышленностистроительных материалов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) выявить тенденции и характер развития теории инновационного менеджмента;
2) определить инновационную стратегию как ключевой компонент развития предприятия и усовершенствовать процесс формирования инновационной стратегии;
3) оценить современные методы и подходы к оценке инновационного потенциала предприятия и выявить показатели, адекватно отражающие его состояние;
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТЕОРЕТЖО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1. Становление и развитие инновационного менеджмента.
1.2. Сущность и особенности инновационных стратегий.
1.3. Процесс формирования инновационной стратегии предприятия.
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ.
2.1. Анализ существующих подходов и методов к оценке инновационного потенциала предприятия.
2.2. Система показателей инновационного потенциала промышленного предприятия.
2.3. Методика оценки состояния инновационного потенциала промышленного предприятия.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО.
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
3.1. Тенденции и перспективы инновационного развития промышленности строительных материалов.
3.2. Направления инновационной деятельности предприятий. промышленности строительных материалов г. Новосибирска.
3.3. Оценка инновационного потенциала предприятия промышленности строительных материалов.
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 37
Козос =ÊÐ−ÂÀ, (1) 3
где КР − капитал и резервы; ВА − внеоборотные активы; З − производственные запасы. Показатель относится к классу нормируемых коэффициентов. Принято считать, что в тех случаях, ко-
гда коэффициент превышает 1, предприятие не зависит от заемных средств при формировании активов. Ко- эффициент обеспеченности запасов собственными средствами предприятия, в среднем за два года, состав- ляет 1,06, при нормативном 1,0. В нашем случае он свидетельствует об относительной независимости от привлечения дополнительных финансовых средств.
Коэффициент автономности,
отражающий долю собственных средств,
в пассивах предприятия. Счита- ется,
что доля собственных средств, в
пассивах должна превышать долю заемных
средств, в целях поддер- жания
стабильной финансовой
где, КР − капитал и резервы;
Б − сумма баланса.
Кавт =ÊÐ, (2) Б
Показатель относится к классу нормируемых коэффициентов. Теоретически нормальная величина ко- эффициента равна 0,5. в нашем случае коэффициент равен 0,55, что отражает определенную финансовую стабильность.
Коэффициент обеспечения
собственными средствами – показатель,
характеризующий наличие собст- венных
оборотных средств у
где. КР − капитал и резервы; ВА − внеоборотные активы; ОА − оборотные активы.
Косс =ÊÐ−ÂÀ, (3) ОА
Показатель относится
к классу нормируемых коэффициентов.
В соответствии с действующим законо-
дательством структура баланса
считается
В нашем случае коэффициент
автономности составляет 0,28, что указывает
на то, что собственных обо- ротных
средств у предприятия
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств – показатель, дающий наиболее общую оценку финансовой устойчивости. Коэффициент показывает, сколько собственных средств приходится на 1 грн. заемных средств, вложенных в активы предприятия. Рассчитаем коэффициент по следующей формуле:
Кс/з = КР , (4) ДП − КП
где, КР − капитал и резервы; ДП − долгосрочные пассивы;
КП − краткосрочные пассивы. Рост коэффициента в нашем случае с 0,07 в начале финансового года до 0,67 к концу финансового года
свидетельствует о повышении его финансовой устойчивости. Для оценки финансовой устойчивости следует также использовать дополнительные показатели, кото-
рые позволят проверить полученные результаты. Фондооворуженность труда (ФВ) отражает уровень обеспеченности работников основными средства-
ми. Она показывает, какая
стоимость основных средств приходится
на каждого работающего и
ется по формуле:
ФВ=ССГ /ЧП
где Ссг – среднегодовая
стоимость активной части
тельствует о высокой эффективности работы предприятия.
(5)
38 Загорулькин А.Н.
РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Показатель фондоотдачи (Фо) характеризует выпуск продукции (услуг) на 1 грн основных средств и
рассчитывается по формуле:
Ф0 =Ï/ÎÔ (6)
где П – чистая прибыль за расчетный период. ОФ - основные средства всех групп. Фондоотдача 1,62 говорит о высокой эффективности работы предприятия. Однако инновационная стратегия предприятия это не только результат беспрерывного процесса оценки
и анализа разных факторов, отражающих его финансовую устойчивость, но возможность отстоять свою конкурентную позицию в рыночной ситуации.
Стратегия нововведений
предприятия на рынке может носить
наступательный характер (агрессивный)
или оборонительный характер. Каждое
предприятие всегда создает свой
набор инновационных стратегий
Если предприятие принимает агрессивную стратегию, в наличии у него должен быть портфель нового конкурентоспособного туристического продукта, характеризующийся более низкими затратами на его про- изводство. В силу конфиденциальности не владея информацией по исследуемому предприятию, мы не мо- жем предположить о его наличии, однако постоянное появление и обновление инноваций в деятельности предприятия свидетельствует о большом «запасе прочности». Практика предприятий развитых стран свиде- тельствует, что такая стратегия возможна только в рамках одного и нескольких близких продуктов, причем, в том случае, если существует соответствующие условия для ее проведения. Для нашего предприятия было бы целесообразно моделировать свой комплекс услуг с учетом существующих более прогрессивных анало- гий за рубежом.
Оборонная стратегия ориентирована
на сохранение позиций среднего предприятия,
а в некоторых слу- чаях предприятия,
которое не справляется с трудностями
продвижения своего продукта в условиях
конку- ренции. Предприятие, которое
использует эту стратегию, в значительной
мере экономит на исследованиях и
разработках, связанных с завоеванием
и удержанием передовых позиций
в инновационной деятельности. Использование
оборонительной стратегии дает
мало возможностей закрепиться
на рынке, на котором пред- приятия
с наступательной стратегией
могут без преград и
В условиях транзитной экономики
предприятию необходимо использовать
весь арсенал научно- методических
наработок в обеспечении своего
развития и постоянно отслеживать
состояние устойчивости в
Практика также показывает, что предприятие никогда не должно осуществлять стратегические измене- ния спонтанно, а наоборот, должно быть занято постоянным их поиском, а также изучением того, какие из- менения лучше внедрять в свою деятельность.
Главный элемент в
организации стратегических изменений
– это эффективное обучение персонала
предприятия, проведение постоянной
аттестации и подбора новых специалистов
в связи с увеличением
В соответствии с этим, задачами кадровой службы должны стать:
Создание организационной культуры, которая бы формировала дух целостной команды для дос- тижения единых целей и обеспечивала готовность сотрудников поддержать действия руководства.
Создание условий для повышения профессиональной компетентности любого из работников, превращение их в носителей корпоративных информационных ценностей.
Создание системы планирования карьеры сотрудников, а также разработку системы оплаты ра- боты соответственно реальному вкладу в общий успех предприятия.
Создание системы постоянного обучения: обучение способности находить стратегическое виде- ние будущего предприятия, а также обучение способов его достижения, обучению системному мышлению, которое интегрирует все аспекты деятельности организации, включая стратегическое управление.
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 39
Таблица.1. Ключевые функции для подготовки программы стратегического развития предприятия.
1.
|
Становление стратегического менеджмента как органической подсистемы профессиональной системы менеджмента предприятия.
|
2. |
Постановка определенных стратегических позиций как постоянных элементов в разных специа- лизированных (функциональных) подразделениях предприятия, в том числе: 1. В службе маркетинга; 2. В службе планирования; 3. В службе обслуживания
клиентов;
4. В службе развития
персонала;
5. В финансовой службе;
6.
В информационно-диспетчерской |
3. |
Сведение стратегических наработок, подготовленных различными службами, в соответствующую редакцию единой и целостной стратегии. |
4. |
Интегральный анализ данных стратегического контроллинга, который завершается выводами и коррекциями реализованной стратегии. |
5. |
Коррекция первой и следующей
редакции стратегии соответственно
направлениям, которые пре- доставляются
менеджерами предприятия в |
6.
|
Анализ эффективности конкретных мероприятий и методов всей деятельности, а также рефлек- сии, связанной с разработкой и реализацией стратегии.
|
В этих условиях целесообразно
создание специализированной
Задача реализации инновационной стратегии состоит в создании стратегического потенциала с одной стороны и превращение его стратегические факторы успеха с другой. Преобразование стратегического по- тенциала в стратегические факторы успеха – задача стратегического менеджмента, так как именно в этом преобразовании и состоит ключевая проблема многих предприятий. Реализация выбранной стратегии пред- приятия основанной на программе стратегических изменений обязывает деятельность руководства, которое ориентированно на модернизацию и постоянное обновление инновационного туристического продукта, привести ее в соответствие со стратегическими целями предприятия в целом, так как именно инновацион- ная стратегия характеризует его отношение с конкурентами, партнерами, органами государственного регу- лирования и потребителями. От нее в значительной степени зависит успех общей стратегии предприятия и его устойчивое развитие на перспективу.
Выводы. Таким образом, можно
кратко охарактеризовать предложенную
модель управления организа- ционным
развитием для повышения
1.Управление организационным
развитием предприятия
2.Устойчивая инновационная
стратегия предприятия, это не
только результат
3.Управление предприятием
должно базироваться на его
способности к самоорганизации,
4.В процессе самоорганизации
предприятие может