Формирование инновационной стратегии предприятия промышленности строительных материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:11, автореферат

Краткое описание

Целью диссертационной работы является совершенствование процесса формирования инновационных стратегий и развитие методики оценки инновационного потенциала предприятия промышленностистроительных материалов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) выявить тенденции и характер развития теории инновационного менеджмента;
2) определить инновационную стратегию как ключевой компонент развития предприятия и усовершенствовать процесс формирования инновационной стратегии;
3) оценить современные методы и подходы к оценке инновационного потенциала предприятия и выявить показатели, адекватно отражающие его состояние;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
1. ТЕОРЕТЖО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1. Становление и развитие инновационного менеджмента.
1.2. Сущность и особенности инновационных стратегий.
1.3. Процесс формирования инновационной стратегии предприятия.
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ.
2.1. Анализ существующих подходов и методов к оценке инновационного потенциала предприятия.
2.2. Система показателей инновационного потенциала промышленного предприятия.
2.3. Методика оценки состояния инновационного потенциала промышленного предприятия.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО.
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
3.1. Тенденции и перспективы инновационного развития промышленности строительных материалов.
3.2. Направления инновационной деятельности предприятий. промышленности строительных материалов г. Новосибирска.
3.3. Оценка инновационного потенциала предприятия промышленности строительных материалов.

Файлы: 1 файл

Формирование инновационной стратегии предприятия промышленности строительных материалов.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

Заключение: 

Выводы из главы 3

1. Количественная оценка  степени гибкости стратегического потенциала предприятия представляет собой возможность достижения обусловленного той или иной степенью агрессивности инновационной стратегии уровня «качества адаптивности» СПП с издержками, не превышающими величины синергического эффекта, который достигается в результате производства старой и новой продукции, совместного использования необходимых для этого материальных и нематериальных активов, а также для изменения в связи с этим стратегии предприятия

2. Величина адаптационных издержек определяется на основе анализа параметров характеризующих степень адаптивности средств производства предприятия с использованием морфологической матрицы, пример которой приведен в настоящей главе.

3. Оценка величины синергического  эффекта совместного производства  существующей и новой продукции,  а также новой стратегии предприятия  должна осуществляться на основе  взаимодействия материальных и  нематериальных активов предприятия. Для этого могут быть использованы таблиц возможных источников возникновения синергического эффекта, разработанных в данной главе.

4. Приемлемая степень агрессивности  инновационной стратегии должна  определяться на основе анализа  соотношения адаптационных издержек, направлешшх на ликвидацию «дефектов» стратегического потенциала предприятия и пересмотра действующей стратегии предприятия и величины ожидаемого эффекта реализации стратегии.

5. Для расчета показателей,  используемых для выбора приемлемой  степени агрессивности инновационной  стратегии может применяться  предложенная в диссертации компьютерная  программа.

Заключение

Результаты выполненного диссертационного исследования позволяют  сделать следующие выводы.

1. При определении понятия инновации следует базироваться на шумпетерианское понятие новизны благ и менгеровский подход к понятию блага. Тогда под инновацией станет возможным понимать знация научного характера, преобразованные в новые блага (продукты, процессы, методы организации производства внутри предприятия, а также особенности его стратегии), позволяющие обеспечивать поддержание в длительной перспективе высокого уровня конкурентных преимуществ предприятия.

2. При определении понятия  инновационной стратегии следует  базироваться на системный подход  и учитывать, что инновации  могут создаваться в результате  выполнения НИОКР как внешнего, так и внутреннего порядка. Тогда под инновационной стратегией следует понимать систему действий (правил, норм и методов), направленных на эффективное создание, либо создание и использование, либо использование инновацийразличных категорий (продуктов, процессов, стратегий) для обеспечения в достаточно продолжительном периоде высокого конкурентного статуса предприятия.

3. Для оценки степени  воздействия инноваций на параметры  стратегического потенциала предприятия  следует пользоваться предложенной  в диссертации экономической  категорией «агрессивности инновационной стратегии». Под «агрессивностью инновационной стратегии» следует понимать отношение приростаадаптационных издержек, необходимых для разработки, производства и реализации новых инновационныхобъектов (продукции, процессов, стратегии), к приросту доли этих объектов в материальных и нематериальныхактивах предприятии. Количественно оценивать степень агрессивности инновационной стратегии можно с помощью интегрального показателя, который определяется соотношением приростов адаптационных издержек и доли новой продукции. Это своеобразный мультипликатор степени агрессивности инновационной стратегии.

4. Для оценки степени  готовности СПП к принятию  предприятием тшовационной стратегии  с определенной степенью агрессивности  необходимо ввести категорию  «гибкости стратегического потенциала», характеризуемую как эффективная адаптивность, которая определяется как соотношение «качества адаптивности» и «цены» его достижения. Тогда под гибкостью стратегического потенциала следует понимать возможность достижения обусловленного той или иной степенью агрессивности инновационной стратегии уровня «качества адаптивности» СПП с издержками, не превышающими величины синергического эффекта. Этот эффект достигается в результате совместного производства ранее изготовлявшейся на предприятии и новой продукции.

5. Для определения источников  синергического эффекта необходимо  анализировать возникающие взаимосвязи  бизнес-процессов при совместном  использовании:

5.1. рыночного пространства;

5.2. производственного пространства;

5.3. научно-технологического  пространства;

5.4. финансового пространства;

5.5. пространства формирования стратегических компетенций;

5.6. шютитуционального пространства.

6. Основополагающими принципами  формирования СПП в условиях  интенсификации инновационногопроцесса являются следующие:

6.1. СПП должен обладать  гибкостью, соответствующей приемлемой  для предприятия степени агрессивности  инновационной стратегии;

6.2. Приемлемая степень  агрессивности инновационной стратегии  должна определяться на основе  анализа соотношения инвестиционных  возможностей предприятия (адаптационных  издержек), необходимых для предотвращения  и ликвидации «дефектов» СПП и пересмотра действующей стратегии предприятия, а также величины ожидаемого эффекта реализации повой инвестиционной стратегии;

6.3. Величина и направлешюсть  адаптационных издержек определяются  на основе:

6.3.1.1. а) морфологического  анализа параметров, характеризующих  степень адаптивности средств  производства предприятия по  стадиям производственного процесса;

6.3.1.2. б) выполнения комплекса  работ, позволяющих определить  виды и структуру трансакционныхиздержек, необходимых для пересмотра действующей стратегии предприятия;

6.4. При управлении процессом  согласования степени агрессивности  инновационной стратегии и готовности (гибкости) СПП целесообразно использовать  предложенную в диссертации компьютерную  программу, с помощью которой  могут выполняться расчеты всех  предложешгых показателей агрессивности  инновационной стратегии и гибкости  СПП. Возможность использования  предложенной компьютерной программы  подтверждена ее апробацией на  реальном промышленном предприятии.

Список  литературы: 

1. Авдеенко В.И., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. -М.: Экономика, 1989. -240 с.

2. Амиров Ю.Д. Научно-техническая подготовка производства. М.: Экономика, 1989.-230 с.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. -414 с.

4. Ансофф И. Стратегическое управление-М.: Экономика, 1989. -89с.

5. Анчишкин А.И. Научно-технический прогресс и интенсификация производства. -М.: Политиздат, 1981. 94 с.

6. Анчишкин А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. -М.: Экономика, 1976.

7. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. СПб.: Гардарики, 2005. -223 с.

8. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология организации: Учебник. -М.: Инфра-М, 2000. 182 с.

9. Бернстайн П. Против богов. Укрощение риска. М. ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2006.-396 с.

10. Блехерман М.Х. Гибкие производственные системы (организационно-экономические аспекты). М.: Экономика, 1988.-219 с.

11. Бородин А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2003. - № 6. -С. 95-102.

12. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: СПбГТУ, 1997. - 510 с.

13. Глухов В.В. Менеджмент. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. - 384 с.

14. Глухов В.В., Коробко С.Б., Малинина Т.В., Экономика знаний. СПб.: Питер, 2003.-528 с.

15. Глухов В.В., Коробко С.Б., Медников М.Д. Математические методы и модели для менеджмента.- СПб: Лань, 2007. 528 с.

16. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Учебное пособие, Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 267 с.

17. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. СПБ.: Питер, 2005.240 с.

18. Градов А.П. Технический уровень производства предприятия. Методы анализа и количественной оценки. Л.:ЛПИ им М.И. Калинина, 1976. - 94 с.

19. Градов А.П. Экономика предприятия. Стратегический потенциал предприятия: Учеб. пособие, СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. - 86 с.

20. Градов А.П. Экономическая теория. Введения в институциональную экономику. Учебное пособие. СПб.: Нестор, 2004. - 309 с.

21. Градов А.П., Гутман С.С., Иванова Е.А. Институциональная концепция фирмы // Экономические реформы в России: Тематический сборник научных трудов. СПб.: СПбГПУ, 2002, - С. 39-48.

22. Градов А.П., Ильин И.В., Зиновьева Н.М. Проблемы измерения трансакционных издержек // Экономические реформы в России: Тематический сборник научных трудов. СПб: СПбГПУ, 2003.

23. Гунин В. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 1999.-272 с.

24. Гутман С.С. Выбор адаптивной организационной структуры предприятия: автореферат дисс. .к-та экон. наук. 08.00.05. СПбГПУ, 2006. -16 с.

25. Донец Ю. Эффективность  использования производствешюго потенциала. Киев: Знание, 1998. - 123 с.

26. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: уч. пособие. -М.: Изд. дом "Вильяме", 2000. 272 с.

27. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса: учебное пособие. М.: Дело и сервис, 1998.

28. Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Финнпресс, 2001. - 238 с.

29. Инновационный менеджмент. Учебник / Под. ред. С.Д. Ильенковой -М.:Юнити, 2001.-191 с.

30. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Анынина, А.А. Дагаева. М.: Дело, 2003. - 528 с.

31. Институциональная экономика:  учеб. пособие / Под ред. Акад. Д.С.  Львова. М.: ИНФРА-М, 2001. - 318 с.

32. Канторович Л., Горстко А. Оптимальные решения в экономике. М.: Наука, 1972.-231 с.

33. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.-493 с.

34. Карлик Е.М„ Градов А.П. Экономическая эффективность концентрации и специализации производства в машиностроении: основы теории и методики. 2-е изд. перераб. и доп. - Л.: Машиностроение, 1983. -216 с.

35. Катькало B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // Российский журнал менеджмента 2003. - №1. - С. 730.

36. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К., Стратегический синергизм. СПб.: Питер, 2004.-416 с.

37. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.-61 с.

38. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем/ Г.Б. Клейнер; ЦЭМИ РАН. М.: Наука, 2004. - 238 с.

39. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В., Качалов Р. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Под общ. ред. С.Панова. М.: Экономика, 1997.

40. Клейнер Г.Б. Эволюция и модернизация теории предприятия // Вестник ВГУ. Серия ЭКОНОМИКА и УПРАВЛЕНИЕ, 2004, № 1.

41. Клоцвог Ф. Условия и пути удвоения ВВП России // Экономическая наука современной России. 2004. - № 2. - С. 46-57.

42. Козловская Э.А. Финансовая устойчивость предприятия и диверсификации продукции. СПб.: СПб ГТУ, 1999.

43. Коробович Г.Ю. Анализ трансакционных издержек, связатшх с формированием стратегии предприятия: дисс. к-та экон. наук, 08.00.05 / СПбГТУ.-СПб, 2005.

44. Короткое Э.М. Исследование  систем управления. М.: Дека, 2000285 с.

45. Короткое Э.М. Концепция  менеджмента. М.: Дека, 2000. - 285 с.

46. Коуз Р. Природа фирмы. М.: Дело, 2001. - 368 с.

47. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М: Дело, 1993. 192 с.

48. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. СПб.: Питер, 2004 - 432 с.

49. Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой. СПб.: Питер, 2001. - 432 с.

50. Лнггвак Б. Экспертные  оценки и принятие решений.  М.: Патент, 1996.

51. Маккей X. Копайте колодец  до того, как заходите пить. Мн.: «Попурри», 2004. - 384 с.

52. Маниловский Р.Г. Инструкция по расчету производствеш1ых мощностей инструментальных цеховмашиностроительных заводов. М., 1958.

53. Маниловский Р.Г. Интенсификация использования производственных мощностей в машиностроении. М.: Машиностроение, 1983.

54. Маниловский Р.Г., Кофман В. Пути эффективного использования производственных мощностейприборостроительных предприятий. М.: Машиностроение, 1973.

55. Медынский В.Г. Ишювациошшй менеджмент. Учебник. М.: Инфра-М, 2005.-295 с.

56. Мельцер М. Диалоговое  управление производством. М.: Финансы и статистика, 1983.

57. Meirrep К. Основания политической экономии // Австрийская школа политической экономии. М.: Экономика, 1992.

58. Минцберг Г. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения: Пер. с англ. / Г. Минцберг, Д.Б. Куиин, С. Гошал. СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

59. Минцберг Г. Школы  стратегий: Пер. с англ. под  ред. Ю.Н. Каптуревского / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. СПб: Питер, 2001. -330 с.

60. Минцберг Г. Структура  в кулаке: создание эффективной  организации / Пер. с англ. под  ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб:  Питер, 2001.-512 с.

Информация о работе Формирование инновационной стратегии предприятия промышленности строительных материалов