Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:01, контрольная работа
Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов (например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных ее видов и т.д.).
1. Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности…………………………………………………………………….
2.1. Прямое государственное регулирование рынка…………………………
2.2. Запрещенные виды деятельности…………………………………………
2.3. Деятельность, осуществляемая по лицензиям……………………………
3. Особенности правового статуса субъекта занимающего доминирующее положение на рынке…………………………………………………………….
4.1. Понятие конкуренции………………………………………………………
4.2. недобросовестная конкуренция……………………………………………
4.3. формы недобросовестной рекламы……………………………………….
5.1.Антимонопольное законодательство, его содержание и цели…………..
5.2.Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства…
6.Регулирование деятельности хозяйствующих субъектов через налоговые органы……………………………………………………………………………
7.Организационно-правовая форма малого предпринимательства…………
Следует иметь в виду, что указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, принятые до введения в действие Федерального закона о лицензировании, применяются в части, ему не противоречащей.
До
введения в действие Федерального закона
о лицензировании, порядок лицензирования
отдельных видов деятельности и
перечень лицензируемых видов
В
нем, в частности, определен перечень
федеральных органов
В соответствии с указанным документом были разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации около 60-ти Положений о порядке лицензирования конкретных видов деятельности, которые также действуют в части не противоречащей Федеральному закону о лицензировании.
3. Особенности правового
статуса субъекта, занимающего
доминирующее положение
на рынке.
Доминирующим положением хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке может выражаться в следующих формах:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которой является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него - или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);
- создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Законом о конкуренции
- к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и
торгах;
- разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Также запрещается: заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов; заключение соглашения или осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции (последнее положение не применяется к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35%.
Запрещается также координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Федеральным законом от 9 октября 2002 г. в Закон о конкуренции был внесен ряд существенных изменений. В частности, до внесения указанных изменений к монополистической деятельности относились также некоторые действия органов государственной власти и органов местного самоуправления. После внесения изменений перечень данных действий содержится в специальном разделе Закона о конкуренции, которые квалифицируются как ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций. К числу таких действий, например, относятся:
- введение ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен)товаров;
- дача хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении до говоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;
- необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
- необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
Законом о конкуренции также
запрещается совмещение функций
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнитель- ной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, иных наделенных функциями
или правами указанных органов власти
органов или организаций с функциями хозяйствующих
субъектов, а также наделение хозяйствующих
субъектов функциями и правами указанных
органов, в том числе функциями и правами
органов государственного надзора, за
исключением случаев, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации.
4.1Понятие конкуренции
Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос.
Иногда
на рынке применяется демпинг
— продажа товаров по чрезвычайно
низким (так называемым бросовым) ценам.
В
конкуренции среди покупателей побеждает
тот, кто покупает больше или по более
высокой цене по сравнению с рыночной,
несмотря на их естественное стремление
приобрести материальные блага по меньшей
цене. В борьбе между продавцами (стремящимися
продать подороже) и покупателями (стремящимися
купить подешевле) выигрывают те, кто больше
сплочен и имеет возможность навязать
свою (выгодную для них) цену.
Конкуренция
— двигатель экономического прогресса.
Это объясняется тем, что рыночное соперничество
приводит к успеху в том случае, если предприниматель
заботится не только о сохранении, но и
расширении своего производства, для чего
стремится усовершенствовать технику
и организацию, повышает качество товаров,
снижает затраты на производство единицы
продукции и тем самым имеет возможность
снизить цены, расширяет ассортимент товаров,
улучшает торговое и послеторговое обслуживание
покупателей.
Общества,
полагающиеся на конкуренцию, успешнее
других достигают своих целей
и что именно конкуренция показывает,
как можно эффективнее производить
вещи. Она способствует вытеснению из
производства неэффективных предприятий,
рациональному использованию ресурсов,
предотвращает диктат производителей
по отношению к потребителю. В этом несомненная
положительная роль конкуренции в общественном
развитии и эффективность конкурентных
рынков.
Но
конкуренция далека от идиллии. Во все
времена глубинные корни
Отсутствие
возможности влиять на цену является
ключевым моментом в современной
трактовке понятия конкуренции.
Йозеф Шумпетер утверждал, что по
крайней мере с точки зрения экономического
роста конкуренция представляет собой
соперничество старого с новым: новые
товары, новые технологии, новые источники
обеспечения потребностей, новые типы
организации.
Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственному праву"