Контрольная работа по "Хозяйственному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:50, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Хозяйственному праву"

Файлы: 1 файл

Государство и право франков.docx

— 92.74 Кб (Скачать)

Государство и  право франков (V-IX вв.).

1. Общественный  и государственный строй франков

2. Право франков

 

Государство и  право Средних веков – от крушения Западной Римской империи в конце V века и до открытия Америки (1492), начала Реформации (1517) или до начала Английской революции (1640).

 

Феодализм – общественный строй, при котором вассалы признают власть сеньора и участвуют на его стороне в войнах в обмен на личную защиту и защиту права собственности на землю. Сеньор, в свою очередь, присягает на верность королю, получая взамен свой статус.

Сущностью феодализма является то, что при этом общественном строе власть принадлежала господствующему сословию, потому что им принадлежала земля.

 

Во II в. н.э. Европа вступила в эпоху Великого переселения  народов. Племенной союз франков  появился на границах Римской империи  в середине III в. Племенной союз франков  появился на границах Римской империи  в районе Нижнего Рейна в середине III в. Он объединил в своем составе  разные германские племена.

 

Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части римской провинции Галлии салическими франками (приморскими франками) во главе с королем Хлодвигом (481-511 гг.) из династии Меровингов. К 510 г. Хлодвиг становится повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев (после смерти Хлодвига государство было разделено между его сыновьями, т.е. фактически распалось на несколько независимых государств). При Хлодвиге была записана Салическая правда – сборник обычного права салических франков, одна из варварских правд.

 

По своему типу государство  франков являлось раннефеодальной монархией.

В истории государства  франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

• с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов;

• с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

 

У франков существовали следующие социальные группы:

• свободные франки (общинники) из этой группы постепенно выделяется еще одна особая группа – служилая знать – приближенные короля;

• «королевские сотрапезники» – привилегированная группа местного галло-римского населения, приближенная к королю;

• полусвободные (литы);

• рабы (сервы).

С течением времени главным  фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к  королевской службе.

В V-VI вв. в Западной Европе религиозная власть все более  тесно переплетается со светской.

Короли практиковали широкую раздачу земли своим дружинникам и церкви на правах аллода.

Аллод это земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной собственности (в отличие от бенефиция или феода).

Первоначально важную роль в решении государственно-политических вопросов во Франкском государстве играли ежегодные собрания ополчения – «мартовские поля» (позже «майские поля»), в частности они, решали вопросы войны и мира, принятия христианства и др.

Однако государственная власть постепенно сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности.

Высшим должностным  лицом при Меровингах был майордом (управляющий дворцом) который назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и майордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII–VIII вв. эта должность превратилась в наследственную и принадлежала роду Каролингов.

Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715-741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть.

Для упрочения государственной  централизации и укрепления военного могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, конфискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание – бенефиций. Бенефициарий - держатель бенефиция - был обязан в пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно военную, иногда административную. Отказ от службы или измена королю лишали права на пожалование. Передавать по наследству бенефиций запрещалось.

В 9 в. бенефиции стали превращаться в феоды. 

Феод (fe - «верность» и od - «владение») – условное держание земли, которое вассал получает от сеньора. Феод сходен с бенефицием, но в отличие от него может переходить по наследству.

По капитулярию (указу) французского короля Карла Лысого 877 г., все бенефиции были превращены в феоды – наследственные держания земли.

Вассалитет (от вассал - слуга) – система отношений личной зависимости одних феодалов - вассалов от других - сеньоров. Вассал обычно получал от сеньора феод и был обязан нести за это определенные повинности (прежде всего военную службу). Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора (сюзерена), в свою очередь имели своих вассалов.

 

Реформа Карла Мартелла привела к росту феодального землевладения и закрепощению крестьян (с помощью прекария или коммендации).

С ростом феодального землевладения  отдельные сеньоры, крупные земельные  собственники, получали иммунитет - привилегии, заключавшиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность государственных должностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу имения.

 

Майордом Пипин III Короткий (714-768) в 751 г. становится королем франков.

Его сын Карл I Великий (748-814) в 800 г. становится императором Запада. Он распространил свою власть на большую часть Западной Европы.

 

Должностные лица во Франкском королевстве:

Лица управляющие королевским хозяйством - министериалы - стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически возглавили государственное управление и суд. Наиболее важными министериалами были следующие:

• палатный мэр, или майордом, - главный управитель королевского дворца, а затем глава королевской администрации;

• дворцовый граф, или пфальцграф, - сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции;

• тезаурарий - государственный казначей, руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля;

• маршал - начальник конного войска;

• архикапеллан - духовный наставник короля, старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета.

Страна делилась на административные единицы – округа. Во главе округа стоял граф.

Империя Карла Великого прекратила свое существование после заключения Верденского договора.

Верденский договор – это соглашение о разделе империи Карла Великого, заключенное 11 августа 843 года в городе Вердене между тремя сыновьями императора Запада Людовика I Благочестивого – Лотарем I, Карлом II Лысым и Людовиком II Немецким.

 

Право франков. Салическая правда.

Салическая правда (Салический закон) – это сборник записей обычного права германцев. Он создан в начале VI в., по приказу короля Хлодвига. Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий. Основное содержание Салической правды – это перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов).

 

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.

Упоминаются следующие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности  при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Салическая правда предусматривает  наследование по закону и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

• преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

• преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;

• преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд,

лжесвидетельство;

• нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

Целью наказания являлось возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

 

Судебный процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

В качестве доказательств  на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

• соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" обвиняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

• свидетельства очевидцев;

• ордалии.

Государство и  право средневековой Англии

1. Общественный  и государственный строй средневековой  Англии

2. Право средневековой  Англии

 

Периодизация

• период англосаксонской  раннефеодальной монархии (IX - XI вв.);

• период централизованной сеньориальной монархии (XI - XII вв.);

• период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV вв.);

• период абсолютной монархии (конец XV в. - середина XVII в.).

 

В I в. н.э. Британия была одной  из провинций Римской империи. Основным населением были кельты (бритты). В начале V в. н.э. римское владычество здесь прекратилось. Началось завоевание Британии англосаксами – северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова.

К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных  королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсия и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса объедиинились в англосаксонское государство - Англию.

Главной особенностью становления  феодализма у англосаксов является сохранение в течение длительного  времени свободной сельской общины. Основу общества составляли свободные  крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы).

Постепенно привилегированное  положение в обществе стали занимать дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и  которым он раздавал земельные пожалования - общинные земли вместе с жившими  на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земельных собственников повинности и становились лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполняли повинности в пользу государства.

К XI в. общинные отношения  были заменены феодальными.

В англосаксонскую эпоху  потребности борьбы с набегами норманнов  создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства.

Высшим государственным  органом был витанагемот - совет витанов, в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд.

Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа - графства, центрами которых были укрепленные  города.

 

Началом нового английского  государства стало нормандское завоевание Британии во второй половине XI в. В 1066 г, нормандский герцог Вильгельм (Сев. Франция) во главе рыцарских дружин вторгся в Британию. В битве при Гастингсе были разгромлены войска последнего англосаксонского короля Гарольда, и Британия была подчинена завоевателям. Земельные владения англосаксонской знати были конфискованы и в большинстве переданы норманнам, основные богатства сосредоточились в руках короны. Политическая власть перешла к выходцам из Нормандии.

После нормандского завоевания (1066 г.) закрепилась характерная особенность  английского феодализма - политическое объединение страны и централизация государственной власти.

 

Основой финансово-экономического подчинения страны новой власти стала  проведенная в 1083 – 1086 гг. всеобщая перепись населения и земель (в т.н. «Книгу Страшного суда» было внесено 283.242 мужчины всех сословий и 225.000 гуфов земель); исходя из этого устанавливались налоговые и служебные отношения сословий с короной.

Свободные крестьяне после  переписи в большинстве своем  были записаны как крепостные - вилланы; Часть крестьян сохранила свободу и числилась - как фригольдеры.

В 1086 г. все население, даже мелкие свободные владельцы земель, были связаны «великой присягой» королю и тем самым поставлены от него в непосредственную и прямую феодально-служебную зависимость. На тех же принципах закреплялись земли и за церковью.

При первых нормандских королях  большую роль в управлении страной  стал играть королевский двор. Здесь был истинный центр военного, судебного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стране. Двор существовал и как собрание приближенных королю вассалов. Единственным стабильным учреждением в составе двора было только казначейство.

Делами двора  ведали сенешал и майордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер. Командование постоянной частью войска вручалось коннетаблю; помимо этого, был и титул маршала Англии. Дипломатическими и особыми административными делами руководил канцлер.

Реформы Генриха II.

Росту значения королевской  власти, и одновременно централизованного  государственного суда и управления, способствовали преобразования, предпринятые в годы правления короля Генриха II (1154 –  1189).

 

Генрих II, опираясь на поддержку  городов, мелких рыцарей и свободных  держателей, подавил многочисленные междуусобные войны крупных феодалов. Король сместил большинство руководителей на местах – шерифов, назначив собственных выдвиженцев.

Обеспечение независимости  короля от феодальных дружин и ополчений  стало основным мотивом военной  реформы, завершившейся изданием особого закона (ассизы) «О вооружении» (1181 г.).

Основой военной организации  становилось ополчение всех свободных людей (а не только ленников-феодалов), обладавших соответствующими земельными владениями. Все горожане и свободные держатели земель обязывались иметь хотя-бы простое вооружение; обладавшие земельным наделом рыцари или имевшие соответствующий доход и имущество должны были обзавестись вооружением всадника или тяжелым защитным вооружением. Это военное снаряжение запрещалось продавать, оно становилось как бы неотчуждаемым наследственным имуществом.

Не желавшие лично служить могли откупаться особым налогом – «щитовыми деньгами». Король тем самым получал существенный финансовый источник для формирования постоянного наемного войска. Феодалы превращались в рядовых собственников земель без специфических феодальных прав и обязанностей, а главную силу ополчения стали составлять горожане и мелкие держатели.

 

В ходе церковной реформы (1164 г.), королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие земельные пожалования от короны обязывались отвечать перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями. Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его согласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Против реформы выступил глава английской церкви Томас Беккет, что существенно сократило ее итоги.

 

Проведенная Генрихом II судебная реформа сформировала институт королевских судей, область особой королевской юрисдикции и закрепила право обжалования в королевский суд решений местных общинных судов. Это также способствовало укреплению централизующей роли королевской власти.

 

Переход к новой форме  государства - сословно-представительной монархии (вторая половина XIII в. - XV в.) - осуществился в результате гражданской войны 1263 - 1267 гг.

 

С конца XII в. королевская  власть стала наносить ущерб интересам  значительной части населения: проводились  конфискации земель, притеснялись крупные  земельные собственники, вводились  новые денежные поборы и повинности. В начале XIII в. произошло восстание баронов, поддержанное рыцарями и горожанами, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 г.), которая считается первым конституционным актом Англии. Главное содержание Хартии - компромисс короля с баронами; требованиям рыцарей, горожан, купцов уделено значительно меньше внимания.

В Хартии заключались нормы, фиксировавшие порядок гражданского правосудия, что гарантировало местному дворянству невмешательство короны в их дела и закрепляло феодальные судебные права баронов и магнатов. В отношении свободных закреплялось правило соразмерности штрафов и совершенных преступлений.

Часть статей посвящалась  ограничению полицейского верховенства короны. Совершенно новым для Англии мотивом законодательства было закрепление за сословиями права на санкции в отношении короны. Признавалось существование Совета 25 баронов, «которые должны всеми силами блюсти и охранять мир и вольности» в королевстве. За Советом закреплялось даже право «принуждать и теснить» короля любыми способами (захватом замков, земель и т. д.), если будет обнаружено нарушение вольностей и прав.

В Хартии были записаны положения, которые признавали за свободным  населением некоторые незыблемые гражданские  права. Ст. 38 – 42 объявляли незыблемым право свободно покидать королевство и возвращаться в него (за исключением военного времени и в отношении преступников), обязанность власти обеспечивать равное и бесплатное правосудие. Предоставление «права и справедливости» в стране могло быть исключительно делом государственной власти и в интересах всех. Никто не мог быть арестован, лишен собственности «или иным способом обездолен» иначе, чем по решению суда и по закону, воспрещались неправосудные аресты и задержания.

 

После нового политического  конфликта в 1258 г. король Генрих III утвердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской олигархии. В ответ недовольные рыцари при поддержке горожан и некоторых баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских провизий, защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола крупных феодалов и королевской администрации. В 1263 г. началась гражданская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было создание первого английского парламента.

В XIV в. парламент стал двухпалатным:

• верхняя палата - палата лордов, где заседали бароны и высшее духовенство;

• нижняя палата - палата общин, где заседали рыцари и городская  верхушка вместе с низшим духовенством.

Первоначально парламент  лишь определял размеры налогов  на недвижимость и подавал коллективные петиции на имя короля, но постепенно закрепил свою компетенцию в следующих  вопросах:

• право на участие в  издании законов;

• право решать вопросы  о поборах с населения в  пользу государственной казны;

• право контроля над высшими  должностными лицами;

• право выступать в  качестве высшего судебного органа.

Управление на местах осуществляли шериф с помощником - бейлифом, а также избиравшиеся в местных собраниях коронеры и констебли.

 

Становление абсолютизма  в Англии обусловлено изменениями, происходившими в общественном строе  и экономике. С конца XIV в. в Англии быстрым темпом идет эволюция феодального землевладения в капиталистическое.

К концу XV в. - началу XVI в. изменился  облик английского дворянства - старая феодальная знать была истреблена в  междоусобной войне Алой и Белой  розы, на основе средних слоев дворянства образовалось новое дворянство - джентри, пополнявшееся выходцами из городской буржуазии (купцов и ростовщиков) и разбогатевшего крестьянства, которые покупали земельные владения светских и духовных феодалов. Интересы джентри были близки интересам буржуазии.

Эпохой английского абсолютизма  было правление династии Тюдоров (1485 – 1603) и первых Стюартов (Иакова I и Карла I) до начала Английской революции (1640 г.).

Своеобразием английской абсолютной монархии являлись:

• сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской  власти;

• отсутствие сильного и  развитого бюрократического государственного аппарата;

• сохранение органов местного самоуправления;

• отсутствие постоянной армии. Военную мощь страны составлял сильный  флот, который обеспечивал не только защиту с моря, но и возможность  ведения активной торговой и колониальной политики.

Центральными органами власти и управления в период абсалютизма в Англии становятся:

• король, сосредоточивший в своих руках всю реальную власть;

• Тайный совет короля, который составляли представители феодальной знати, нового дворянства и буржуазии. Он обладал широкой компетенцией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю, при его участии издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке;

• парламент, состоявший, как и в XIV в., из двух палат - палаты лордов и палаты общин.

С XV в. палата лордов формировалась преимущественно из наследственных пэров, палата общин - из представителей дворянства и городской верхушки.

Реформация, проходившая в правление Генриха VIII (1509 – 1547), ликвидировавшая в конце XVI в. власть Римского Папы над английской церковью и сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризацией), содействовала укреплению абсолютизма. Церковь, возглавляемая королем, превратилась в часть государственного аппарата.

 

Право средневековой  Англии.

После нормандского завоевания середины XI в. в Англии сохранились  судебные порядки и обычаи англосаксонских  времен. Суд вершился в собраниях сотен и графств под председательством шерифов и вице-графов на основании местных обычаев. Судьями выступали исключительно свободные землевладельцы. Сохранились и вотчинные (манориальные) суды в отношении вассалов и зависимого населения.

На протяжении второй половины XI – первой половины XII в. сложилась  новая королевская юстиция. Первоначально ее деятельность ограничивалась узким кругом дел, непосредственно касавшихся короны или споров между крупными вассалами. Со временем королевская юстиция усилила вмешательство и в другие категории дел, в особенности связанные с земельными спорами.

Постоянным судебным ведомством стал королевский суд в Вестминстере. Для ведения дел было назначено 5 постоянных судей. Со временем при суде сложился свой персонал, установилась коллегиальная практика обсуждений.

Суд присяжных также получил официальное признание с реформами Генриха II.

Возвышение королевских  судов сопровождалось разработкой  норм английского общего права. Судьи при вынесении решений руководствовались многочисленными обычаями и предыдущими судебными постановлениями, а также указами короля. Отсюда сложился судебный прецедент.

Судебный прецедент – это решение, вынесенное судом по конкретному делу, обоснование которого считается правилом, обязательным для других судов при решении аналогичных дел. Прецедентное право лежит в основе правовой системы в Великобритании и США.

В 14 в. общее право было дополнено правом справедливости, которое сложилось благодаря деятельности канцлера, разбиравшего споры, от решения которых устранились королевские суды. Решения канцлера не были связаны практикой других судов и основывались на естественном и отчасти на римском праве, они выносились без участия присяжных заседателей, их исполнение было обеспечено аппаратом принуждения. 

Английскому средневековому вещному праву известно деление имущества на движимое и недвижимое.

Чисто английским институтом вещного права был институт доверительной собственности (трэст): когда одно лицо передает другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

По мере развития рыночных отношений в английском праве  стало складываться и развиваться  обязательственное право: обязательства  из деликтов и договоров.

Средневековому английскому обязательственному праву известны в числе прочих следующие формы исков:

• иск о долге;

• иск об отчете (лица, которому были доверены чужие деньги);

• иск о соглашении (требование к должнику исполнить обязательство, установленное соглашением сторон);

• иск о защите словесных соглашений.

Семейное право средневековой Англии определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Как и в других странах Европы этого периода, оно регулировалось нормами канонического права - например, церковная форма брака, запрещение развода и двоеженства.

Английское средневековое  право знало наследование и по закону, и по завещанию.

При наследовании по закону утвердился принцип майората - во избежание дробления феода передача по наследству земельной собственности старшему сыну, а при его отсутствии - старшему в роде.

Английское средневековое уголовное право традиционно подразделяло все преступления на три группы:

• фелония – понятие означавшее тяжкие преступления (тяжкое убийство, простое убийство, похищение имущества, насильственное проникновение в чужое жилище ночью с целью их совершения и др.). Фелония каралась смертной казнью и конфискацией имущества;

• измена являлась самым тяжким преступлением. В понятие измены входило нарушение долга верности королю со стороны его подданных (великая измена), а также совершение преступлений против государственной безопасности (призыв к мятежу, незаконное сборище в целях учинения беспорядков, сговор, соглашение двух или более лиц с противозаконными намерениями);

• мисдиминор (незначительные преступления) – в эту группу преступлений были включены мошенничество, изготовление фальшивых документов, подлог. Мисдиминор карался тюремным заключением или штрафом.

 

Государство и  право средневековой Франции.

1. Общественный  и государственный строй средневековой  Франции

2. Право средневековой  Франции 

 

Франция существует как самостоятельное  государство со времени раздела  Франкской империи (843 г.). Называться Францией страна стала лишь в X в.

История средневекового государства  во Франции может быть разделена  на следующие периоды:

• период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;

• период сословно-представительной монархии - XIV - XV вв.;

• период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.

 

Франция в период (сеньориальной монархии) феодальной раздробленности (IX - XIII вв.).

В период феодальной раздробленности номинальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Складывание двух основных классов  феодального общества - феодалов и  зависимого крестьянства - в целом  завершилось к X в.

Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной  для нее системой вассалитета:

• на ее верху стоял король - сюзерен;

• далее - пэры, то есть "равные королю", герцоги и графы;

• вассалы и подвассалы разных ступеней;

• в самом низу - простые рыцари (шевалье) своих вассалов не имевшие.

Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы.

Сервы были лично зависимыми (крепостными) крестьянами.

Вилланы, считались лично свободными держателями земли, их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел.

 

В период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) король являлся номинальным главой государства. Он избирался крупными землевладельцами-феодалами – вассалами короля и высшими руководителями (иерархами) церкви.

В органах центрального государственного управления сочетались элементы дворцово-вотчинной  системы с управлением, основанным на вассальных отношениях:

• дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);

• управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления. В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция - судебную власть между собой делили сеньоры. Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.

 

Франция в период сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.).

Правящие династии Капетингов и Валуа.

С завершением периода  феодальной раздробленности государство  приобрело форму сословно-представительной монархии.

В XIV-XV вв. Французское общество делилось на три сословия:

• сословие духовенства;

• сословие дворянства;

• третье сословие, к которому относились горожане (купцы, ремесленники) и свободные крестьяне.

Первые два  сословия были привилегированными, освобождались  от государственных налогов и  повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным  должностям. Третье сословие было податным.

Сословно-представительная монархия – это форма правления, предусматривающая участие представителей сословий в управлении государством и составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации государства.

На централизацию государства оказали влияние следующие факторы:

• укрепился союз королевской власти и городов. Благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь;

• вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде защитить свое привилегированное положение силами королевской армии, а также ради получения должностей;

• страна нуждалась в сильной королевской власти для борьбы с внешним врагом (Столетняя война 1337-1453 гг.).

Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV-XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. Генеральных штатов – высшего органа сословного представительства.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало отдельно от других в трех палатах:

• в первой палате - высшее духовенство;

• во второй - депутаты от дворянства;

• в третьей - выборные депутаты от верхушки горожан, "третьего сословия".

Каждая палата имела только один голос независимо от числа представителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов. Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Великий мартовский ордонанс (приказ) 1357 г.  был обнародован в марте 1357 г. по настоянию Генеральных штатов во время народного движения 1356-58 гг. в Париже и являлся выражением глубокого недовольства горожан политикой монархии. Данный документ предоставлял Генеральным штатам право собираться самостоятельно без королевского разрешения для обсуждения государственных дел 2 раза в год (§ 5); они получали контроль над налогами, расходованием государственных средств (§ 2); королевская власть не могла без штатов вводить новые налоги, заключать перемирие с противником (§ 39), изменять ценность монеты (§ 15). Контролю штатов подлежали совет короля, армия и государственный аппарат. Правительство сделало все, чтобы ордонанс 1357 г. не был претворен в жизнь. После того как Штаты разрешили постоянный прямой налог, король получил твердый источник доходов и стал созывать Генеральные штаты все реже. Последний раз в 1614 г., а в следующий раз только через 175 лет. Вместо них правительство иногда созывало собрание нотаблей (именитых подданных) – чисто совещательный орган.

Центральными органами управления в этот период были:

• Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления;

• Счетная палата, ведавшая финансами.

К наиболее значимым должностным лицам относились:

• канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;

• коннетабль - командир конного рыцарского войска, впоследствии командир королевской армии;

• камерарий - казначей;

• палатины - королевские советники, выполнявшие отдельные поручения короля.

В системе судебных учреждений также произошли изменения:

• королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значительно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пере-

смотреть любое решение  сеньориального суда;

• наметились тенденции к обособлению судебных органов, хотя фактически они еще не были отделены от администрации.

Во время правления  короля Людовика IX (1214-1270 гг.) был создан специальный судебный орган – парижский парламент, в дальнейшем ставший высшим апелляционным судом королевства.

Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела,- мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя таким образом контроль над местными судами.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения – прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии ("интересы короны"). В ходе военных реформ второй половины XIV в. и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой системой. Произошли существенные изменения и в правовом положении крестьян. Феодалы заменяют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. меняется форма крестьянского землепользования – серваж вытесняется цензивой. Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз твердо фиксированную денежную, реже натуральную ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

 

Франция в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.).

Правящая династия Бурбонов.

В XVI в. во Франции стала  складываться абсолютная монархия. Возникновение новой формы монархии было вызвано тем, что с конца XV в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве.

Абсолютная монархия (от лат. absolutus - безусловный) – это форма правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. Он издает законы, руководит правительством, является верховным главнокомандующим и верховным судьей. Ни один другой орган власти, ни население страны не вправе изменить выбор главы государства. При этом власть главы государства передается по наследству. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. 

 

К XVI в. французская  монархия фактически утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия - духовенство  и дворянство - полностью сохранили  свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI - XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. человек, а к дворянству ("дворянство шпаги" и "дворянство мантии") - около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (формировался класс буржуазии, зарождается класс наемных рабочих, продолжает существовать (сословие) крестьянство).

 

Французский абсолютизм укрепился  в период правления Людовика XIII (1610-1643 гг.), а достиг высшей ступени своего развития в период самостоятельного правления Людовика XIV (1661-1715 гг.). Огромное влияние на централизацию государства  и становление абсолютизма оказал политик и религиозный деятель Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришельё, Кардинал Ришельё (с 1624 г. по 1642 г. «являлся главным министром короля» - главой правительства).

 

С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную  роль:

• вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития;

• содействовала росту капиталистической промышленности и торговли (потому, что власть нуждалась в деньгах, а промышленники платили налоги).

Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

• унаследованные от сословно-представителъной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

• учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.

 

Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле. В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дворянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государственных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским делам и делам двора. К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д.

В местном  управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:

• утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались знатью;

• фактически руководившие местным административным управлением  и судом интенданты юстиции, полиции  и финансов - особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обычно назначались  лица незнатного происхождения.

Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия".

 

Право средневековой  Франции.

К концу Х в. – времени начала французской феодальной государственности – на территории королевства утратили практическое значение и Салический закон, и в подавляющем большинстве законы Каролингов. Юридический быт основывался на местных обычаях, разных в различных областях страны, и на формирующейся практике феодальных судов. В областях южной Франции – «Страна писанного права», особенно Провансе, сохранилась традиция римского права. На севере Франции большое распространение получили правовые обычаи (кутюмы) – обычное право. Здесь основное значение приобрело феодальное право – установленная в том или другом феодальном владении форма взаимоотношений между господином и подвластными людьми, поддерживаемая вотчинной юстицией и охраняемая принципом иммунитета.

По своему содержанию кутюмы отражали феодальное право, причем в некоторых важных вопросах они как бы противостояли и королевской правовой политике, и церковному праву.

Кроме кутюмного права действовали: нормы городского права и нормы канонического (церковного) права. 

Кутюмы Бовези – сборник обычаев средневекового французского права, применявшихся преимущественно в северо-восточной части Франции в провинции Бовези. Был создан французским юристом Филиппом де Бомануаром в 1282 г. Сборник является одним из наиболее значимых памятников французского средневекового права.

В Кутюмах Бовези объединены нормы, регулирующие самые различные общественные отношения, однако особое внимание уделено правилам, связанным с организацией и осуществлением правосудия. В сборнике закреплена презумпция невиновности и принцип зависимости меры ответственности от тяжести проступка (размера ущерба). Однако в сборнике содержалось и много правовых анахронизмов. Распространенность кутюмов сделала их к XV в. основным источником права Франции. Хаотичность собраний вместе с тем вызывала немалые трудности в применении кутюмов. Королевская власть, к которой нередко апеллировали на решения местных судов, оказывалась бессильной в оценке кутюмов из-за отсутствия их систематичного изложения. На протяжении 1498 – 1530 гг. в большинстве провинций, городов и округов Франции были составлены новые полуофициальные собрания кутюмов (Орлеана – 1509 г., Парижа – 1511 г. и др.). В работе над ними немалую роль сыграли ученые правоведы, которые привнесли в кутюмы новые правила систематизации и логики.

В 12-13 в. некоторое распространение  получает рецепция римского права. Большую роль в его распространении играют знатоки римского права – легисты. С усилением королевской власти во Франции возврастает роль королевских указов (орданансов). Например, «40 дней короля» (По указу Людовика IX Святого в 13 в. во Франции были запрещены войны между вассалами, то есть между войной и ее началом должно было пройти не меньше 40 дней, чтобы воюющие могли одуматься или собрать силы для противостояния).

Отрасли права:

В период феодальной раздробленности верховные права  сеньора проявлялись в самых  разных отношениях. Так, он имел право  возражать против замужества (недостойного, с его точки зрения) дочери-наследницы его вассала. Феодальная традиция определила строгое соблюдение принципа майората (старшинства) в наследовании дворянских имений.

 В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а в последующем - утверждаться нотариусами. В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли.

Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI - XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.

Личные отношения  супругов определялись каноническим правом - главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

 

При наследовании по закону наиболее характерным институтом во Франции был майорат, то есть передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер.

Наследование но завещанию получило распространение сначала на юге Франции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право. Вообще возможность наследования имений иначе как по традиции была очень ограничена. Право завещания признавалось только в отношении небольшой доли того, чему наследодатель был владельцем при жизни (не более 1/3).

Преступление и  наказание.

В начале периода феодальной раздробленности, в IX - XI вв., преступление во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказания сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, в XI - XII вв., когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовного права, как уголовная ответственность без вины (в основном по средневековому праву основанием ответственности является причинение вреда, а вине отводится второстепенная роль), жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений. В период сословно-нредставительной монархии, в XIII - XV вв., с централизацией государства и усилением королевской власти сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права. В королевском законодательстве наказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих.

 

     

Лекция

Государство и  право средневековой Германии

1. Общественный  и государственный строй средневековой  Германии

2. Право средневековой  Германии

 

С распадом Франкской империи (843 г.) территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что  положило начало государственному обособлению  германских областей. Завершение формирования самостоятельного германского раннефеодального государства произошло после  избрания в 919 г. германским королем  саксонского герцога Генриха I, основателя Саксонской династии.

Первоначально Германия включала четыре племенных герцогства (Саксонию, Франконию, Швабию, Аллеманию) и Баварию; позднее были присоединены Лотарингия и Фризия (Фрисландия - французские, итальянские и славянские земли).

Историю Германского феодального  государства можно разделить на два

периода:

• период относительно единого раннефеодального государства (X - XII вв.);

• период феодальной раздробленности (XIII - начало XIX вв.).

В период раннефеодального государства  в Германии происходил рост крупного феодального землевладения, масса  крестьян вовлекалась в личную и  поземельную зависимость от феодалов-собственников.

До конца XI в. Германия представляла собой относительно единое государственное  целое, и королевская власть обладала значительной силой.

Король опирался также на поддержку Церкви, и его основной опорой стал епископат.

Сохранялась в том или  ином виде раннефеодальная система  судебно-административного устройства с делением на графства и сотни.

Существовала общегосударственная  военная организация с обязательной военной службой всех свободных  людей и военной повинностью  всех вассалов в пользу короля.

Вступлением на престол среднего сына Генриха I Оттона I (936-973) - по завещанию отца - воспользовались многие представители знати, чтобы ослабить королевскую власть. Однако важную поддержку Оттон получил от духовенства, заинтересованного в защите от необузданности светских феодалов, часто не проявлявших должного благочестия и покушавшихся на церковные земли. При этом Оттон обложил церковные земли прямым налогом и присвоил право отчуждать в свою пользу движимость умерших духовных лиц, как нажитую из доходов церковных земель, высшая собственность на которые принадлежит королю. Он также замещал освободившиеся церковные должности, но при этом не спешил назначать новых клириков, ибо до их назначения королевская казна получала доход с вакантного прихода.

Но такие права церковь  предоставила Оттону за огромные уступки в ее пользу. Ведь, получая доход с церковных земель, король старался увеличивать ее земельный фонд. Из-за нехватки грамотных чиновников (сам король тоже был неграмотным) клирики были привлечены к управлению государством. Епископы получали титулы графов, то есть включались в королевскую администрацию. В итоге иммунитет церкви стал распространяться не только на ее земли, но и на всю округу - были созданы церковные округа с их особой юрисдикцией.

Так была создана "Оттонова епископальная система", позволившая королю укрепить свою власть. В дальнейшем, при более слабых королях такая система привела к усилению церковной власти в германских землях, которая стала, по сути, вообще независимой от королей.

 

Священная Римская  империя основана Оттаном I в 962 г. (с 1512 года - Священная Римская империя германской нации).

Священная Римская  империя рассматривалась как прямое продолжение античной Римской империи и Франкской империи Карла Великого. Процессы становления единого государства в империи так и не были завершены, и она оставалась децентрализованным образованием со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований.

Во главе империи стоял император. Императорский титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. Власть императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией Германии, а с конца XV века – рейхстагом, представлявшим интересы основных сословий империи.

Курфюрст («князь-выборщик») – имперский князь, за которым было закреплено право избрания императора.

Права и особые привилегии курфюрстов как признаваемые «с незапамятных времен», были документально оформлены Золотой буллой Карла IV (1356).

статус курфюрста  получили семь князей империи:

 

архиепископ Майнца,

архиепископ Трира,

архиепископ Кёльна,

король Богемии,

пфальцграф Рейнский,

герцог Саксонии

маркграф Бранденбурга.

 

Золотая булла 1356 г. – это законодательный акт Священной Римской империи, принятый имперским рейхстагом в 1356 г. и утвержденный императором Карлом IV Люксембургским. Булла регламентировала избрание германского короля (императора) коллегией семи имперских курфюрстов и определяла права этих курфюрстов. Ведущая роль в рейхстаге отводилась архиепископу Майнцскому.

Рейхстаг («государственное собрание») – это высший сословно-представительный орган Священной Римской империи. С 1489 г. рейхстаг состоял из трех палат: Совета курфюрстов, Совета имперских князей, Совета имперских городов.

 

С середины XI в. в  Германии усилилась политическая децентрализация. Крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, стали создавать замкнутые владения. Города, первоначально находившиеся в зависимости от своих сеньоров (епископов, светских феодалов, короля), добились освобождения от их власти, самоуправления, личной свободы горожан.

Германские города были трех видов:

• имперские - непосредственные вассалы короля;

• вольные - пользовавшиеся полным самоуправлением;

• княжеские - подчинявшиеся тому князю, в княжестве которого они находились.

«Княжеский абсолютизм»  в Германии в XVI-XVIII вв. К концу XVIII в. Германия представляла собою конгломерат множества государственных образований, общее число которых доходило до 300. Преобладающей формой правления в отдельных германских государствах была абсолютная монархия в форме т.н. княжеского абсолютизма, который в отличие от централизованных национальных государств Европы установился не в масштабах всей страны, а в пределах отдельных территориальных владений. Опорой княжеского абсолютизма являлось среднее и мелкое дворянство, а также торгово-промышленные элементы городского населения (бюргерства).

 

Право средневековой  Германии.

Право средневековой Германии характеризуется партикуляризмом, т.е. множественностью правовых систем. В его состав входили следующие правовые системы и источники: каноническое право, имперское право, ленное право (лен в Германии тоже, что феод во Франции), земское право, дворцовое право, городское право.

 

Саксонское зерцало – старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шеффеном) Эйке фон Репговом в 1221-1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии. «Саксонское зерцало» является записью сложившегося на протяжении веков обычного права Восточной Саксонии с разделением на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу). Земское право содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу. Ленное право регулировало вассальные отношения между феодалами. Права низших сословий, в том числе зависимых крестьян, в этом законодательстве не фиксировались.

Саксонское зерцало подразделяло все население Саксонии на лиц, принадлежащих к рыцарскому сословию (т.н. семь щитов) и податное сословие.

 

Каролина – это принятое в 1532 г. и опубликованное в 1533 г. уголовно-судебное уложение «Священной Римской империи германской нации». Получила название в честь императора Карла V (1519-1555 гг.). Действовал до конца ХVIII в.

Являясь единственным общеимперским уголовным уложением, Каролина имела целью упорядочить уголовное судопроизводство в местных судах. Данное Уложение является одним из самых полных кодексов уголовного законодательства XVI века. Весь кодекс был построен на презумпции вины, то есть обвиняемый сам должен был доказывать свою невиновность.

 

Преступления и  наказания по Каролине.

Часть Уложения посвящена  преступлениям и наказаниям, то есть она выполняет роль уголовного кодекса. Смертная казнь применялась часто. Все её формы были прописаны.

Для женщин полагалось некоторое  смягчение формы смертной казни. Если мужчину за измену четвертовали, то женщин – топили (ст. CXXIV).

От всякой ответственности  освобождались доносчики.

Достаточно редко назначалось  наказание, заключавшееся заточением в тюрьму. Оно могло быть назначено  за бродяжничество (ст. CXXVIII).

Существовал такой род  наказания – как изгнание из страны. Оно назначалось, в частности, за учинение бунта, мятежа (ст. CXXVII).

В Каролине достаточно подробно были описаны случаи необходимой обороны, когда убийца должен был быть оправдан. Давалось описание того, что такое «правомерная необходимая оборона» (ст. CXL). Но необходимая оборона должна была быть доказана обвиняемым. Если ему не удавалось доказать свою невиновность, он признавался виновным и нёс наказание согласно закону.

Описывались преступления, не относящиеся к случаям необходимой обороны, но когда обвиняемый должен был быть оправдан. То есть преступление происходило без умысла обвиняемого и не по его вине. Случай, когда брадобрея, брившего кому-то бороду толкали сзади по руку и он нечаянно перерезал горло тому, кого он брил (ст. CXLVI). Но при этом оговаривалось, что преступление могло быть ненаказуемо только в том случае, если все происходило в том месте, где брадобрей должен выполнять свою работу. В случае, если это произошло в любом другом «неподходящем месте» это уже считалось наказуемым преступлением.

 

Отдельно прописывались  случаи лишения жизни, когда обвиняемый также считался невиновным. Ненаказуемыми считались случаи убийства мужем «кого-либо за блудодеяние, совершенное с его женой или дочерью». Не наказывались случаи, если убийца был сумасшедшим; если убийство произошло при задержании преступника; и убийство вора ночью в собственном доме (ст. CL). Малолетние преступники (в возрасте до 14 лет), в частности воры не могли быть осуждены на смертную казнь, они могли быть подвергнуты только телесным наказаниям. Но существовала оговорка, что в случае обнаружения отягчающих обстоятельств, когда «злостность восполняла недостаток возраста» судья и шеффены могли подвергнуть малолетнего преступника даже смертной казни (ст. CLXIV).

Воры могли быть отпущены на свободу, если воровство  было совершено «по прямой голодной нужде». При этом истец, выдвинувший против вора обвинение, не должен был «отвечать перед ним за предъявленное по сему поводу обвинение» (ст. CLXVI). Кража подразделялась на несколько видов:

ничтожная (мелкая) кража, совершенная  тайно (ст. CLVII);

более тяжёлая кража, совершенная  в первый раз открыто (ст. CLVIII);

более тяжёлая опасная  кража, совершенная путём вторжения  или взлома (ст. CLIX);

повторная кража (ст. CLXI);

кража в третий раз (ст. CLXII).

В зависимости  от вида кражи и от статуса человека ее совершившего определялось наказание. Знатным людям назначалось более лёгкое наказание, так как считалось, что в их отношении «можно надеяться на исправление».

 

В Каролине отдельно было прописано положение, согласно которому судьи не должны были брать  никакого вознаграждения за наказание  преступника. Судьи, поступавшие вопреки данному требованию, приравнивались к палачу (ст. CCV).

 

В Уложении была сделана попытка  искоренить обычай конфисковывать украденное или награбленное имущество в пользу местной власти, а не возвращать его тем, у кого оно было украдено или награблено (ст. CCXVIII).

 

Всем уголовным судам  предписывалось во всех сложных, вызывающих сомнения случаях обращаться к высшим судам, к законоведам, где они  могли «получить наставление  с наименьшими издержками». Подчеркивалось, что надо приложить все усилия, чтобы наказание несли только виновные. Невежество судьи, вынесшего  несправедливый приговор, не служило  ему оправданием (ст. ССХIХ).

 

Средневековое государство  в Византии

Византийское государство  оформилось в результате отделения  восточной части Римской империи  в конце IV в. н.э. Оно просуществовало  свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя  в ходе турецкого нашествия. Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодаль-ных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть В Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели. Византия оказала значительное влияние на политическое развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию.

Общественный строй. Специфические черты развития византийского средневекового общества проявляются уже на первом этапе его развития. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер. Относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений, длительное сохранение сильных экономических и политических позиций многочисленных византийских городов (Антиохии, Александрии, Дамаска, Константинополя и др.) содействовали политической стабильности Византии и сдерживали процесс распада рабовладельческого строя.  Господствующий класс Византии IV—VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы — Константинополя. Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV—VI вв. свободного крестьянства — важная особенность общественного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Они эксплуатировались непосредственно Византийским государством: уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использо-валась в Византии этого периода и позднеримская форма эксплуатации крестьян — колонат.Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и "приписных". Вынужденные арендовать землю у крупных землевладельцев, колоны находились в за.' висимом от своих господ положении. Особенно тяжелым было положение "приписных" колонов: они были прикреплены к земле. Свободные и "приписные" колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Положение обеих категорий византийских колонов резко ухудшается в VI в. Общественный строй Византии претерпевает серьезные изменения в ходе острейшего политического и социального кризиса конца VI — первой половины VII в. Арабское нашествие, вторжение варваров, сопровождаемые их массовым оседанием на территории империи, разрушение и упадок многих городов ускорили ломку рабовладельческих и образование феодальных порядков в Византии. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующем периоде. Вместе с тем сохранение государственных форм собственности, общинного землевладения и огромная распространенность неограниченной частной собственности на землю и в последующие века серьезно замедляли формирование новой феодальной собственности и, кроме того, развитие эксплуатации византийского крестьянства. Только к Х в. возобладала тенденция к созданию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения — условные земельные пожалования в виде иронии, ариф-моса — утверждаются еще позже, в XI—XII вв. Так, наиболее известный феодальный институт — прения, расцвет которого приходится На XII—XIII вв., представлял собой различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора. Замедленный характер развития феодальных отношений определил особенности социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Все эти силб1 долгое время не были консолидированы и не складывались в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только к XI—XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью. И во втором периоде развития Византийского государства сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. В Византии формирование класса феодально-зависимого крестьянства растянулось на длительное время. В империи по-прежнему сохранялась значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, сидевших на землях, принадлежавших казне и императору. Обе эти категории крестьян эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы. Податные крестьяне, сидящие на государственных землях, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон — поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей. С XI—XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в Византии землевладения феодального типа. Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками.Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. В отличие от государственных крестьян они не были прикреплены к земле вплоть до XIII—XIV вв. Низшее положение в византийском обществе, как и ранее, занимали рабы. Длительное сохранение рабовладения составляло характерную черту общественного строя Византии. Рабский труд широко использовался в домашнем хозяйстве византийской знати. Слуги — рабы константинопольских вельмож исчислялись сотнями. В Х—XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается, они, например, получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков. В XI—XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.

Государственный строй. Византийское государство IV—VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.  Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства. Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан 1, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками. Власть византийского императора в IV—VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.

Важным фактором политической жизни Византийского государства  этого времени было одобрение  кандидатуры императора "народом  Константинополя". Еще в IV в. императорским  указом "народу Константинополя" — различным социальным слоям  и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском  ипподроме, было предоставлено право  выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации — так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов — они назывались "голубые" и "зеленые" — составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых — торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV—VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.  Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии —константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.  Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана 1, признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа". Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности. С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX—Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867—1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы. В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Константинополя" прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи. Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Укрепление основ императорской  власти в VIII—IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие  титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василеве издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом. Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва-силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в. Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (ди-натами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными — динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя  Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так  и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко  разработана. В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднеесинклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.

Важные функции имели  и высшие дворцовые чины: магистр — начальник дворца и квестор — главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников.

Роль центрального государственного аппарата возросла в IX— XI вв. Государственный  бюрократический аппарат в эту  пору контролировал все сферы  политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура  стала еще более сложной и  громоздкой. Количество ведомств ("секретов") увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства  и двора усложняется дворцовая  администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая  администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для  центрального управления Византии этого  времени, — распыление отдельных  государственных функций между  различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено  с VII в. на несколько неподчиненных  друг другу "секретов". Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др. 
Основные памятники византийского права VIII—XIV вв. На рубеже VII—VIII вв. правовая система Византии переживает серьезные испытания, связанные с глубоким кризисом экономической системы, упадком городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и т.д. Именно в это время постепенно завершается процесс превращения византийского права из позднеантичного в средневековое. В VIII и. с общим экономическим и культурным подъемом вновь оживляется законодательная деятельность византийских императоров и юридических школ.

 

 

На вторим этапе истории византийского права законодательство, поддерживаемое не только римской правовой традицией и обычным правом, но и собственным опытом византийских юристов, становится более гибким и жизнестойким. Именно жизненные потребности византийского общества сделали необходимыми новые работы по систематизации законодательства и по переработке кодификации Юстиниана, которая была выполнена на латыни и ко-торой владел лишь небольшой круг лиц. Судебную практику не могло удовлетворить то, что в Дигестах Юстиниана многие термины и целые фрагменты из сочинений Модестина,Папиниана и других юристов-классиков давались на греческом языке. Фактическое превращение Византии в греко-славянское государство настойчиво требовало и изменения языка законодательных актов. Потребности судебной практики делали необходимым переработку Свода законов Юстиниана и его изложение в краткой и понятной форме. В 726 году (по некоторым данным —в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога ("избранные законы"), явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права.

Составители Эклоги сохранили из кодификации  Юстиниана лишь небольшую часть  правового материала, поэтому она  состояла из 18 небольших титулов, некоторые  из них включали только по одной  статье. В самом подзаголовке к Эклоге указывалось, что она представляет собой сокращение и исправление "в духе большего человеколюбия" законодательства "великого Юстиниана"* Иконоборческая фразеология Эклоги нашла свое отражение лишь в ее вводной части, где говорилось о необходимости руководствоваться "истинной справедливостью", а не высказывать "на словах восхищение" ею и даже предписывалось "на деле" отдавать предпочтение малоимущим и бедным. В Эклоге имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей (например, дезертиров), но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений. В Эклоге в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право (титулы 1—VII). Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формально согласия самих обручающихся, а фактически в связи с их малолетством — родителей. Брачный возраст был установлен в 15 лет для мужчин и 13— для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина, согласно христианкой морали, занимала подчиненное место в семье, но в отличие от классического римского права Эклога отразила тенденцию к выравниванию имущественного режима мужа и жены. Приданое и брачный дар, порученный женою, рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 части наследства), определялись семь разрядов наследников, к которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.Титулы Эклоги, посвященные договорному праву (IX—XIII), из многочисленных сделок, рассмотренных в Своде законов Юстиниана, упоминают лишь куплю-продажу, заем, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключаемый как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. В договоре займа, вероятно в качестве уступки церковным догматам, было опущено упоминание о процентах, известных римскому праву. Кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем и аренду земли, которая могла предусматриваться на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.Широкую разработку в Эклоге получил и .другой типичный для развивающегося феодализма институт — эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или как ограниченная аренда "на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания". Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, кгГк правило землю, обязано было уплачивать собственнику "без уверток" ежегодный взнос, а также заботиться о "сохранении и улучшении недвижимости". Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. Под влиянием углубляющихся социальных противоречий в уголовное право было внесено много .новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно данный титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т.д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в "заговоре против него или против государства христиан". Такие лица рассматривались как намеревающиеся "все разрушить", а поэтому их "в тот же час должно предать смерти". Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии. Суровым наказаниям подлежали лица, дающие ложную клятву на "божественных евангелиях", поднимающие руку на священника во время молитвы, отрекшиеся в плену от "непорочной христианской веры", колдуны, знахари, изготовители амулетов, приверженцы враждебных христианству религий, участники языческих или еретических движений (в частности, манихеи и монтанисты).

Эклога предусматривала наказания  за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание  дифференцировалось в зависимости  от того, были эти преступления предумышленными  или непредумышленными. Так, "если кто-либо бил своего раба плетьми  или палками и раб умер, то не осуждается господин его как убийца". Ответственность хозяина возникала  только в случае предумышленного, убийства раба ("неумеренно его истязал, или  отравил его ядом, или его сжег").  В Эклоге перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, .поджог, разграбление чужих могил. Но большинство ее статей было посвящено преступлениям, посягающим на установленный государством и освященный церковью строй семейных и нравственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой, скотоложство, вытравление плода и т.д.  Разработанной и более жестокой (даже по сравнению с законодательством Юстиниана) была система наказаний. Достаточно часто в Эклоге предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление, оскопление и т.п. Были известны позорящие наказания (например, острижение бороды и волос), а также конфискация иму-щества.

По некоторым преступлениям  характер наказания в Эклоге определялся  в зависимости от социального  положения виновного. Так, по ст. 22 для  сановных лиц за связь с чужой  рабыней полагался крупный штраф. За это же преступление "простой  человек" подлежал не только штрафу, но и сечению плетьми. Дифференцировались также наказания за связь с девушкой "без ведома ее родителей": для лиц "состоятельных", лиц "среднего благосостояния", а также для "бедных и неимущих". Если первые должны были выплатить соблазненной компенсацию, размер которой зависел от их положения, то последние подвергались порке, остриже-нию и высылке (титул XVII, ст. 29). Однако в подавляющем большинстве других статей уголовная ответственность не ставилась в зависимость от социального положения виновного лица. По мнению ряда исследователей, в этом проявилось стремление создателей Эклоги несколько смягчить социальные контрасты. Социальное неравенство закрепляется в Эклоге и в тех ее положениях, которые посвящены доказательствам (титул XIV). Здесь прямо указывается, что "свидетели, имеющие звание, или должность, или занятие (или благосостояние), наперед считаются приемлемыми". Что же касается "свидетелей неизвестных", т.е. лиц низшего социального положения, то они, если данные ими показания оспаривались в суде, подвергались допросу под плетьми.Чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и потери права собственности, давность и др., приводили к тому, что несмотря на ее большую практическую значимость, судам по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.В ряде своих списков Эклога дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами. Наибольшее значение из них имел Земледельческий закон, который по своему содержанию напоминал западноевропейские "варварские правды". Он восполнял существенный пробел Эклоги: регулировал отношения, складывавшиеся в сельских общинах, которые к VIII в. стали играть важную роль в жизни византийского общества.

 



Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственному праву"