Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, реферат
Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов
Однако ещё один год прошёл в попытках объясниться и договориться. Но в феврале 1948 г. в Праге произошёл просоветский переворот (57). Правительство Э. Бененса, в том числе коммунисты во главе с Готвальдом, выразили желание принять предложенную экономическую помощь по "плану Маршалла", это навлекло на них гнев И.В. Сталина. Так же в Чехословакии коммунисты спровоцировали правительственный кризис, в результате которого к власти пришло правительство К. Готвальда. Летом этого же года коммунисты Венгрии победили на хорошо организованных выборах и установили однопартийное правление. А там, где позиции коммунистов вызывали у советского правительства сомнение, было организовано слияние компартий с популярными и влиятельными социалистическими партиями. Так, в советской зоне оккупации Германии была образована Социалистическая единая партия Германии, а в Польше – Польская объединённая рабочая партия. (58)
Таким образом, весной 1945 г. обозначился
качественный рубеж как в политике
Советского Союза в восточноевропейском
регионе, так и во внутреннем развитии
стран этого региона. Коммунисты,
опираясь на советскую помощь и используя
в своих интересах давление СССР
на их политических противников, обрели
монополию власти. Итак, советская
сторона, используя свое военно-политическое
присутствие в Восточной Европе
как рычаг воздействия на внутриполитическое
развитие стран этого региона, выполнила
свою «программу-максимум». За этот период
советская политика в регионе
существенно
Борьба Москвы против реформаторских
тенденций и сторонников
Создание в 1949 году Совета Экономической Взаимопомощи явилось еще одним итогом к укреплению формирующегося блока путем привязки экономик стран Восточной Европы к СССР и подчинение интересам блока в целом. Заключение политического союза, в котором Советскому Союзу принадлежала монополия на распорядительные функции. Еще одним полем противостояния сверх держав стала Германия.
В 1948 г. США. Англия и Франция
пришли к выводу о невозможности
более мириться с грабительской
экономической политикой
Неся по вине СССР постоянные убытки, правительства США, Англии и Франции решили созвать в феврале 1948 г. в Лондоне конференцию без участия предста¬вителей СССР для обсуждения вопросов будущего государственного устройства Западной Германии, контроля над Руром, проблем безопасности и репараций. В ответ на это советское правительство направило 13 февраля ноту правительству Великобритании, в которой осудило "сепаратные действия" трех стран (59). Еще в конце января Сталин искал возможность встретиться с прези-дентом Трумэном, чтобы найти точки совпадения интересов и ослабить напря¬женность в советско-американских отношениях. Однако Трумэн не захотел ехать в Москву, а Сталин — в Вашингтон. Так была упущена возможность, если не покончить с "холодной войной" в зародыше, то, по крайней мере, затормозить ее развитие.
Лондонская конференция
состоялась, и правительства
Раскол усугубился на заседании
Союзного контрольного совета, осуществлявшего
четырехстороннее управление Германией.
20 марта маршал В.Д. Соко¬ловский, глава
советской военной
В ответном письме от 31 марта 1948 г. генерал Гейли недвусмысленно заявил, что подобные шаги советской стороны неприемлемы и такое одностороннее гонение политики не может быть признано США. Подчеркивалось также несоответствие нововведений существующему соглашению о беспрепятственном сообщении с Берлином по установленным коридорам. 3 апреля генерал лейтенант Дратвин в письме американскому военному губернатору заявил, что никакого соглашения на сей счет не существует (63). С такой постановкой вопроса американской стороне было трудно согласиться.
1 апреля 1943 г. СССР предпринял
первые шаги приведшие к
Этой акцией завершился первый этап - вступление в кризис. Содержание его сводится к тому, что в ответ на проведение сепаратного совещания трех западных держав в Лондоне, т.е. попытку лишить СССР возможности совместно с ними решать судьбу Западной Германии, советские власти пошли на ряд мер направленных на ограничение сообщения с Берлином. Таким образом, был подан сигнал, что Берлин может легко стать заложником СССР, если Запад не пойдет на восстановление статус-кво. Последнее для США и других Западных стран означало, во-первых, усиление кризиса в Германии и невозможность восстановления немецкой экономики в обозримом будущем, и, во-вторых, опасность распространения социализма.
Следующий этап развития событий характеризовался эскалацией советско-американской конфронтации. В ответ на объявление о проведении денежной реформы во всей Западной Германии, кроме западных зон Берлина, советские власти 19 июня перекрыли все железнодорожное и автомобильное сообщение Берлина с западной и восточной частями Германии (66). Подготовка денежной реформы из-за ее размаха и протяженности во времени не могла быть таким большим секретом для советского правительства. Запад попытался совмести Москвой найти конструктивное решение возможных последствий денежной реформы для Берлина, в том числе наплыва денег из западной зоны. Однако первое приглашение к диалогу на сей счет было отвергнуто Советским Союзом. 22 июня по инициативе Англии, Франции и США все же состоялось четырехстороннее совещание. СССР категорически настаивал на сохранении существующих в советской зоне денег. Сразу после совещания советские власти издали приказ о проведении денежной реформы не только в зоне советской оккупации Германии, но и в районе «Большого Берлина" (т.е. во всем Берлине). Реформа была призвана оградить восточную зону от западных денег, одновременно она могла поставить западную зону в прямую экономическую зависимость от восточных соседей. Видя невозможность достичь соглашения по проблеме денег для Берлина в четырехсторонних рамках, Западные державы 23 июня официально объявили о намерении ввести в западных секторах Берлина марку с грифом «В» (67). В тот же день советская сторона, перекрыла «по техническим причинам» все железнодорожное и автомобильное сообщение с городом, незадолго до полуночи под предлогом нехватки угля была остановлена подача электроэнергии Центральной берлинской электростанцией, находящейся в советском секторе, в западные зоны Германии и Берлина.
Конфликт усиливался. Каждая
сторона делала шаг в противоположном
нап¬равлении, не пытаясь остановиться
и найти почву для
24 июня СССР прекратил
всякое снабжение западных
Впервые с начала апреля появилась надежда на то, что положение можно будет как-то поправить. Военные коменданты — генералы Робертсон, Нуаре и Клей, продемонстрировав политическую готовность Запада к сотрудничеству, посетили 3 июля маршала Соколовского и предложили техническую помощь, в восстановлении сообщения с Берлином. Соколовский от помощи отказался, дав понять, что главная причина ограничения сообщения — это Лондонская конференция и последние экономические беспорядки в советской зоне, возникшие в результате западной денежной реформы. Он «не мог гарантировать, что, когда существующие технические помехи будут устранены, не обнаружатся новые (70). Стало ясно, что решить берлинскую проблему на местном уровне будет невозможно.
6 июля правительства США,
Великобритании и Франции
В ответной ноте советского правительства от 14 июля впервые открыто говорилось о Берлине как о части советской зоны и подчеркивалось, что судьба города неотделима от судьбы всей Германии. При этом Москва напоминала, что согласно договоренности Трумэна и Сталина, советская армия вошла в Берлин в обмен на право разместить позднее части союзников в Вене (72). В новой ситуации это означало что Запад может лишиться контроля над Веной.
Правительства западных
держав сочли ответ Советского
Союза неудовлетворительным. Они
решили обсудить назревшие
Информация о работе Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)