Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, реферат

Краткое описание

Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 178.55 Кб (Скачать)

"план Уильямса был  нацелен на немедленное формирование  интернационального капитализма"  на базе многосторонних отношений.  Этот план был неприемлем для  СССР из-за возрождения Германии  и Японии как важных звеньев  восстановления мировой экономики  и геополитических противовесов  Советскому Союзу, а, следовательно,  и мало реалистичен.

С приходом к власти Трумэна  политика США в отношении СССР стала ужесточаться. Цель такого курса  состояла в том, чтобы утвердить  господство США над всем миром. Стал осуществляться переход к "плану  Уильямса" – Бреттон-Вудс – 2, но Сталина так и не удалось втянуть  в эту схему. Политика "сдерживания  через интеграцию" в едином мире умерла. Стало ясно, что без конфликта  новый план построить не удастся. Наиболее быстрый ответ дал советник американского посольства в Москве Дж. Кеннан в феврале 1946 г. Его геополитическая  схема позволили обосновать необходимость  исключения СССР из нового экономического порядка по средством конфликта. Но и реализация схемы Кеннана  в Европе шла плохо. Париж и  Лондон категорически не хотели возрождения  Германии.

Постепенно стал осуществляться "план Уильямса", но к 1947 году в  торговле стран Западной Европы со своими заокеанским партнёром образовался  гигантский дефицит, возникший в  результате одностороннего притока  товаров из США, и страны Европы стали  создавать протекционные барьеры  против американских товаров, сделали  ставку на двусторонние отношения внутри Европы.

Стало ясно,  что на базе кеннановской доктрины новую экономическую  схему возрождения Европы не реализовать. Таким образом, переход администрации  США в 1945-1946 годах от "плана  Уайта" к "плану Уильяма" означал  обращение к конфликтной методике строительства нового мирового порядка.

Доктринальные основы Советской  внешней политики в годы "холодной войны" имели очень важное значение в развитии политических событий.

Советская дипломатия подошла  к окончанию второй мировой войны, руководствуясь теми базовыми доктринальными установками, первоначальные наметки  которых были сделаны ещё при  В.И. Ленине, а за тем дополнены  И.В. Сталиным. Их сущность определялась марксистско-ленинской теорией. Это:

• чередование социально-экономических формаций исторически предопределено, в результате на смену капитализму непременно должна прийти социалистическо-коммунистическая формация;

• единственно верной является методология, в основу которой положен классово-социальный подход со всеми явлениями международной жизни, базирующейся на марксистско-ленинской интерпретации классов и классовой борьбы;

• задачей коммунистических властей является внедрение в массовое сознание идей об особой роли России и её мессианском предназначении, обусловленном тем, что победившие в ней революционеры якобы лучше всех  знают, как устроить всеобщее благополучие;

• пока существует империализм, как высшая и последняя стадия капитализма, войны на земном шаре неизбежны, следовательно, её нужно уничтожить.

Результатом проводимой на такой  догматически утопической основе внешней  политики стала ярко выраженная несовместимость  постоянно декларируемых советским  руководством главных принципов  его внешней политики пролетарского  интернационализма и мирного  сосуществования государств с различным  социальным строем.

Таким образом, ленинизм и  тоталитаризм породили структуру мышления и поведения, делавшего послевоенное сотрудничество между Россией и  Америкой органически невозможным.

Во второй главе "Как  начиналась "холодная война" рассмотрена  роль атомной бомбы в разведке "холодной войны", а так же роль речи Черчилля в Фултоне, "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла". Рассмотрено противостояние СССР и  США в Восточной Европе и берлинский кризис, как первый конфликт, поставивший  мир на грань развязки "горячей  войны".

После окончания второй мировой  войны на политической арене осталось два государства – СССР и США. Американцы являлись монополистами  в обладании ядерным оружием, что давало им возможность чувствовать  свое превосходство, а, значит, и диктовать  свои права в отношении различных, стратегически важных вопросов. СССР, тем не менее, во многом не уступало США, и вел в отношении атомной  политики две линии: провозглашал идеи о неприменении ядерного оружия и, в  то же время, тратя огромные ресурсы, изобретал свою атомную бомбу, что  и было сделано в 1949 году. Особые сверхразрушительные качества этого  сверхоружия, опасные и для жертвы, и для нападающей стороны, заставили  политиков использовать своеобразную форму противостояния, известную  под названием " холодной войны".

Западные страны рано увидели  опасность большевизации занятых  советскими войсками государств. Эту  угрозу они решили использовать как  повод для пересмотра границ сфер влияния и для приобретения нового политического капитала на противоборстве с советским тоталитаризмом.

Инициатива публичного изложения  этой позиции принадлежала бывшему  премьер-министру Великобритании У. Черчиллю. В марте 1946 г. в Фунтоне он произнес свою знаменитую речь. Он говорил о необходимости объединения Запада перед лицом советской угрозы. Эта речь вызвала крайне негативную реакцию в Москве.

В США курс на разрыв и  конфронтацию с СССР окончательно возобладал на политическом уровне в 1947 г. Первой формой его реализации стала "доктрина Трумэна". 12 марта 1947 г. Трумэн заявил о переходе Турции и Греции от Англии в ведение США. Уже в 1947 г. в  соответствии с "доктриной Трумэна" США предоставили помощь Греции и  Турции, находившимся под жестким  военно-политическим давлением Кремля и начали разрабатывать программу  помощи другим странам Европы.

Выступления Черчилля и Трумэна  окончательно убедили Сталина в  невозможности раздела мира с  бывшими союзниками. Как следствие, началось стремительное ужесточение  советской политики как в отношении  сателлитов, так и в отношении  западных держав.

Западные державы во главе  с США ответили на ускоренную большевизацию  Восточной Европы принятием ряда экономических и военно-политических решений, окончательно закрепивших  раскол в мире и противоборство двух лагерей.

В апреле 1948 г. американский конгресс принял так называемый "план Маршалла". Дж. Маршалл – начальник  Генштаба в 1939-1945 гг., госсекретарь США  в 1947-1949 гг., направленный на развитие экономики  стран Европы.

План предусматривал предоставление экономической помощи, безвозмездные  субсидии, поставки американских товаров  народного потребления, льготные кредиты  – всем без исключения европейским  странам, включая СССР, при соблюдении определенных условий, некоторые из них: отказ от национализации промышленности, предоставление полной свободы частному предпринимательству.

Но советское руководство  отказалось участвовать в плане  Маршалла. Под давлением Москвы от американской помощи отказались и все  страны "народной демократии". Альтернативой  для Восточной Европы стало создание СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи).

Другим полем противостояния сверхдержав стала Германия. По мере усиления напряженности бывшие союзники на практике все дальше отходили от решений Потсдамской конференции  о воссоздании единой Германии, проводя  в своих зонах оккупации сепаратную политику.

В советской зоне полным ходом  шла большевизация. Три западные державы  на своей конференции  в Лондоне приняли в развитие "плана Маршалла" решение о  подтягивании германской экономики  в своих зонах до европейского уровня и о предоставлении немецкому  народу возможности создания свободных  и демократических форм правления.

СССР расценил итоги Лондонской конференции как нарушение потсдамских  соглашений. В знак протеста советский  главнокомандующий в зоне оккупации  вышел из состава Союзного контрольного комитета, который ни разу после  этого больше не собирался.

В июне 1948 г. в западных зонах  оккупации и соответствующих  секторах Берлина была проведена  денежная реформа. Двумя днями позже  советская военная администрация  провела собственную денежную реформу  в восточной зоне оккупации и  объявила о распространении "восточной  марки" на весь Берлин. Сразу после  этого советские войска перекрыли  все пути сообщения, которые вели в западные сектора германской столицы. Началась блокада Западного Берлина, главной целью которой было установление полного советского контроля. Сталин был уверен, что западные державы не решатся на применение атомных бомб и не пойдут на обычный военный конфликт. США организовали воздушный мост, который существовал 11 месяцев.

Поведение СССР вызвало всплеск  антисоветских настроений в Европе. Кроме того блокада сплотила союзников, а не расколола их как рассчитывал  Сталин, навязать свою волю Западу также  не удалось.

12 мая блокада Западного  Берлина была снята.

В заключении  надо отметить, что основными причинами возникновения "холодной войны" явилось:

1. существование двух сверхдержав;

2. борьба за раздел мира между ними;

3. наличие атомного оружия.

Существование после второй мировой войны двух центров силы с разным военным потенциалом, так  как у США имелось ядерное  оружие, с разными доктринальными установками, которые в Советском  Союзе были с резким креном отклонены  в сторону коммунистической идеологии  и способствовали упрощенному видению  мира: непогрешимый СССР с одной  стороны и агрессивный Запад  – с другой, инициировало одновременно два процесса: борьбу сверхдержав  за раздел мира на сферы влияния  и стремление всех прочих стран, за редким исключением, самим присоединиться к одной из сверх держав, использовать ее экономическое и политическое могущество для обеспечения собственных  интересов. Неизбежным результатом  этого стало формирование двухполюсной геополитической системы, в основе которой  лежал непреодолимый  антагонизм между сверхдержавами. Подобный антагонизм предполагает использование  силы, в том числе и военной. Но в случае советско-американского  противостояния мощным сдерживающим фактором с самого начала стало только оружие.

все те политические события, которые способствовали возникновению "холодной войны", это и планирование послевоенного мирового устройства правительством США и излишняя идеологизация  доктрин советской внешней политики, и ядерное оружие как факт могущества Соединенных Штатов Америки и  фултонская речь Черчилля; и "доктрина Трумэна", и "план Маршалла", и  противостояние сверхдержав в Восточной  Европе, и берлинский кризис – все  это явилось непосредственным результатом  той политики, которую вели сверхдержавы. Каждая сторона испытывала неодолимое желание проводить именно ту политику, которую другая никак не могла  рассмотреть иначе как угрозу принципам установленного мира. Каждая сторона чувствовала потребность  предпринять оборонительные меры. Так, русские не видели другого выбора, кроме укрепления своей безопасности в Восточной Европе. Американцы, считавшие, что это всего лишь предлог и первый шаг по направлению  к Западной Европе, прореагировали заявлением о своих интересах  в зоне, которую СССР считал очень  важной для своей безопасности. Каждая сторона верила. что будущая международная  стабильность зависит от успеха ее собственной концепции мирового порядка. Каждая сторона, преследуя  свои собственные, четко обозначенные и дорогие для нее принципы, лишь подогревала страх другой стороны, что неизбежно способствовало развитию "холодной войны".

Библиографический список состоит  из 10 наименований источников и 34 наименований литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Холодная война", кажется,  окончена, – подведена черта под  целой эпохой международных отношений, - так могут сказать люди, для  которых термин "холодная война"  с распадом СССР канул в  далекое прошлое. Но действительность  показывает обратное. Это доказывает  и война в Чечне, и отношение  к ней США. Новый виток похолодания  в отношениях между США и  Россией с особой силой проявился  в 1999 г., сначала во время конфликта  в Югославии, затем во время  второй чеченской кампании. И  это не случайно.

Ученые-геополитики, с точки  зрения своей науки, в основе которой  лежит деление государств и культур  на два типа – сухопутные и морские, объясняют возникновение новой  вспышки противостояния между Россией  и США принадлежностью этих государств к разным типам цивилизаций. Постепенно геополитическая пара Суша и Море закрепилась в форме противостояния стран Запада и Востока.

Начиная со второй половины ХХ века, геополитическая карта мира была окончательно поделена на два  лагеря – на евразийский Восточный  блок с осью в СССР и на атлантический  Западный блок с осью в США. Журналисты и историки, а позже и политики назвали такое положение "холодной войной". Считалось, что в основе планетарной напряженности лежат  чисто идеологические мотивы: борьба социализма и капитализма. Однако геополитики  задолго до второй половины ХХ века, когда даже понятия "холодной войны" не существовало, предсказывали неизбежное противостояние морской англосаксонской, атлантической цивилизации и  сухопутных держав Евразии, и прогнозировали они это совершенно безотносительно  идеологических расхождений. Явным  доказательством существования  противостояния между Россией и  США и в настоящее время  является то, что за самороспуском  Восточного блока, Варшавского договора не последовало аналогичной, симметричной акции со стороны НАТО.   Северо-атлантический  альянс не только сохранился, но расширился и укрепился.

Итак, противостояние "евразийства" и "атлантизма" существует, но в  каком направлении оно будет  развиваться? Это зависит непосредственно  от политиков. Но чтобы не запустить  новой "холодной войны" нужно хорошо знать причины ее возникновения, и в дальнейших дипломатических  отношениях не допустить ошибок, которые  могут вновь привести к ситуации подобной той, которая на протяжении нескольких мрачных и опасных  десятилетий держала в страхе все человечество, а иногда ставила  мир на грань катастрофы.

Информация о работе Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)