Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, реферат
Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов
ж) Среди негативных элементов
буожуазно-капиталистического общества
наиболее из всех являются те, которые
Ленин называл ложными друзьями
народа, а именно умеренно-социалистические
и социал-демократические
Это все, что касается предпосылок. К каким выводам они приводят с точки зрения советской политики? К следующим:
а) необходимо делать всё, чтобы усилить относительную мощь СССР как движущей силы в международном сообществе. И напротив, не следует упускать ни одной возможности, с тем чтобы уменьшить мощь и влияние коллективное, а также индивидуальное капиталистических держав.
б) Советские усилия а также усилия заграничных друзей России должны быть направлены на углубление и использование различий и конфликтов между капиталистическими державами. Если они в конечном итоге перерастут в «империалистическую» войну, то эта война должна быть превращена в революционные восстания в различных капиталистических странах.
в) «Демократические, прогрессивные»
элементы за границей должны максимально
использоваться для оказания давления
на правительства
г) Необходимо вести беспрестанную
борьбу против заграничных социалистических
и социал-демократических
Часть 2. История мировоззрения
Перед тем, как рассмотреть последствия этой партийной линии на практике, я хотел бы привлечь внимание к некоторым её аспектам.
Во-первых, она не представляет
собой естественное мировоззрение
русского народа. Последний в целом
дружественно настроен к внешнему миру,
стремится познакомиться с его
опытом, сравниться с ним своими
талантами, которыми он обладает, стремится
превыше всего жить в мире и
наслаждаться плодами своего труда.
Партийная линия представляет лишь
тезис, который официальная
Во-вторых, пожалуйста, имейте
в виду, что посылки ко которых
основывается эта линия патрии в
большинстве своем просто не соответствуют
истине. Опыт социалистических государств
является вполне возможным. Основные внутренние
конфликты в развитых странах
более не являются конфликтами, вытекающими
из развитого урбанизма и
Ложность этих посылок, каждая из которых восходит своими корнями к предвоенной истории, была достаточно полно продемонстрирована самим этим конфликтом. Англо-американские противоречия не стали основными противоречиями западного мира. Капиталистические страны, помимо стран оси, не проявили склонности к решению своих противоречий посредством присоединения к крестовому походу против СССР. Вместо превращения империалистической войны в гражданские войны и революцию СССР столкнулся с положением, когда он был вынужден сражаться бок о бок с капиталистическими державами за известную общность целей.
Тем не менее все эти
тезисы, какими бы безосновательными
и ложными они не были, сегодня
самоуверенно выдвигаются вновь. На
что это указывает? На то, что советская
партийная линия не основывается
на каком-либо объективном анализе
положения за пределами границ России;
она, бесспорно, не имеет ни чего общего
с условиями, существующими вне
России, и вытекает главным образом
из основных внутренних потребностей,
которые существовали до последней
войны и существуют сегодня.
В основе неврастенического
взгляда Кремля на международные
дела лежит традиционное и инстинктивное
российское чувство присутствия
опасности. Первоначально это была
неуверенность мирных людей, занимавшихся
сельским хозяйством, которые пытались
жить на обширной открытой равнине
по соседству со свирепыми кочевыми
народами. Когда Россия вошла в
контакт с экономически развитым
Западом, к этому добавился страх
перед более компетентными, более
мощными, более высокоорганизованными
обществами в сфере экономики. Однако
этот последний тип неуверенности
сказывался в большей мере на правителях
России, нежели на русском народе, поскольку
российские правители всегда чувствовали,
что их правление является относительно
архаичным но форме, хрупким и
искусственным в своей
Не является случайностью
тот факт, что марксизм, медленно
тлевший в течение полувека в
Западной Европе, впервые по-настоящему
занялся и ярко разгорелся в России.
Лишь на этой земле, которая никогда
не знала дружелюбного соседа или
какого-либо приемлемого равновесия
отдельных сил, будь то внутренних или
международных, могла расцвести
доктрина, в рамках которой считается
невозможным разрешить
На основе вышесказанного не следует думать, что советская партийная линия обязательно является лицемерной и неискренней, когда речь идет о всех тех, кто ее проводит. Многие из них слишком мало знают о внешнем мире и являются слишком зависимыми в своих суждениях, чтобы поставить под вопрос (очевидный пропуск в тексте) самогипноз, и кому не представляет трудности заставить себя верить в то, во что легко и удобно верить. И наконец, мы сталкиваемся с непостижимой тайной, связанной с тем, кто на этой великой земле действительно получает точную и неискаженную информацию о внешнем мире, если такой человек вообще имеется. В атмосфере восточной секретности и таинственности, которая пронизывает это правительство, имеются неисчислимые возможности искажения или отравления источников и потоков информации. Неуважение русских к объективной правде, само их неверие в ее существование приводят к тому, что они рассматривают любые факты как инструменты продвижения к той или иной скрытой цели. Имеются все основания подозревать, что это правительство фактически является заговором в заговоре; и лично мне, например, мало верится в то, что сам Сталин получает сколь-лнбо объективную картину внешнего мира. Здесь имеются все возможности для того вида тонкой интриги, в которой русские являются мас-терами. Невозможность для иностранных правительств четко изложить свою позицию русским руководителям — тот масштаб, в котором их отношения с Россией зависят от благорасположения незаметных и безвестных советников, которых они никогда не видят и на которых не могут повлиять, — это, по моему мнению, яв¬ляется наиболее тревожной чертой дипломатии в Москве, причем той, которую западным государственным деятелям следует хорошо помнить, если они хотят понять природу трудностей, с которыми здесь сталкиваются.
Часть 3. Отражение советского мировоззрения в практической политике на официальном уровне
Мы сейчас познакомились с характером и предысторией советской програм¬мы. Чего можно ожидать в плане ее практического осуществления?
Советская политика, как это отмечается в соответствующем запросе Депар¬тамента, проводится в двух плоскостях: 1) официальная плоскость, представленная действиями, предпринимаемыми официально от имени Советского правительства;
в 2) подпольной плоскости действий, проводимых учреждениями, ответственность , за действия которых не признается Советским правительством.
Политика, проводимая в обеих плоскостях, рассчитана на обслуживание основных направлений политики от а) до г), изложенных в части 1. Действия, пред¬принимаемые в различных плоскостях, характеризуются значительным различием, однако совпадают друг с другом в своей цели, сроках и последствиях.
В официальной плоскости следует обратить внимание на следующее:
а) Внутренняя политика посвящена
укреплению любым способом мощи и
пре¬стижа Советского государства:
интенсивная военная
б) Во всех случаях, когда
это считается своевременным
и многообещающим, предпринимаются
усилия в целях расширения официальных
границ советской мощи. На данный момент
эти усилия ограничиваются некоторыми
соседними точками, которые считаются
имеющими непосредственное стратегическое
значение, такими, как Северный Иран,
Турция, возможно, Борнхольм. Однако в
любое время могут появиться
другие точки, если и по мере того как
скрытая советская поли¬
в) Русские будут официально
участвовать в работе международных
организаций в том случае, когда
они видят возможность
г) В отношении колониальных
районов и отсталых или зависимых
народов советская политика даже
на официальном уровне будет направлена
на уменьшение мощи, влияния и связей
развитых западных стран, основываясь
на теории что, пока эта политика проводится
успешно, будет образовываться вакуум,
способствующий коммунистическому
советскому проникновению. Таким образом,
советское давление в отношение
участия в соглашениях по опеке,
по моему мнению, является стремлением
получить возможность затруднять и
сдерживать влияние Запада в этих
точках, а не обеспечить основной канал
для продвижения советского влияния.
Нельзя сказать, что последний мотив
отсутствует, однако в этих целях
Советы предпочитают полагаться на иные
каналы, нежели официальные соглашения
об опеке. Следовательно, можно ожидать,
что Советы, будут просить об участии
в любых соглашениях об опеке
или подобных соглашениях и использовать
получаемые подобным образом рычаги,
с тем чтобы уменьшить влияние
Запада на эти народы.
д) Русские будут энергично
стремиться расширять советское
представительство и
е) В международных экономических
вопросах советская политика будет
фактически определяться стремлением
Советского Союза и соседних районов
в целом, доминируемых Советским
Союзом, к автаркии. Это, однако, будет
основной политикой. Что касается официальной
линии, то позиция здесь пока не ясна.
Советское правительство
ё) Что касается культурного
сотрудничества, то здесь также будет
отмечаться неискренняя поддержка
желательности углубления культурных
контактов между народами, однако
на практике это никоим образом не
будет интерпретироваться как потенциал
к снижению уровня безопасности советских
народов. Практические проявления советской
политики в этой связи будут ограничиваться
узкими каналами тщательно контролируемых
официальных визитов и функциц,
характеризоваться избытком водки
и речей и отсутствием
Информация о работе Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)