Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, реферат

Краткое описание

Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 178.55 Кб (Скачать)

ж) Помимо этого, советские  официальные отношения будут  осуществляться в соответствии с  так называемым «правильным» курсом по отношению к отдельным иностранным  правительствам, уделяя особое внимание престижу Советского Союза и его  представителей, а также тщательному  соблюдению протокола в отличие  от хороших манер.                                              

 

 

Часть 4. Следующее может  быть сказано в отношении того, что можно ожидать от осуществления  основных направлений советской  политики на неофициальном или подпольном уровне, т. е. на уровне,  за которым  советское правительство на себя ответственности не берет 

 

Следующие учреждения используются для продвижения политики на этом уровне:                                                            

1. Внутреннее центральное  ядро коммунистических партий  в других странах. Может показаться, что многие лица, входящие в  эту категорию, действуют в  своем личном качестве, однако  на самом деле они тесно  взаимодействуют в рамках подпольного  оперативного директората мирового  коммунизма, скрытого Коминтерна, жестко  координируемого и руководимого  Москвой. Важно помнить, что  это внутреннее ядро фактически  действует на подпольной основе, несмотря ва<д| гальное существование  партий, с которыми оно ассоциируется.               '^Я

2. Рядовые члены коммунистических  партий. Обратите внимание на  Рв^Н чне, проводимое между  ними и лицами, упомянутыми в  пункте 1. В последние»Я ды это  различие стало еще более резким. Прежде иностранные коммунистически  партия представляли собой странную (н с точки зрения Москвы, часто  неудобней смесь подпольной и  законной деятельности, однако сейчас  конспиративные •^В мент аккуратно  сконцентрирован во внутреннем  круге н направлен в подполъФ^Н  то время как рядовые члены  — просто не посвященные в  реалии двнжеяяЯ|Д

 

.-двигаются вкеред как  подлинные внутренние приверженцы  определенных по-^^щческих тенденций  в своих странах, абсолютно  неинформироваиные о конспи-^•внон  связи с иностранными государствами.  Лишь в некоторых странах, в  ко-^^пих коммунисты сильны количественно,  они регулярно проявляются и  дейст-"^м как орган. Как правило,  они используются для проникновения  и оказания !яяния или для контроля, в зависимости от обстоятельств, .ча другими органи-

*,щ1ями, которые в меньшей  мере могут быть заподозрены  как инструмент влия-дя советского  правительства, с тем чтобы  достичь их цели через (очевидный  эаоауск;, а не выступая непосредственно  в качестве отдельной политической

(ЛрТНН.

3. Широкий круг национальных  ассоциаций или органов, над  которыми мож-ю доминировать или  на которые можно влиять посредством  подобного проникно-^яня. Сюда  входят: профсоюзы, молодежные союзы,  женские организации, об-

•?ства, составленные по национальному  признаку, религиозные общества, со-дйльиые  организации, культурные группы, либеральные  журналы, издательст-инт.д.

4. Международные организации,  в которые также можно проникнуть  пос¬редством оказания влияния  на различные национальные компоненты. Важнен-яями из них являются  профсоюзные, молодежные и женские  организации. Осо-зое, почти жизненно  важное значение придается в  этой связи международному ^•бочему  движению. Москва видит в этом  возможность обойти западные  прави¬тельства в международных  делах и создать международно? лобби, способное за-гтавнть правительства в различных странах принимать меры, отвечающие совет-гшм интересам, и парализовать действия, идущие вразрез интересам СССР.

5. Русская православная  церковь с ее заграничными  ветвями и через нее — меточная  православная церковь в целом.

6. Общеславянское движение  и другие движения (армянское,  азербайджая-чЕое, туркменское н  др.), базирующиеся на национальных  группах в рамках Со-

*етскоги Союза.

7. Правительства или правящие  группы, которые готовы в той  или иной ме¬ре способствовать  продвижению советских целей,  такие, как болгарское и югос-

•пвское правительства, северонерсидский режим, китайские коммунисты и др. Не гелько пропагандистские машины, но и практическая политика этих режимов  мо-»ет быть в значительной мере предоставлена в распоряжение СССР.

Можно предположить, что составные  части этого обширного аппарата будут следующим образом использоваться в зависимости от их индивидуального  харак¬тера:

а) Для подрыва общего политического  и стратегического потенциала круп-1 "^ших западных держав. В этих странах  будут предприниматься усилия, с  тем ^обы подорвать веру в собственные  силы на национальном уровне, сдержать ме-ры в области национальной обороны, усилить волнения на социальной и  произ-

•°Дственной почве, стимулировать  все формы распада единства. Всем, у кого ^"ь повод к недовольству, будь то по экономическим или расовым  причинам,

Мет настоятельно предлагаться добиваться решения своих проблем  не восредст-^ взаимодействия и компромисса, а путем жестокой борьбы за разрушение дру-чх элементов общества. В данном случае бедные будут противопоставляться  бо-^ тым. черные — белым, молодежь —  пожилым людям, приезжие — тем, ктодав-

0 "ро^ивает в том или  ином месте, и т. д.

" В неофициальном плане  особенно жестокие меры б\-дут  приниматься для ^ '-ч.юняя мощи  и влияния западных держав  в отношении колониальных отста-д^-"-1" зависимых народов. На этом  уровне будут разрешены все  приемы. Бу-

•г "еспощадно разоблачаться  и использоваться ошибки и слабые стороны запад-" колониальной администрации. Либеральное общественное мнение в  западных Рэнах будет мобилизовано в целях ослабления колониальной политики. Будет

•курироваться возмущение среди  зависимых народов. И в то время, как будет ^ "Фяться стремление этих сил к достижению независимости  от западных дер-

"• Доминируемые Советами  марионеточные политические механизмы  будут го-^„ "^ся к захвату  власти в соответствующих колониальных  районах после дости-

^-ч ими независимости. ;д в* В случаях, когда отдельные  правительства стоят на пути  достижения

»ет<.-кнх целей, будет  оказываться давление, с тем чтобы  их сместить. Это мо-^ ""четь место  в случаях, когда правительства  прямо противостоят целям со-•'0ц  внешней политики (Турция, Иран), когда  они закрывают свои границы (.^^"'чмуннстнческого  проникновения (Швейцария, Португалия) или когда они ^ ^ком сильно конкурируют, как лейбористское правительство  в Англии, в пла-^ Морального доминирования  над элементами, над которыми важно  домнниро-)»у" ^ммунистам. (Часто в  одном подобном случае имеется два  элемента. Ком-

"стическая оппозиция  тогда становится особенно резкой  и жестокой). ^^ г) В других странах  коммунисты будут, как правило,  стремиться к уничто-^^вю всех  форм личной независимости: экономической,  политической или мо-^"ной. Их  система может обращаться лишь  с личностями, которые находятся  в

ч"!"! зависимости от высшей власти. Следовательно, лица, являющиеся неза-

'^'^ЛУНарудн^я н-изиь» -V- 11.

 

висимыми в финансовом плане, такие, кал отдельные бизнесмены, зекЦ иы, добившиеся успеха фермеры, ремесленники и все те, кто выполняй дящне  функции на местном уровне или  пользуется авторитетом на месте  мер популярные местные религиозные  или политические деятели, преда  феме. Не случайно, что даже в СССР местные руководители постояпвв-щаются с одной работы на другую, с тем  чтобы они нигде не пускали  км

д) Будет делаться все возможное, чтобы столкнуть западные держ с  другом. Среди амэриканцев будут  распространяться антибританские р| а  в Британии — антиамериканские. Европейцев, включая немцев, будут 1 навидеть обе англосаксонские державы. Там, где недоверие существует дет  подогреваться, а где его нет  — разжигаться. Будут предприняты  все чтобы дискредитировать и  подорвать любые веры, которые  чреваты он привести к какому-либо единству или сплоченности между  другими (о пропуск) и из которого Россия могла бы быть исключена. Таким  образе! вид международной организации, не поддающейся коммунистическому  ир венню и контролю, будь то католическая (очевидно, пропуск) по междув экономическим  проблемам или международное  братство представителей к| скнх семей  и аристократии, обязательно окажется под огнем многих я Щ (очевидно, пропуск).                                               Ц

е) В целом, любые советские  усилия в неофициальной международна не будут негативными и деструктивными по своему характеру и будут Щ  ны на подрыв источников силы, которые  не подпадают под советский Щ  Это полностью соответствует  основному советскому инстинкту, что  нец быть компромисса с противоборствующей силой и конструктивная раб| жег  быть начата, лишь если коммунистическая власть доминирует. Однако! это будет  беспрестанно оказываться давление, с тем чтобы проникнуть вЦ тить контроль за ключевыми позициями  в административном и особенно Я| ском аппарате иностранных государств. Советский режим является по шрЩ  ству полицейским режимом, возникшим  в тусклом полумире царских подв| интриг, который привык думать, в  первую очередь, с точки зрения полВ| мощи. Это никогда не следует упускать из виду ври взвешивании совета! тивов.                                                           ^

Часть 5. [Практические выводы с точки зрения политикжЦ

Суммируя, мы имеем здесь  дело с политической силой, фанатично  д женной мнению, что с США не может быть достигнут постоянный модус вИ

что является желательным  и необходимым подрывать внутреннюю гармов| шего общества, разрушать наш  традиционный образ жизни, ликвидирован! дународное влияние нашего государства, с теж чтобы обеспечить безоЖ  советской власти. Эта политическая сила имеет в своем полном распор»  энергию одного из величайших в мире народов и ресурсы богатейшей наци ной территории в мире и движима  глубокими и мощными течениями .РЙ национализма. Кроме того, она  обладает обширным развитым аппаратом  М| зания влияния в других странах, аппаратом, являющимся поразительно гв®  многообразным, которые руководят  люди, чей опыт и навыки в ООЛРСТИ  п(У ных методов не и.неют равных в истории. Наконец, она, вероятно, недостуяя  соображений реальности в ее основных реакциях. В отличие от нас, обпи фонд объективных фактов о человеческом обществе не является для нее ЯЧН  которой постоянно соотносится  и реформируется мировоззрение, а лишь прЯ| ным мешком, из которого произвольно и тенденциозно выбираются отдв) предметы в поддержку уже  составленного мировоззрения. Допускаю, это я^ ная картина. Проблема того, как поступать в отношении  этой силы, являЖ| сомнение, величайшей задачей, с которой когда-либо сталкивалась наша! матия и, вероятно, с которой  когда-либо столкнется. Это должно быть овЖ точкой всей нашей общей политической работы в настоящее время. К ней^ ет подходить с такой же тщательностью  и осторожностью, как к решению < нейшей стратегической проблемы в  ходе войны, прилагая, если необхоДЯЯ! меньше усилий в том. что касается планирования. Я не могу пытаться преДЯ  здесь ответы на все вопросы. Но я  хотел бы заявить, что в наших  силах Р данную проблему, причем не скатываясь к какому-либо общему военному:

ликту. И в поддержку  этой убежденности я хотел бы привести некоторый раження более оптимистического характера:                            |

1) Советская власть, в отличие  от власти в гитлеровской Германии,^ ляется ни схематичной, ни авантюрной. Она не действует на основе  устав ных планов. Она не рискует  без необходимости. Будучи невосприимчивое  гике разума, она очень чувствительна  к логике силы. По этой причине  он»' легко отступить и обычно  так поступает, если ва любом  этапе она сталкШ с сильным  противодействием. Следовательно, если  противник обладает до*

 

•а силой и ясно показывает свою готовность прибегнуть к ней, ему  редко при¬водится делать это. При  надлежащем подходе к возникающим  ситуациям исклю-цегся разворот событий, связанный с потерей  престижа.

2) В сравнении с западным  миром в целом Советы все  еще остаются значи¬те•и,"" более слабой силой. Следовательно,  их успех будет зависеть от  реального гаовия сплоченности, твердости и энергичности, которого  сможет достичь запад-"Й здир. В наших силах влиять на  этот фактор.

3) Успех советской системы,  как формы внутренней власти, еще оконча¬тельно не доказан.  Ей надо еще продемонстрировать, что она может выдержать важнейшее  испытание последовательной передачи  власти от одного лица или  группы лиц другой. Первая такая  передача произошла в связи  со смертью Лени¬ва', и ее последствия  потрясали советское государство  в течение 15 лет. Вторая кредача  состоится после смерти Сталина  или его ухода в отставку. Но  даже это к будет последним  испытанием. В связи с недавней  территориальной экспансией советская  внутренняя система будет и  сейчас испытывать ряд дополнительных  напряжений, которые в свое время  легли тяжелым бременем на  царизм. Здесь мы убеждены, что  никогда со времен гражданской  войны русский народ в своей  мас¬се эмоционально не был  более далек от доктрин коммунистической партии, неже¬ли сейчас. Партия в России стала сейчас величайшим и, на данный момент, чрез¬вычайно успешным аппаратом диктаторской власти, однако она перестала быть ис¬точником эмоционального вдохновения. Таким образом, не следует считать дока¬занными внутреннюю прочность и эффективность движения.

4) Вся советская пропаганда  за пределами советской сферы  безопасности является в основном  негативной и деструктивной. Следовательно,  ей относитель¬но легко будет  противопоставить любую разумную  и действительно конструктив¬ную  программу. По этим причинам, я  думаю, мы можем подойти спокойно  и с легким сердцем к решению  проблемы о том, как поступать  в отношении России. В отношении  определения этого подхода я  хотел бы лишь в заключение  сделать следующие замечания:

Информация о работе Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)