Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, реферат

Краткое описание

Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 178.55 Кб (Скачать)

1) Нашим первым шагом  должно стать восприятие и  признание характера Движения, каким  бы оно ни было, с которым  мы имеем дело. Мы должны изучать  его с той же смелостью, беспристрастностью, объективностью и с той же  реши-

•остью не поддаться на эмоциональные провокации или быть уведенными в сто-Рону, с которой  врач изучает непослушного и неблагоразумного пациента.

2) Мы должны обеспечить, чтобы наша общественность знала  реальное по¬ложение в России. Значение этого невозможно переоценить.  Одна пресса не мо-

•ет сделать этого. Это  должно делаться главным образом  правительством, кото-Р°е обязательно  обладает большим опытом и лучше  информировано о соответст-

•УЩих практических проблемах. Здесь нас не должна сдерживать (отвратитель-

•ость?) картины. Я уверен, в нашей стране сегодня было бы намного меньше чстернчного антисоветизма, если бы реалии этого положения были лучше поня-^ нашим народом. Нет  ничего более опасного или более  ужасающего, нежели

•^известность. Кто-то может  сказать, что изложение большой  информации о "аших трудностях с  Россией неблагоприятно скажется на русско-американских "тношениях. Я  считаю, что если здесь и есть какая-либо реальная опасность, то 2ТО та, с которой мы должны иметь  смелость встретиться лицом к  лицу, и чем ско-Р^. тем лучше. Однако я не вижу, чем мы рискуем. Наша ставка в этой стране, Даже если начнутся огромные демонстрации в поддержку нашей  дружбы с рус-^ким народом, чрезвычайно  мала. У нас здесь нет капиталовложений, которые "адо охранять, фактически нет торговли, которую можно потерять, практически "^ наших граждан, которых  надо защищать, и мало культурных контактов, ко-^Рые надо сохранять. Наша единственная ставка заключается не в том, что  мы "ЭДеем, а в том, на что мы надеемся; и я убежден, что у  нас будет больше шансов Добиться осуществления наших надежд, если наша общественность будет просве-

•^нной и если наши отношения  с русскими будут базироватся  на реалистичной, Фактической основе.

3) Многое зависит от  здоровья и энергичности нашего  собственного общест¬ва. Мировой  коммунизм похож на болезнетворного  паразита, который питается

•'нщь от больных тканей. Это точка, в которой перекрещиваются  внутренняя и "Нещпяя политика. Каждая смелая и острая мера, направленная на решение ""Утренних проблем  нашего общества, на укрепление уверенности  в наших соб-^"ных силах, дисциплины, морального и общественного духа нашего народа, "Дается дипломатической победой над Москвой, которая стоит тысяч дннлома-ич!»».,.,,^. „„_ .. „„„„.„„„.„.„т гг>м-чшчч1.-о к^пн мм нр рмажсм избавиться от Фа-

 

крайней мере в Европе, устали и испуганы опытом прошлого, они  больше заинтересованы в безопасности, нежели в абстрактной свободе. Они  предпочитают получать советы, нежели брать на себя ответственность. Мы должны находиться в лучшем положении, чем  русские, чтобы дать им это. И если мы не сделаем этого, русские обязательно  сделают.                                         

5) Наконец, мы должны  обладать мужеством и уверенностью, чтобы придерживаться наших собственных  методов и концепций человеческого  общества. В конце концов, наибольшая  опасность, с которой мы можем  столкнуться при решении этой  проблемы советского коммунизма, заключается в возможности того, что мы позволим себе стать  такими же, как те, кому мы противостоим.

КЕННАН

 

 

 

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В 

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Внешняя политика США, отражающая империалистические тенденции американского  монополистического капитала, характеризуется  в послевоенный период стремлением  к мировому господству. Именно таков  истинный смысл неоднократных заявлений  президента Трумэна и других представителей американских правящих кругов о том, что США имеют право на руководство  миром. На службу этой внешней политике поставлены все силы американской дипломатии, армия, авиации, военно-морского флота, промышленности и науки. С этой целью  разработаны широкие планы экспансии, осуществляемые как в дипломатическом  порядке, так и путем создания далеко за пределами США системы  военно-морских и авиационных  баз, гонки вооружений, создания все  новых и новых видов оружия. 

1. а) Внешняя политика  США проводится сейчас в обстановке, весьма отличной от той, которая  существовала в предвоенный период.

Эта обстановка не вполне соответствует  расчетам тех реакционных кругов, которые надеялись, что в период второй мировой войны им удастся  остаться, по крайней мере, в течение  длительного времени в стороне  от главных битв в Европе и в  Азии. Их расчет состоял в том, что  Соединенные Штаты Америки,—  если им не удастся вовсе уклониться от непосредственного участия в  войне, — вступят в неё лишь в последний момент, когда они  без больших усилий смогут повлиять на её исход, обеспечив полностью  свои интересы. При этом имелось  в виду, что главные конкуренты США будут в этой войне сломлены или в большей степени ослаблены, и США, в силу этого обстоятельства, выступят в роли наиболее могущественного  фактора при решении основных вопросов послевоенного мира. Расчёты эти исходили также из того предположения, весьма распространенного в США в первый период войны, что и Советский Союз, подвергшийся нападению германского фашизма в нюне 1941 года, будет в результате воины истощен или даже вовсе уничтожен.                                                       

Действительность не оправдала  всех расчетов американских империалистов.

б) Две главные агрессивные  державы—фашистская Германия и милитаристская Япония, являвшиеся в то же время  основными конкурентами США, как  в' экономической, так и во внешнеполитической областях, были в результате войны  разгромлены. Третья великая держава  — Великобритания, испытавшая сильные  удары войны, стоит сейчас перед  огромными экономическими и политическими  трудностями. Политические устои Британской империи заметно расшатались, приобретая в некоторых случаях кризисный  характер, как, например, в Индии, Палестине, Египте.                        

Европа вышла из войны  с совершенно расстроенной экономикой, и экономическая разруха, возникшая  в ходе войны, не может быть в скором времени устранена. Все страны Европы и Азии ощущают колоссальную нужду  в товарах широкого потребления, в промышленном и транспортном оборудовании и т. д. Такая обстановка открывает  перед американским монополистическим  капиталом перспективу громадных  доставок товаров и импорта капитала в эти страны, что поводило бы ему внедриться в их народное хозяйство.

Реализация этой возможности  означала бы серьезное укрепление экономических  позиций США во всем мире и явилась  бы одним из этапов на пути к уста¬новлению  мирового господства США.

в) С другой стороны, не оправдались  расчеты тех кругов США, которые  исходили из того, что Советский  Союз будет в ходе войны уничтожен  или выйдет из неё настолько ослабевшим, что ради экономической помощи вынужден будет пойти на поклон к США. В  этом случае ему можно было бы продиктовать такие условия, которые обеспечивали бы США возможность без препятствий  со стороны СССР осуществлять свою экспансию в Европе и Азии.

В действительности, несмотря на все хозяйственные трудности  послевоенного периода, связанные  с огромным ущербом, нанесенным войной и немецко-фашистской оккупацией, Советский  Союз продолжает оставаться экономически независимым от внешнего мира и восстанавливает  свое народное хозяйство собственными, силами.

Вместе с тем, СССР имеет  в настоящее время значительно  более прочные международные  позиции, чем в предвоенный период. Благодаря историческим победам  советского оружия советские вооруженные  силы находятся на территории Германии и других бывших вражеских стран, являясь гарантией того, что эти  страны не будут вновь использованы для нападения на СССР. В таких  бывших вражеских странах, как Болгария, Финляндия, Венгрия и Румыния, в  результате их переустройства на демократических  началах созданы режимы, ставящие себе за-дачей укрепление и поддержание  дружественных отношений с Советским  Союзом. В освобожденных Красной  Армией или при ее помощи славянских странах — Польше, Чехословакии, Югославии — также созданы  и крепнут демократические режимы, поддерживающие отношения с Советским  Союзом на основе соглашений о дружбе и взаимопомощи.

Огромный удельный вес  СССР в международных делах вообще и в европей¬ских делах в частности, независимость его внешней политики, экономическая и по¬литическая  помощь, которую он оказывает соседним странам, как союзным, так и бывшим вражеским, приводят к возрастанию политического влияния Советского Союза в этих странах и к дальнейшему укреплению в них демократических тен¬денций.

Такая обстановка в восточной  и юго-восточной Европе не может  не рассматриваться американскими  империалистами как препятствие  на пути экспансионистской внешней  политики США.

2. а) Внешняя политика  США определяется сейчас не  теми кругами демократической  партии, которые (как это было  при жизни Рузвельта) стремятся  к укреп¬лению сотрудничества  трех великих держав, составляющих  во время войны основу Антигитлеровской  коалиции. Приход к власти президента  Трумэна,— человека, по¬литически  неустойчивого, с определенными  консервативными тенденциями,—и  последовавшее вслед за этим  назначение Бирнса государственным  секретарем, ознаменовались усилением  влияния на внешнюю политику  США со стороны самых реакционных  кругов демократической партии. Непрерывно увеличивающая реак¬ционность  внешнеполитического курса США,  приблизившегося вследствие этого  к политике, отстаиваемой республиканской  партией, создала почву для  тесного сотрудничества в этой  области между крайне правым  крылом демократической партии  и республиканской партией. Это  сотрудничество двух партий, оформившееся  в обеих палатах конгресса  в виде неофициального блока  реакционных южных демократов  и старой гвардии республиканцев  во главе с Ванденбергом и  Тафтом, особенно ярко проявляется  в том. что в своих заявлениях  по вопросам внешней политики  деятели обеих партий выступают,  по существу, с единой программой. В конгрессе и на международных  конференциях, где в делегациях  США, как правило, представлены  видные республиканцы, последние  активно поддерживают внешнюю  политику правительства, часто  в силу этого именуемую, притом  даже в официальных высказываниях,  «двухпартийной» внешней политикой.

б) В то же время резко  уменьшилось влияние на внешнюю  политику со стороны последователей рузвельтовского курса на сотрудничество миролюбивых держав. Соответствующие  круги в правительстве, в конгрессе  и в руководстве демократической  партии все более и более оттесняются  на задний план. Противоречия в области  внешней политики, имеющиеся между  сторонниками Уоллэса-Пеппера, с стороны, н приверженцами реакционной  «двухпартийной» политики, с другой стороны, проявились недавно с большой  остротой в выступлении Уоллэса, приведшем к его отставке с  поста министра торговли. Отставка Уоллэса означает победу реакционных  кругов демократической партии и  того внешнеполитического курса, который  проводит Бирнс в сотрудничестве с Ванденбергом н Тафтом.

3. Наглядными показателями  стремления США к установлению  мирового господства является  увеличение военного потенциала  мирного времени и организация  большого количества военно-морских  н авиационных баз как в  США, так и за их пределами.

 

 

ИЗ  РЕЧИ  У. ЧЕРЧИЛЛЯ  В  ФУЛТОНЕ

 

5 марта 1946 года

...Я могу позволить себе, учитывая мой жизненный опыт, коснуться проблем, ставших перед  нами сразу же после на¬шей  полной военной победы, и попытаться  убедиться в том, чтобы то, что  было достигнуто с такими жертвами  и лише¬ниями, было сохранено  ради будущей славы и безопасности  человечества…

...Было бы неправильным  и неосмотрительным доверить  секретные сведения или опыт  в отношении атомной бомбы,  которыми располагают в настоящее  время Соединенные Штаты, Великобритания  и Канада, международной органи¬зации, пока она еще находится в  состоянии младенчества... Я не  думаю, что мы все могли бы  так спокойно спать, если бы  положение изменилось, и какое-либо  коммунистическое или неофашистское  государство монополизировало в  настоящее время эти ужасные  сведения. Один страх перед ними  мог быть легко использован  для навязывания тоталитарных  систем в свободном демократическом  мире с последствиями, приводящими  в ужас человеческое воображение.  Бог поже¬лал, чтобы этого не  случилось...

Теперь я перехожу ко второй опасности, грозящей очагу и простым  людям, а именно — к тирании. Мы не можем за¬крывать глаза перед  тем фактом, что свободы, которыми пользуются граждане во всей Британской империи, не суще¬ствуют в значительном числе стран, причем некоторые из этих стран являются весьма могущественными. В этих госу¬дарствах контроль над  простыми людьми осуществляется с помощью  различного рода всеобъемлющих полицейских  пра¬вительств в такой степени, которая является подавляющей и  противоречит всем принципам демократии.

...Я подхожу к кульминационному  пункту того, что я при¬ехал  сюда высказать. Никакое надежное  предотвращение войны или постоянный  рост международной организации  не будут достигнуты без того, что я назвал братской ассоциа¬цией  народов, говорящих на английском  языке. Это означает особые  отношения между Британским содружеством  наций и империей, с одной стороны,  и Соединенными Штатами— с  другой. Сейчас не время говорить  общие фразы. Я осмелюсь быть  точным. Британская ассоциация требует  не только ра¬стущей дружбы  и взаимопонимания между нашими  двумя обширными и родственными  системами общества, но и сохра¬нения  близких отношений между нашими  военными совет¬никами, проведения  совместного изучения возможных  опас¬ностей, однотипности оружия  и учебных пособий, а также  обмена офицерами и слушателями  в колледжах. Это должно сопровождаться  сохранением нынешних условий,  созданных в интересах взаимной  безопасности, путем совместного  использования всех военно-морских  и авиационных баз, принадлежащих  обеим странам во всем мире...                   

Информация о работе Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)