Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, реферат
Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов
Американский историк Дэвис, в прошлом работавший в разведке, впоследствии писал, что главы правительств западноевропейских стран согласились с решением Америки использовать свои материальные, финансовые и военные ресурсы для создания форпостов борьбы с коммунизмом. План Маршалла был направлен на то, чтобы ослабить влияние коммунистических партий, особенно во Франции и Италии.
В мае 1947 г., в результате, из правительств Италии и Франции были удалены коммунисты. "План Маршалла" комуфлировался разговорами о необходимости экономического восстановления Европы, но американский капитал меньше всего заботился об экономике своих конкурентов, его интересовали военные союзники. Президент Трумэн через несколько лет признал это, отметив, что экономическая помощь Европе была направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики. В своём выступлении перед плантаторами Миссисипи 8 мая 1947 г. заместитель государственного секретаря Д. Ачесон заявил, что правительство США разрабатывает план, главным содержанием которого явится восстановление Германии и Японии в качестве силовых центров Европы и Азии. (30)
Речь для выступления Дж. Маршалла в Кембридже перед членами ассоциации бывших студентов Гарвардского университета была выдержана в традиционном стиле американской дипломатии. В ней ничего не говорилось о действительных целях США, а новый план представлялся в виде неожиданной импровизации оратора. Речь была запланирована на 5 июня 1947 года.
5 июня 1947 г. госсекретарь
США Дж. Маршалл, бывший начальник
штаба армии США, выступил с
программной речью,
Соединённые Штаты и до
этого оказывали поддержку
Выступление Дж. Маршалла 5 июня
1947 г. свидетельствовало о намерении
руководства США расширить
"План Маршалла" был
призван решить ряд
Задача проведения плана
в Европе была поручена американским
руководствам дипломатии Англии и Франции.
После совещания министров
Однако, СССР согласился принять
участие в трёхстороннем
После Парижского совещания
представителей Англии, Франции и
СССР из-за кулис вышли те люди, которым
правительство США доверило проведение
этого плана в жизнь. В Европу
прибыл крупный американский делец
Клейтон, назначенный правительством
США "главным администратором"
по "плану Маршалла". При его
участии 12-15 июня 1947 г. в Париже состоялась
конференция 16 западноевропейских государств,
принявших американские условия "помощи":
Австрии, Англии, Бельгии, Греции, Дании,
Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга,
Нидерландов, Норвегии, Португалии, Турции,
Франции, Швейцарии, Швеции. (34) Из соображений
дипломатической маскировки на совещании
не была представлена Западная Германия,
которой предназначалась
Конференция без больших
трений приняла предложения
"Закон 1948 года о помощи
иностранным государствам" был
принят конгрессом Соединённых
Штатов лишь 3 апреля 1948 г. (35) Осуществление
этого плана знаменовало собой
крутой поворот политики
Военно-стратегический характер
"плана Маршалла" отмечали многие
его поборники в западных странах.
Английский историк К. Ингрэм отмечал,
что этот план имел огромное значение.
Он консолидировал два блока, усугубил
раскол между коммунистическим миром
и Западом… Советскому Союзу была
противопоставлена
В складывающихся условиях разъяснение народам подлинных целей "плана Маршалла" приобретало особенно важное значение.
В сентябре 1947 г. делегация СССР выступила на второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН с заявлением, в котором подчёркивалось, что "проведение в жизнь "плана Маршалла" будет означать подчинение европейских стран экономическому и политическому контролю со стороны США и прямое вмешательство последних во внутренние дела этих стран. Важной особенностью этого плана является стремление противопоставить странам Восточной Европы блок ряда западноевропейских стран, включая и западную Германию". (38)
Кроме этого в докладе
секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова на
информационном совещании представителей
некоторых коммунистических партий
в сентябре 1947 г. говорилось, что
сущность "плана Маршалла" состоит
в образовании блока
Когда цели "плана Маршалла"
стали общеизвестными, США, чтобы
запутать обстановку 4 мая 1948 г. сделали
заявление, в котором говорилось
об урегулировании отношений между
США и СССР. В ответном заявлении
от 9 мая 1948 г. правительство СССР заявило
о своём положительном
Но эти переговоры не состоялись.
Подводя итог необходимо отметить,
что западные страны рано увидели
опасность большевизации
Инициатива публичного изложения этой позиции принадлежала бывшему премьер-министру Великобритании У. Черчиллю. И в марте 1946 г. прозвучала его знаменитая "фултонская речь"
Характерно, что Черчилль не предлагал никаких превентивных действий, а говорил лишь о необходимости объединения Запада перед лицом растущей советской угрозы. Тем не менее, его речь вызвала крайне негативную реакцию в Москве.
В США курс на разрыв и конфронтацию с СССР окончательно возобладал на политическом уровне в начале 1947 г. Первой формой его реализации стала так называемая "доктрина Трумэна". В следствие этого началось стремительное ужесточение советской политики как в отношении сателлитов, так и в отношении западных держав.
"План Маршалла" поставил
под угрозу влияние Советского
Союза в странах Восточной
Европы; это был тяжёлый кризис;
одной из ведущих, если не
самой главной его причиной
являлась оппозиция СССР по
отношению к американской
Основной целью "плана Маршалла" была стабилизация социально-политической ситуации в Западной Европе, вовлечение Западной Германии в западный блок и уменьшение советского влияния в Восточной Европе. Фактически план был представлен таким образом, что участие в нём СССР и стран Восточной Европы было максимально затруднено, так условия "плана Маршалла" были такие, что те, кто участвовал бы в нём, должны были пойти на определённые уступки и отвечать определённым требованиям, которые соответствовали бы американским целям.
Дальнейшее развитие событий
показало, что отказ Советского Союза
участвовать в "плане Маршалла",
которым завершилось парижское
совещание министров
Сам "план Маршалла" и резко отрицательная реакция на этот план со стороны Советского Союза, а также речь Черчилля и "доктрина Трумэна" были очень важным шагом в расколе Европы на противостоящие социально-политические коалиции, и затем этот раскол Европы уже был оформлен и в военно-политические блоки, а следовательно увеличивалась конфронтация между СССР и США.
2.3. Проблемы послевоенного устройства в Европе
Страны Восточной Европы
после второй мировой войны оказались
в сфере влияния СССР. Они составили
затем основу "социалистического
лагеря" на Европейском континенте,
именно благодаря серии соглашений
великих держав восстановили государственность,
обрели национально-государственные
границы, гарантии территориальной
целостности и стали важнейшим
компонентом системы
Однако начавшаяся во второй
половине 40-х годов трансформация
международных отношений –
Несмотря на то, что договорённости великих держав, во многом предопределённые успехами Красной Армии, фиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Албании, а также Финляндии, части Германии и Австрии в сферу влияния СССР, реализация его интересов в этом регионе оказывалась очень непростой.
Информация о работе Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)