Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, реферат

Краткое описание

Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 178.55 Кб (Скачать)

Американский историк  Дэвис, в прошлом работавший в  разведке, впоследствии писал, что главы  правительств западноевропейских стран  согласились с решением Америки  использовать свои материальные, финансовые и военные ресурсы для создания форпостов борьбы с коммунизмом. План Маршалла был направлен на то, чтобы ослабить влияние коммунистических партий, особенно во Франции и Италии.

В мае 1947 г., в результате, из правительств Италии и Франции  были удалены коммунисты. "План Маршалла" комуфлировался разговорами о необходимости  экономического восстановления Европы, но американский капитал меньше всего  заботился об экономике своих  конкурентов, его интересовали военные  союзники. Президент Трумэн через  несколько лет признал это, отметив, что экономическая помощь Европе была направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики. В своём выступлении  перед плантаторами Миссисипи 8 мая 1947 г. заместитель государственного секретаря Д. Ачесон заявил, что правительство  США разрабатывает план, главным  содержанием которого явится восстановление Германии и Японии в качестве силовых  центров Европы и Азии. (30)

Речь для выступления  Дж. Маршалла в Кембридже перед  членами ассоциации бывших студентов  Гарвардского университета была выдержана  в традиционном стиле американской дипломатии. В ней ничего не говорилось о действительных целях США, а  новый план представлялся в виде неожиданной импровизации оратора. Речь была запланирована на 5 июня 1947 года.

5 июня 1947 г. госсекретарь  США Дж. Маршалл, бывший начальник  штаба армии США, выступил с  программной речью, посвящённой  проблемам послевоенного восстановления  Европы, он выдвинул идею выделения  финансовых ресурсов на цели  восстановления европейских стран. (31) Без восстановления нормального  экономического положения в мире, резюмировал Дж. Маршалл, невозможно  обеспечить "политическую стабильность" и мир. Как расшифровал в  выступлении сам госсекретарь, под  "стабильностью" подразумевалось  создание политических и общественных  условий, в которых может существовать  капиталистический строй.

Соединённые Штаты и до этого оказывали поддержку ослабленной  войной экономике капиталистических  стран. По официальным американским данным, объем помощи составил до "плана  Маршалла" около 15,3 млрд. долл., в  том числе 8,6 млрд. в виде долгосрочных кредитов. (32) Соглашения о поставках  и займах заключались на неравноправной основе и сопровождались вмешательством США во внутренние дела государств Западной Европы.

Выступление Дж. Маршалла 5 июня 1947 г. свидетельствовало о намерении  руководства США расширить практику вмешательства в европейские  дела. Речь Дж. Маршалла обозначила важный рубеж: США переходили к утверждению  своих позиций в Европе на долгосрочной упорядоченной основе. Если ранее  экономическое вмешательство США  осуществлялось от случая к случаю в отдельных странах континента, то теперь вопрос ставился о крупномасштабной программе проникновения во все  государства, нуждавшиеся в экономической  помощи.

"План Маршалла" был  призван решить ряд взаимосвязанных  задач: укрепления расшатанных  устоев капитализма в Европе, обеспечения Америке господствующих  позиций в европейских делах  и подготовки к созданию военно-политического  блока. При этом главным союзником  США в Европе и главным получателем  помощи по "плану Маршалла" уже на данном этапе мыслилась  Германия, точнее, её западная часть.

Задача проведения плана  в Европе была поручена американским руководствам дипломатии Англии и Франции. После совещания министров иностранных  дел двух стран 17-18 июня 1947 г. правительства  Англии и Франции обратились к  Советскому правительству с приглашением собраться в Париже на трёхстороннее  совещание министров иностранных  дел для обсуждения "плана Маршалла". (33) Расчёт делался на отказ Советского Союза и, как следствие, дальнейшую изоляцию СССР, на перекладывание на него вины за тяжёлое экономическое положение  в Европе и за её раскол.

Однако, СССР согласился принять  участие в трёхстороннем совещании. На парижском совещании, которое  проходило с 27 июня по 2 июля 1947 года (34), министры иностранных дел Англии и Франции предложили создать  комитеты по выработке координированной экономической программы, которая  затем была бы представлена на рассмотрение Вашингтона. Тем самым США получали бы право определять направления  развития ключевых отраслей экономики  Европы. Советский Союз соглашался принять "план Маршалла" при условии  сохранения суверенитета европейских  стран и проведения разграничений  между теми странами, которые боролись в войне как союзники, нейтральными странами и бывшими противниками, особо это должно касаться Германии. Эти требования не были приняты. Американский капитализм продемонстрировал свою живучесть и свою способность осуществлять международную гегемонию. Для СССР не оставалось ничего другого, кроме как выбирать между соглашением с "планом Маршалла" и признанием руководящей роли Америки, на что уже согласилась Западная Европа, и несоглашением и риском открыть противоборства с ней. Сталин сделал выбор определённо в пользу второго решения.

После Парижского совещания  представителей Англии, Франции и  СССР из-за кулис вышли те люди, которым  правительство США доверило проведение этого плана в жизнь. В Европу прибыл крупный американский делец  Клейтон, назначенный правительством США "главным администратором" по "плану Маршалла". При его  участии 12-15 июня 1947 г. в Париже состоялась конференция 16 западноевропейских государств, принявших американские условия "помощи": Австрии, Англии, Бельгии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Турции, Франции, Швейцарии, Швеции. (34) Из соображений  дипломатической маскировки на совещании  не была представлена Западная  Германия, которой предназначалась львиная  доля американской помощи.

Конференция без больших  трений приняла предложения правительства  США по "плану Маршалла", по которому каждая страна, принимающая  помощь, должна была представлять подробные  отчёты о состоянии экономики, валютных резервах, военных разрушениях, восстановительных  работах и т.д. Была учреждена  организация европейского экономического сотрудничества во главе с исполнительным комитетом. Как и предвидела советская  дипломатия, этот комитет, по форме  представлявший страны, получавшие "помощь" США, а также и эту заокеанскую  державу, на деле стал органом её политики, её диктата. Возглавлял комитет американский администратор "плана Маршалла". Теперь "план Маршалла" и размеры  необходимых ассигнований были представлены конгрессу США на утверждение. В  течение ряда месяцев конгресс затягивал  решение вопроса, намереваясь поставить  страны Европы в положение просителей.

"Закон 1948 года о помощи  иностранным государствам" был  принят конгрессом Соединённых  Штатов лишь 3 апреля 1948 г. (35) Осуществление  этого плана знаменовало собой  крутой поворот политики западных  держав-победительниц в отношении  побеждённой Германии: Западная  Германия становилась их союзницей,  которой правящие круги США  явно отдавали предпочтение в  сравнении с другими союзными  им странами. Это видно из распределения  ассигнований по "плану Маршалла". За первый год его осуществления  Западная Германия получила 2422 млн.  долл., Англия – 1324 млн., Франция  – 1130 млн., Италия – 704 млн. долл. (36)

Военно-стратегический характер "плана Маршалла" отмечали многие его поборники в западных странах. Английский историк К. Ингрэм отмечал, что этот план имел огромное значение. Он консолидировал два блока, усугубил раскол между коммунистическим миром  и Западом… Советскому Союзу была противопоставлена организационная  западная группировка, опирающаяся  на огромные ресурсы Америки и  настойчиво ставящая своей целью  уничтожение коммунизма путём завоевания мирового господства. Военный идеолог  США Финлеттер заявил: "НАТО никогда  бы не появился на свет, если бы ему  не предшествовал "план Маршалла". (37)

В складывающихся условиях разъяснение  народам подлинных целей "плана  Маршалла" приобретало особенно важное значение.

В сентябре 1947 г. делегация  СССР выступила на второй сессии Генеральной  Ассамблеи ООН с заявлением, в  котором подчёркивалось, что "проведение в жизнь "плана Маршалла" будет  означать подчинение европейских стран  экономическому и политическому  контролю со стороны США и прямое вмешательство последних во внутренние дела этих стран. Важной особенностью этого плана является стремление противопоставить странам Восточной Европы блок ряда западноевропейских стран, включая и западную Германию". (38)

Кроме этого в докладе  секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова на информационном совещании представителей некоторых коммунистических партий в сентябре 1947 г. говорилось, что  сущность "плана Маршалла" состоит  в образовании блока государств, связанных обязательствами перед  США, и предоставлении американских кредитов как плату за отказ от экономической и политической самостоятельности. При этом основой плана является восстановление промышленных районов  Западной Германии. (39)

Когда цели "плана Маршалла" стали общеизвестными, США, чтобы  запутать обстановку 4 мая 1948 г. сделали  заявление, в котором говорилось об урегулировании отношений между  США и СССР. В ответном заявлении  от 9 мая 1948 г. правительство СССР заявило  о своём положительном отношении  к предложению о переговорах. Заявление Советского правительства  предлагало найти средства устранить  имеющиеся разногласия и установить между СССР и США хорошие отношения, которые способствовали бы упрочению  всеобщего мира. (40)

Но эти переговоры не состоялись.

Подводя итог необходимо отметить, что западные страны рано увидели  опасность большевизации занятых  советскими войсками государств. Эту  угрозу они решили использовать как  повод для пересмотра границ сфер влияния и для приобретения нового политического капитала на противоборстве с советским тоталитаризмом.

Инициатива публичного изложения  этой позиции принадлежала бывшему  премьер-министру Великобритании У. Черчиллю. И в марте 1946 г. прозвучала его  знаменитая "фултонская речь"

Характерно, что Черчилль не предлагал никаких превентивных действий, а говорил лишь о необходимости  объединения Запада перед лицом  растущей советской угрозы. Тем не менее, его речь вызвала крайне негативную реакцию в Москве.

В США курс на разрыв и  конфронтацию с СССР окончательно возобладал на политическом уровне в начале 1947 г. Первой формой его реализации стала  так называемая "доктрина Трумэна". В следствие этого началось стремительное  ужесточение советской политики как в отношении сателлитов, так  и в отношении западных держав.

"План Маршалла" поставил  под угрозу влияние Советского  Союза в странах Восточной  Европы; это был тяжёлый кризис; одной из ведущих, если не  самой главной его причиной  являлась оппозиция СССР по  отношению к американской инициативе. После отказа Молотова (именно  он представлял СССР в Париже  на обсуждении "плана Маршалла") от участия, все страны Восточной  Европы на равных условиях  были приглашены англичанами  и французами на новую конференцию,  которая должна была так же  состояться в Париже. Некоторые  отказались сразу, другие позже.  В конце концов, все страны  Восточной Европы образовали  единый фронт с Москвой.

Основной целью "плана  Маршалла" была стабилизация социально-политической ситуации в Западной Европе, вовлечение Западной Германии в западный блок и уменьшение советского влияния  в Восточной Европе. Фактически план был представлен таким образом, что участие в нём СССР и  стран Восточной Европы было максимально  затруднено, так условия "плана  Маршалла" были такие, что те, кто участвовал бы в нём, должны были пойти на определённые уступки и отвечать определённым требованиям, которые соответствовали бы американским целям.

Дальнейшее развитие событий  показало, что отказ Советского Союза  участвовать в "плане Маршалла", которым завершилось парижское  совещание министров иностранных  дел трёх держав, был грубым просчётом  советской внешней политики и  советской дипломатии. Жёсткая позиция  советской делегации в Париже объяснялась главным образом  стремлением не позволить Западу получить возможность влиять на положение  в странах Восточной Европы, рассматривавшихся  как советская сфера влияния.

Сам "план Маршалла" и  резко отрицательная реакция  на этот план со стороны Советского Союза, а также речь Черчилля и "доктрина Трумэна" были очень важным шагом  в расколе Европы на противостоящие социально-политические коалиции, и  затем этот раскол Европы уже был  оформлен и в военно-политические блоки, а следовательно увеличивалась  конфронтация между СССР и США.

 

2.3. Проблемы послевоенного  устройства в Европе

 

Страны Восточной Европы после второй мировой войны оказались  в сфере влияния СССР. Они составили  затем основу "социалистического  лагеря" на Европейском континенте, именно благодаря серии соглашений великих держав восстановили государственность, обрели национально-государственные  границы, гарантии территориальной  целостности и стали важнейшим  компонентом системы международных  отношений.

Однако начавшаяся во второй половине 40-х годов трансформация  международных отношений – переход  от сотрудничества великих держав к "холодной войне" и оформление биполярной структуры мира – не могла не оказывать влияния на общественно-политическое развитие Европейского континента, всё более превращая  восточно-европейский регион в геополитическое  пространство жёсткого противостояния СССР и западных держав.

Несмотря на то, что договорённости великих держав, во многом предопределённые успехами Красной Армии, фиксировали  переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Албании, а также  Финляндии, части Германии и Австрии  в сферу влияния СССР, реализация его интересов в этом регионе  оказывалась очень непростой.

Информация о работе Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)