Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, реферат

Краткое описание

Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 178.55 Кб (Скачать)

 

 

2.2. От речи Черчилля  в Фултоне до "плана Маршалла"

 

Один из активных проповедников "дипломатии силы", Джордж Кеннан занимавший в 1945-1947 годах пост советника  посольства США в Москве, написал  и направил в государственный  департамент три обширные докладные  записки: "Международное положение  России накануне окончания войны  с Германией" (май 1945 г), "Меморандум от 22 февраля 1946 года", "Соединённые  Штаты и Россия" (зима 1946 г.), в  которых выдвигал доктрину "сдерживания  коммунизма" (12)

Меморандум Кеннана был  получен Вашингтоном в тот  момент, когда заканчивалась подготовка к открытому провозглашению "дипломатии силы". Вскоре Джордж Кеннан выступил со статьёй, в которой назвал свои предложения "доктриной сдерживания". Этот термин был взят на вооружение американской дипломатией. При этом подразумевалось, что речь идёт не просто о "сдерживании" роста влияния  социализма, а о его подавлении силой, о широком и насильственном экспорте контрреволюции.

В ответ на этот документ последовал аналитический обзор "Внешняя  политика США в послевоенный период", подготовленный послом СССР в США  Н. Новиковым 27 сентября 1946 года, где он говорил, что суть внешней политики США воплощалась в создании глобальной системы военных баз. Её цель определялась как стремление к мировому господству.

Однако практическое осуществление "доктрины сдерживания" началось раньше, чем это её наименование стало общеизвестным. В США в 1946 г. несколько месяцев находился  бывший британский премьер-министр  Уинстон Черчилль, встречавшийся  с президентом Трумеэном и  другими руководящими деятелями  страны. (13) Во время этих встреч возник план организации такого выступления, которое было бы своеобразным манифестом политических руководителей империалистического  мира. Предлагая свои услуги, Черчилль стремился восстановить ведущую  роль английских империалистических кругов в мировой политике. Он рассчитывал  добиться этого, опираясь на союз с  США.

5 марта 1946 г. У. Черчилль  выступил с речью в маленьком  американском городке Фултон (штат  Миссури), куда он прибыл с президентом  Трумэном. Он заявил, что капиталистическим  странам угрожает опасность новой  мировой войны и причиной этой  угрозы якобы является Советский  Союз и международное коммунистическое  движение (14). Он говорил, что "коммунистический  тоталитаризм" заменил отныне "фашистского  врага" и намеревается покорить  страны Запада. Черчилль утверждал,  будто от Щецина на Балтике  до Триеста на Адриатике через  Европу пролёг некий "железный  занавес". С этого времени термин "железный занавес" был повсеместно  взят на вооружение (15). Черчилль  призвал проводить по отношению  к СССР самую жесткую политику, угрожал применением американского  атомного оружия, настаивал на  создании союза империалистических  государств для навязывания своей  воли СССР, не исключая и военные  средства. В этих целях программа  действий, предложенная Черчиллем,  предусматривала создание "ассоциации  англо-говорящих народов", то есть  сохранение хороших отношений  с Великобританией, а в перспективе  создание по периметру социалистического  мира агрессивных союзов, блоков  и сети военных баз. Черчиллю  аплодировал сидевший в президиуме  собрания президент США Г. Трумэн.

Черчилль и ряд других политических деятелей капиталистической  Европы предпочитали делать вид, что  американская "дипломатия силы" направлена только против социалистических государств. В отношении Соединённых Штатов они предпочитали подчёркивать единство, а не противоречия. В доказательство своей лояльности Черчилль по окончании  речи в Фултоне спел вместе с присутствующими  государственными деятелями США  американский национальный гимн. (16)

В Советском Союзе речь Черчилля была воспринята с глубоким возмущением и расценена как  призыв к созданию англо-американского  военного блока, направленного против СССР, других социалистических стран  и национально освободительного движения угнетённых народов.

Речь Черчилля свидетельствовала  о том, что правящие круги США  и Англии намерены не только порвать  с международным сотрудничеством  военного времени, но и следовать  по опасному пути подготовки нового мирового пожара. Советское правительство  сочло необходимым высказать  своё отношение к выступлению  бывшего британского премьера. Председатель Совета Министров СССР И.В. Сталин дал  интервью корреспонденту "Правды", в котором речь Черчилля была оценена "как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора  между союзными государствами и  затруднить их сотрудничество" (17). Но намерения, изложенные в фултонской речи, шли ещё дальше. По сути дела, говорилось далее в интервью, Черчилль и его единомышленники в Англии и США "предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто  вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда  всё будет в порядке, – в противном случае неизбежна война… Несомненно, что установка Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР" (18)

Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года имела далеко идущие последствия. Она предала гласности  враждебные социализму планы наиболее реакционной части правящих кругов Запада. Но имело значение и другое. Америка стремилась использовать финансово-экономические  трудности Англии, усугублённые кабальным  займом, полученным ею от США в июле 1946 г., огромными расходами на поддержку  сил реакции в Европе и борьбу с национально-освободительным движением. (19)

Со второй половины 1946 г. начались англо-американские переговоры, которые  свелись главным образом к  обсуждения вопроса о судьбах  Греции и Турции. Американские дипломаты  убеждали своих английских коллег, что для их правительства самым  благоприятным выходом была бы передача этой доли так называемого наследства в руки США как для облегчения финансового бремени Англии, так  и для ухода от той критики, которой повсеместно подвергался  британский империализм за его интервенцию  в Греции.

Дипломатическая инициатива в Европе была в руках американцев. Создание "бизонии"  стало первым шагом в целой серии мероприятий, призванных создавать для СССР растущие трудности. Осуществление новой  политики, провозглашённой Вашингтоном  в период проведения конференции  министров иностранных дел по Германии, было только начато, но ситуация сразу же приобрела драматический  характер. Эта политика касалась не только Германии, но мира в целом.

В торжественной речи, произнесённой  перед обоими палатами американского  конгресса, президент Трумэн объявил, что Соединённые Штаты намерены занять место ослабленной Англии в деле поддержки правительств Греции и Турции. Ситуация в этих странах  складывалась по-разному: в Греции возобновилась  гражданская война, подавленная  на время англичанами в 1944 г., в  то время как в Турции сохранялось  внутреннее спокойствие, но она находилась в распре с СССР из-за проливов. Американское решение, таким образом, носило и  контрреволюционный и антисоветский  характер; оно  должно было означать, по выражению Трумэна, "ответ Америки  на волну экспансионизма, имеющего целью установление коммунистического  господства". (20) Но американский президент  пошёл гораздо дальше, определяя  свой жест как реализацию генеральной  политической линии: было введено понятие "доктрина", Трумэн избрал идеологическим фундаментом своей политики положение, выдвинутое Черчиллем в Фултоне. Мир представлялся ему сценой, на которой разворачивался конфликт между силами добра и зла, то есть между "свободными обществами" и "обществами угнетения". Америка  должна повсеместно в противоборстве с "обществами угнетения" поддерживать "свободные общества". Это было не просто провозглашением политической линии, это было объявлением начала крестового похода. (21)

21 февраля 1947 г. администрация  США получила две ноты британского  Форин офиса, официально извещавшего  о согласии Англии с тем,  что "помощь" Греции и Турции  будут впредь оказывать США.  А уже 12 марта 1947 г. Трумэн  обратился к конгрессу США  с посланием, в котором выдвинул  свою доктрину. (22)

Президент США заявил о  непосредственной "коммунистической угрозе" Греции и Турции, которые  могут стать жертвами прямой или  косвенной агрессии. В послании Трумэна  акцент был сделан на финансово-экономические  меры для нужд экономики и населения. Важной составной частью "доктрины Трумэна" была посылка американского  военного персонала в страны, получившие "помощь". Около тысячи членов военных миссий США прибыли в Грецию и Турцию. (23) Советской стороной доктрина была воспринята как враждебный акт в отношении СССР.

Внимание, проявленное США  к странам этого региона, объяснялось  их важным стратегическим положением у границ СССР и стран народной демократии. США стремились к созданию здесь своих военных баз. Одновременно Белый дом приобретал практический опыт в деле навязывания европейским  государствам антисоветской позиции  в "обмен" на предоставление американской экономической помощи. Объявляя вооружённую  борьбу революционных и национально-освободительным  движений "косвенной агрессии" со стороны СССР, Трумэн развязывал США руки для прямого вмешательства  во внутренние дела других государств, организации интервенций и открытой поддержки капиталистических режимов  во всём мире. "Доктрина Трумэна" появилась на свет через два дня  после открытия четвёртой сессии СМИД, целью которой было рассмотрение вопроса о выработке мирного  договора с Германией. Предполагалось, что политический эффект провозглашённой  доктрины скажется и на подходе к  германскому вопросу, и на любых  других международных делах. Американский империализм впервые так откровенно прибегал к политическому шантажу.

"Доктрина Трумэна"  положила начало новому этапу  в истории международных отношений  и дипломатии. Этот этап быстро  обрёл своё наименование. Так,  Липпман озаглавил сборник своих  статей, посвящённых "доктрине  Трумэна", - "Холодная война". Вскоре это ознаменование употребил  один из видных идеологов американского  империализма – Р. Осгуд. Однако  ни тот, но другой не поставили  перед собой вопроса об исторических  корнях "холодной войны". Более  добросовестные буржуазные исследователи  вынуждены признать, что "холодная  война" возникла как прямое  продолжение и развитие в новых  исторических условиях давнишней  антисоветской политики. (24)

Агрессивная сущность "доктрины Трумэна" был раскрыта 7 апреля 1947 г. в выступлении советского представителя  в Совете Безопасности ООН и в  беседе Председателя Совета Министров  СССР И.В. Сталина с видным политическим деятелем США Гаральдом Стассеном 9 апреля 1947 г. Вместе с тем правительства  СССР заявило, что Советский Союз твёрдо стоит на позиции признания  возможности и желательности  сотрудничества государств различных  социальных систем. (25)

На информационном совещании  представителей ряда коммунистических партий в Варшаве в конце сентября 1947 г. так же отмечалось, что "доктрина Трумэна" носит откровенно агрессивный  характер. Она рассчитана на предоставление американской помощи реакционным режимам, активно выступающим против СССР и стран социалистического лагеря. (26)

Советский Союз осудил агрессивную  сущность "доктрины Трумэна". Военное  вмешательство США в Греции вызвало  также осуждение мировой общественности. Это вынудило руководство США  изменить тактику осуществления  своих дальнейших гегемонистских планов.

Стремясь преодолеть сопротивление  народов, крайние монополистические  круги США решили использовать более  замаскированные формы своих  действий. Так появился новый вариант  их политики – "план Маршалла".

Американские политические деятели были убеждены, что использование  экономического могущества США может  открыть путь к влиянию на другие страны, станет основой образования  военных блоков, направленных против СССР, усилит и укрепит влияние  США в послевоенном мире. Эти цели и преследовал "План Маршалла".

Идея плана не отличалась новизной. Его родословная восходит к 1919-1923 гг., когда была создана "АРА" ("American Reliet Administration"), проводившая  не столько политику оказания помощи европейским странам, пострадавшим от первой мировой войны, сколько  политику борьбы с революционным  движением и укрепления экономических  и политических позиций Америки. (27)

В конце второй мировой  войны, 22 июля 1945 г., военный министр  США Стимсон направил президенту Трумэну меморандум, в котором  предлагал, чтобы Соединённые Штаты  воспользовались послевоенными  трудностями европейских стран  и, разработав план "восстановления Европы", стремились подчинить эти  государства своему влиянию. "Я  настаиваю на том, – писал миристр, – чтобы был принят полностью  координированный план экономического восстановления Европы… Для достижения поставленной цели следует полнее использовать все наши силы, объединив все средства в едином органе". (28)

Таким образом новый план зародился в недрах военного ведомства. Его горячим сторонником стал бывший начальник генерального штаба  США генерал Д. Маршалл, назначенный  в январе 1947 г. государственным секретарём. Под его непосредственным руководством протекала вся подготовительная работа. Основные положения плана  были согласованы с представителями  крупнейших монополий и банков. Беседы по этому вопросу велись с представителями  правительств Англии, Франции и Италии. Они приняли характер тайного  сговора американских монополий  с западноевропейской реакцией, направленного  против СССР, коммунистического движения и его развития в странах Европы.

Особое рвение в поддержке  нового плана проявило лейбористское  правительство Англии. 1947 год ознаменовался  большими финансово-экономическими трудностями  для этой страны. Её правительство  собиралось обратиться к США с  просьбой о новом займе. Теперь же оно рассчитывало, что американская экономическая помощь укрепит положение  страны. Английские правящие круги  также разделяли опасения монополистов, встревоженых ростом активности масс в европейских странах. Американская печать позднее сообщала, что британский министр иностранных дел Э. Бевин  был не только горячим сторонником  нового плана, но и сделал для его  осуществления больше, чем любой  политический деятель. (29)

Информация о работе Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)