Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, реферат
Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов
2.2. От речи Черчилля в Фултоне до "плана Маршалла"
Один из активных проповедников "дипломатии силы", Джордж Кеннан занимавший в 1945-1947 годах пост советника посольства США в Москве, написал и направил в государственный департамент три обширные докладные записки: "Международное положение России накануне окончания войны с Германией" (май 1945 г), "Меморандум от 22 февраля 1946 года", "Соединённые Штаты и Россия" (зима 1946 г.), в которых выдвигал доктрину "сдерживания коммунизма" (12)
Меморандум Кеннана был получен Вашингтоном в тот момент, когда заканчивалась подготовка к открытому провозглашению "дипломатии силы". Вскоре Джордж Кеннан выступил со статьёй, в которой назвал свои предложения "доктриной сдерживания". Этот термин был взят на вооружение американской дипломатией. При этом подразумевалось, что речь идёт не просто о "сдерживании" роста влияния социализма, а о его подавлении силой, о широком и насильственном экспорте контрреволюции.
В ответ на этот документ последовал аналитический обзор "Внешняя политика США в послевоенный период", подготовленный послом СССР в США Н. Новиковым 27 сентября 1946 года, где он говорил, что суть внешней политики США воплощалась в создании глобальной системы военных баз. Её цель определялась как стремление к мировому господству.
Однако практическое осуществление
"доктрины сдерживания" началось
раньше, чем это её наименование
стало общеизвестным. В США в 1946
г. несколько месяцев находился
бывший британский премьер-министр
Уинстон Черчилль, встречавшийся
с президентом Трумеэном и
другими руководящими деятелями
страны. (13) Во время этих встреч возник
план организации такого выступления,
которое было бы своеобразным манифестом
политических руководителей
5 марта 1946 г. У. Черчилль
выступил с речью в маленьком
американском городке Фултон (штат
Миссури), куда он прибыл с президентом
Трумэном. Он заявил, что капиталистическим
странам угрожает опасность
Черчилль и ряд других политических деятелей капиталистической Европы предпочитали делать вид, что американская "дипломатия силы" направлена только против социалистических государств. В отношении Соединённых Штатов они предпочитали подчёркивать единство, а не противоречия. В доказательство своей лояльности Черчилль по окончании речи в Фултоне спел вместе с присутствующими государственными деятелями США американский национальный гимн. (16)
В Советском Союзе речь Черчилля была воспринята с глубоким возмущением и расценена как призыв к созданию англо-американского военного блока, направленного против СССР, других социалистических стран и национально освободительного движения угнетённых народов.
Речь Черчилля свидетельствовала
о том, что правящие круги США
и Англии намерены не только порвать
с международным
Речь Черчилля в Фултоне
5 марта 1946 года имела далеко идущие
последствия. Она предала гласности
враждебные социализму планы наиболее
реакционной части правящих кругов
Запада. Но имело значение и другое.
Америка стремилась использовать финансово-экономические
трудности Англии, усугублённые кабальным
займом, полученным ею от США в июле
1946 г., огромными расходами на поддержку
сил реакции в Европе и борьбу
с национально-освободительным
Со второй половины 1946 г. начались
англо-американские переговоры, которые
свелись главным образом к
обсуждения вопроса о судьбах
Греции и Турции. Американские дипломаты
убеждали своих английских коллег,
что для их правительства самым
благоприятным выходом была бы передача
этой доли так называемого наследства
в руки США как для облегчения
финансового бремени Англии, так
и для ухода от той критики,
которой повсеместно
Дипломатическая инициатива
в Европе была в руках американцев.
Создание "бизонии" стало первым
шагом в целой серии
В торжественной речи, произнесённой перед обоими палатами американского конгресса, президент Трумэн объявил, что Соединённые Штаты намерены занять место ослабленной Англии в деле поддержки правительств Греции и Турции. Ситуация в этих странах складывалась по-разному: в Греции возобновилась гражданская война, подавленная на время англичанами в 1944 г., в то время как в Турции сохранялось внутреннее спокойствие, но она находилась в распре с СССР из-за проливов. Американское решение, таким образом, носило и контрреволюционный и антисоветский характер; оно должно было означать, по выражению Трумэна, "ответ Америки на волну экспансионизма, имеющего целью установление коммунистического господства". (20) Но американский президент пошёл гораздо дальше, определяя свой жест как реализацию генеральной политической линии: было введено понятие "доктрина", Трумэн избрал идеологическим фундаментом своей политики положение, выдвинутое Черчиллем в Фултоне. Мир представлялся ему сценой, на которой разворачивался конфликт между силами добра и зла, то есть между "свободными обществами" и "обществами угнетения". Америка должна повсеместно в противоборстве с "обществами угнетения" поддерживать "свободные общества". Это было не просто провозглашением политической линии, это было объявлением начала крестового похода. (21)
21 февраля 1947 г. администрация
США получила две ноты
Президент США заявил о непосредственной "коммунистической угрозе" Греции и Турции, которые могут стать жертвами прямой или косвенной агрессии. В послании Трумэна акцент был сделан на финансово-экономические меры для нужд экономики и населения. Важной составной частью "доктрины Трумэна" была посылка американского военного персонала в страны, получившие "помощь". Около тысячи членов военных миссий США прибыли в Грецию и Турцию. (23) Советской стороной доктрина была воспринята как враждебный акт в отношении СССР.
Внимание, проявленное США
к странам этого региона, объяснялось
их важным стратегическим положением
у границ СССР и стран народной
демократии. США стремились к созданию
здесь своих военных баз. Одновременно
Белый дом приобретал практический
опыт в деле навязывания европейским
государствам антисоветской позиции
в "обмен" на предоставление американской
экономической помощи. Объявляя вооружённую
борьбу революционных и национально-
"Доктрина Трумэна"
положила начало новому этапу
в истории международных
Агрессивная сущность "доктрины Трумэна" был раскрыта 7 апреля 1947 г. в выступлении советского представителя в Совете Безопасности ООН и в беседе Председателя Совета Министров СССР И.В. Сталина с видным политическим деятелем США Гаральдом Стассеном 9 апреля 1947 г. Вместе с тем правительства СССР заявило, что Советский Союз твёрдо стоит на позиции признания возможности и желательности сотрудничества государств различных социальных систем. (25)
На информационном совещании
представителей ряда коммунистических
партий в Варшаве в конце сентября
1947 г. так же отмечалось, что "доктрина
Трумэна" носит откровенно агрессивный
характер. Она рассчитана на предоставление
американской помощи реакционным режимам,
активно выступающим против СССР
и стран социалистического
Советский Союз осудил агрессивную
сущность "доктрины Трумэна". Военное
вмешательство США в Греции вызвало
также осуждение мировой
Стремясь преодолеть сопротивление народов, крайние монополистические круги США решили использовать более замаскированные формы своих действий. Так появился новый вариант их политики – "план Маршалла".
Американские политические деятели были убеждены, что использование экономического могущества США может открыть путь к влиянию на другие страны, станет основой образования военных блоков, направленных против СССР, усилит и укрепит влияние США в послевоенном мире. Эти цели и преследовал "План Маршалла".
Идея плана не отличалась новизной. Его родословная восходит к 1919-1923 гг., когда была создана "АРА" ("American Reliet Administration"), проводившая не столько политику оказания помощи европейским странам, пострадавшим от первой мировой войны, сколько политику борьбы с революционным движением и укрепления экономических и политических позиций Америки. (27)
В конце второй мировой войны, 22 июля 1945 г., военный министр США Стимсон направил президенту Трумэну меморандум, в котором предлагал, чтобы Соединённые Штаты воспользовались послевоенными трудностями европейских стран и, разработав план "восстановления Европы", стремились подчинить эти государства своему влиянию. "Я настаиваю на том, – писал миристр, – чтобы был принят полностью координированный план экономического восстановления Европы… Для достижения поставленной цели следует полнее использовать все наши силы, объединив все средства в едином органе". (28)
Таким образом новый план зародился в недрах военного ведомства. Его горячим сторонником стал бывший начальник генерального штаба США генерал Д. Маршалл, назначенный в январе 1947 г. государственным секретарём. Под его непосредственным руководством протекала вся подготовительная работа. Основные положения плана были согласованы с представителями крупнейших монополий и банков. Беседы по этому вопросу велись с представителями правительств Англии, Франции и Италии. Они приняли характер тайного сговора американских монополий с западноевропейской реакцией, направленного против СССР, коммунистического движения и его развития в странах Европы.
Особое рвение в поддержке нового плана проявило лейбористское правительство Англии. 1947 год ознаменовался большими финансово-экономическими трудностями для этой страны. Её правительство собиралось обратиться к США с просьбой о новом займе. Теперь же оно рассчитывало, что американская экономическая помощь укрепит положение страны. Английские правящие круги также разделяли опасения монополистов, встревоженых ростом активности масс в европейских странах. Американская печать позднее сообщала, что британский министр иностранных дел Э. Бевин был не только горячим сторонником нового плана, но и сделал для его осуществления больше, чем любой политический деятель. (29)
Информация о работе Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)