Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, реферат
Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов
Глава 1. Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)
1.1. Послевоенный мировой порядок в планах США
Миротворчество после второй мировой войны было отнюдь не гладко вышитым гобеленом, а представляло собой безнадёжно перепутанную, всю в узлах пряжу. Дело в том, что в США существовали две точки зрения на мировой порядок: "универсалистская", согласно которой все государства имеют общий интерес во всех мировых делах, и точкой зрения "сфер влияния", согласно которой каждая великая держава получает гарантии от других великих держав о признании её преобладающего влияния в какой-то определённой зоне её собственных особых интересов. Универсалистская точка зрения исходила из того, что национальная безопасность будет обеспечиваться международной организацией. Точка зрения сфер интересов исходила из того, что национальная безопасность будет гарантирована балансом сил. Хотя на практике эти точки зрения вовсе не оказываются несовместимыми, в действительности наш непорочный мир держится на комбинации обеих.
Традиционный американский
взгляд на эти вопросы –
В правительстве Соединённых
Штатов, похоже, было три человека, игравших
роль диссидентов. Одним из них был
военный министр Генри Л. Стимсон,
сторонник классического
Вторым официальным
Третий голос в правительстве, выступивший против универсализма, принадлежал Генри А. Уоллесу. Будучи министром торговли, он редко высказывался в поддержку сфер влияния в своей знаменитой речи в Мэдисон-Сквер-Гарден в сентябре 1946 г., за что и был смещён президентом Трумэном.
"С нашей стороны, - говорил
он, - мы должны признать, что политические
дела в Восточной Европе
Однако Стимсон, Кеннан и Уоллес, по-видимому, были единственными в правительстве, кто имел такие взгляды. Они были в очень слабом меньшинстве. Между тем универсализм, имевший глубокие корни в американской правовой и моральной традиции, поддерживаемой в то время подавляющим большинством общественного мнения, был к тому же освещён в Атлантической хартии 1941 г., в Декларации Объединённых Наций 1942 г. и в Московской декларации 1943 г.
В отношении того, какой
новый мировой порядок следует
построить после войны в
В дополнение к традиционным
целям внешней политики США таким,
как национальное самоопределение,
коллективная безопасность, демократическое
правление, добавилась цель создания мирового
экономического сотрудничества на основе
равноправного доступа к
Другой вопрос заключался
в том, при помощи каких средств
можно добиться реализации этих целей.
И, разрабатывая новый послевоенный
мировой порядок, Рузвельт решил
создать мировое правительство
– Организацию Объединённых Наций,(7)
способное сохранять и
Таким образом, новый мировой порядок практически во всём был нацелен на клонирование американского общества в глобальном масштабе, и его творцы были уверены, что это идеальный вариант.
Сотрудничество с СССР для Рузвельта было абсолютно необходимо. Его соратник Г. Уайт считал, что главная задача дипломатии США сводится к изобретению средств, которые могут обеспечить дружественные отношения между Соединёнными Штатами и Россией.
Ф. Рузвельт был уверен, что
конгресс и американское общественное
мнение вынудят его вывести войска
из Европы в самое ближайшее время.
Тогда у СССР не было бы никаких
препятствий для продвижения
на запад. А если ещё иметь в
виду, что на востоке Япония будет
разгромлена, а будущее Китая
весьма неопределенно, то никакой геополитический
баланс в Евразии не был бы возможен.
Это означало било новую войну, либо
признание СССР первой державой мира
со всеми вытекающими
Рузвельт думал сдерживать
непредсказуемую военно-
Втянув в свои проекты нового мирового порядка СССР, можно было бы попытаться изменить природу советского строя и поднять Европу и Китай до такого уровня, когда они могли бы уравновешивать в геополитическом отношении СССР на западе и востоке, а Москва, в свою очередь, сдерживала бы поползновения обоих.
Это была знаменитая схема Макиндера – уникальная равновесная система, в которой США могли выполнять роль дополнительной "гирьки" в случае нарушения баланса. На этой геополитической базе и должны были стоять экономические режимы до тех пор, пока мир не станет настолько экономически взаимозависимым, что любая агрессия сдерживалась бы всей мощью Объединённых Наций. Германия и Япония не получали в этой схеме заметной роли – их необходимо было максимально ослабить, поскольку они, и экономически, и идеологически представляли большую опасность, чем СССР с его тоталитаризмом. (9)
Методика строительства
нового мирового порядка заключалась
в выборе Рузвельтом кейнсианства,
считая его достоинством, среди многих
прочих, относительную идеологическую
совместимость во взглядах со Сталиным,
рассматривавшим кейнсианство, как
считали американские исследователи,
эволюционным шагом к плановой социалистической
экономике. Разработку теории новой
мировой валютно-финансовой системы
Рузвельт поручил одному из самых
преданных ему людей в
Считалось, что для недопущения депрессии через достижение полной занятости, пусть даже ценой снижения экономической эффективности, нужно действовать в рамках "национального регулирования", так как именно экономическая открытость способствовала распространению " инфекции" депрессии. (10)
Таким образом, все страны должны были быть в той или иной степени кейнсианскими, а США осуществляли бы глобальные социально-экономические реформы через международные институты, помогая в первую очередь "национальному развитию", а не интернациональному экономическому взаимодействию. Эта схема не предусматривала расширения внешних рынков для США (в том числе и потому, чтобы не дать повод дискредитировать себя "строительством империи"), а занятость можно было поддерживать через государственные инвестиции в социальные услуги и социальную инфраструктуру.
Для начала план Уайта предусматривал
создание Международного валютного
фонда для помощи странам в
борьбе с внешнеторговым дефицитом
и Международного банка реконструкции
и развития для предоставления кредитов
на послевоенное восстановление. В
целом этот экономический план соответствовал
геополитической схеме
Госдепартамент, отлученный
Рузвельтом от разработки основ нового
мирового порядка, не стеснялся публично
выражать возражения плану Уайта. Ошибка,
по его мнению, коренилась в базисной
идее "международного кейнсианства".
Да, государственные инвестиции в
социальные услуги и инфраструктуру
могут обеспечить полную занятость
и повысить производительность экономики.
Но тогда правительство должно будет
и поглощать часть
Избежать депрессии и придать активность внутреннему развитию можно было, с точки зрения госдепартамента, через продажу излишков на мировом рынке. (12) Но для этого необходимо было иметь эти долларовые рынки, а значит нужны частные долларовые инвестиции США, которые невозможны без подавления мировой инфляции, без стабильных и конвертируемых валют, что обеспечивается только через всеобщее принятие "золотого стандарта". Кроме того, была необходима одновременная и радикальная ликвидация всех барьеров на пути передвижения капиталов, товаров, платежей. Таким образом, строить либеральный мир "открытых дверей" можно было, по мнению госдепартамента, только либеральными методами.
Логика создания мира многосторонних
отношений подразумевала
Важность восстановления
Германии обуславливалась и
Существовала еще и третья, влиятельная точка зрения, хотя и за пределами администрации. Значительная группа республиканцев, глашатаем которой был сенатор Тафт, не возражая против строительства мира "открытых дверей", настаивала на том, чтобы США, используя свою гегемонию, проводили активную внешнюю политику не через многосторонние отношения, а на двухсторонней основе. На этой базе планировалось добиться благоприятных инвестиционных условий и активизировать американские частные зарубежные инвестиции, которые обеспечили бы восстановление разрушенных и развитие многосторонних отношений. В этом была попытка связать долгосрочные цели с краткосрочными интересами американского частного капитала, в первую очередь крупного. (14)
До середины 1943 г. президент открыто не отдавал предпочтение какой-либо из этих групп, и госдепартамент пытался проводить свою линию. Однако ближе к 1944 г. Рузвельт поручил разрабатывать специалистам из министерства финансов, то есть согласился с планом Моргентау-Уайта.
Первым и главным шагом на этом пути слало учреждение МВФ и МБРР на международной конференции в Бреттон-Вудсе (г. Вашингтон) летом 1944 г. Главная цель созданных институтов заключалась в формировании базы для расширения мировой торговли при одновременном сохранении возможностей для национального развития. В рамках этого замысла страны, участвовавшие в конференции в Бреттон-Вудсе, должны были при помощи МВФ и МБРР обеспечить конвертируемость своих валют, поддерживать стабильный обменный курс (+10%), снять основные торговые ограничения и сбалансировать свой внешнеторговый дефицит. (15)
Информация о работе Выработка взглядов СССР и США на послевоенный мир (1943-1947)