Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:46, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа рассказывает об истории формирования и развития русской адвокатуры до 1917 г. В ней исследуется период становления адвокатуры в России в результате проведения судебной реформы в 1864, борьба прогрессивного и консервативного течения в адвокатуре и положительная роль, которую она в определенные моменты играла в общественно-политической жизни страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Адвокатура и Судебная реформа 1864:
предыстория, порядок проведения, основные направления………………8
§ 1. Развитие судебного представительства в России
до судебной реформы 1864 г………………………………………………..8
§ 2. Вопрос об организации адвокатуры
в процессе подготовки судебной реформы 1864 г………………………..20
§ 3. Судебная реформа 1864 года……………………………………….30

Глава 2. Присяжные поверенные……………………………………………40
§ 1. Правила приема в адвокатуру………………………………………..40
§ 2. Права и обязанности присяжных поверенных……………………...43
§ 3. Принятие и ведение гражданских дел……………………………….46
§ 4. Уголовные защиты……………………………………………………48
§ 5. Права и обязанности присяжных поверенных
по отношению к доверителям и клиентам………………………………….52
§ 6. Ответственность………………………………………………………57
§ 7. Помощники присяжных поверенных………………………………..59
§ 8. Советы присяжных поверенных……………………………………..64
§ 9. Общие собрания присяжных поверенных…………………………..68
Глава 3. Постреформенное развитие адвокатуры………………………….69
§ 1. Адвокатура и государство……………………………………………69
§ 2. Частные поверенные по закону от 25 мая 1874…………………….72
§ 3. Контрреформы.
Попытки уничтожения независимости русской адвокатуры……………..74
§ 4. Адвокатура и политика………………………………………………77
§ 5. Известные дореволюционные адвокаты……………………………79
Заключение…………………………………………………………………..88
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

     В  первое время порядок и условия  приема в помощники присяжных поверенных устанавливались непосредственно присяжными поверенными, зачислявшими к себе помощника. Советы считали вполне достаточным получать от руководителя сведения о времени вступления лица в помощники, чтобы иметь исходную точку для исчисления пятилетнего стажа, установленного ст. 354 Учреждения судебных установлений. Роль советов ограничивалась только принятием к сведению заявлений и составлением списков помощников.

     В  дальнейшем требования советов,  предъявляемые к помощникам, становились строже. Так, 2 ноября 1867 г. Петербургский совет постановил не принимать в расчет при исчислении пятилетнего срока занятия студентов у присяжного поверенного в качестве помощника, так как пятилетний срок, требуемый ст. 354 Учреждения судебных установлений, начинается со дня окончания «курса юридических наук».

     В  1869 г. Петербургским советом был  сделан первый серьезный шаг по организационному устройству института помощников – приняты Правила о приеме в помощники. “Совет, - сказано в постановлении от 21 августа, - имел многократно возможность убедиться в том, что сословие помощников не удовлетворяет своему назначению и не служит приготовительную шкалу, из которой пополнялось сословие присяжных поверенных людьми, вполне достойными носить это звание. В числе помощников есть лица не получившие юридического образования, мало заботящихся о приобретении практических знаний по судоустройству”54. Эти соображения легли в основу правил о приеме в помощники Прежде всего совет установил требования формального свойства. В помощники могли быть приняты только лица, «представившие Совету надлежащие аттестаты, диплом или удостоверения об окончании курса юридических наук в высших учебных заведениях, или о выдержании экзамена в этих науках». Такое же удостоверение должны были представить и лица, принятые в Помощники до издания Правил.

     Вскоре  эти Правила были дополнены  новым постановлением Петербургского совета от 11 декабря 1869 г. Совет постановил, что помощниками присяжных поверенных не могут быть лица, которые, «по силе 355 ст. Учреждения судебных установлений не могут быть присяжными поверенными, за исключением лишь 1 и 4 п. этой статьи», т. е. к ним не предъявлялось требование достижения 25-летнего возраста и они могли состоять на службе. Совет решил также исключить из состава помощников всех лиц, не имеющих университетского диплома; завести «правильный» список помощников и не допускать в их ряды лиц «нравственно неблагонадежных». Он установил практику сбора сведений (какие совет признает нужными) о лице, вступающем в помощники. По Судебным уставам право оценки «нравственных и умственных» качеств кандидата было предоставлено совету при принятии в присяжные поверенные. Таким образом, на основе «помощничества» создавался тип стажера-адвоката. Изменение отношения совета к принятому им члену корпорации помощников могло произойти только вследствие совершения стажером тяжкого проступка. А отсюда возникала дисциплинарная власть совета по отношению к помощникам.

     С  конца 1872 г. Петербургский совет стал требовать от присяжного поверенного представления заявления о поступающем к нему помощнике с приложением удостоверения об окончании курса юридических наук. К сбору сведений о кандидате совет стал привлекать и комиссию, избранную из среды помощников. Имена кандидатов выставлялись на особой доске в комнате присяжных поверенных для того, чтобы иметь возможность получить отзывы о прежней их деятельности. В том случае, если комиссия помощников присяжных поверенных в течение месяца не представила отзыва, совет принимал решение на основании других имеющихся в его распоряжении данных.

     Органы  корпоративного управления помощников, такие, как комитеты или комиссии  помощников, а также общие собрания, играли важную роль в первоначальной подготовке стажеров.55 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 8. Советы присяжных поверенных 

     Надзор  за деятельностью присяжных поверенных  возлагался на избираемый ими  Совет присяжных поверенных при  судебной палате. Высший же надзор  за их деятельностью осуществлялся  судебной палатой и Правительствующим сенатом, что делало свободу присяжных поверенных весьма относительной.

     Присяжные  поверенные каждого округа Судебной  Палаты избирали из своей среды  для надзора за всеми состоящими  в том же округе поверенными  Совет, а также председателя совета и товарища (заместителя) председателя, который в случае болезни или отсутствия председателя, выполнял его задачи.

     Число  членов Совета вместе с председателем  и его товарищем должно быть  соразмерно числу подведомственных Совету присяжных поверенных (от 5-ти до 15-ти человек).

     Совет  присяжных поверенных возобновлялся  ежегодно, для чего председателем созывалось общее собрание, на котором перед выборами членов Совета, делался отчет о работе Совета за прошедший год. Если же на общее собрание прибывало менее половины присяжных поверенных, то собрание считалось несостоявшимся и назначалось новое. Когда не состоялось и это, то председатель Совета, его товарищ, и все члены сохраняли свое звание до следующих выборов.

     В  городах, где не было Судебной Палаты и где проживало более 10-ти присяжных поверенных, они могли, с разрешения состоящего при местной Судебной Палате Совета присяжных поверенных, избрать из своей среды отделение Совета при Окружном суде.

     К  правам и обязанностям Совета присяжных поверенных относилось:

     1) рассмотрение прошений лиц, желающих  приписаться к числу присяжных  поверенных или выйти из этого  звания, а также сообщение Судебной  Палате о приписке их или  отказе им в этом;

     2) рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных и наблюдение за точным исполнением ими законов, установленных правил и всех принимаемых ими на себя обязанностей, сообразно с пользой их доверителей;

     3) выдача присяжным поверенным  свидетельств в том, что они  не подвергались осуждению Совета;

     4) назначение поверенных, по очереди,  для безвозмездного хождения  по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;

     5) назначение поверенных по делам  лиц, которые непосредственно  сами обратились в Совет с просьбой о назначении им тех или иных поверенных;

     6) определение количества вознаграждения  поверенному по таксе, (в случае  несогласия по этому вопросу  между ним и тяжущимся, или  когда не заключено между ними  письменного условия);

     7) распределение между присяжными  поверенными процентного сбора, установленного ст. 398 Учреждения судебных установлений;

     8) определение взысканий, налагаемых  на поверенных, как по собственному  усмотрению Совета, так и по  поступающим в Совет жалобам.

     Права  и обязанности Совета регламентировались ст. 367 Учреждения судебных установлений.

     Пользуясь  своими правами, Совет не обязан  был объяснять причину отказа  в принятии желающего вступить  в корпорацию присяжных поверенных. При назначении присяжного поверенного лицам, пользующимся правом бедности, Совет не компетентен был входить в обсуждение обоснованности претензии просителя. Это было делом суда. Советы могли издавать и издавали свои правила, касающиеся внутреннего порядка и делопроизводства, причем как в самом Совете, так и среди присяжных поверенных и их помощников, а также относительно надзора за деятельностью последних. Правила, не соответствующие законодательству, или нарушающие чьи-либо права, могли быть отменены Судебной Палатой по чьим-либо жалобам.

     В  случае смерти или тяжкой болезни присяжного поверенного Совет поручал ведение его дел одному или нескольким присяжным поверенным, которые обязаны были принять меры к защите интересов клиентов выбывшего поверенного.

     Совету  присяжных поверенных как органу  корпоративного самоуправления была предоставлена дисциплинарная власть над присяжными поверенными.

     За  нарушение принятых на себя  обязанностей, Совет имел право  налагать на членов сословия  следующие взыскания: 1) предостережение; 2) выговор; 3) запрещение отправлять обязанности поверенного в течении определенного Советом срока, но не более одного года, причем 3-е такое запрещение вело к исключению из сословия; 4) исключение из числа присяжных поверенных; 5) предание уголовному суду в особо важных случаях. При этом лица, исключенные из числа присяжных поверенных, лишались права повторно поступать в это звание на территории всей России.

     Из  указанных мер дисциплинарного  характера следует особо выделить  такую меру взысканий, как запрещение заниматься практикой. Эта мера взыскания, кроме нравственного воздействия, оказывала еще и более сильное влияние на провинившегося — лишала его, по существу, источника существования.

     Как  бы ни было сурово взыскание,  налагаемое Советом на присяжного  поверенного, оно, а также оправдание его Советом, не лишали клиента права в судебном порядке взыскать с поверенного возмещения убытков.

     На  все постановления Совета, кроме  подвергающих присяжного поверенного предостережению или выговору, в двухнедельный срок со времени объявления постановления, могли быть принесены жалобы в Судебную Палату. Жаловаться могли сами наказанные присяжные или прокуроры, приносившие соответствующие протесты. Определения Судебной Палаты по жалобам и протестам считались окончательными, и жалобы на них можно было приносить лишь в порядке надзора.

     Согласно  ст. 370 Учреждения Судебных Установлений  о постановлениях Совета относительно взысканий, наложенных на присяжных поверенных, или освобождения от них, сообщалось Прокурору того места, при котором Совет состоял.

     Присяжный  поверенный, привлеченный к дисциплинарной  ответственности, приглашался дать  объяснение или лично явиться  на заседание Совета. Если он  не делал этого без уважительных  причин, то Совет постановлял  решение на основании имеющихся у него сведений. Постановления Совета имели силу только в том случае, когда в работе его участвовало больше половины членов. При равенстве голосов, голос председателя был решающим. Для запрещения практики и исключения из списков присяжного поверенного, необходимо было абсолютное большинство голосов членов Совета, т.е. более 2/3 голосов.

     Прием  в сословие адвокатов производился  с большой осторожностью: Совет  не ограничивался рассмотрением  документов, приложенных к прошению, принимая к соображению и все другие сведения, которые признавал нужными, после чего и выносилось постановление либо о принятии лица в число присяжных поверенных, либо об отказе в этом. При принятии кандидата в присяжные поверенные, Совет руководствовался не только соответствием формальных требований кандидата, но и проверкой его знаний и нравственных качеств. С момента введения реформ до 1889 г. Советы были полностью самостоятельными в приеме лиц любого вероисповедания. В 1889 г. к ст. 380 Учреждения Судебных Установлений появилось примечание, которым было Высочайше повелено, чтобы принятие в число присяжных и частных поверенных лиц нехристианских вероисповеданий, допускалось не иначе, как с разрешения Министра юстиции по докладам представителей Советов.56 
 
 

§ 9. Общие собрания присяжных поверенных 

     Вверенная совету обширная власть рассматривалась законодателями как условие «развития и поддержания достоинства и пользы учреждения присяжных поверенных». Гарантию же успешной деятельности самого совета Судебные уставы видели в ежегодном избрании его и в отчетности перед корпорацией адвокатов своего округа.

     По  закону общие собрания присяжных  поверенных созывались председателем совета для выбора членов совета. На общем собрании зачитывался отчет о деятельности совета за год. Так как никаких функций, кроме указанных, закон на годичные общие собрания не возлагал, то в тех округах, где не было советов, не было и общих собраний.

     Заседания  общих собраний не носили публичного  характера: на них могли присутствовать  только присяжные поверенные данного округа; иногда допускались и помощники присяжных поверенных, но без права голоса.57 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Постреформенное  развитие адвокатуры 

§ 1. Адвокатура и государство 

     Судебная реформа Александра II породила целое созвездие блистательных адвокатов. История знает и помнит имена многих корифеев адвокатуры, на примерах жизни и творчества которых учились целые поколения юристов: Урусов, Плевако, Карабчевский, Александров, Андреевский, Спасович, Лохвицкий, Алексеев, Арсеньев, Гейнце, Дурново, Маклаков, Жуковский, Герард, Доброхотов, Потехин, Пржевальский (В.М.), Языков, Сахаров и многие другие.58

Информация о работе Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной России