Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:46, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа рассказывает об истории формирования и развития русской адвокатуры до 1917 г. В ней исследуется период становления адвокатуры в России в результате проведения судебной реформы в 1864, борьба прогрессивного и консервативного течения в адвокатуре и положительная роль, которую она в определенные моменты играла в общественно-политической жизни страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Адвокатура и Судебная реформа 1864:
предыстория, порядок проведения, основные направления………………8
§ 1. Развитие судебного представительства в России
до судебной реформы 1864 г………………………………………………..8
§ 2. Вопрос об организации адвокатуры
в процессе подготовки судебной реформы 1864 г………………………..20
§ 3. Судебная реформа 1864 года……………………………………….30

Глава 2. Присяжные поверенные……………………………………………40
§ 1. Правила приема в адвокатуру………………………………………..40
§ 2. Права и обязанности присяжных поверенных……………………...43
§ 3. Принятие и ведение гражданских дел……………………………….46
§ 4. Уголовные защиты……………………………………………………48
§ 5. Права и обязанности присяжных поверенных
по отношению к доверителям и клиентам………………………………….52
§ 6. Ответственность………………………………………………………57
§ 7. Помощники присяжных поверенных………………………………..59
§ 8. Советы присяжных поверенных……………………………………..64
§ 9. Общие собрания присяжных поверенных…………………………..68
Глава 3. Постреформенное развитие адвокатуры………………………….69
§ 1. Адвокатура и государство……………………………………………69
§ 2. Частные поверенные по закону от 25 мая 1874…………………….72
§ 3. Контрреформы.
Попытки уничтожения независимости русской адвокатуры……………..74
§ 4. Адвокатура и политика………………………………………………77
§ 5. Известные дореволюционные адвокаты……………………………79
Заключение…………………………………………………………………..88
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

     В   «Проекте положения о присяжных  поверенных» Государственным советом предлагалось ввести еще два условия для поступающих в сословие присяжных поверенных:  1)  представление аттестата одного из высших учебных заведений об успешном   его   окончании или   о   сдаче   экзамена   по   юридическим   наукам и 2) представление свидетельства о том, что поверенный прослужил не менее трех лет в судебном ведомстве. Здесь  же  впервые  говорится  о  их  самоуправлении в виде выборного совета. Проект был разослан на заключение членам Государственного совета и чинам Министерства  юстиции,  после  чего   «Проект  положения  о присяжных поверенных» должен был быть вновь представлен на обсуждение общего собрания Государственного совета.

     Замечания  на проект, поступившие от членов  Государственного совета и из Министерства юстиции, послужили основанием для нового его пересмотра. Часть замечаний была принята при составлении соединенными департаментами нового проекта. Был повышен образовательный ценз для присяжных поверенных, вводилось понятие «помощник присяжного поверенного» и предоставлена самостоятельность совету присяжных поверенных. «Проект положения о присяжных поверенных» состоял из 32 статей. И снова его оставалось вынести на обсуждение общего собрания Государственного совета.

     Но  этого не произошло. Проект утвержден не был, он застрял в бесчисленных бюрократических инстанциях Петербурга.

     Только  после отмены крепостного права  правительство решило вплотную заняться конкретной работой по подготовке судебной реформы. Прогрессивные силы России заставили его пойти на это. С отменой крепостного права и подъемом революционной борьбы народных масс особенно остро встал вопрос об изменении отношения правительства к суду присяжных, о состязательности процесса, о гарантиях прав обвиняемого.

     Царским указом от 23 октября 1861 г. работа «по преобразованию судебной части в России»  была приостановлена,  а   на   Государственный  совет  возложено  составление общей записки «обо всем, что может   быть признано  относящимся к  главным основным началам предположений для устройства судебной части в Империи, так, чтобы сия записка обнимала в возможной полноте   и  ясности   все   многоразличные   предметы,   к сей части принадлежащие». В октябре же  1861 г. в соответствии с царским указом началась разработка основных положений  о судоустройстве и судопроизводстве.  На соединенные департаменты законов и гражданских дел Государственного совета была возложена обязанность рассмотрения этих положений.

     Для  подготовки судебной реформы  в 1861 г. Н.Д. Будаловым была образована комиссия. Результатом ее работы стали «Основные положения преобразования судебной части в России», утвержденные Александром II 29 сентября 1862 г. Эти «Положения» состояли из трех частей, посвященных, соответственно, судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались следующие институты: отделение суда от администрации; выборный мировой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; принцип состязательности.

     Все  дело было сосредоточено в канцелярии при Государственном совете. Сюда для редакции проектов были привлечены высококвалифицированные юристы. При разработке «Основных положений» было решено руководствоваться принципами, «несомненное достоинство которых признано в настоящее время наукою и опытом европейских государств».

     Дополнение, внесенное в «Основные положения»  относительно адвокатуры, заключалось в том, что в них впервые регламентируется порядок принятия присяжным поверенным ведения уголовных дел. В таких делах «присяжный поверенный принимает на себя защиту подсудимых или по их поручению или по назначению председателя судебного места».

     Такое  начало «Основных положений», как  образование судебной части в  России, легло в основу учреждения «Судебных установлений», принятых затем 20 ноября 1864 г. в виде закона. Им впервые в России учреждается адвокатура (присяжные поверенные), «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом». («Судебные Уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные государственной канцелярией», Ч. III. СПб., 1867. Т. 5.)34

     Однако  важные, можно сказать, принципиальные вопросы не нашли отражения в «Основных положениях». Так, перечисляются «положительные» условия для поступления в адвокатуру, но ничего не говорится об «отрицательных». Не уточнены компетенция совета присяжных поверенных и порядок обжалования постановлений Совета. Остался открытым вопрос о праве присяжного поверенного отказываться от поручаемого ему по назначению дела и от обязанности вести дело, порученное ему по просьбе тяжущегося.

     В  январе — апреле 1862 г. работа  по составлению «Основных положений о преобразовании судебной части в России» была завершена. Государственный совет рассмотрел и утвердил их, а 29 сентября 1862 г. они были утверждены царем и опубликованы. Комиссия при Государственной канцелярии, руководствуясь «Основными положениями», приступила к подготовке Судебных уставов, которые должны были состоять из Учреждения судебных установлений, уставов уголовного и гражданского судопроизводства и о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

     При составлении Судебных уставов особое внимание к себе привлек вопрос о состязательности в уголовном судопроизводстве. Соединенные департаменты законов и гражданских дел при составлении и обсуждении в 1862 г. «Основных положений» отметили «несовершенство» действовавших законов в этой области. Была высказана мысль о том, что «с принятием для определения ответственности подсудимых начала личного (внутреннего) убеждения судей сделается ощутительнее потребность в правильной организации не только обличительной власти, но также и средств законной защиты для лиц, состоящих под следствием и судом... Посему... соединенные департаменты признают, что участие сих же поверенных не только полезно, но необходимо и в делах уголовных, для того, чтобы подсудимый воспользовался всеми средствами защиты, которые предоставлены ему законом, и по незнанию или смущению не оставил без надлежащего объяснения обстоятельств, могущих доказать его невинность   или   уменьшить   его вину».

     Следовательно,  соединенные департаменты установили положение о состязательности сторон в процессе, их самостоятельности и независимости от суда.

     Для   окончательной  оценки  проектов  нового  судоустройства и судопроизводства   в   качестве   экспертов опять-таки были приглашены самые крупные юристы. При утверждении «Основных положений» судебной реформы было принято решение разработать «Положение о присяжных поверенных»  и представить его   на рассмотрение Государственного совета, так как правительство сознавало, что Судебные уставы невозможно ввести в действие без учреждения официальной адвокатуры.  «Одна из причин неуспешного хода гражданских дел по правилам    Свода    1857 г.,— говорится    в журнале соединенных департаментов Государственного совета,— заключается в  том,  что  Свод   не   допускает признанного правительством сословия поверенных, которое по знанию своего дела, как и по нравственным качествам,   и   юридическим   познаниям   своих членов удовлетворяло бы своему призванию. Оттого наши поверенные, остающиеся негласными, не всегда оправдывают истинное назначение  этого  важного в судебном ведомстве сословия. Для исправления сей части нашего судопроизводства необходимо ввести у нас  учреждение присяжных поверенных».

     Правила  о присяжных поверенных вошли  во вторую главу девятого раздела «Проекта учреждения судебных мест». Объяснительная записка к этой главе разделена на три отделения, в каждом из них содержится текст постановлений: о присяжных поверенных вообще, о совете присяжных поверенных и о правах, обязанностях и ответственности   присяжных   поверенных. При составлении проекта комиссия руководствовалась «Основными положениями», а также замечаниями юристов, представленными на этот документ.

     Большое  место в записке отведено разногласиям, которые возникли в комиссии, в частности о возможности допущения в присяжные поверенные профессоров или преподавателей юридических наук.

     Были предложения заменить пятилетний стаж практической подготовки к званию присяжного поверенного практическим экзаменом в особом комитете при судебной палате. Но большинство с этим не согласилось, считая, что такая замена возможна только в виде временной меры.

     В  отделении, посвященном совету  присяжных поверенных, встречается лишь одно разногласие о том, какие постановления совета могут быть обжалованы.

     Злободневный  вопрос «об ограничении права  тяжущихся давать доверенности другим лицам, кроме присяжных поверенных», т. е. вопрос об адвокатской мопополни, разногласии не вызывал.

     Остался  неразрешенным вопрос о праве  присяжных поверенных отказываться от ведения дела. С одной стороны, комиссия не допускала возможности отказа от ведения дела, «несогласного с убеждениями адвоката», без специального указания на это в законе, а с другой — утверждала, что честность заключается в «соответствии дела не только велениям закона, но и требованиям справедливости», что, следовательно, расхождение с этими требованиями бесчестно для адвоката, хотя бы он «ни на йоту от веления закона не уклонился».

     В  июне 1864 г. департаменты законов  и гражданских дел Государственного совета рассмотрели «Проект учреждения судебных мест».

     Журнал заседаний совета состоит из 60 страниц; присяжным поверенным же посвящено восемь. Новых мнений и серьезных возражений на предложения комиссии здесь почти нет. Осталось лишь одно разногласие — по поводу допущения профессоров юридических наук в сословие присяжных поверенных. Государственный совет отклонил постановление комиссии об уничтожении для профессоров пятилетнего стажа.

     Ввиду  того, что для избрания совета  требовалось наличие определенного числа присяжных поверенных в данной местности — комплект, встал вопрос о возложении в случае отсутствия такового функций советов присяжных поверенных на судебные органы. Было принято предложение министра юстиции о том, что это должны быть окружные суды, а не судебные палаты.

Общее собрание Государственного совета приняло все  изменения, внесенные в проект комиссии соединенными департаментами. Работа по подготовке и обсуждению реформы была закончена. 20 ноября 1864 г. Судебные уставы были утверждены, и профессиональная адвокатура получила право на законное существование.

     Утверждение  Судебных уставов сопровождалось  особым указом Правительствующему сенату, в котором разъяснялась цель судебной реформы: «Водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого от высшего до низшего».

     Существовало  опасение, что после введения  в действие Судебных уставов число юристов, удовлетворяющих условиям приема в адвокатуру, будет недостаточным. В то же время Государственный совет еще при рассмотрении «Основных положений о преобразовании судебной части» единогласно признал, что «для правильного действия будущих уставов судопроизводства гражданского и уголовного необходимо, чтобы ко времени введения оных были, по возможности, готовы и присяжные поверенные». Поэтому комиссия, учрежденная для окончания работ по судебной реформе сочла необходимым «составить особые по сему предмету правила, которые могли бы содействовать скорейшему образованию сословия присяжных поверенных». Было решено образовать в каждой губернии особые комитеты, возложив на них рассмотрение просьб о принятии в число присяжных поверенных и представление об окончательном их утверждении министру юстиции.

     19 октября 1865 г. было утверждено  «Положение о введении в действие Судебных уставов». Это Положение представляло собой основной нормативный акт, который установил порядок проведения судебной реформы. Об образовании сословия присяжных поверенных говорится в гл. V (ст. 44—50). В «Положении о введении в действие Судебных уставов» были определены состав и порядок учреждения и действия особых временных губернских комитетов, которые обязаны были в первое время выполнять функцию советов по приему в сословие присяжных поверенных. Эти временные правила значительно облегчали формальные условия поступления в адвокатуру (ст. 44—45).

     Установленный  «Положением» временный порядок  и правила приема в адвокатуру должен был действовать лишь до открытия новых судов, после чего вступали в силу общие постановления Учреждения судебных установлений.

     Судебные  уставы открывали новую эпоху  в истории русского судебного  права. Они провозгласили ряд  буржуазно-демократических принципов судопроизводства: гласность, устность и состязательность. Была реорганизована прокуратура и учреждена адвокатура как самостоятельное звено судебной системы. Был создан суд присяжных по уголовным делам, провозглашен принцип независимости суда от администрации, несменяемости судей. По Судебным уставам сокращалось число судебных инстанций и упрощалась судебная система в целом.

Информация о работе Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной России