Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:46, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа рассказывает об истории формирования и развития русской адвокатуры до 1917 г. В ней исследуется период становления адвокатуры в России в результате проведения судебной реформы в 1864, борьба прогрессивного и консервативного течения в адвокатуре и положительная роль, которую она в определенные моменты играла в общественно-политической жизни страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Адвокатура и Судебная реформа 1864:
предыстория, порядок проведения, основные направления………………8
§ 1. Развитие судебного представительства в России
до судебной реформы 1864 г………………………………………………..8
§ 2. Вопрос об организации адвокатуры
в процессе подготовки судебной реформы 1864 г………………………..20
§ 3. Судебная реформа 1864 года……………………………………….30

Глава 2. Присяжные поверенные……………………………………………40
§ 1. Правила приема в адвокатуру………………………………………..40
§ 2. Права и обязанности присяжных поверенных……………………...43
§ 3. Принятие и ведение гражданских дел……………………………….46
§ 4. Уголовные защиты……………………………………………………48
§ 5. Права и обязанности присяжных поверенных
по отношению к доверителям и клиентам………………………………….52
§ 6. Ответственность………………………………………………………57
§ 7. Помощники присяжных поверенных………………………………..59
§ 8. Советы присяжных поверенных……………………………………..64
§ 9. Общие собрания присяжных поверенных…………………………..68
Глава 3. Постреформенное развитие адвокатуры………………………….69
§ 1. Адвокатура и государство……………………………………………69
§ 2. Частные поверенные по закону от 25 мая 1874…………………….72
§ 3. Контрреформы.
Попытки уничтожения независимости русской адвокатуры……………..74
§ 4. Адвокатура и политика………………………………………………77
§ 5. Известные дореволюционные адвокаты……………………………79
Заключение…………………………………………………………………..88
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

     Сегодня,  когда принята новая Конституция, новые закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, обновлено гражданское, гражданско-процессуальное законодательство, когда российская адвокатура постепенно приходит в себя после длительного диктата государства, и пытается сохранить все лучшее, что имеет в своей истории, когда возрос интерес к институту адвокатуры, мне кажется, адвокатам необходимо более глубоко осмыслить историю, становление адвокатуры, чтобы понять свою роль в новых условиях, дальнейшие пути развития адвокатуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. АВОКАТУРА И СУДЕБНАЯРЕФОРМА 1864:

ПРЕДЫСТОРИЯ, ПОРЯДОК  ПРОВЕДЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. 

§ 1. Развитие судебного  представительства в России

до Судебной реформы 1864 г 

     В  XIX в. под адвокатурой в узком смысле было принято понимать правозаступничество13, а в более широком — совмещение правозаступничества с судебным представительством14.

     Правозаступничество  и судебное представительство  были вызваны к жизни разными  потребностями, сферы их деятельности не совпадали.

     Во  многих странах Европы адвокатура  и судебное представительство  развивались самостоятельно, как два различных института. В Западной Европе правозаступники получили название адвокатов.

     В  России правозаступничество возникло не как самостоятельный институт, а в связи с судебным представительством. Судебное представительство постепенно превратилось в профессию. Затем лица, исполняющие обязанности представительства, одновременно стали выполнять и роль правозаступников.

     Такой древнейший памятник, как Русская Правда, не упоминает о судебном представительстве. Следовательно, в процессе господствовал принцип личной явки.

     О    существовании    судебного      представительства впервые   свидетельствуют   законодательные   сборники.

     В  одном из наиболее древних  памятников русского законодательства — Псковской судной грамоте (1397—1467 гг.) устанавливаются ограничения судебной защиты: приглашать поверенных могли не все, а только женщины, дети, монахи и монахини, дряхлые старики и глухие. Ст. 58 грамоты гласила: «А на суд помочью не ходити, лести в судебницу двема сутяжникома, а пособников бы не было ни с одной стороны, опричь жонки, или за детину, или за чернца, или за черницу, или который человек стар вельми, или глух, ино за тех пособнику быти». В остальных случаях судебная защита влекла за собой наказание защитника — «вздергивание на дыбу» и штраф.15

     Принцип  личной явки в суд продолжал,  однако, еще долго господствовать.

     Исключением являлся древний Новгород, где законодательство разрешало любому иметь поверенного. Обязанности поверенных могли исполнять родственники тяжущихся, а также все правоспособные лица, за исключением тех, которые, состоя на службе, были наделены властью: «всякому властелю за друга не тягатись».

     Первоначально  основной формой судебного представительства было родственное представительство. В средние века оно получило широкое развитие у славянских и германских народов. Дети, братья, племянники и даже дворовые люди и друзья — вот круг лиц, которые чаще всего выступали в роли представителей. Но одновременно с ними начинают выступать и наемные поверенные. Институт профессиональных поверенных и развился из наемных представителей. В Псковской судной грамоте встречается запрещение поверенным вести более одного дела в день: «а одному пособнику одного дня за два орудиа не тягатся».16

     Это  постановление, несомненно, относится  к наемным поверенным и свидетельствует о том, что власти стремились поставить преграду начинавшему развиваться профессиональному ходатайству по чужим делам. В позднейших памятникам (Судебниках и Уложении Алексея Михайловича) постоянно упоминается о наемных поверенных. Например, в Судебнике 1550 г.17 говорится: «окольничему и дьяку вспросити истцов и ответчиков: кто за ними стряпчие и поручники». Такие же упоминания встречаются и в многочисленных указах, вошедших в Полное собрание законов.

     Однако  указания на какую-нибудь организацию  профессиональных поверенных в них не содержится. Кроме нескольких незначительных постановлений о запрещении ходатайствовать по чужим делам чиновникам, как служащим, так и отставным, или о необходимости совершения письменной доверенности, в законодательстве вплоть до издания Свода законов не регламентируется организация института поверенных.

     Необходимо  отметить, что до издания Судебных  уставов 1864 г. судебное представительство было свободной профессией, не связанной организационно-корпоративными обязательствами. В разные исторические периоды сфера деятельности поверенных была различной. В древние времена, когда уголовный процесс не отделялся от гражданского, участие поверенных допускалось в делах обоего рода. После того как судопроизводство начало делиться на две формы — гражданскую и уголовную (Судебники 1497—1950 гг.)18 Роль поверенных стала меняться. Уголовный процесс теперь составляли стадии: состязательный суд и следственный розыск привел к тому, что границы розыска расширялись и он постепенно оттеснил обвинительный процесс на второй план. При Петре I «розыск» становится основной формой и применяется и в уголовных и в гражданских делах.19

     К  участию в розыскном процессе  поверенные не допускались. Уголовные  дела разбирались в порядке следственного и тайного производства. Один из членов суда рассматривал акты предварительного следствия и делал из них извлечения или выписку, которая представлялась другим Членам суда и служила процессуальным основанием для вынесения приговора. Та часть процесса, которая составляет судебное следствие и является самым важным этапом для установления истины, отсутствовала. Ни о допросе свидетеля на суде, ни о разработке доказательств не было и речи. Само собой разумеется, что участие адвокатов в процессе не предполагалось. Они могли лишь быть уполномочены совершать вместо подсудимых «рукоприкладство под записками» в маловажных делах, оканчивавшихся в первой инстанции.

     С  развитием судопроизводства возникают  зачатки института правозащиты в уголовном суде, которую обеспечивали подсудимому прокуроры и стряпчие, возбудившие преследование за преступление. Обязанность наблюдения за соблюдением интересов подсудимого возлагалась на депутатов, избиравшихся из представителей того сословия или ведомства, к которому относился обвиняемый. Депутаты присутствовали на следствии, наблюдали за правильным его производством, а в случае необходимости могли высказывать собственное мнение. Прокуроры и стряпчие имели право предлагать суду свои заключения о невиновности Подсудимого.

     Гражданский  процесс основывался на тех  же принципах, что и уголовный. Предварительная подготовка к суду состояла в том, что тяжущиеся обменивались состязательными бумагами: прошением, ответом, возражением и опровержением. Эта процедура занимала не менее четырех месяцев и могла в некоторых случаях продол жаться до двух лет. Затем из сего производства делалась выписка или составлялась докладная записка. Этот документ представлялся тяжущимся для прочтения и подписи, причем они могли просить о его дополнении и изменении. При докладе дела в заседании суда до начала обсуждения его по существу, т.е. при чтении записки (выписки), могли присутствовать тяжущиеся или их поверенные. Но обсуждение дела и постановление решения происходили при закрытых дверях. Деятельность поверенных в гражданском процессе заключалась в «хождении по делу», т.е. в сочинении состязательных бумаг, их подаче, явках в суд, представлении доказательств, присутствии при докладе дела и т.д. Стряпчие часто не имели никаких юридических познаний и пользовались дурной славой хищников, мошенников. В народе их метко прозвали «крапивное семя»20. Их функции не были регламентированы законодательно.21

     Российские  цари были настроены против  создания в России адвокатской корпорации западного образца. Петр I считал «ходатаев» ябедниками, товарищами воров и душегубцев. По его мнению, адвокат своими пространными ходатайствами больше утруждает судью и запутывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению. Отрицательное отношение к идее учреждения адвокатуры по западному образцу сохранялось практически до отмены крепостного права. Весьма характерным в этой связи было высказывание Николая I: «Кто, кто погубил Францию, как не адвокаты? Кто были Мирабо, Марат, Робеспьер? Нет ... пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, — без них проживем».22

     Адвокатской  практикой занимались государственные служащие невысокого ранга в свободное время или находясь в отставке. Примечательно, что сам термин «адвокат» впервые был упомянут в Воинском уставе Петра I 1716 г.23

     Так  же существовала так называемая адвокатура Западного края.

Западным краем  в Российской империи XIX — начала XX в. именовались девять губерний западной части Европейской России: 6 белорусских и литовских (Северозападный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой. В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.

     Адвокатура  была организована и действовала  на основе польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.

Требования к  адвокату были следующие:

—  адвокат  должен быть природным дворянином;

—  иметь поместье;

—  не быть замеченным ни в каком пороке;

—  знать законы;

—  выполнять  данную присягу.

     Молодые  люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов).

Меценаты брали  на себя ответственность за своих  учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вместо себя в суд способных учеников, но под свою ответственность.

     Этот  институт просуществовал до 1840 г.

     К адвокатуре еще можно отнести институт депутатов при следствиях.

В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, принадлежавшими по своему званию к какому-либо ведомству, то в качестве лиц, их представляющих, могли допускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:

1)  первоначальные  следственные действия;

2)  исследование происшествия по горячим следам. Депутаты делились на постоянных и временных. Постоянные депутаты — депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими структурами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для проведения определенного следствия и с его окончанием утрачивали свои права. Постоянные депутаты вызывались следователями повесткой, а временные — через руководство своих ведомств. Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его конца или прибытия депутата.

     Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следствием, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием они имели право изложить свое мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при производстве как уголовных, так и гражданских дел24.

      Что являло собой представительство до судебной реформы 1864 г.? В России роль адвокатов выполняли ходатаи по делам, стряпчие. Их функции законодательно не были регламентированы. Постановления Свода законов по этому вопросу довольно бедны.

     Свод  законов, закрепив право за любым лицом, «кто может по закону быть истцом и ответчиком, производить тяжбу и иск через поверенного», и определив, что «поверенный, действуя в суде вместо доверителя, представляет его лицо», в то же время обозначил круг лиц, которым запрещалось заниматься судебным представительством. Все остальные граждане имели право быть поверенными. Постановления законодательства об установлении судебного представительства исчерпывались перечисленными правилами. По сути дела судебное представительство существовало не в качестве юридического института, а лишь в качестве обычно-правового.

     Судебное  представительство оставалось свободной  профессией. Каких-либо требований  в виде образовательного и «нравственного ценза» к поверенным не предъявлялось. Не существовало и их внутренней организации.

Информация о работе Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной России