Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:46, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа рассказывает об истории формирования и развития русской адвокатуры до 1917 г. В ней исследуется период становления адвокатуры в России в результате проведения судебной реформы в 1864, борьба прогрессивного и консервативного течения в адвокатуре и положительная роль, которую она в определенные моменты играла в общественно-политической жизни страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Адвокатура и Судебная реформа 1864:
предыстория, порядок проведения, основные направления………………8
§ 1. Развитие судебного представительства в России
до судебной реформы 1864 г………………………………………………..8
§ 2. Вопрос об организации адвокатуры
в процессе подготовки судебной реформы 1864 г………………………..20
§ 3. Судебная реформа 1864 года……………………………………….30

Глава 2. Присяжные поверенные……………………………………………40
§ 1. Правила приема в адвокатуру………………………………………..40
§ 2. Права и обязанности присяжных поверенных……………………...43
§ 3. Принятие и ведение гражданских дел……………………………….46
§ 4. Уголовные защиты……………………………………………………48
§ 5. Права и обязанности присяжных поверенных
по отношению к доверителям и клиентам………………………………….52
§ 6. Ответственность………………………………………………………57
§ 7. Помощники присяжных поверенных………………………………..59
§ 8. Советы присяжных поверенных……………………………………..64
§ 9. Общие собрания присяжных поверенных…………………………..68
Глава 3. Постреформенное развитие адвокатуры………………………….69
§ 1. Адвокатура и государство……………………………………………69
§ 2. Частные поверенные по закону от 25 мая 1874…………………….72
§ 3. Контрреформы.
Попытки уничтожения независимости русской адвокатуры……………..74
§ 4. Адвокатура и политика………………………………………………77
§ 5. Известные дореволюционные адвокаты……………………………79
Заключение…………………………………………………………………..88
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

     В отличие от суда присяжных особое присутствие судебной палаты представляло собой единую коллегию коронных судей и народных представителей, причем права всех членов присутствия были равны и в процессе судебного следствия, и при вынесении приговора. Но это формальное равенство не приводило к повышению их роли по сравнению с присяжными заседателями. Большое значение для независимости суда и упрочения принципа законности в уголовном и гражданском процессах дореволюционной России имело создание адвокатуры и реорганизация прокуратуры. Адвокатура, созданная судебной реформой, сразу заявила о себе решительно и смело.

     В  адвокатуру потянулись видные  юристы-профессора, прокуроры,     обер-прокуроры Сената и лучшие юристы, состоявшие при коммерческих судах. Сюда и вошел друг. На страницах газет и журналов все чаще стали встречаться имена адвокатов: Ф.Н.Плевако, В.Д.Спасовича, К.К.Арсеньева, Н.П.Карабчевского, А.И.Урусова, С.А.Андреевского, П.А.Александрова, В.М.Пржевальского, А.Я.Пассовера и других38.

     Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов.

     Вторую, низшую категорию адвокатуры  составляли частные поверенные. Они занимались малозначительными  делами и могли выступать в  тех судах, при которых состояли.

    В  Судебных уставах внутреннее  самоуправление адвокатурой определено по французскому образцу. Присяжные поверенные приписывались к судебным палатам (ст. 356), образовывали при каждой палате особую коллегию и при составе коллегии не менее 20 человек входили в палату с просьбой о разрешении им избрать совет. После этого палата назначала одного из своих членов, который созывал присяжных поверенных и открывал общее собрание, где и производились выборы председателя совета простым большинством голосов (ст. 357,360). Помимо советов закон предусматривал создание отделений совета.

    Статья 366 постановляет: «...Если в каком-либо  городе, в котором нет судебной палаты, имеют местожительства более десяти поверенных, то они могут с разрешения состоящего при местной судебной палате совета присяжных поверенных избрать из среды себя отделение совета при Окружном суде, в таком составе и с теми из принадлежащих совету нравами, которые будут им самим определены. Об учреждении такого отделения совета присяжных поверенных и о правах, ему советом предоставленных, должно быть доводимо до сведения судебной палаты»39.

     Большое  значение для утверждения новых  демократических принципов судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзора дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах.

     В  соответствии с судебными уставами  учреждались должности прокурора  судебной палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся принцип несменяемости.

     Первое  поколение работников прокуратуры  немногим уступало своим коллегам-противникам – адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого во что бы то ни стало. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни в последствии не была подвержена коррупции.

     Между  обвинением и защитой происходили  публичные состязания в правильном понимании и применении закона, в остроумии, в блеске фраз и в постижении тончайших зигзагов человеческой души. Прокуратура щеголяла «беспристрастием», защита брала изворотливостью и патетикой.

     Таким  образом, судебная реформа создала  не только новый суд, но и  новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и представление о законности и правосудии.

     Учреждением  судебных установлений (ст.237 и 239) предусматривалось, что основой  внутренней самостоятельности судей  служат прочность судейских должностей и равенство судей: у них не может быть начальников; члены всех судебных инстанций как судьи равны между собой, а сами судьи различаются только по степени власти – суды первой и высших инстанций. Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями.

     Губернатор  уже не мог, как раньше, арестовать  судью за несоответствующий его представлению о законе приговор, а подсудимые и потерпевшие, истцы и ответчики были избавлены от необходимости задабривать судебных чиновников. Избираемые мировые судьи пришли на смену полицейским чиновникам. Вину подсудимого нужно было доказывать гласно, в борьбе с адвокатурой перед лицом представителей населения – присяжных заседателей. Суд присяжных оказал мощное благотворное влияние на всю судебную систему и даже, в некоторой мере, на политическую систему России.

     Первые  шаги новых судов, и в особенности суда присяжных, были встречены одобрением и правительства, и печати.40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Присяжные  поверенные 

§ 1. Правила приема в адвокатуру 

     Право  па получение звания присяжного  поверенного имели только те лица, которые соответствовали установленным в законе условиям. Эти условия были разделены на две категории — положительные и отрицательные.

     По  ст. 354 Учреждения судебных установлений  присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и, кроме того, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. Такие условия предоставляли полную возможность обеспечить классовый состав адвокатуры.

     По  временным правилам, содержавшимся в «Положении о введении в действие Судебных уставов» от 19 октября 1865 г. и действующим до конца 1871 г., в число присяжных поверенных могли быть приняты также: лица, окончившие высшее учебное заведение, хотя и не юридическое; или не имеющие высшего образования, но прослужившие по судебному ведомству не менее пяти лет и в течение этого времени занимавшие не менее года должность секретаря сената, или такие должности, на которых могли приобрести практические знания в производстве и решении судебных дел.

     Установленный  законом пятилетний срок практической подготовки к званию присяжного поверенного советы присяжных поверенных считали слишком продолжительным и не раз обращались в судебные палаты с просьбой об его сокращении. Однако представления эти оставались без последствий.

     В  ст. 355 Учреждения судебных установлений перечислялись отрицательные условия для претендующих на звание присяжного поверенного.   Присяжными    поверенными    не    могли быть: «1)  не достигшие 25-летнего   возраста;   2) иностранцы; 3)   объявленные   несостоятельными   должниками; 4)  состоящие на службе от правительства   или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные  или   общественные   должности   без    жалованья; 5)  подвергшиеся   по   судебным   приговорам   лишению или ограничению прав состояния,  а также  священнослужители, лишенные  духовного  сана по  приговорам духовного суда; 6)  состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие  за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, находясь под судом за такие преступления или проступки, не  оправданы  судебными приговорами;   7)   исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех обществ, к которым они принадлежали; 8)  те, которым по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных».41

     Но, кроме  того, советы при рассмотрении  вопроса о приеме в адвокатуру  стали руководствоваться также и  сведениями  о  «нравственных качествах»   кандидата на   звание   присяжного   поверенного.    При    этом    они ссылались на ст. 380 Учреждения судебных установлений, в которой говорилось:   «Приняв в соображение все  сведения,   которые признает нужными, совет или принимает его, или отказывает в приеме». В законе имелось в виду предоставить совету возможность «нравственной» оценки поступающего на основе всевозможных   сведений о его личности. В связи с этим Правительствующий   сенат разъяснил, что совет не только не обязан,   но   и   не вправе мотивировать свой отказ. Из решений сената следует также, что кассационные  жалобы на определения судебной палаты по жалобам на совет об отказе в принятии не допускаются.42

     Петербургский совет, руководствуясь ст. 380 Учреждения судебных установлений, считал себя вправе проводить экзамены для кандидата с целью проверки его практической подготовки.

     Формальная  сторона поступления в присяжные  поверенные состояла в том, что претенденты на это звание подавали заявление в совет с приложением необходимых документов, Совет рассматривал эту просьбу, затем принимал постановление о принятии кандидата или об отказе. В случае отказа проситель мог в двухдневный срок принести жалобу в судебную палату, и палата имела право принять его, несмотря на отказ совета. Лицо, принятое в присяжные поверенные, получало свидетельство и после этого принимало присягу. Затем его включали в специальный список присяжных поверенных и о его принятии публиковалось ко всеобщему сведению. В тех округах, где не было советов, эти заявления подавались в окружные суды.

     Порядок  поступления в присяжную адвокатуру  состоял из двух моментов: принятия и приписки. Принятие в присяжные поверенные зависело от совета; его решение — основной акт зачисления в адвокатуру. В том случае, когда один совет отказывал просителю в приеме, это же лицо при тех же данных могло быть принято другим советом. Определения совета об отказе в приеме, основанные на условиях формальной правоспособности, могли быть обжалованы в судебную палату и затем в Правительствующий сенат; но определения совета о непринятии, основанные на нравственной оценке личности, обжалованию не подлежали. Приписка носила формальный характер: она осуществлялась судебной палатой на основании определения совета о принятии данного лица в число присяжных поверенных. Процесс приписки состоял из внесения фамилии принятого в список присяжных поверенных округа, в подписи на свидетельстве, выданном советом, и в публикации о его принятии. 

  
 
 
 

§ 2. Права и  обязанности присяжных поверенных 

     Судебные  уставы подробно регламентировали  права, обязанности и ответственность присяжных поверенных.

     Важное  право присяжных поверенных на  корпоративное устройство выражалось в том, что поверенные каждого округа судебной палаты сами из своей среды избирали совет. Права же их как отдельных членов сословия были довольно немногочисленны. На первое место следовало бы поставить исключительное право (монополию) на получение доверенностей для хождения по чужим «тяжебным делам». Но это право так и не было реализовано, так как оно находилось в зависимости от «признания Государственным советом по представлению министра ..юстиции достаточным числа присяжных поверенных, имеющих жительство в известной местности», что, как известно, так и не состоялось.

     Присяжные  поверенные пользовались некоторыми  привилегиями:

1) правом вести  гражданские дела во всех судебных установлениях без получения свидетельств на право ходатайства по чужим делам, установленных ст. 406  Учреждения судебных установлений;

2) правом получения  вознаграждения за ведение дел  по таксе, приложенной к ст. 396 Учреждения судебных установлений, если между присяжными поверенными и доверителями не было заключено особого условия;

3) правом удостоверять  свое полномочие в общих судебных  местах не только доверенностью,  «засвидетельствованной в установленном порядке, но и доверенностью, в которой подпись доверителя засвидетельствована полицией, нотариусом или мировым судьей, а также словесным объявлением доверителя и поверенного, записанным в журнале суда;

4) правом передавать  друг другу состязательные по  гражданским делам бумаги без  посредства судебных приставов или судебных рассыльных;

5) правом быть  защитником лиц, обвиняемых в государственных преступлениях и судимых в Верховном уголовном суде.

     Вознаграждение  присяжного поверенного за его  труд определялось письменным соглашением его с доверителем и клиентом; при отсутствии такого соглашения вознаграждение определялось специальной таксой (только для гражданских дел), установленной министром юстиции. Вначале предполагалось издавать такую таксу раз в три года, но это не было осуществлено, и установленная в 1868 г. такса оставалась в силе. Основным критерием при определении размера гонорара служила цена иска, но при этом с увеличением цены иска процент уменьшался. В случае проигрыша дела размер гонорара уменьшался: поверенный истца получал четвертую, а поверенный ответчика — третью часть от причитавшегося ему гонорара.

Информация о работе Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной России