Внутренняя политика абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов ( 1725-1762 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:05, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в конкретно хронологическом рассмотрении внутренней политики абсолютизма, эпохи переворотов и носит многоаспектный характер, освещаемых вопросов, касающейся политической, социальной, экономической сфер.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Внутренняя политика абсолютизма 1725-1730 гг. ...........................10
Глава 2. Внутренняя политика Анны Ивановны 1730-1740 гг. ..…………..33
2.1 Начало царствования Анны Ивановны и ее внутренняя политика 1730 - 1735гг. ...…….…………….. ……………………………………………..………...33
2.2. Деятельность кабинета министров в 1735-1740 гг. …………………………50
3. Правление Елизаветы Петровны 1741-1761 гг. ……….……………….…..64
3.1 Переворот 25 ноября 1741 г. ……………………………………………….….64
3.2. Внутренняя политика Елизаветы Петровны в 40-х гг. ....…………….…….75

3.3. Роль приближенных императрицы в 50 – 60 гг. ……………….……….…...86
4. Петр III и его внутренняя политика 1761-1762 гг. …………………...……99
Заключение……………………………………………………………………….109
Примечания………………………………………………………………………113
Список источников и литературы…………………………………………….116

Файлы: 1 файл

Дворцовые перевороты.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

Помимо Кадетского корпуса правительство Анны обращало внимание и на другие учебные заведения. Так, в июле 1731 года были восстановлены ликвидированные при Екатерине I цифирные школы в ведении Адмиралтейской коллегии. А в сентябре 1732 года был издан указ о создании школ для солдатских детей при пехотных гарнизонах.

Дворянство не было единственной социальной группой, о которой заботилось аннинское правительство.

В июне 1734 года был основан Кадетский корпус, был издан указ, регламентировавший повинности купцов относительно службы по выборам и в целом направленный на их облегчение. В частности, указ предписывал, освобождать от службы фабрикантов и заводчиков, действительно занятых производством, а также «одиноким» купцов на имеющих работников, могущих заменить их в лавках, «от которых, ежели отмечены будут, то могут себе повреждения принять». Тем же указом будут сбор кабацких и таможенных был возложен на ратуши.

Эти меры должны были не только снять напряжение в одном из слоев русского общества, но и способствовать развитию торговли и предпринимательства. В июле 1731 года по доношению Комиссии о коммерции был принят указ о разрешении всякого звания иноземцам свободной торговли на территории России при условии уплаты ими таможенных пошлин. Вскоре пошлина и новый таможенный тариф. По нему пошлины на ввозимые в России товары, имевшие аналоги русского производства, были снижены в целом с 75 до 20%, а пошлины на вывозимые товары почти полностью отменены. В ноябре 1732 года был издан специальный указ о размножении суконных фабрик, разрешавший заводить из всем, кроме крестьян, и обещавший выдачу новым фабрикантам ссуд и привилегий; указ был вновь повторен в марте 1734 года. В 1733 году была создана комиссия для изучения вопроса о целесообразности передачи казенных горнорудных заводов в частные руки.

Важное место в законодательстве начиная с 1732 года занимает тема развития коннозаводского дела, ставшая затем постоянной до конца царствования Анны Ивановны. Специальный указ был принят и о производстве поташа, составляющем важную отрасль российской торговли. С 1733 года в российском законодательстве появляются акты с формулой «по указу ее императорского величества» и за подписью кабинет – министров, что знаменует дальнейшее повышение значения Кабинета.

В январе 1733 года в связи с делом князей Мещерских, уличенных в злостном ростовщичестве, учрежден 8-процентный кредит из монетной конторы, и таким образом, было положено начало банковскому делу в России. Продолжается регулирование и других хозяйственных сфер. Так, проявляются многочисленные указы о порядке продажи соли оптом и в розницу, об организации почтовой связи, строительстве дорог и мостов.

В апреле делается еще один важный шаг в организации контроля на местах: создается полиция в 23 губернских и провинциальных городах.

Вновь в 1733 году подверглись реорганизации учреждения, связанные с финансами и сбором недоимок: была издана инструкция Ревизион  - коллегии, при которой учреждались доимочная и счетная конторы. Учреждался и Доимочный приказ, позднее присоединенный к Канцелярии конфискации. В осознании правительством реальных причин критического положения со сбором налогов важную роль, сыграл А. Маслов. Летом он подал императрице проект, в котором четко обозначил причины бедственного положения крестьянства:

1). Необходимость платить за «убылых», за умерших и беглых;

2). Злоупотребления светских и духовных владельцев, определяющих объем крестьянских повинностей, «кто как хотел по своей воле», и при этом не оказывающих помощи крестьянам, оказавшимся в трудном положении;

3). Обиды и злоупотребления сборщиков податей.

Маслов предлагал: простить подушину за 1735 год, обязать помещиков заботиться о крестьянах и самим готовить предельные объемы крестьянских повинностей в отношении землевладельцев, создать запасы хлеба на случай неурожаев и организовать в Москве рабочие места «для проживания» разорившихся крестьян.

Не оставались вне поля зрения правительства и права подданных. Так в январе 1735 года со ссылкой на петровский указ 1717 года был издан запрет на игру в карты и кости на деньги, а в следующем году было запрещено пускать в трактиры и иные питейные заведения пажей и камер – пажей, а также воспрещалось разрешать им играть на бильярде. В целом можно дать такую оценку деятельности правительства: Царствование Анны Ивановны началось с событий, вошедших в историю «затейка верховников». Рассматривая внутреннюю политику России в царствование Анны Ивановны следует помнить, что ее формирование происходило в необычных условиях и в значительной мере под непосредственным влиянием обстоятельств воцарения императрицы. По существу государственная власть впервые столкнулась с фактом существования в стране социальной группы, способной к самоорганизации и защите собственных сословных интересов. Вполне понятно, что политическая стабильность при таких обстоятельствах могла быть обеспечена только по пути компромисса с этой группой. У Анны в момент прибытия в Москву совей «команды» не было, и ее еще предстояло сформировать, опираясь на тех, кто помог избавиться от опеки верховников, и следовательно, уже связал с нею свое политическое будущее. Вместе с теми показательно, что во всех спорах периода междуцарствия ни разу не возникал вопрос о легитимности власти новой государыни, которая вроде бы ни у кого сомнений не вызывала, и, соответственно, по крайней мере доказывать свое право на престол Анне было не нужно, что уже само по себе укрепляло ее положение. Способствовал этому и способ обретения ею самодержавия, который, выглядел как удовлетворений народных чаяний, ибо дворянство не только декларировало, что выступает от имени всего народа, но, по-видимому, и само так считало, заставляя поверить и императрицу с ее окружением. Иными словами, сугубо дворянские интересы невольно воспринимались как часть общенародных. Все эти факторы следует учитывать оценивая те или иные действия правительства Анны.

В целом политика проводилась в духе петровского периода. Дело в том, что основы политики были заложены раннее и теперь, по мнению правительства, следовало продолжать и развивать начатое, не производя радикальный изменений, но дожидаясь результатов уже сделанного. Но правительство однако вовсе не отказалось от нововведений.


2.2 Деятельность кабинета министров в 1735-1740 гг.

 

              В июне 1735 года Кабинет министров, окончил первый период своего сосуществования, когда указом императрицы подписи трех кабинет – министров были приравнены к ее собственной.

              В самом начале 1735 года императрица отдала кабинет – министрам подданный ею проект и для его обсуждения приказала в Кабинете быть собранию из особ назначенных ее самою.

              В проекте говорилось:

1). В государстве много иноверных народов, называемых ясачными: прежде всего платили деньгами и звериными кожами, но когда установлена подушная подать именно 110 копеек, а так как эти народы поселены на самых лучших местах, в хлебе и скоте имеют большое довольство, притом звериные, рыбные ловли и пчеловодство, многие из них торгуют, то эта подать для них безмерна легка, поэтому надобно положить на них еще прибавочную подать умеренную, со всякой души 150 копеек в год.

2). Надобно ясачным волостям ревизию сделать, приемщиков наказывать и, сверх того, за то, что принимали, прибавить к подушному окладу в год по 10 копеек для страха впредь.

3). Завести магазины и наполнять их при дешевых ценах, а голод продавать по умеренным ценам.

4). Необходимо уменьшить в государстве винокуренные заводы, особенно во внутренних и малохлебных местах, в Новгородской, Московской, Нижегородской, Смоленской губерниях, так как хлеб идет не на пропитание голодающему народу, а на производства вина.

5). Учредить особую контору и подчинить ее Сенату она должно знать, где есть хлебные и бесхлебные места, по какой цене в котором месяце бывает в губерниях во всех городах какой хлеб в продаже, знать положение и расстояние мест и течение рек: контора эта также должна заботиться о пресечении побегов57.

Главный вопрос о ясачных решил обер – прокурор Анисим Маслов, представив ведомости, что иноверцы платят теперь гораздо больше, чем платили прежде, и такого числа их нет, как написано в представлении, именно по справке явилось меньше половины, и чрез прибавку податей можно получить только 80.000 рублей, но из-за таких небольших денег не стоит подвергаться опасности, что ясачные разбегутся к чужим народам58.

Затрону, еще более болезненную тему того времени, бедствие которое должно было обращать на себя внимание полиции – пожары.

В 1755 году объявлено петербургским жителям с подпискою, чтоб чистили трубы и смотрели за их твердость. В следующем году велено уничтожить пивоварни между жильем. Полиция содержала печников и трубочистов; последние получали с обывателей по копейке с каждой печи. Во время сильного пожара в Петербурге в 1736 году «многие от солдат и матросов беспорядки происходили, и вместо тушения пожара многие из них только грабеж и воровство пуще разбойников ударились на почтовом дворе из тех пожитков, которые от самих хозяев выношены были, сундуки и бумаги разбросали и одним словом сказать, так поступали, что и в неприятельской земле хуже поступать было невозможно».

В Москве сильный пожар 3 июля 1736 года, по Новинским и около Арбата, во время которого сгорело 817 дворов, заставил распорядиться, чтоб улицы были широкие, свободные и прямые, от четырех до девяти сотен в поперечнике, московская ратуша должна содержать четыре больших заливные трубы. Но в то время как хлопотали о прелице, страшное бедствие постигло части самые значительные и населенные.

29 мая 1737 года, в Троицын день, одиннадцатом часу утра загорелось недалеко от Каменного моста, в приходе Антипы чудотворца, в доме Милославского. При странном вихре пламя начало разбрасывать во все стороны, выгорел Кремль, Китай и Белый город, в Земляном выгорели Басманные улицы, старая и новая, Немецкая слобода, слободской дворец, Лефортовская слобода. Пожар длился до четвертого часу утра 30 числа. Сгорело внутри 39 церквей, обгорело снаружи 63, монастырей – 11, дворцов – 4, богаделен 17, частных домой 2527, людей погибло 94 человека.

Из коллегий, канцелярий, контор и приказов показано убытку на 414825 рублей; по заявлению частных лиц убытку понесено ими на 1.267384 рубля59.

Этим пожаром в столицах летом 1734 и 1735 годов предшествовали пожары лесные. В июле 1735 года императрица писала генералу Ушакову: «Андрей Иванович! Здесь в Петербурге так дымно, что окошка открыть нельзя, а все от того, что по прошлогоднему горит лес; нам то очень удивительно, что так никто не смотрит, как бы оные пожары удержать и уже горит не первый год. Вели осмотреть, что горит и отчего оное происходит и притом разошли людей и вели как можно скорее, чтоб огонь затушить60.

1736 год начался указом, имевшим важнейшее значение с точки зрения как развития социальных отношений, так и развития промышленности. Им регламентировались права фабрикантов на владение крепостными. С одной стороны, указ повторял норму Плаката 1724 года, обязывавшею владельцев заводов выплатить помещиком за их бывших крестьян, ставших мастерами, по 50 рублей. С другой – все рабочие, которые, работая на заводе, обучились какому-нибудь мастерству «а не в простух работах обретались», объявлялись собственность заводчиков. Так по существу окончательно была ликвидирована категория «вольных и гулящих» людей, служивших источником вольнонаемного труда на мануфактурах. Отныне, объявлял указ, «в те работы принимать им вольных с паспортами и записями так, как обыкновенно чинится». Одновременно указ подтверждал право заводчиков покупать крестьян «токмо без земель же и неполными деревнями» 61.

Расширилась и сфера крепостничества как система отношений, охватившей еще одну группу населения. Но вместе нельзя не заметить, что по своему содержанию указ противоречил чаяниям дворянства получить монопольное право на владение крепостными.

Осенью 1736 года были приняты новые меры по экономии денежных средств. Сперва было решено всем служащим правительственных учреждений, кроме чиновников Кабинета. Академии наук и иностранцев, половину жалованья выдавать «сибирскими товарами», а позднее со ссылкой на петровское законодательство 1723-1724 гг. было установлено, что чиновники, служащие в Москве, должны получать жалование вполовину меньше своих петербургских коллег.

В самом конце 1736 года были предприняты еще две важнейшие меры социального характера. Правительство вспомнило о существовавшей в XVII в практике наделения служилых людей по прибору поместной землей в пограничных районах страны, где они без дополнительного жалованья охраняли государственные рубежи. В связи с этим появился указ, по которому отставные унтер-офицеры, не имевшие иной недвижимой собственности, наделялись земельными участками размером от 20 до 30 четвертей на пустых, т.е. на заселенных крестьянами землях. По всей видимости, данная мера была направлена не столько на окраску границ, сколько на социальное обустройство «без определения шатающихся», глядя на которых еще не вышедшие в отставку «не так ревностно службу отправляют, а военное значение, однако, имело то, что указ регламентировал характер новой по сути формы землевладения. Она объявлялась наследственной, но ее запрещалось продавать и отдавать в приданое дочерям. После отца земля переходила к старшему сыну, который обязывался кормить своих младших братьев. Когда же они «поспеют на службу», тем отводить особые участки». В случае отсутствия у владельца сыновей земля наследовалась его вдовой и дочерьми, которым, впрочем, предписывалось выходить замуж только за солдатских детей.

Указ предусматривал строительство во вновь создаваемых поселениях школ и церквей.

Вторая важнейшая мера конца 1736 года касалась дворянства. В последний день года был издан высочайший манифеста, установивший срок службы в 25 лет.

Указ 31 декабря 1736 года касается только тех, которые в продолжении 25 лет служили верно и порядочно, как верным рабам и честным сынам отечества надлежит, а не таких, которые всякими способами от прямой службы отбывали и время проводить исками» 62.

Генерал – прокурору велено было поступать по следующим пунктам, которые он должен был держать в секрете:

1). Прежде отставки подлинно осведомиться о прямых офицера летах;

Информация о работе Внутренняя политика абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов ( 1725-1762 гг.)